И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

       Конспект урока для учителей русского языка и литературы ведущих в 5-х классах. Тема урока: И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. "Муму". Историко-культурный контекст рассказа. 

      Учащийся рассказывает кратко о биографии И.С.Тургенева. Учитель ведёт рассказ о крепостном праве. На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что ребята знают о крепостном праве? Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму».

Рассказ подготовленного ученика о собаке, по кличке Муму. Затем читают в слух 1 главу и беседуют. Учитель задаёт вопросы: Что мы узнали о барыне?

Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?        В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне? Нарисуйте словесный портрет барыни.                                                                                                                      

 Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889)      — Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина? и т.д.

Затем делают выводы.Почему же  Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди?

- Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

- Каково авторское отношение автора к главному герою? 
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №454

Липковская Татьяна Дмитриевна

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности.

«Муму». Историко-культурный контекст рассказа.

Глава 1: Герасим в деревне и в городе

I.Оргмомент.

II. Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева

«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на образованность и ум была жестокой помещицей-крепостницей. Она могла оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню горничную за то. Что та не успела вытереть пыль со столика, или садовника выпороть, если кто-то сорвал любимый цветок помещицы.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в возрасте 15 лет, поступает в Московский университет на словесный факультет, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию. 
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Много пишет.

III. Сообщение учителя о крепостном праве

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

  Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие  несколько тысяч «душ».

 Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

 Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

 Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.  

Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва  (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Прототипами героев рассказа стали реальные люди

Рассказ подготовленного ученика

В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

Таким образом, Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

IV. Чтение 1 главы

V. Беседа

  — Что мы узнали о барыне?      В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.
      — Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?      Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость — совсем мрачной.

 – В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?

– Нарисуйте словесный портрет барыни.                                                                                                                      

- Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889)      — Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина?
      
Старуха-помещица доживает последние дни в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой.
      Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.
      Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.
      Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.

- Сравните двух помещиц.

-— Итак, обобщим наши наблюдения. кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? Кто готов?
- Автор в тексте называет Герасима «…самым замечательным лицом…». Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (
хорошее, выдающееся, лучшее, доброе, выделяющееся, заметное.)

- Почему же автор называет Герасима «самым замечательным лицом», выделяет его из всех? Герасим немой, сам о себе он рассказать не может. Поэтому представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими.   Найдите портрет Герасима.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Что  главное отмечает в портрете Герасима автор? ( «… Двенадцать вершков роста, сложенный богатырём…»).

- Кого на Руси называли богатырями? (богатыри не только физически сильные люди, но и добрые, способные оказать помощь.)

- Как автор называет его работу? (неистомной) Как вы понимаете значение этого слов ( не знает усталости, хотя работает с утра до вечера)

- Почему автор говорит: «…весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, взрезывал упругую грудь земли...»? (труд для Герасима-радость)

- Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? (Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)

- Привычный ход жизни нарушен? Как сказано об этом в тексте? ( «Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался  едва ли не самым исправным тягловым мужиком.)

-  Чем занимался Герасим  городе? (…Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и определили  его дворником.)

- Как относился Герасим к своим обязанностям? Найдите сравнение в описании его работы.
      
«...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
    - С кем сравнивает Тургенев Герасима и почему? ( 
«Как дерево растёт на плодородной почве.».- его почва – деревенская жизнь, «…как молодой здоровый бык,…» -подчёркивается сила, мощь, «походил на гусака…»- гусь –птица рассудительная, подчёркивается чувство собственного достоинства, надёжность)

- Как чувствует себя Герасим в Москве? Почему Герасим «…вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»? (Пойманный зверь испытывает страх, ужас от неизвестности, страдает.  Не понимает своего положения, привык к воле, к полям, всегда был в деревне занят.)

- Каморка Герасима. ( Зачитываем описание жилища Герасима).

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника? (Делаем вывод, что всё прочное и крепкое, с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный, основательный).

   - Какие отношения сложились у Герасима с окружающими? (« …А что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его…». Говорим, что петухи при нем не дрались, а гусей он уважал.)

- Как относился он к дворне?       «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых

VI. Выводы

- Почему же  Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди?(Богатырь, трудолюбивый, во всём порядок,  все уважают, нет больше таких людей среди челяди.)

- Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

- Каково авторское отношение автора к главному герою? (Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя).
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

VII. Домашнее задание.

читать гл.2,

инд. задание: подготовить выразительное чтение по ролям: диалог барыни с Гаврилой стр.124, Гаврилы с Капитоном стр.27-30


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев. «Муму »

Слайд 2

Главный герой этого произведения - Герасим - мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём, необычайной силы.

Слайд 3

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке .

Слайд 4

Несчастье его заключалось в том, что от рождения был глухонемым.

Слайд 5

Кроме того, Герасиму нравилась девушка по имени Татьяна, которая не отвечала взаимностью.

Слайд 6

Герасим стал счастлив, лишь когда спас тонущего в реке щенка.

Слайд 7

Он звал собаку, характерным для немых, мычанием, а дворовые звали ее Муму. Герасим ухаживал за ней, любил её без памяти. Она приносила ему огромную радость.

Слайд 8

Муму привязалась к своему хозяину, постоянно сопровождала его . Собака была умна, попросту не лаяла, отлично сторожила.

Слайд 9

Шло время. Герасим очень был доволен своей судьбой, до тех пор пока не случились некоторые обстоятельства.

Слайд 10

Однажды барыня, увидев Муму, приказала привести её. При знакомстве, собака оскалила зубы, после чего барыня велела убрать со двора животное.

Слайд 11

Один из дворовых продал Муму на базаре за полтинник.

Слайд 12

Автор описывает неравнодушие Герасима к Муму после ее исчезновения: повсюду бегал, искал, кликал по-своему, имел истомленный вид, неверную походку, запыленную одежду, безжизненное и окаменелое лицо.

Слайд 13

И вновь, его отношение к Муму после возвращения: крик радости, стиснул в объятьях, обласкал ее.

Слайд 14

Герасим догадался, что собаку свели по приказанию барыни, поэтому он прятал ее в своей каморке. Но однажды на ночной прогулке Муму выдала себя громким лаем.

Слайд 15

Барыня ради своего спокойствия велит избавиться от животного.

Слайд 16

Герасим взял на себя ответственность уничтожить Муму . Он решил утопить любимое животное.

Слайд 17

В трактире он накормил собачку, долго смотрел на нее, две слезы выкатились из его глаз.

Слайд 18

Ему нелегко было выполнить данное обещание . В лодке на реке он приник головой к собаке. С болезненным и озлобленным лицом, закрытыми глазами Герасим утопил животное.

Слайд 19

Сразу после этого он покинул усадьбу. В родную деревню он шел безостановочно, с отвагой и радостной решимостью.

Слайд 20

Со слов сестры автора сюжет повести « Муму » - не вымысел, а основан на реальных событиях. Под образом барыни явилась его мать Варвара, а персонажем Герасима был немой дворник Андрей, Муму - собака породы спаниель. Разница с повестью только в том, что Андрей остался служить барыне. мать Андрей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму».

Конспект урока по литературе И.С. Тургенев "Муму"...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»

Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...

Урок литературы в 5 классе по теме"Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности"

Модель,  технологическая карта  урока литературы для 5 класса  с презентацией...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно ...

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности.

И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Глава 1: Герасим в деревне и в городе...