Методическая разработка открытого урока литературы.
методическая разработка по литературе по теме

Пересыпкина Галина Анатольевна

Методическая разработка открытого урока литературы (2 часа). Урок-путешествие по страницам жизни и творчества М. Горького.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский горно-промышленный техникум»

Забайкальский край

Методическая разработка открытого урока - путешествия по страницам жизни и творчества М. Горького

Разработал:

Г.А.Пересыпкина,

преподаватель русского языка

 и литературы

г.Краснокаменск

2018г.

Тема занятия (2 урока)Урок - путешествие по страницам жизни и творчества М. Горького.

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель занятия: дать представление о жизненном и творческом пути

А.М. Горького, научить выделять главное, делать собственные выводы

Задачи:
Образовательные:

- продолжить знакомство с биографией и творчеством М. Горького;
- повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;

- выявить особенности романтического произведения М. Горького «Старуха Изергиль».
Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства патриотизма; чувства уважения к окружающим.
Развивающие:
- совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, дополнительной литературой;  способности обобщать и делать выводы;
- развивать навыки устной монологической речи.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- ноутбуки.

Методическое обеспечение занятия: 

- презентации в PowerPoint «Жизнь и творчество А.М.Горького»;

-видеоролик в программе Windows Movie Maker;

-отрывки из художественного фильма «Детство»;

- виртуальная экскурсия в музей М. Горького в Казани;

-раздаточный материал (инструкционная карта,  тест.);

- тексты художественной литературы (рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль»);

-газета «Вечная слава героям!»;

- технологическая карта урока. 

Индивидуальные опережающие задания студентам (ИОЗ): 

подготовка сообщений и презентаций по биографии М. Горького, о романтизме, чтение рассказа «Старуха Изергиль», создание базы видеоролика. 

В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…

М. Горький

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. I. Актуализация знаний обучающихся (проводится в форме фронтальной беседы)

         1). Просмотр отрывков из художественного фильма «Детство»

         2). Фронтальная беседа (вопрос-ответ):

-сюжет какого произведения напомнили вам отрывки художественного текста? (повесть «Детство»);

-назовите героев этого произведения (Алеша, бабушка, дед Каширин и др.). 

-кто является автором этого произведения? (М. Горький);

Очень сложной была судьба этого писателя, трудным было детство, он, может быть, и псевдоним выбрал в соответствии с этим.

- какое еще произведение М. Горького вы помните из школьной программы? («Песня о Соколе»).

3). Попробуйте сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока

(возможный ответ - изучение жизни и творчества М. Горького)

- к сегодняшнему уроку вам были даны индивидуальные опережающие задания (ИОЗ),  чтобы мы смогли совершить путешествие по страницам жизни и творчества М. Горького.

ЗАПИШЕМ ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЬ

  1. Изучение нового материала (путешествие)

Представляю вам нашего гида – Стрельникову Ирину. 

Гид — проводник, экскурсовод, ‎сопровождающий туристов или экскурсантов и объясняющий осматриваемые ими достопримечательности. Гид — справочник, путеводитель по достопримечательным местам, выставкам, музеям...

! Задание  студентам: слушаем, смотрим, записываем, запоминаем

Стрельникова И. (на фоне презентации)

Итак, мы начинаем наше путешествие. Страница первая.

РАННИЕ ГОДЫ

Алексей Максимович Пешков (М. Горький — псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г. Отец, Максим Саватеевич  Пешков, столяр-краснодеревщик, рано умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина, дочь владельца красильной мастерской, Василия Васильевича Каширина, рано скончалась от чахотки. Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко, его спасала любовь бабушки-Акулины Ивановны. В 6 лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту. Обучался 2 года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал: рассыльным в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходах. И очень много с жадностью читал, особенно русскую литературную классику.

Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая поступить в университете.

А сейчас совершим виртуальную экскурсию в музей М. Горького в Казани (видеоролик).

Там познакомился со студентами, бывал на их сходках, читал запрещенную литературу. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником Михаилом Антоновичем Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах. Пережитое за все эти годы вошло в автобиографическую трилогию М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». В Нижнем познакомился с Владимиром Галактионовичем Короленко, который поддержал его творческие начинания и назвал «самородком с несомненным литературным талантом».

Мы перелистнули первую страницу нашего путешествия. Страница вторая.

Зайцев Д.

СТАНОВЛЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ

Весной 1891 г. Горький покидает Нижний Новгород и отправляется по стране, в Тифлис, где местная газета в сентябре 1892 г. напечатала дебютный рассказ 24-летнего Максима Горького – «Макар Чудра». В октябре того же года Горький возвращается в Нижний Новгород, и потом там создает свой первый роман – «Фома Гордеев», в 1901году лично знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и Львом Николаевичем Толстым, под их влиянием прозаик впервые обратился к жанру драматургии, написав пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). Перенесенные на сцену, они пользовались огромной популярностью. «Мещан» поставили в Берлине и Вене, что принесло Горькому известность европейского масштаба.

В апреле 1901 года Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге, а затем в мае выслан в Арзамас под надзор полиции, но в августе 1902 г. «дело» Горького было прекращено за недостаточностью оснований для обвинения, и арзамасская ссылка закончилась. Горький не остался в стороне от революции 1905 г., осенью стал членом Российской социал-демократической рабочей партии, в эмиграции он пишет роман «Мать», который положил начало новому направлению в литературе - социалистического реализму. В 1913 г. Горький вернулся в Россию, приступает к написанию художественной автобиографии. Если Февральскую революцию Максим Горький встретил с энтузиазмом, то на события октября 1917 г. его реакция была более противоречивой. Тем не менее уже во 2-ой половине 1918 г. Горький является союзником власти большевиков, хотя демонстрирует несогласие с рядом их принципов и методов, в частности, по отношению к интеллигенции.

Мы перелистнули вторую страницу нашего путешествия . Страница третья

Твердохлебов И.

ПЕРИОД ЭМИГРАЦИИ И ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

В 1921 г. Горький уезжает за границу, в Европу. Согласно широко распространенной версии, он сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился за здоровье великого писателя в связи с обострением его болезни (туберкулеза). В честь 60-летия литератора в 1928 г. советское правительство и лично Сталин пригласили Горького приехать в Советский Союз, организовав ему торжественный прием. В 1932 г. Максим Горький возвращается на родину окончательно и становится лидером новой советской литературы. Великий пролетарский писатель, как его стали называть, ведет активную общественно-организаторскую работу, основывает большое количество печатных изданий, не забывая и о литературном творчестве (пьесы «Егор Булычев и другие», роман «Жизнь Клима Самгина»). В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 г., 18 июня, страну облетело известие о том, что Максима Горького не стало.

Мы перелистнули третью страницу нашего путешествия. Страница четвертая

Багнюк Н., Баранов А.

РОМАНТИЗМ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА ГОРЬКОГО
Ранний период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни. М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом.

Романтизм – направление в литературе, особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Черты романтизма:

  • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;
  • интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;
  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
  • мучительное переживание героя разлада с действительностью;
  • отказ героя от обыденного;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.

Баранов А.

Именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников. В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека с  окружающим  миром,  а  также  проблема  человека  как  личности вообще. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия. Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры. В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать. Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами. Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме. Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Романтические герои Горького: сильные, гордые, свободолюбивые, одинокие, особенные, яркие, необычные, сильные, загадочные. И основными романтическими произведениями М. Горького стали «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

Пересыпкина Г.А.

«Старуха Изергиль» была написана в начале осени 1894г. в Нижнем Новгороде, опубликована в апреле 1895г. в «Самарской газете». В рассказе отразились впечатления писателя от скитаний по Бессарабии, где он в 1891г. работал в артели молдаван на уборке винограда. Именно здесь, под Аккерманом, в романтически прекрасном и загадочном месте, на морском берегу, начинается действие рассказа.

После написания произведения писатель отметил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как написал «Старуху Изергиль».

Эвристическая беседа с обучающимися.

- Кто рассказывает «Старуху Изергиль»?

- Как называется этот литературный прием построения произведения?

- Почему именно «рассказ в рассказе» выбрал М. Горький в качестве основного композиционного приема?

- Из каких 3 частей состоит рассказ?

- Что общего и чем различаются первая и последняя части?

- По какому принципу они соотносятся?

-Расскажите о Ларре.

Монологический ответ обучающихся.

-Расскажите, в чем состояло преступление Ларры?

Художественное чтение (текст)

Монологический ответ учащихся.

-Каково отношение М. Горького к своему герою?

-Кто выступает антиподом Ларры?

-Расскажите о Данко.

Монологический ответ обучающихся.

-Расскажите, в чем состоял подвиг Данко?Каков итог его жизни?

Монологический ответ обучающихся.

- Достойны ли люди подвига Данко?

- Был ли смысл в его героическом поступке?

Таким образом, М. Горький убеждает нас, читателей, в том, что как бы плохи не были люди, подвиги нужны, потому что именно на них формируются идеалы, которые дают смысл в жизни следующим поколениям, делают людей лучше. М. Горький писал: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь  не пожирала бы людей бесследно…»

Ирина: На этом наше путешествие заканчивается. Спасибо за внимание!

 IV. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройдённого, связанного с новым (практическая работа в группах)

Преподаватель: Спасибо, ребята,  за интересное путешествие. Я предлагаю обучающимся 1 ряда написать отзыв о путешествии (4-5 предложений), 2 ряд – 4-5 вопросов, какие бы вы задали гиду, 3 ряд - что вы узнали интересного о жизни и творчестве М. Горького (4-5 предложений).

  1. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

Слушаем 3 ответа ПР. Смотрим ИОЗ - видеоролик по теме урока.

VI. Подведение итогов и результатов урока.

Отметки: за ИОЗ, ответы на уроке.

VII. Рефлексия.

Я попросила вас принести фотографии людей (Забайкальский край), которых вы считаете героями. 
Давайте мы прикрепим их фотографии  в газету «Вечная слава героям!»
- Что объединяет всех этих людей?

Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги… и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…”       Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он - воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни. 

VIII. Домашнее задание

Прочитать пьесу М. Горького «На дне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...

Методическая разработка открытого урока литературы по теме: «У войны – не женское лицо»

Урок -  представление текстов художественной литературы и поэзии о Великой Отечественной войне (Б. Васильев «А зори здесь тихие»,  К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за ...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....

Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).

данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...

Методическая разработка открытого урока литературы в 7 классе по рассказу Е.И.Носова "Живое пламя".

quot; Тема памяти в рассказе Е.И.Носова "Живое пламя", 7 класс. Урок по формированию читательской грамотности.https://disk.yandex.ru/d/EOFq1YIemmPJog      ссылка на презентац...