Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по литературе на тему

Зайцева Людмила Александровна

Духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему миру

Нравственность – это твердая и постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие)

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_duh._nrav._avtosohranennyy.docx665.28 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Мы живем в непростое время. Кризис  экономики, семьи, личности…Наибольшую опасность таит в себе проблема разрушения личности, особенно для юного человека. В обществе приоритетны материальные ценности , духовные ценности забываются и считаются чем-то ненужным. Поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, любви, дружбе , уважении, патриотизме, чувстве долге.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияло на становление и развитие личности, способствовало развитию гармоничной личности. Поэтому обращение к опыту православной педагогики актуально особенно сейчас, когда в нашем государстве идет поиск путей духовного возрождения. В православной педагогике понятия «духовность » и «нравственность » трактуются так :

  • Духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему или Горнему миру
  • Нравственность – это твердая и постоянная решимость воли  следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие)

Данная работа представляет собою небольшой пока методический опыт по духовно-нравственному образованию. Благодаря развитию информационных технологий, сети Интернет стал доступен богатейший материал, который может помочь педагогу в подготовке  уроков и внеклассных мероприятий, совершать вместе с учащимися  виртуальные экскурсии  в храмы и путешествия   по святым местам, добиваться поставленных педагогических целей и задач. Несмотря на то, что учителем  используются информационные технологии, мультимедиа и Интернет , в данной работе из компьютерных технологий представлена только презентация (информационно-обучающие и тестирующие программы не представлены), поэтому целесообразнее отнести работу к секции «Методы и формы духовно-нравственного образования обучающихся в преподавании гуманитарных дисциплин».

Цель:формировать духовный мир обучающихся, нравственность силой воздействия русского слова, приобщать к нравственным и духовным ценностям православной культуры, систематизировать имеющийся методический опыт в проведении уроков и мероприятий , способствовать изучению истории, культуры родного края , России.

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные материалы могут использоваться на уроках русского языка и литературы, при проведении внеклассных мероприятий.


 

Глава 1.  На уроках русского языка.

  1. Урок  «Наш великий и могучий русский язык!» (5 класс)

Цель урока :

  1. Учить обучающихся видеть красоту и богатство русского языка , его духовный смысл , понимать историческое и культурное значение в развитии общества
  2. Формировать духовный мир обучающихся , нравственность , эстетические вкусы силой воздействия русского слова
  3. Развивать речь , художественный вкус , вырабатывать навык использования только нормативной лексики .
  4. Совершенствовать речевые и орфографические навыки , способствовать развитию творческих способностей обучающихся .

Ход урока .

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя .

Издревле, когда еще чтилась рогатина,
Богатствами славилась наша земля,
В слоеньях хребтов – изумруды да платина,
В реках – осетры, а в лесах – соболя.
Ну где – укажите! – найдете вы за морем
Овитый былинами Кремль золотой,
Вокзалы метро в малахите да мраморе,
Василья Блаженного купол витой?
Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Созданье народного светлого гения –
Могучую, звучную, сочную русскую речь!


Русский язык! Какая буря чувств, эмоций, мыслей, переживаний нахлынет на каждого из нас при вдумчивом произнесении этого словосочетания! На родном русском языке мы сказали первые в жизни слова, услышали первые колыбельные песни, сказки, стихотворения лучших поэтов, прочитали первые строки произведений тоже на русском языке.

А  думаем мы на каком языке? Ведь тоже на русском! Наш родной язык объединяет всех нас в одну большую общую семью - нацию. Язык - это душа всего народа, наше общее достояние. Не случайно ведь есть выражение: каков язык - такова и душа. В нашей стране 2007 год был объявлен годом русского языка !

Русский язык - это наше национальное достояние, наша ценность, и наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в чистоте, её красоте и богатстве. О таком высоком назначении слова и стихотворение Ивана Бунина.

  1. Выразительное чтение стихотворения И.А.Бунина

(слайды 1-3). Задания :

  • Закончить предложения
  • Записать крылатое выражение В.И.Даля
  1. Подвиг братьев Кирилла и Мефодия . (слайд 4.)

Рассказ учителя .

Ребята, давайте вспомним, кому мы обязаны таким великим подвигом составления славянской азбуки, «чтобы из древней тьмы, на мировом погосте» могли звучать наши письмена?

А с чьими именами связывают рождение славянского алфавита? (братья-болгары Кирилл и Мефодий, ученые, составили славянский алфавит).

 В древние времена, когда хотели воздать человеку высшую хвалу, его объявляли святым, описывали его жизнь, писали с него иконы (перед нами икона XVI века: братья Кирилл и Мефодий, их имена написаны старославянскими буквами).

Конечно, это первые учителя славянские Кирилл и Мефодий, которые в Русской Православной Церкви именуются равноапостольными, то есть равными апостолам Самого Господа Иисуса Христа.

Это самая высокая святость - равноапостольный. Равноапостольными именуются: Великая княгиня Ольга, Великий князь Владимир, крестивший Русь, святые братья Кирилл и Мефодий.  

Да, велик подвиг учителей словенских и для русского народа: вместе с крещением Руси пришла к нам славянская письменность.

Будем же помнить завет братьев: бодрствовать и сохранять сердца наши в чистоте, как и наш язык. Ведь язык, по утверждению Владимира Даля, звено между душой и телом человека.

  1. Огромно значение слова в жизни человека. За каждое слово мы должны отвечать. История слова СПАСИБО (СЛАЙД 5.)
  1. Игра в слова ( слайд 6.)
  2. СОСТАВИМ ПОГОВОРКИ (СЛАЙД 7)
  3. Упражнение : закончи предложения .(слайд 8)
  4. Духовная основа слова ( слайды 9-25). Комментарий учителя к слайдам.

10 .Слово учителя .

Мы должны бороться за чистоту нашего родного языка , не искажать его , любить, беречь родной язык.

Запись на доске учеником : «Язык народа –лучший , никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей его духовной жизни . В языке одухотворяется весь народ и его родина ».(К.Д.Ушинский)

Наши ребята подготовили и выучили стихотворения о русском языке. Давайте их послушаем . И услышим призыв авторов. И будем с благоговением относиться к родному языку !!

  1. Чтение стихотворений о русском языке.
  2. Заключительное слово учителя.

Нам сегодня нужно не забывать о родном языке , не предавать его забвению, не обеднять и не засорять дурными словами. Мы должны любить и беречь свой родной язык, как сберегли его наши далекие предки во все тягостные времена .

Запись слов И.С.Тургенева :

«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык , этот клад , это достояние , переданный нам нашими предшественниками . Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием , в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса .»

  1. Чтение стихотворения «Мужество ». ( А.Ахматова. )
  2. Итоги уроки , домашнее задание (выучить наизусть высказывание И.С.Тургенева о языке )

1.2  Материалы к уроку русского языка «Великие просветители».

24 мая –День славянской письменности. Уже стало традицией в рамках этого праздника проводить в школе уроки , внеклассные мероприятия , ставить литературно-музыкальные композиции.

Рассказ учителя о великих словенских просветителях Кирилле и Мефодии (Материал взят из книги  В.М.Воскобойникова )

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык.

Кирилла до пострига звали Константином, он был одним из самых образованных людей Византии. Ещё в детстве ему приснился необычный сон.

Он шёл по полю и увидел красивых девушек, которые загадочно улыбались, глядя на него. И вдруг он услышал голос: «Выбирай себе жену!» На мгновение Константин смутился: он ещё ребёнок и не думал жениться. А голос торопил его,  тогда Константин ответил: «Я выбираю Софию!» - и сразу проснулся. Мама его Мария объяснила сыну: «Это сон непростой. София - значит премудрость, значит - образованность. Вот ты и выбрал свой путь в жизни». Да, Константин выбрал свой путь: он изучал другие языки, читал на них старинные книги, а в 23 года стал профессором философии, мудрейшим человеком, его стали звать Константином Философом. А Мефодий после окончания военной службы жил в монастыре. После долгой разлуки братья встретились, и Константин рассказал Мефодию о своём заветном желании - создать письменность для славян. Мефодий сказал: «Если позволишь, я стану рядом и буду помогать тебе». Сам Господь помогал братьям и вразумлял их в создании славянской письменности. Ведь создать азбуку трудно, но ещё сложнее познать законы, по которым живёт язык. И святые братья справились с этой задачей. Но предстояла борьба за право ведения богослужения на славянском языке.

В конце концов Римская Церковь признала, что славянский язык равен греческому. Римский папа Адриан освятил богослужебные книги, написанные на славянском языке, и повелел провести в римских храмах четыре богослужения на славянском языке, чтобы и римляне слышали славянское богослужение. Но неожиданно Константин заболел, и 14 февраля 869года создатель славянской письменности и первый учитель славянских народов умер. Мефодий остался один и вернулся в Моравию. Но только Мефодий появился в Моравии, как немецкие священники схватили его и увезли в тюрьму.

Всю зиму держали Мефодия в тюрьме. Его водили босиком по морозу, били палками, морили голодом.

От него требовали одного - отречься.

- Откажись от славянских книг, и мы отпустим тебя! - говорили ему. - Мы дадим тебе коня, одежду, провожатых и отправим домой, в Византию. А будешь сопротивляться - мы ослепим тебя, как ослепили князя Ростислава. И не увидишь ты ни славянских книг, ни греческой земли.

Но восстал народ Моравии. Папа римский прислал гневное письмо.

Испугались немецкие священники и освободили Мефодия. Вернулся он в столицу Великой Моравии, в город Велеград. И сразу вместе с любимыми учениками стал переводить на славянский те книги, которые они мечтали переводить вместе с братом. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа.

Под конец жизни Мефодий уже с трудом поднимался с постели и писать сам не мог. Рядом сидели два священника-скорописца, Мефодий им диктовал. Уставал один, принимался записывать другой. Мефодий торопился: ещё сколько замечательных книг не было переведено на язык славян!

4 апреля, в Вербное воскресенье 885 года, за три дня до смерти, Мефодий попросил учеников перенести его в церковь. Церковь была заполнена народом. Вокруг неё тоже стояли толпы людей. Мефодий говорил моравскому народу последнее слово. Он предупредил, что славянам ещё много раз придётся отстаивать свою веру, свою культуру.

- Я не молчал из страха, - так говорил он в прощальном слове, - я всегда бодрствовал на страже и теперь говорю вам: будьте осторожны, охраняйте сердца ваши и братьев ваших. Дни мои сочтены...

 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников — славян. И оставил  и завещал дело всей жизни –АЗБУКУ.

Рассказ сопровождается показом слайдов.  Чтение учащимися стихотворений.

Стихи к празднику 

(«Великий день Кирилловой кончины» ..Ф.И. Тютчев. написано к 1000–летию  со дня кончины святого Кирилла. 1869 г.)

11-ОЕ МАЯ .Ф.И.Тютчев.

Прослушивание гимна святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. (http://www.orthedu.ru/culture/slava/35-/41-52.htm)

1.3. « Есть лирика великая –кириллица!» (А.Вознесенский)

Урок можно провести как для младших школьников, так и для старшеклассников.

Композиционно урок распадается на две части: рассказ о создании славянской азбуки и чтение детьми стихов о русском языке .

 Краткое знакомство с историей письма. (данный материал сопровождается презентацией)

 Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
        Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

        Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.
          Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские). В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... "

ИСТОКИ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ

     Ребята, откуда пошла русская письменность?

 Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?
Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):


АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: 

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

     Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
     Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

     В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).
     И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться
кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).
    
Как же они создали азбуку?

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.

Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

КИРИЛЛИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии , как правило, толще горизонтальных,  промежутка между словами нет.  Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом.

С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова. http://newciv.relarn.ru/work/2-09/bukvi/images/book3.jpg



http://newciv.relarn.ru/work/2-09/bukvi/images/book4.jpg

В XV веке полуустав уступает место скорописи.

Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка.

Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии — страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. О том, что письменность проникла на Русь до принятия христианства, то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками. В них упоминается о письменных завещаниях русских, о текстах, написанных на двух языках, о писце Иване — переписчике и переводчике.

         После принятия христианства русские переняли от болгар и все богатство славянской письменности. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси.

         Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, — Остромирово Евангелие — 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге, в Академии наук. Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название “ гражданский ”.

         В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту. (данный материал сопровождается презентацией)

Для закрепления материала ребятам предлагается ответить на вопросы . Затем проводится конкурс выразительного чтения стихотворений о русском языке , которые ребята подобрали сами или с помощью учителя.

Стихотворения о русском языке. [4]. Приводим некоторые из стихотворений.

Во тьме немотою томилась

Вселенная тысячи лет.

И Слово явилось, как милость

Душе, обретающей свет.

 … Но в сумерках древних исходов

Терялась изустная быль,

И судьбы безвестных народов

В веках отклубились, как пыль.

Как лист над землею – до срока –

Беспамятно Слово несло,

Покуда нетленные строки

Чертить не умело стило.

 Покуда на свет не пробились,

Минувшего мудрость храня,

Пергамент, береста, папирус –

Для разума сущего дня

Отныне в бессмертье уходит

Всеведенье литер простых

Недаром Кирилл и Мефодий

Причислены к лику святых.

(Анатолий Гребнев)

Кириллица.(Валентин Сидоров)

Так вот они – наши истоки

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно – строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным  знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

1.4. Урок русского языка «Церковнославянизмы и их роль в поэзии А.С. Пушкина»

Такой урок можно провести в 9 классе, когда изучается лицейская лирика А.С.Пушкина или на уроке русского языка в 10 классе при изучении темы «Лексика»

«Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет» (М.В.Ломоносов)

На уроке проводится работа со статьей «Пушкин и церковнославянский язык» [5](Автор Л.Г.Панин)

 Составляются тезисы статьи, проводится беседа. Затем анализируются стихотворения Пушкина лицейского периода (например , «Воспоминание в Царском Селе» и стихотворения 30-х годов), делается вывод о роли церковнославянизмов в поэзии Пушкина, церковнославянского языка:

«В целом значение церковнославянского языка для русского состоит в том, что он представляет собой умещенную на одной плоскости всю историю русского языка, ибо в церковнославянском одновременно функционируют памятники, восходящие к деятельности славянских первоучителей, преподобного Нестора, митрополита Илариона, Кирилла Туровского, преподобного Максима Грека и далее до наших дней. Все это очень хорошо понимал А.С. Пушкин, для которого понятия «церковнославянский язык» и «история русского языка» часто были тождественны. Он четко понимал, что литературный язык не может стоять на месте, он должен развиваться на основе всех речевых стихий, но равным образом этот язык должен иметь экологическую нишу, и такой нишей, по его мнению, был церковнославянский язык.»

Индивидуальное задание. Работа «Роль церковнославянизмов в лицейской лирике А.С.Пушкина»

Глава 2.  Уроки литературы.

2.1. «Мужицкий святой»

 «Говорит Господь  

С престола , приоткрыв окно за рай :

«О, мой верный раб , Микола ,

Обойди ты русский край ,

Защити там в черных бедах

Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют»

Такими строчками из стихотворения С.Есенина «Микола » можно начать урок по лирике Есенина . Материал может использоваться на уроках литературы по творчеству С.А.Есенина в 8-9, 11 классах. (сопровождается презентацией)

Рассказ учителя. Николай Чудотворец.

Николай родился в 270 году , в состоятельной и долгое время бездетной семье христиан из греческой колонии Патара на территории современной Турции. До рождения святого родители обещали отдать первенца на служение Богу, но и сам ребенок рано проявил стремление стать христианином. Еще во время своего крещения он простоял всю службу на ножках. Дядя Николая был Патарским епископом и сам прослыл святым. Он немало повлиял на духовное становление Николая, который уже в раннем детстве начал соблюдать пост и с помощью молитвы мог исцелять близких от болезни.  

Когда юный Николай переехал в приморский город Миры вместе с семьей , в познаниях священных текстов он уже «был подобен старцу.» Проводя свободное время в молитве и на службе в храме, он быстро обратил на себя внимание и вскоре удивительным образом получил сан епископа. После смерти епископа Мирликийского Иоанна одному из епископов был дан во сне божественный совет, что владыкой должен стать юноша , который первый войдет в храм. Этим юношей оказался набожный Николай. Он на себе испытал страшные гонения на христиан –провел около восьми лет в заключении и пережил репрессии.

При жизни Николай совершил немало чудес и воскрешений. Раздавая состояние нуждающимся, он многих спас от грехопадения и голодной смерти. Однажды Николай спас неверно осужденных от смерти, схватив палача за руку и удержав меч.

 (Демонстрация картины И.Е.Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». 1888. Русский музей.  Санкт-Петербург.)

Трое солдат, присутствующих при этом подвиге Николая, вскоре тоже стали жертвами клеветы. В тюрьме они молились Николаю, и тот во сне явился императору Константину и попросил освободить их. Николай умер около 345 года. Мощи его нетленны и источают миро- необыкновенное благоухающее вещество, которое помогает верующим в различных болезнях.

Один из первых христианских подвигов Николая стал основой для традиции делать подарки на Новый год. Сосед Николая разорился и решил продать своих дочерей. Чтобы спасти девочек, святой подбросил ночью в их дом мешочки с золотом. Традиция давать детям подарки в день святого Николая сложилась в Германии и распространилась по Европе в X-XVI веках.

Икона «Никола Липенский».

Эта икона выполнена в стиле новгородской школы: используются теплые , контрастные цвета, фигуры пропорциональны, композиция симметрична. Как свидетельствует надпись на нижнем поле иконы, ее написал мастер Алекса Петров 1294 году для храма Николая Чудотворца на Липне. Это большая редкость, когда можно установить авторство иконы. В основном иконы мастера не подписывали.

В 1292 году была построена церковь Николая Чудотворца на острове Липно , в Новгородской области, которая стала служить и ориентиром кораблям, плывущим в Новгород.

2.2.  Притчи.

Притча о блудном сыне. Притча о добром самарянине. (6 класс)

Учитель. В Библии говорится, что Иисус рассказывал людям небольшие истории иносказательного характера –притчи –так, чтобы они были понятны каждому. Вот одно из таких повествований. Чтение и обсуждение притчи. (Почему отец простил младшего сына? Как вы понимаете слова отца о младшем сыне: «был как бы мертв и ожил» ?

 Демонстрация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», составление рассказа по картине.

Почему рассказ о добром самарянине можно назвать притчей? Кто не следовал словам Иисуса Христа : «Люби ближнего своего как самого себя»?

2.3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских.» Повесть о любви.

Учащимся было предложено самостоятельно прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Обсуждение и анализ повести.

Рассказ учителя о святых Петре и Февронии.  (Демонстрация иконы )

День Петра и Февронии— православный праздник, с 2008 года отмечаемый в России на официальном уровне как «День семьи, любви и верности».

Петр и Феврония- православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.

Святые, канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Днем церковного почитания святых является 25 июня (8 июля).  

Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации, и в 2008 году праздник получил официальный правительственный статус. Для популяризации праздника во многих городах России были поставлены памятники Петру и Февронии. (демонстрации памятников в Муроме, Ярославле)

Глава 3. Внеклассные мероприятия.

3.1. «Христос рождается!»

Рождество и Новый год –любимые праздники, дети с удовольствием готовятся к ним. В течение декабря обычно проводятся предрождественские внеклассные мероприятия .

Стояла зима,

Дул ветер из степи,

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревала дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещер .

Над яслями теплая дымка плыла.

(Б.Пастернак)

Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь...

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками… По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением.

Святки на Руси праздновались ярко и торжественно: все поздравляли друг друга, славили Христа, проводили время в делах Богоугодных –МИЛОСЕРДИЯ И ПОМОЩИ БЛИЖНИМ… В эти дни каждый понимал, что Господь стал к нему ближе...

Казалось бы, Рождение Христа свершилось давно, более 2000 лет назад, а Церковь снова и снова воспевает: «Христос рождается!». Давайте совершим удивительное путешествие вместе с простыми пастухами и мудрыми волхвами за Вифлеемской звездой к яслям маленького Господа. (Материал с сайта «Рождество. Пасха.»)

Рассказ учителя о рождении Иисуса. (показ слайдов)

Чтение детьми стихотворений о Рождестве [6]

Рассказ о вертепах. Вертепы Царицынской фабрики игрушек. (показ). Вертеп в церкви св. Татианы (  Московский государственный университет)[7] и др.

В качестве домашнего задания предложить сделать свой вертеп с помощью родителей, старших .

3.2. Икона Рождества Христова  (по материалам сайта  РОЖДЕСТВО. ПАСХА)

Об иконе [8]

О событиях, произошедших больше двух тысяч лет назад, мы узнаём из Евангелия, из Богослужения, а также из икон Рождества Христова. Давайте подробнее рассмотрим одну из них!

В центре иконы – Богородица. На Нее мы обращаем внимание в первую очередь, потому что Ее фигура – самая большая на этой иконе. Это не случайно, – ведь именно благодаря Пречистой Деве произошло величайшее таинство – пришествие Бога в мир.

А теперь обратите внимание на то, что лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам? На первый взгляд странно – ведь обычно мать после рождения ребенка глаз от него не может оторвать – таким он видится ей чудесным, прекрасным, лучше всех на свете! Но ведь перед нами икона, а не картина, на которой просто изображены события той ночи. А в иконе каждая деталь наполнена смыслом. Вот и поворот лика Божией Матери к нам, глядящим на икону, говорит о том, что отныне Она становится заступницей рода человеческого, нашей ходатаицей, и что мы можем обращаться к Ней со своими молитвами.

Рядом с Богородицей мы видим маленького Христа. Он лежит не в кроватке, а в яслях. Ясли – это кормушка для животных. Вы же помните, ребята, что Христос родился не в царских палатах, не в богатом доме, а в пещере, где находили в непогоду приют овцы и волы.

Фигурка младенца Христа – самая маленькая на иконе. Он туго завернут в пеленки, неподвижен и кажется беспомощным. В таком изображении Христа иконописец хочет передать нам очень важную мысль: Сын Божий приходит в мир не в Своем величии и блеске, не для того, что Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им, спасти их от вечной смерти. Приходит тихо и скромно, почти незаметно. Вот почему фигурка Христа так мала.

Но именно на нее указывает Вифлеемская звезда, которая привела ко Христу волхвов. Видите, вверху, над головой Христа, изображен полукруг. Это условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: Он один может спасти людей от гибели!

Вверху, – слева и справа изображены Ангелы. Они несут людям великую и радостную весть о рождении Спасителя. Первыми из людей узнают об этом пастухи. Количество фигур пастухов на иконе может быть разное. На нашей иконе изображены два пастуха. Голова их чуть приподнята – они слушают Ангела, который сообщает ему чудесную новость. Еще один пастух, немолодой, одетый в шкуру, изображен около Иосифа Обручника.

А вот слева – волхвы, которые идут за Вифлеемской звездой. Их трое, на них дорожные плащи и шапки. Они проделали длинный, трудный путь, чтобы найти Христа, поклониться Ему и принести свои дары: золото, ладан и смирну. Волхвы изображены отдельно от пастухов, потому что они представляют языческие народы. А пастухи – иудейский. И вот эти народы, жившие до сих пор каждый по своим законам и традициям, теперь все приходят ко Христу. Он их связывает воедино, дав начало новому роду человеческому – христианам.

И, наконец, в нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Эта сцена на иконе тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришел в мир как истинный человек и готов испытать все, что свойственно любому человеку, конечно же, кроме греха.

Вот, друзья, и мы с вами, как волхвы, совершили маленькое путешествие, рассматривая икону Рождества Христова.

Можно предложить ребятам нарисовать рождественскую открытку.

3.3. Праздник Рождества в искусстве.

На таком внеклассном мероприятии звучат стихи, музыка и демонстрируются картины известных художников. Ребята готовят выразительное чтение стихотворений, рассказы о художниках и картинах.

Сколько прекрасных стихотворений и песен было написано о Рождестве!! Мы уже слушали стихотворение Б.Пастернака «Рождественская звезда».

Художники создавали картины, композиторы сочиняли музыку – о том , как мудрые старые волхвы поклонились Младенцу Иисусу.

Стихи :

М.Ю.Лермонтов. «Сегодня будет Рождество»

Н. Хвостов. «Сочельник в лесу», «Ночь струит с небес сиянье …» (неизвестный автор) и др.

Картины: Ф.Журавлев «Дети нищие», Н.Соколова «Рождество Христово», К.Маковский «Святочные гадания » и др.

Репродукция фрески «Поклонение волхвам», икона Владимирской Богоматери.

Заключение

Каждому учителю в своей работе нужно уделять большое внимание духовно-нравственному аспекту. Такая работа будет способствовать сохранению духовно-нравственного здоровья детей, формировать нравственные качества , способствовать изучению, постижению, осмыслению  истории и культуры страны, родного края .

«…постижение Бога идёт постепенно, всю жизнь. Важно никогда в этом не останавливаться, всегда стремиться к Богу и помнить главное: «Ищущему Бога и желающему жить по воле Его (то есть по заповедям) – обязательно будет дано уверовать или даже больше: опытно убедиться в бытии Божием» (игумен Никон Воробьёв). Дай Бог, чтобы в жизни каждого из нас случилось сретение – как встреча человека с Богом.

С любовью о  Господе, протоирей Николай Струков

Список использованной литературы и ресурсов.

  1. О.И.Горбич. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Москва, «Педагогический университет», 2009
  2. Коллекция русских икон. Москва, 2010. № 1-4.
  3. С. Есенин. Лирика. М. , 1984 г.
  4. Б. Пастернак. Избранное. М, 2004.
  5. Л.Г. Панин. Пушкин и церковнославянский язык
  6. В. Воскобойников. Кирилл и Мефодий. М. , Белый город, 2007
  7. Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html
  8. Сайт Славянского университета http://surm.md/index.php
  9. Образование и православие. http://www.orthedu.ru/
  10. Древнерусская книга : истоки и корни. http://newciv.relarn.ru/work/2-09/bukvi/index.htm
  11.  Русская  православная церковь. Кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси. Храм Христа Спасителя. http://www.xxc.ru/
  12.  Рождество. Пасха. http://rojdestvo.paskha.ru/
  13.  Пантелеймоновский Благовест. http://www.p-blagovest.ru/arhiv/
  14.  Галлерикс.  Интернет-галерея картин.  http://gallerix.ru/
  15.  Московский Патриархат. Русская духовная миссия в Иерусалиме. Официальный сайт.  http://www.rusdm.ru/terra.php

Приложение [1] Икона святых Кирилла и Мефодия.

Приложение [2]

Стихи к празднику 

Великий день Кирилловой кончины [1] — 
Каким приветствием сердечным и простым 
Тысячелетней годовщины 
Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами, 
Как не словами, сказанными им, 
Когда, прощался и с братом, и с друзьями, 
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда, 
И мы с нее сойдем и, словеса святые 
Его воспомянув, воскликнем мы тогда: 
«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край, 
Их ложной мудрости иль наглым их обманам, 
И, как святой Кирилл, и ты не покидай 
Великого служения славянам».

Ф.И. Тютчев

11-ОЕ МАЯ [3] 

Нас всех, собравшихся на общий праздник снова,
Учило нынче нас евангельское слово
В своей священной простоте:
«Не утаится Град от зрения людского,
Стоя на горней высоте».

Будь это и для нас возвещено не всуе —
Заветом будь оно и нам,
И мы, великий день здесь братски торжествуя,
Поставим наш союз на высоту такую,
Чтоб всем он виден был — всем братским племенам.

Ф.И. Тютчев

Приложение [4] Стихи о русском языке

Уроки словесности 

 

…И опять разглядишь –
            стоит лишь оглянуться назад –
Ученичества путь,
            так и тянет сказать: многотрудный.
Помню скуку классических витиеватых цитат,
Что учить наизусть приходилось
                       зубрёжкою нудной.
Ну, добро бы – стихи, мы вздыхали, –
                       там рифма, размер,
Здесь же – только слова и слова,
                       их попробуй усвой-ка!
Для чего это нам?
Для чего «Чуден Днепр», например?
Или это… его же… ну, как там?..
                       Ах да, «Птица-тройка»?..
О подробность и пристальность:
               не перепутать бы слов!
Драгоценные строчки Тургенева или Толстого
Забивались, как гвозди, вовнутрь наших бедных голов,
А душа не внимала.
Незрела была, не готова.
Но, наверное, что-то сумело барьер одолеть,
Проросло, просочилось и корни пустило –
                                  и даже
Научило тому,
            что от слов можно плакать, хмелеть,
И дышать, задыхаться, купаться в словесном пейзаже.
О, спасибо, усердье
            школярских мучительных дней
За науку прочесть, ощутив что-то сверх интереса,
Не эстетски смакуя строку,
                       а присутствуя в ней,
Словно в том, неотравленном
                       воздухе луга и леса.



Любовь Сирота

http://www.stihipro.ru/images/p.jpghttp://www.stihipro.ru/images/p.jpghttp://www.stihipro.ru/images/p.jpg

ЛЕОНИД КОРНИЛОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Мне последнего слова не надо.
И когда хлынет кровь под кадык.
Из меня, как чеку из гранаты,
Время выдернет русский язык.
И сорвёт оглушительной силой
Свет со звёзд, словно пламя со свеч.
Над воронкой, размером с Россию,
В космос вздыбится русская речь.
Немота перейдёт все границы.
И полмира забудет слова.
И минута молчанья продлится
Может, год, может, век, может, два.
Но когда кошельками моллюсков
Мир себя до отвала набьет,
Он очнется и вспомнит про русских,
Про бессребреник – русский народ,
Раздаривший Аляску и правду,
И поднявшийся к Богу впритык.
Мне последнего слова не надо.
Говорить будет русский язык.
Он из наших - последний великий
Прикрывает надежно отход.
Не иконы, а книги, как лики,
Остаются на полках высот.
Что хотите вы мне говорите…
Как в пространстве царит высота,
Так числом русских букв в алфавите
Измеряется возраст Христа.
Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык.


* * *
Предвижу, какой тут поднимется крик,
И сколько великих обидятся...
Но гений один, это – русский язык.
А прочих пока не предвидится.

ВЕЩИЙ ОЛЕГ 

СЛОВО

Я дыханьем согрел
порожденное верою Слово
Неумелой рукой
растрепал крылья смысла птенцу
Обратясь на Восход,
по-славянски небрежно, сурово
Я ему наказал
возвратиться с любовью к Творцу!
Пусть летит вольный птах,
набирается трепетной силы
Звонкой правдой своей,
оглашая всю землю окрест
И оттуда, с небес
пропоет о России, о милой
Самой лучшей из всех,
что у господа Бога, невест!


ВИОЛЕТТА БАША

РУССКОЕ СЛОВО

Ударит Слово - пулею в висок.
Потянут гарью дальние зарницы.
Свинцовым ливнем пулеметных строк
Рубеж столетий рвется на страницы.

Взревет станок, бумагою давясь,
В разрывах притяжения земного -
Ударит - влёт - кириллицею - в вязь
Пропитанною кровью русской Слово.

ИНГВАРЬ ЖУКОВ

СЛОВО

Оно не дни-года таится,
Страдает, учится, томится,
До срока тягостно молчит.
И, вдруг, незвано пробудится,
И свет Господний воплотит.

Падёт сиятельно на травы,
На холмы, шумные дубравы,
На грады, веси, полюса,
С землёй, венчая небеса.

Оно и в нём, как раб, трудилось,
Желая космос обозреть,
И в час назначенный явилось-
Твореньем хаос одолеть.

СЕРГЕЙ СКАЧКО

ЯЗЫК


С благоговеньем прикасайся
К тому , чем ты вооружён ,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,
Суров и нежен , многолик ,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий ,
И междометный вздох , и клич ,
Гордись , что понимаешь русский ,
Старайся глубину постичь.

Смешно и грустно слышать , право ,
Как эллочек и фимок рать
К заморским "ингам”, "шн” и "вау”
Его , кряхтя , хотят прижать.

ПРИЛОЖЕНИЕ [6]

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайн ы,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет : свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьется колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться- ..
от рождества волшебных слов.

Родник небес -тех слов исток ,
они из пламени и света .
И в мире , и в душе поэта ,
И в слове возродится Бог.

Колдуй же , вьюга -чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю , город , и людей .

Встречаться будут чудеса ,
так запросто , в толпе прохожих ,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.

М. Ю. Лермонтов.

Приложение  [7]




               

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

       В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения,  но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...