Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

Тема: Война и женщина.

Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;

Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;

Используя интернет-технологии в сочетании со словом учителя, добиться активного восприятия и анализа повести;

Закрепить навык анализа образа – персонажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_22.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо»      (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)

Никогда не была ты женою-

Женихов отобрала

Война... Всю-то жизнь

Оставалась одною,

Женской радостью обделена...

(Ю.Друнина)

Тема нашего урока «У войны не женское лицо» по  повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие».

Мы привыкли, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово герой в нашем понимании ...

- Как вы понимаете слово «герой»?

-Каких героев  Великой Отечественной войны вы можете назвать?

(Учащиеся отвечают, что герой-это сильный, мужественный, бесстрашный человек, а в качестве примеров называют имена Жукова, Гастелло, Панфилова и других)

Таким образом, ГЕРОЙ в нашем понимании- это сильный, мужественный человек, одним словом, - мужчина.  Но мало кому известны имена тех девчонок, которые  прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, может быть, и не было бы победы.

Медсёстры, ваши ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита отечества – это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они всё равно шли. Шли и осваивали такие профессии, которые до сих пор оставались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они всё равно шли.

Вы, наверное, слышали слова, которыми я обозначила тему нашего урока: У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Это выражение стало привычным. Но война, битва, как и слава, честь, совесть, победа - слова женского рода. Особая трагичность войны  в том, что женщина, призванная рождать жизнь, на войне эту жизнь убивает. Но когда весь народ противостоит захватчикам  родной земли, женщинам тоже приходится воевать. Об этом повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Биография Б.Л.Васильева (Рассказывает подготовленный ученик)

Борис Васильев относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Кроме того, им написано много рассказов о том, что ему пришлось пережить в трудные фронтовые годы. И это переживание очевидца, а не домыслы творца.
Родился 21 мая 1924 года  в Смоленске. Отец — кадровый офицер Красной Армии.

После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.

В 1954 году  он ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

В 2006г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».

Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой отечественной войны.

-Где и когда происходят изображённые в повести события?

Действие повести происходит в 1942 году, в мае, на  171 разъезде, где уцелело 12 дворов. Поезда здесь перестали останавливаться, немцы прекратили налёты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование держало там на всякий случай две зенитные счетверенки.

Начало повести обманчиво спокойно, даже беззаботно. Кажется, что война обходит стороной 171 разъезд, на котором служит старшина Васков. Коменданта беспокоят не фашисты, а свои солдаты, которые забывают «на курорте» о дисциплине и пьянствуют. Наконец, по просьбе Васкова на разъезд присылают «непьющих» - женское зенитное подразделение. Девушки чуть ли не открыто посмеиваются над своим « деревенским» старшиной, и он чувствует постоянную неловкость с такими бойцами.

Однако стоит дойти до настоящего дела, Васков проявляет себя как бывалый и мужественный солдат.

Рассказ о старшине Васкове.

-Федот Васков 32 года «Человек почти без образования, в конце 4 класса отца его медведь заломал, а в 14 лет он стал добытчиком в семье. Незадолго до финской войны женился он на санитарке, живая «бабенка» попалась, ей бы петь да плясать. Да винцо попивать, однако родила мальчика, Игорьком назвали. Финская началась, Васков на фронт, а жена завертелась с полковым ветеринаром и отбыла в южные края, Васков развелся с женой, мальчика забрал к себе и к своей матери в деревню отправил. А через год мальчик умер, С тех пор Васков и улыбнулся-то всего 3 раза: генералу, когда тот орден вручал, хирургу, который осколок из плеча вытаскивал, и своей хозяйке за догадливость. Старшина – добросовестный работник, трудяга, опекает бойцов, заботится о порядке, добивается неукоснительного выполнения заданий. В начале повести взаимоотношения девушек и старшины складываются трудно. В бою с диверсантами раскрывается истинный характер Васкова. Узнав девчат, он проникается сочувствием к ним. Расправляется душа сурового Васкова, а девушки начинают уважительно относиться к нему. Старшина самостоятельно принимает решения, догадывается о замыслах врага. Преодолевая растерянность, опаску, Васков становится решительным, инициативным. И делает все, что может быть в его положении единственно правильным, необходимым и возможным. В конце повести Васков побеждает «И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он. Федот Евграфович Васков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия». Он сдержал слово: усыновил Альберта, с ним вместе установил памятники девушкам.

Шёл май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточённая борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград». 

Рита Осянина, тайком навещая в городе трёхлетнего сына, сообщает Васкову о двух диверсантов около разъезда.

- Какое решение принимает Васков, услышав это?

(Комендант принимает решение отправиться с пятью зенитчицами на перехват.

Итак, пять девушек идут с Васковым.

Это Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Галя Четвертак и Лиза Бричкина.

Дома вы готовили рассказ о девушках по следующему плану:

1) К какой среде принадлежит героиня?

2) Как складывалась довоенная судьба героини?

3) Какие черты характера героини можно считать определяющими?

4) Что привело героиню на войну?

5) Как проявила она себя на войне?

Расскажите о девушках

Учащиеся рассказывают о девушках по плану.

-В чём своеобразие каждой из пяти девушек-зенитчиц?

- Какие черты характера героини можно считать определяющими?

Рита Осянина. Строгая, не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются. Вдова она. Из всех довоенных событий Рита ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями пограничниками. (.) 

Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.

Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке.

Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу – направить по окончании учёбы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою.

Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно…

Женя Комелькова. Высокая, светловолосая, белокожая. Чрезвычайно общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнёт – заслушаешься. 

Глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца. Красивая…

Красивые редко счастливыми бывают. Женя осталась одна. Маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили и – под пулемёт, а её эстонка спрятала.

Значит, и у неё личный счёт имеется.


Лиза Бричкина. Коренастая, плотная, здоровая, «лесная» красавица. Все девятнадцать лет прожила она в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и каждый раз выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечёркивал – отодвигал.

Жизнь была для Лизы понятием ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра и пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твёрдо, что жизнь эта существует, что она предназначена для неё и миновать её невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела…
Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонительные работы. Всё лето рыла окопы и противотанковые укрепления. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прицепилась к зенитной части и поэтому оказалась на 171- м разъезде…

Галя Четвертак. Худощавая, востронасая, косички тоненькие торчат. 

Галя была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла.

Галя прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. (Фрагмент из фильма.)

Война застала Галя на четвёртом курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат.

Группу взяли на фронт, а Галю нет. Но она не сдавалась, упорно штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке исключения не направил Галю в зенитчицы.

Соня Гурвич. Серьёзное личико, умные проницательные глаза. Незаметная и исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и большой семье: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, ещё какая-то дальняя родственница – все в одной квартире.

Соня после 10 класса уехала в Москву, поступила в университет. Вместо танцев она бегала в читалку и , если удавалось достать билет, ходила в театр.

Однажды она заметила, что сосед по парте совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале.

Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха друг подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушёл на фронт.

Осталась ли в живых семья, Соня не знала. В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц – нет.

Вот её и откомандировали в зенитную часть.

Что же объединяет этих столь разных девушек-зенитчиц?

Ненависть к врагам, у каждой есть личные счёты с врагами.

Преданность и любовь к Родине.

Война перечеркнула их судьбы, и сейчас они должны во сто бы то ни стало задержать немцев, «покружить» их по лесу, пока не подоспеет помощь, т.к. выяснилось, что немцев не 2, 16 здоровенных мужиков до зубов вооружённых.

Лизу Бричкину как «лесного человека» Васков отправляет назад чрез болото за подмогой, строго приказывая не сходить с тропы. Но Лиза оступается в болоте.

Зачитать сцену гибели Лизы Лиза. «Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетел к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу.

Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывая грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.

Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…».

Соня. Побежала за кисетом с махоркой, немцы всадили нож в сердце. (Глава 8)

 «А старшина весь заострённый был, на тот крик заострённый. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми всё отлетает, всё растворяется и поэтому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосёт, тянет за сердце.

Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами. 

  • Отличница была, - сказала Осянина. – Круглая отличница – и в школе и в институте.
  • Да, - покивал старшина. – Стихи читала.

А про себя подумал: не это главное.

А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…».

Галя. «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть всё, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнётом этого ужаса, ничего уже не соображая.

Коротко ударил автомат. Последний крик её затерялся в булькающем хрипе. Замерло всё на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне».

Реальный мир суров – Галя растерялась, скисла, плакала тайком по ночам. Струсила в первом бою. Метнулась наперерез диверсантам - короткая автоматная очередь. (10-11 главы)

Борис Васильев подчёркивает, что смерть на войне всегда страшна и уродлива. Героизм состоит не в красоте, а в готовности пожертвовать собой, даже если этого никто не видит.

Но о том, что Лиза погибла,  Васков и девушки не знают, они надеются на помощь.

Чтобы задержать немцев, они решают ввести их в заблуждение.

КАК? ЧТО ОНИ ПРИДУМЫВАЮТ, ЧТОБЫ ЗАДЕРЖАТЬ ВРАГОВ?

Они изображают лесорубов, валят лес, громко кричат. Но от группы немцев отделились 2 человека, разведка. Что делать?

И тогда Женька Комелькова разыгрывает потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде в 10 метрах от вражеских автоматов.

Какой смысл в повести имеет сцена купания Жени на виду у диверсантов?

Этот эпизод глубоко символичен. Сколько же надо иметь ненависти к врагам, расстрелявшим её близких, что она вдруг вышла на берег и прокричала – завела  песню про Катюшу.

Именно в этот момент была одержана главная победа над врагом. Ненависть к врагам победила ужас, красота схлестнулась со смертью в борьбе за свободу – и победила!

Было ли страшно Жене? Откуда мы это видим?

Она « улыбается, а глаза, настежь распахнутые и ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжёлый, как ртуть». В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

Это была маленькая победа. Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес.

Но с этой минуты Васков начинает терять своих бойцов

.

После гибели Сони старшина приказывает Гале Четвертак надеть сапоги Сони (свой она потеряла в болоте), но Васков и не подозревает, какой след оставила в душе Гале Сонина смерть. Она сломлена, напугана до ужаса.

Федот Евграфович берет немцев на себя, чтобы увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку, но он всё-таки успел добраться на острове на болоте, в воде он замечает юбку Лизы  и понимает, что помощь не придёт.

Рита, Женя и Васков готовы дать последний бой.

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву. И сотни раз - во сне...

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Смертельно ранят Риту. И Женя, вызвала огонь на себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на минуту не сомневалась, что всё кончится благополучно.

Зачитать сцену гибели Женьки. Женя. «Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно.

И даже когда пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет».

Рита. «Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слёзы: она поняла, что Женьки больше нет. 

Рита спросила у Васкова, болит ли рука.

Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.

  • Болит?
  • Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
  • Ну, зачем так… Всё же понятно, война, - сказала Рита.
  • Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…
  • Не надо, - тихо сказала Рита, - Родина ведь не с каналов начинается. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом канал.


Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел».

Рита знала, что рана её смертельна и что умирать она будет долго и мучительно. Но не о себе она думала в последнюю минуту, а о сыне, который оставался сиротой, поэтому и попросила Васкова позаботиться о нем. Чтобы не быть обузой Васкову, она стреляет себе в висок.

Васков остался в живых один, тяжелораненый, он врывается в избушку к фашистам, которые и представить себе не могут, что он на много вёрст один одинёшенек, и в руках у него разряженная граната. «Не вмещалось это понятие в фашистские мозги, и поэтому на пол легли, и связали друг друга ремнями. Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу идут свои, русские.

-МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ГЕРОИЧЕСКОЙ СМЕРТЬ КАЖДОЙ ИЗ ДЕВУШЕК?

Подведем  итог нашему уроку.

Можете ли вы доказать, что у войны не женское лицо?

Да, у войны, действительно, не женское лицо. Погибли девушки, почти ваши ровесницы. У каждой была  своя судьба, были свои мечты, стремления. Война загубила всё: и красоту Жени,  и материнство Риты, и мечту Лизы, и талант Сони, и детство Гали. А самое страшное- она прервала нить в «бесконечной пряже человечества».

Человечество потеряло не только 5 девчат, но и их нерождённых детей, и детей их детей. В этом вся трагедия.

Они воевали, не жалея себя, своей красоты, молодости. Эти девушки были ранимыми, чуткими, нежными, а им пришлось воевать, убивать. Им, которые должны были бы стать матерями, продолжательницами жизни.

До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни – и погибают. Они готовы умереть за победу, но всё говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и её смог очень отобразить Б. Васильев. Конечно, мы понимаем, что это смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной.

Герои Б. Васильева на войне не только воевали, но и любили, мечтали, надеялись, размышляли. Накал внутренней борьбы – анализ человеческого характера, выдвинулся на первый план, заставил глубже взглянуть на природу героизма.

Б. Васильев поднимает вопрос не только о значении победы, но и о её ЦЕНЕ, писатель обратился к экстремальной ситуации, когда во избежание больших потерь приходилось жертвовать малыми силами. Но малая ли это цена?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Урок литературы по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."

Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." можно проводить в 9,10, 11 классах. Особенно актуален он в год 70-летия Победы  в  Великой Отечественной войне....

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

У войны - не женское лицо (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие")

Урок литературы в 11 классе по теме " У войны - не женское лицо" (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие") Урок проводится с использованием презентации и видеоролика "До ...

Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...