"Основные мотивы и темы ранней лирики Н. Гумилёва ("Я моряк, поэт и воин…")".
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Попова Лидия Александровна

Урок литературы в 9 классе. Тип урока: урок творчества (урок - исследование)

"Основные мотивы и темы ранней лирики Н. Гумилёва  ("Я моряк, поэт и воин…")".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_motivy_i_temy_ranney_liriki_n._gumilyova_.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Основные мотивы и темы ранней лирики Н. Гумилёва

(«Я моряк, поэт и воин…).

Эпиграф:

Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый, необманный. 
                             Н. Гумилёв

Тип урока: урок творчества (урок - исследование)

Цели:

обучающая – пробудить интерес обучающихся к лирике Серебряного века; закрепить знания учащихся о поэзии Серебряного века, дать понятие о направлениях в русской литературе начала ХХ века;

развивающая – расширить лингвистический кругозор, способствовать росту речевой культуры школьников; развивать логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять и синтезировать полученные знания, навыки и умения; развивать устную и письменную речи учащихся; развивать языковое чутье и ассоциативное мышление.

познавательная научить распознавать «истоки» выразительности художественного текста - формирование у обучающихся знаково- символического и логического мышления на базе основных знаний о поэзии Серебряного века; представления о литературе как составляющей целостной научной картины мира; выработать умение на основе знаний о лингвистических особенностях текста делать выводы о его содержательных категориях (теме, идее, образах и др.).

воспитательная – воспитывать эстетическое отношение к языку и литературе, учить видеть прекрасное в окружающем мире, бережно относиться к слову. Осмысленное чтение поможет выработать художественный вкус у обучающихся.

Задачи:

- систематизировать знания о средствах выразительности русского языка;

- развивать умение пользоваться словарями, справочниками, критической литературой;

- углубить навыки анализа стихотворного текста;

- совершенствовать умение писать сочинение – анализ стихотворения;

- развивать образное мышление

Методы и формы обучения:

проблемная технология

информационная технология

технология критического мышления

продуктивного чтения

наблюдение и анализ литературных произведений; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

 

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; тексты стихотворений; поисковые задания, Рабочие карты урока; индивидуальные карточки; афиша;  входные билеты; элементы декорации (камин, свечи).

Наглядно-демонстрационный материал:  мультимедийный бук трейлер стих. «Жираф»; иллюстрации П.Гогена; звуки моря; презентация «Гумилев»; портрет Н. Гумилёва.

Основные понятия: средства выразительности русского языка; художественный стиль речи; критическая литература; анализ стихотворного текста; сопоставительный анализ лирических произведений; цикл лирических произведений, автобиография, основные темы творчества.

Ход урока

1 этап мотивации. Открытие.

Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы откроем еще одну страницу поэзии Серебряного века и прикоснемся к творчеству одного удивительного поэта.

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.

- Эти замечательные строчки недавно ушедшего из жизни русского поэта Е.  Евтушенко полностью отражают сущность одного неординарного  поэта Серебряного века. А вот о  ком пойдет речь, вы узнаете чуть позже.

- Итак, давайте с вами перенесёмся в замечательный город на Неве, Санкт-Петербург, на Литейный. В зал Тенишевского училища.

Инсценирование (4 мин.)

Ученик: - Дамы и господа! Прошу вас не волноваться. Лектор скоро будет.

Ученица: - Но, позвольте, лекция назначена на 5, а уже пробило половину шестого.

Ученик: - Не волнуйтесь! Лектор уже вышел из дома, и сейчас, сейчас будет. Не расходитесь! Здесь камин, вы в тепле, а на улице холод, ветер и дождь. Он сейчас явится! Ну, вот и он.

Гумилев: - Господа, я предполагаю, что большинство из вас поэты. Или, вернее, выдают себя поэтами. Но я боюсь, что, прослушав мою лекцию, вы сильно поколеблетесь в этой своей уверенности. Поэзия совсем не то, что вы думаете, и то, что вы пишите и считаете стихами, вряд ли имеет к ней хоть отдаленное отношение. Поэзия такая же наука, как, скажем, математика. Не только нельзя стать поэтом, не изучив её, но нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи.

Ученик: - А где это всю премудрость можно прочесть?

Гумилёв: - Прочесть этой премудрости нигде нельзя. Но чтобы подготовиться к пониманию этой, как вы изволили  выражаться, премудрости, советую вам прочесть одиннадцать книг натурфилософии Кара.

Ученик: - Натурфилософия-то тут при чём? Может, еще и манифест Ваш выучить?

Ученица: - И это всё? И можно стать поэтом? Как Вы? Как Блок? Как Ахматова?

Гумилёв: - Милая барышня! Одного Кара недостаточно. Надо уметь удивляться жизни, надо чувствовать и любить мир, в который ты пришел.

Учитель:

- Вот такой совет дал своим слушателям молодой, но уже известный поэт Серебряного века.

- А как вы думаете, легко ли сочинять стихи? (ответы детей)

-Я предлагаю вам попробовать себя в роли поэта.

Лингвистический эксперимент: подбери слово (работа в парах). Свой вариант читают.

Credo

Откуда я пришел, не знаю…
Не знаю я, куда уйду,
Когда ______отблистаю  (геройски, победно, счастливо)
В моем ______саду.  (блистающем, сверкающем, зарастающем)

Когда исполнюсь_____, (красотою, добротою, чистотою)
Когда наскучу лаской роз,
Когда запросится к_____
 (застою, покою, унынью)
Душа,_____ от грез. (тяжелая, печальная, усталая)

Но я живу, как пляска теней
В предсмертный час ______дня, (плохого, больного, сырого)
Я полон _______мгновений (тайною, силою, радостью)
И _______чарою огня. (яркой, пылкой, красной)
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::.

                                                                               (1905)

(КРЕДО, нескл., ср. (книжн.). Чьи-н. убеждения, мировоззрение. Научное к. Политическое к.)

- Сложно было почувствовать себя в роли поэта?

- Прочитайте стихотворение  «Credo» и подумайте, что вы можете сказать о человеке, его написавшем.

(Этот человек уверен в себе, своих силах и возможностях: "когда победно отблистаю”, "мне всё открыто в этом мире”; он не устаёт удивляться миру и восхищаться его красотой: "жарким сердцем веря чуду”, "полон тайною мгновений”, "влюблённый в чары красоты”.)

Учитель:

- Вы догадались, о каком поэте идёт речь?

2 этап мотивации. Открытие.

Учитель:

-Имя этого человека — Николай Степанович Гумилёв (открывается доска с портретом поэта). Яркий представитель поэзии Серебряного века, чье имя и творчество на долгие годы было предано забвенью. Свое второе рождение он получил в конце 20 века. К счастью, слова Гумилева оказались пророческими (обращение к эпиграфу урока):

Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый, необманный. 

Запись темы урока в Рабочей карте

- Что вы ждете от сегодняшней встречи с незнакомым поэтом? (ответы детей)

- Чтобы у вас сложилось впечатление о Гумилеве как о яркой личности и неординарном поэте, нам сегодня помогут в этом искусствоведы, литературоведы, критики, художники-оформители. А вам предлагаю вам в ходе урока записывать интересные мысли.

- А каким человеком он был, поделится своими воспоминаниями его любимая ученица Ирина Одоевцева (литературная визитка о жизни и творчестве Н.Гумилева ) (инд. задание).

- На сорбонках запишите ключевое слово, характеризующее Н. Гумилева как многогранную личность.

Сообщение ученицы, презентация (4мин.)

(ученики во время сообщения записывают на сорбонках ключевые слова и прикрепляют к портрету Гумилева)

Учитель:

- Писатель Александр Иванович Куприн сравнивал его с "дикой и гордой перелётной птицей” и утверждал: "Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, — он был влюблён во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте”.

- Каким предстал пред вами Гумилев из воспоминаний Ирины Одоевцевой? (ответы)

- Именно таким был Николай Степанович Гумилев: путешественник, авантюрист, воин, эстет-аристократ, книжник, переводчик, романтически влюбленный поэт, один из основателей поэтического направления, названного АКМЕИЗМОМ.

                    путешественник    воин              переводчик             эстет - аристократ

основатель акмеизма    Гумилёв        поэт

Эстет-аристократ – поклонник искусства, ценитель изящного (от греч. «чувствующий, воспринимающий»)

Учитель:

-Визитной карточкой Гумилева является стихотворение «Жираф». 

Просмотр бук трейлера (4 мин.)

Анализ стихотворения «Жираф».
- Понравилось стихотворение?
- К кому обращено стихотворение?  (к возлюбленной)
- Какова интонация этого стихотворения и как его нужно читать?

(Как сказку ребёнку, который грустит.)

-Проанализируйте композицию стихотворения.

(Кольцевая композиция заключает в себе два плана: рассказ об африканском чуде — изысканном красавце жирафе — обрамлён повествованием о самом авторе и его грустной собеседнице, которую он хочет утешить своим рассказом.)

- Кто ведет повествование?

(Лирический герой.)

 - Каким вы представляете его себе?

(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной) (запись в таблице)

- Как вы считаете, рассказ героя выдумка?

(Некая сказочность в стихотворении "Жираф" проявляется с первых строчек:

«Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф».

Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно нереальные картины:

«Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт…»

Трудно сразу поверить, что такая красота может существовать в реальности.

Но это не выдумка, а воспоминания человека, действительно наблюдавшего необыкновенные для глаза, привыкшего к спокойному русскому пейзажу, картины.

- Подберите синоним к слову "изысканный”.

(Изящный, утончённый, экзотичный.)

- Что подчёркивает Гумилёв в этом животном?

(Грациозность, негу, "волшебный узор” шкуры, "с которым равняться осмелится только луна”, плавность бега — "как радостный птичий полёт”.

!!! Пожалуй, так впервые говорят о жирафе, этом чуде природы с такой длинной шеей.

- Какие художественные средства использует Н. Гумилев для его создания?
(Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы».

Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт")

 - Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)

Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

- Что-то новое сумел сказать нам Н. Гумилёв в  этом стихотворении?

Новаторство автора в области сюжета, образов, приемов позволило создать небывалые по содержанию, изяществу, красоте поэтические творенья. И пусть Африка, жираф, озеро Чад – экзотическая тайна, она близка – только руку протяни, и она войдёт в твою жизнь! Это реальность, которую надо понять, рассмотреть, прочувствовать. Но способен на это далеко не каждый. 

Учитель:

-Некоторые современники Гумилева считали это стихотворение детским? Согласны вы с этой точкой зрения? А каково мнение наших современных критиков?

Критики: С одной стороны, видна наивность автора в его желании уйти от тоски повседневного в сказку, желание обойти правду вымыслом, но, с другой стороны, за этим скрываются минуты раздумья взрослого человека, необъяснимая тревога. Сказка нужна для того, чтобы оттенить сложные, запутанные отношения цивилизованных людей, стремящихся чаще всего к материальному благополучию, обладающих духовной пустотой. В какой-то степени, я считаю, его стихотворение - детское, а, следовательно, - наивное и легкомысленное.

Учитель:

- Такое состояние души лирического героя, когда он пытается уйти в свою мечту, идеальный мир, характерно для какого литературного направления?

(для романтизма, который выразился в мечте о земном рае, о внешнем преображении жизни)

Учитель:

- Поэт Борис Корнилов назвал Гумилева «царскосельским Киплингом». Как вы думаете, почему? (подобный стиль у Киплинга: образы моря, героических людей, Африка).

-  Гумилев, когда бывал в Париже, посещал выставки французского художника Поля Гогена и часами любовался на его картины. Посмотрите на репродукции его картин.

-  Как вы думаете, что могло привлечь поэта в этих картинах? 

 Слово Искусствоведам:                          

(непохожесть на предыдущую живопись, яркость колорита, необычная композиция, выбор объекта изображения – экзотика; то же самое мы можем наблюдать и в стихотворениях Гумилева). 

Вывод: Гумилев действовал в духе общих мировых тенденций, которые были связаны с поиском новых форм и тем в искусстве.

Учитель:

Физминутка

- Закройте глаза. Прослушайте звуки природы. Какие картины вы представляете? (слушают фрагмент, дают свое картину услышанного)

Учитель:

- Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие на прекрасном корабле с отважным капитаном, образ которого создадим сами.

- Выразительное чтение стихотворения «Капитаны».

Капитаны.

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::

                                                        (1909)

Мальстрём – опасное течение

Хартия – старинный документ

Брабантские манжеты – обшивки рукавов из брабантского кружева (герцогство на территории нынешних Нидерландов, Люксембурга и Бельгии)

Фелука – парусное судно

Фрегат – военный корабль

Базальт – вулканическая горная порода.

Этап закрепления ЗУН

 Самостоятельная работа по группам: изобразительно-выразительные средства, лексические средства, фонетические, синтаксические средства выразительности. Задания на листочках напечатаны

- Лирический герой Гумилева - исключительная личность. Как автор создает своего героя?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам поработать в группах.

Проверка выполненного задания

- Каков портрет  лирического героя?

Каким вы представляете капитана корабля, покоряющего просторы морей?

(Капитан - первооткрыватель.  Мужественный, решительный, уверенный в себе. Он любит рисковать, поэтому его путь автор называет «дерзостным».

Капитан - романтик, в путь его зовет не жажда добычи, наград, а желание открывать новые земли, преодолевая все преграды.

Наверное, он одинок. Все, что осталось на берегу, для него совсем неважно: «Отряхая ударами трости клочья пены с высоких ботфорт», «отметает» все, что может помешать ему отправиться в путь.)

- Укажите особенность сюжета.

Перед нами как бы мозаика, несколько ярких картин из жизни капитанов: преодоление трудностей во время путешествий (опасных течений и мелей); бунт на корабле; смертельная опасность; победа в боях с пиратами; охота на китов.

Анализ художественного текста. 

1 группа (ИВС)

1 группа находит художественно - изобразительные средства, которые использует поэт.

- Какие эпитеты использует поэт?

«Дерзостный путь», «ос находит художественно - изобразительные средства, которые использует поэт.

«острый, уверенный взгляд», «покинутый порт», «ночи многозвездной», «охранительный свет».

- Есть ли в стихотворении метафоры?

«Шелестят паруса», «солью моря пропитана грудь», «клочья пены», «безумствует море».

- Какие аллегории вам встретились в тексте?

Капитан - человек, преодолевающий трудности, сам творящий свою судьбу.
Море - изменчивая жизнь, наполненная радостями и горестями, победами и разочарованиями
.

2 группа

- Для создания образа Гумилев использует цветопись. Приведите примеры.

«Зеленые зыби», «жемчужные скалы», «золото с кружев», «розоватых брабантских манжет».

- Найдите выразительные реалистичные детали, подробности, позволяющие ясно представить капитана.

Клочья пены на ботфортах, позолота на кружевах манжет, разорванная карта, трость, пистолет.

- Какие лексические средства позволяют представить капитана  как действующего, сражающегося человека?

Поэт использовал в стихотворении двадцать один глагол (в том числе глагольные формы): «ведут», «отмечает», «вспоминает», «рвет», «безумствует», «хлещет», «не свернет», «умеет», «настигать», «бросить» и т.д.

3 группа

- Аллитерация  (нагнетание согласных), часто применяется поэтом для создания эффекта присутствия. Повтор каких согласных звуков  передает музыку разгулявшейся морской стихии?

Повтор звуков [ж], [З], [Ч], [С], [Ш], [Р], [М], [Б] передает музыку разгулявшейся морской стихии и придает энергию и мужественность стиху:
«бунт на борту обнаружив», «рвет», «кружев», «сыплется золотом», «разве трусам даны эти руки», «пусть безумствует море и хлещет», «гребни волн».

- Образ капитана конкретен или обобщен?

Образ капитана обобщен.

- Из чего был сделан такой вывод?

А). Описанием «разбросанного» по миру места действия;
Б). Использование синтаксической конструкции, требующей единственного числа в придаточном предложении с союзным словом « кто».

На полярных морях и на южных
По изгибам зеленых зыбей, 
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей. «...Кто изведал мальстремы и мель...»

«...Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь» 

Учитель:

- Итак, как мы с вами убедились, что используемые Гумилёвым изобразительно-выразительные  средства, языковые и синтаксические  особенности помогают автору  создать образы стихотворения и высказать определённую философскую мысль.

- Не правда ли, такое романтическое стихотворение мог написать только мечтатель, человек с большим пламенным сердцем. Поэт-романтик. Именно таким обычно мы представляем капитана корабля, человека, которого много опасностей ждет на пути, но он ведет свой корабль к заветному берегу.

Учитель:

- Мы познакомились с несколькими стихотворениями Н.Гумилева. Каким, на ваш взгляд, предстает мир поэта? (обращение к таблице)

- Выберите из предложенных сорбонок подходящие для характеристики мира поэта.

яркий      сказочный         романтичный

экзотический МИР ПОЭТА  красочный

лиричный    мужественный         волнующий

Учитель:

- Вы помните, какой совет дал Н. Гумилёв начинающим поэтам?

- Как вы считаете, каковы истоки творчества самого поэта?

 К истокам творчества Н. Гумилева относятся:

-романтические традиции русской литературы – Лермонтова, Пушкина,

-мировая литература,

-влияние символизма,

-собственные наработки, в духе нового направления – акмеизма,

-талант поэта (сорбонки на доске)

Учитель:

 Я предлагаю вам вернуться к теме урока и дополнить её строкой из стихотворения Н. Гумилева: «Я моряк, поэт и воин»

- Соответствует эта запись теме сегодняшнего урока?

- Не смущает вас последовательность некоторых слов?

Эта строчка – « я моряк, поэт и воин» – заслуживает того, чтобы на ней немножко задержаться. Дело в том, что именно так поэт ощущал себя на этой земле – именно в такой последовательности. Хотя, на первый взгляд, слова « моряк» и « поэт» напрашивается поменять местами – моряком он в полном смысле этого слова не был, а лишь любил морские путешествия и особенно приключения. Но любил так, что, видимо, имел внутренние основания чувствовать себя моряком. Строчка взята из стихотворения, которое считается его последним, написанным во внутренней тюрьме НКВД на Шпалерной. И неизвестно, каким образом, попавшим на волю. Оно впервые опубликовано на западе в 1970 году издателем и славистом Никитой Алексеевичем Струве.

Учитель:

- А каким увидели Н. Гумилева  и его раннее творчество наши художники-оформители? (презентация обложки)

Учитель:

- Эта обложка будет началом нашей книги о Н. Гумилёве, которую мы начнем создавать сейчас, а продолжим в 11 классе, когда вновь у вас будет встреча с этим поэтом.

Рефлексия

Учитель: (презентация)

- В 2016 году исполнилось 130 лет со дня рождения Н. Гумилева, и в Санкт-Петербурге проводили опрос на улицах города:

Что жители северной столицы могут сказать о Гумилеве?

Самыми распространенными были следующие ответы:

- Офицер, расстрелян за участие в «таганцевском заговоре».

- Русский поэт.

- Муж Анны Ахматовой.

- Вроде бы поэт, лично я не читала.

- Два Георгия за храбрость.

- Кажется, историк, недавно умер.

- Путешественник, исследователь Африки и мой любимый поэт.

- Дрался на дуэли с Волошиным.

- Девушка, дорогая, кому это сейчас нужно.

- Представьте, что среди опрошенных оказались вы. Что вы можете сказать о Н. Гумилеве? (ответы детей)

Подведение итогов урока

Учитель:

- Вот таков он был, Николай Гумилев, умевший радоваться и страдать, умевший любить и знавший, что такое любовь. Николай Гумилев, чья судьба была и трагической и в то же время вместившей в себя все веяния этой суровой эпохи. Николай Гумилев - истинный поэт, гордость России. И я думаю, что вас не оставили равнодушными жизнь, судьба и стихи Гумилева. 

Гумилев интересен и сегодня, он сам когда-то предсказал свою встречу с потомками:

Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый, необманный. 

Оценивание работы на уроке

Учитель:

- Вы довольны сегодняшней встречей с поэтом?

Дом. задание:

по выбору: (оформите для нашей книги)

- Напишите эссе «Еще не раз вы вспомните меня…»

- Подберите интересные факты из жизни Н. Гумилева.

- Выпишите из поэтических сборников Н. Гумилева названия стихотворений, сообщающие о многочисленных путешествиях поэта. Найдите на географической карте места, где он бывал в поисках сюжетов для своих стихотворений. Выучите наизусть одно из таких стихотворений и попробуйте рассказать о своих мыслях и чувствах, связанных с этим стихотворением.

- Найдите в поэтических сборниках названия анималистических стихотворений. Подберите в них строки, свидетельствующие о глубоком знании поэтом повадок животных, подтверждающие точность рисунков, напоминающих лучшие работы художников-анималистов. Подготовьте выразительное чтение одного из этих стихотворений.

- Выучите наизусть понравившееся стихотворение Н. Гумилёва и проанализируйте его.

- Подготовьте свои иллюстрации к произведениям поэта и озаглавьте их строчками из произведений поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные мотивы лирики М. Цветаевой

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой...

В.В.Маяковский. Ранняя лирика поэта и ее своеобразие.

Презентация к уроку литературы 11 класс....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему :"Ранняя лирика Анны Ахматовой"

В данной разработке содержится презентация биографии Ахматовой, анализ ранней лирики....

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумил...

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «Основные мотивы лирики военных лет»

Обзор основных мотивов лирики военных лет. История создания песни В.И.Лебедева-Кумача "Священная война", К.Симонова "Жди меня", А.Суркова "Землянка", "Катюша"....

Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского)

Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского) Тип урока: комбинированный Цель урока: интерпретация художественного текста....