Любовная лирика в творчестве Анны Андреевны Ахматовой
методическая разработка по литературе на тему

Эвергетова Валентина Степановна

Сценарий литературно-музыкального вечера на тему:

 

Любовная лирика в творчестве

Анны Андреевны Ахматовой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubovnaya_lirika_v_tvorchestve_ahmatovoy.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Луховицкий аграрно–промышленный техникум»

Сценарий литературно-музыкального вечера на тему:

Любовная лирика в творчестве

Анны Андреевны Ахматовой

Преподаватель русского языка и литературы

Эвергетова Валентина Степановна

Луховицы 2018

Ведущий 1:

Явление, которое обозначает термин «серебряный век», представляло собой небывалый культурный подъем в конце XIX – начале ХХ вв., напряжение творческих сил. Органично восприняв влияние европейского модернизма (прежде всего символизма), русская культура создала собственные варианты «нового искусства», обозначившие рождение иного культурного сознания. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время. Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнеутверждающее, жаждущее красоты и самоутверждения.

Ведущий 2:

«Серебряный век» дал имена великих непревзойденных поэтов – В. Брюсов, Н. Гумилев, О. Мандельштам, И. Северянин, В. Хлебников, В. Маяковский, С. Есенин.

Ведущий 1:

Среди таких имен можно выделить и имя женское – имя великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, поэтессы со сложной трагической судьбой. Ее относят к поэтам «серебряного века» по настроениям, по мотивам творчества, однако она продолжала творить и после рубежа этого периода. Ведущий 2:

Основной темой, проходящей через все творчество Анны Андреевны, является любовь – любовь к мужчине, мужу, материнская любовь…

Ведущий 1:

Ахматова Анна Андреевна (Горенко) родилась в семье морского инженера под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. «Мои первые впечатления – царскосельские, – писала она в позднейшей автобиографической заметке, – зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Ведущий 2:

25 апреля 1910 года «за Днепром в деревенской церкви» она обвенчалась с Н.С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 году. В 1907 году он опубликовал ее стихотворение «На руке его много блестящих колец...» в издававшемся им в Париже журнале «Сириус».

Ведущий 1:

14 июня 1910 года состоялся дебют Ахматовой на «башне» Вячеслава Иванова. В 1911 году, избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах. С момента основания «Цеха поэтов» стала его секретарем и деятельным участником. Ведущий 2:

В 1912 году вышел первый сборник Ахматовой «Вечер». «Милый, радостный и горестный мир» открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, «конкретные осколки нашей жизни», рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную «истонченность» психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь «милые мелочи», сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному.

Ведущий 1:

«Четки» (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический «сюжет» «Вечера». Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них лирический дневник. По сравнению с первым сборником в «Четках» усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам «неживых вещей», но и принять на себя «тревогу мира». Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее – в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души.

Ведущий 2:

После «Четок» к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только влюбленным гимназисткам, как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, – М.И. Цветаева, Б.Л. Пастернак. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.

Ведущий 1:

В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени («Июль 1914», «Молитва» и др.). Сборник «Белая стая», вышедший в сентябре 1917 года, не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенности, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов.

Ведущий 2:

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в «своем краю глухом и грешном». В стихотворениях этих лет (сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», оба – 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы «великой земной любви» окрашиваются настроениями мистического ожидания «жениха», а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в «вечный» план.

Ведущий 1:

С 1924 года Ахматову перестают печатать. Только в 1940 году увидел свет небольшой сборник «Из шести книг», а два следующих – в 1960-е годы («Стихотворения», 1961; «Бег времени», 1965).

Ведущий 2:

Начиная с середины 1920-х годов, Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А.С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы «поэт и власть». В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения.

Ведущий 1:

В трагические 1930 – 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 года. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со «стомилльонным народом»: «Мы ни единого удара не отклонили от себя». Произведения Ахматовой этого периода – поэма «Реквием» (опубликована в 1987 году), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе... Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения – «Поэмы без героя» (1940-1965), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910- х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.

Ведущий 2:

Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В 1964 году она стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина», в 1965 году – обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

Ведущий 1:

5 марта 1966 года Ахматова умерла в поселке Домодедово, прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом. Уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл «Реквием», написанный в 1935 – 1943 гг. (дополнен 1957 – 1961 гг.).

Ведущий 2:

Лирика Анны Ахматовой ее первых книг «Вечер», «Четки» и «Белая стая» почти исключительно лирика любви. Семь лет длился роман Анны Ахматовой и Льва Гумилева. Запутанные, изломанные, на гране надрыва-разрыва отношения с Гумилевым навсегда определили для Анны Ахматовой модель ее отношений с мужчинами. Она всегда будет влюбляться только тогда, когда поверх сущности, земной, реальной увидит загадку. Она ее волновала, она стремилась разгадать ее, она ее воспевала. Она говорила о любви, как о понятии высшем, почти религиозном. И сама же – за редчайшим исключением – резко обрывала роман, если он грозил перейти в будничное, привычное существование…

Ведущий 1: Первый стихотворный сборник поэтессы «Вечер» пронизанный

болью любящей и обманутой женщины:

Я не любви твоей прошу –

Она теперь в надежном месте.

Поверь, что я твоей невесте

Ревнивых писем не пишу….

1914

Ведущий 2: Ахматова писала о несчастной любви. Она была создана для счастья, но не находила его. Наверное, потому, что сама понимала: «Быть поэтом женщине – нелепость» («В последний раз мы встретились тогда…», 1914).

Для утоления такой «бессмертной страсти» Ахматова искала равнозначности, равноценности в любви.

От любви твоей загадочной

Как от боли в крик кричу,

Стала желтой и припадочной,

Еле ноги волочу…

1918

Ведущий 1:

В августе 1914 года Гумилев добровольцем уходит на фронт. Анна Ахматова разочаровалась в любви Николая Гумилева. Да и Гумилев немало вытерпел за счастье быть мужем Ахматовой.

И сердце то уже не отзовется

На голос мой, ликуя и скорбя.

Все кончено…

1953

Ведущий 2:

Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Ведущий 1:

В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь «пятым временем года» («То пятое время года…», 1913). Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в предельном кризисном выражении – взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски. Потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с неожиданным концом психологического сюжета, жутковатой и таинственной («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).

Ведущий 2:

Лирика Ахматовой с течением времени, завоевывала все новые и новые читательские круги и поколения и, не переставая быть объектом восхищенного внимания тонких ценителей, явно выходила из, казалось бы, предназначенного ей узкого круга читателей.

Ведущий 1:

Любовный эпизод выступает перед нами в своеобразном ахматовском обличье: он никогда последовательно не развернут, в нем обычно нет ни конца, ни начала; любовное признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, кажутся как бы обрывком случайно подслушанного разговора, который начался не при нас и завершения которого мы тоже не услышим:

А, ты думал – я тоже такая,

Что можно забыть меня…

Будь же проклят…

Я к тебе никогда не вернусь.

1921

Ведущий 2:

Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая как бы сама с собой в состоянии порыва, полубреда или экстаза, не считает нужным, разъяснять и растолковывать нам все происходящее.

Ведущий 1:

Подразумевается, что степень душевной близости чудодейственно поможет нам понять как недостающие звенья, так и общий смысл только что происшедшей драмы. Создается впечатление крайней интимности, предельной откровенности и сердечной открытости этой лирики:

Пусть голоса органа снова грянут,

Как первая весенняя гроза;

Из-за плеча твоей невесты глянут

Мои полузакрытые глаза

Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный,

Верну тебе твой радостный обет,

Но берегись твоей подруге страстной

Поведать мой неповторимый бред, –

Затем, что он пронижет жгучим ядом

Ваш благостный, ваш радостный союз…

1921

Ведущий 2:

Ахматова не боится быть откровенной в своих интимных признаниях и мольбах, так как уверена, что ее поймут лишь те, кто обладает тем же шифром любви. Поэтому она не считает нужным что-либо объяснять и дополнительно описывать. Ведущий 1:

У Ахматовой никогда не было вялых или описательных любовных стихов. Они всегда драматичны и предельно напряженны, смятенны. У нее редкие стихи, описывающие радость установившейся, безбурной и безоблачной любви:

Тебе я милой не была,

Ты мне постыл…

Но если встретимся глазами,

Тебе клянусь я небесами,

В огне расплавится гранит.

1921

Ведущий 2:

Будучи мастером, Ахматова точна и скрупулезна в выборе слов и в их расположении. Но в ней очень сильно импульсивное, импровизаторское начало. Ведущий 1:

В ее любовных стихах перемешаны неожиданные мольбы с проклятиями, все резко контрастно и безысходно. В них победительная власть над сердцем сменяется ощущением опустошенности, а нежность соседствует с яростью. Тихий шепот признания перебивается грубым языком ультиматумов и приказов. Характерно, что нередко любовь, ее победительная властная сила оказывается в ее стихах, к ужасу и смятению героини, обращенной против самой же... любви!

Я гибель накликала милым,

И гибли один за другим…

Так дикие песни, ликуя,

Моя посылала любовь.

1921

Ведущий 2:

Вдохновение не покидает Анну Ахматову и тогда, когда ей уже за семьдесят, она думает о странностях любви, о богатстве сердечных тайн…

Ведущий 1:

«Полночный цикл», написанный в шестидесятых годах, составляют драматические картины двух мятущихся душ, здесь роковое стечение трагических обстоятельств века, здесь мужественное преодоление разлученности, «невстречи» этих двоих, здесь высокий образец высокой лирики:

Не придумать разлуку бездонной,

Лучше б сразу тогда – наповал…

И, наверное, нас разлученней

В этом мире никто не бывал.

1963

Ведущий 2:

В свои семьдесят, Анна Ахматова говорит о любви с такой энергией, с такой нерастраченностью душевных сил, что кажется, будто она победоносно выходит из своего времени в вечность. Ахматова раскрыла филосовскую суть поздней любви, когда вступает в действие то, что больше самого человека – Дух, Душа. Она раскрыла уникальное совпадение двух личностей, которые не могут соединиться. И это как в зеркале отражено в ее поэзии.

Ведущий 1:

Если расположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую повесть со множеством мизансцен, перипетий, действующих лиц, случайных и неслучайных происшествий. Встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, истома, поющая в сердце радость, несбывшиеся ожидания, самоотверженность, гордыня, грусть – в каких только гранях и изломах мы не видим любовь на страницах ахматовских книг. Ведущий 2:

В лирической героине стихов Ахматовой, в душе самой поэтессы постоянно жила жгучая, требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной. Ведущий 1:

Любовь у Ахматовой – грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство, заставляющее вспомнить библейскую строку: «Сильна, как смерть, любовь – и стрелы ее – стрелы огненные».

Ведущий 2:

Среди представителей «серебряного века» выделяется имя Анны Андреевны Ахматовой – психологический рисунок, тоска по несовершенному. Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Ведущий 1: Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание.


Список литературы

1. Ахматова А.А. Избранное / А.А. Ахматова; вступ. ст. В. Чамаева. – М.: Русская литература, 2004. – 456 с.

2. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой / В.М. Жирмунский; [вступ. ст. Е. Эткинда]; АН СССР. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. – 184 с.

3. Коваленко С.А. Анна Ахматова / Светлана Коваленко; [под общ. ред. А.Н. Николюкина; вступ. ст. Л. Калюжной]. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 344 с.

4. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: кн. для учителя / А.И. Павловский. – М.: Просвещение, 1991. – 190 с.

5. Поэзия серебряного века: антология / сост. А.Н. Николюкин. – СПб.: Нева, 1999. – 562 с.

6. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел: [пер. с англ.] / Омри Ронен; [вступ. ст. В. В. Иванова]. – [2-е изд., испр.]. – М.: О. Г. И., 2000. – 150 с.

7. Черников А.П. Проза и поэзия серебряного века: / Моск. гос. пед. ун-т им. В.И. Ленина, Калуж. обл. ин-т усоверш. учителей. – Калуга: Калужский областной ИУУ, 1994. – 262 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе Любовная лирика А.А. Ахматовой

В разработке представлены этапы урока, формируемые в ходе работы УУД учащихся. Материал сопровождается презентацией, в которую включена словарная работа с литературоведческими терминами, результаты гр...

Лирика Анны Андреевны Ахматовой

Данная презентация может быть использована при изучении биографии и лирических произведений Анны Ахматовой...

"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

Любовная лирика А.А. Ахматовой.

Любовная лирика А.А. Ахматовой....

Тема урока: «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».

Технологическая карта по технологии АМО «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой»....

Мотивы тайной любовной лирики А.Ахматовой и И.Берлина

Знакомство с творчеством А.Ахматовой и тайные страницы И.Берлина....

Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....