Конспект урока литературы в 5 классе "Р.Л.Стивенсок "Вересковый мёд"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Завьялова Ольга Анатольевна

Конспект урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektstivenson.docx21.25 КБ
PDF icon stivenson.pdf1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литература

Тема урока: Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд»

Тип урока: урок общеметодической направленности

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • расширение кругозора;
  • понимать необходимость уважать чужую культуру;
  • приобщиться к общечеловеческим ценностям, осознать высшую ценность человеческой жизни.

метапредметные:

  • научиться выделять проблему из заданной ситуации;
  • уметь отвечать на поставленные вопросы

предметные:

  • совершенствование навыков выразительного чтения;
  • знать значение термина «баллада»

Дидактические средства: учебник, презентаци.

Оборудование: Презентация MicrosoftPowerPoint, портрет писателя

Ход урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный

 Приветсвие, фронтальная работа

 Проверяет готовность класса к уроку, создает рабочую атмосферу

 Показывают готовность к уроку

 Самоконтроль, мотивация к учебной деятельности.

 Готовность класса к плодотворной работе на уроке.

  1. Актуализация имеющихся знаний

Беседа, просмотр презентации

Сегодня мы с вами отравимся в путешествие. И не только географическое, но и временное. Отправимся мы во вторую половину XIX века. А вот географические координаты поможете определить мне вы.

Что вы знаете о Шотландии, с чем ассоциируется у вас эта страна?

Анализируют информацию, на основе чего делают предположения

Отвечают на вопросы, рассуждают

Анализ информации

Отбор информации, умение сформулировать ответ

Правильный ответ на вопрос: «Шотландия»

Выявление основных черт шотландской культуры и истории

  1. Знакомство с темой урока, постановка целей

Беседа, работа с презентацией

Автор, который познакомит нас поближе с историей Шотландии – Роберт Льюс Стивенсон. Давайте запишем тему урока (слайд).

Как вы думаете, что вам сегодня надо будет сделать на уроке. Чему мы сможем научиться?

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

Формулирование цели урока на основе имеющихся данных и опыта других уроков литературы

Цели урока: познакомиться с биографией, узнать историю Шотландии, познакомиться с произведениями автора.

  1. Знакомство с биографией писателя

Чтение статьи учебника, составление опорного конспекта

Самостоятельно прочитайте статью учебника о Стивенсоне и запишите себе в тетрадь 5 наиболее важных с вашей точки зрения фактов о жизни и творчестве писателя.

Чтение и анализ статьи учебника. Составление конспекта. Обсуждение получившегося.

Анализ информации, выделение основного.

Обсуждение биографии писателя.

  1. Работа с произведением. Анализ текста

Чтение текста, «чтение с карандашом», беседа, работа с терминологией,

Работа со словарём, составление кластера

Мы с вами познакомимся с произведением «Вересковый мёд». Стивенсон больше известен как прозаик, но это произведение он написал в жанре баллады. Кто напомнит нам, что это такое?

Вереск – национальное растение Шотландии, один из её символов.

Чтение с карандашом. Я прочитаю текст, вы читаете вместе со мной, отмечая на полях «?» непонятные слова, выражения, знаком «+» наиболее запоминающиеся моменты.

«Переведите» на современный прозаический язык сюжет баллады.

Определите тему и основную мысль этого произведения. Тема или основная мысль прозвучала в ваших пересказах?

Запишите себе в тетрадь слова, называющие качества, важные для героев этой баллады и для автора. На доске создается кластер

Работа с термином (при необходимости слабым ученикам можно разрешить поработать со словарём)

Слушание и чтение текста. Работа со словами (один ученик работает с толковым словарём по карточке)

Пересказ сюжета

Формулирование основой мысли, ключевых проблем произведения

Составление кластера «Качества героев баллады»

Формулирование определение

Чтение, анализ текста.

Выбор адекватных средств выражения мыслей

Анализ текста, разграничение понятий.

Выделение главного, наименование категории, отбор лексических единиц

Вспомнить определение баллады

Составление словарика к балладе

Тема: борьба коренного населения с захватчиками, уничтожение последних пиктов. Основная мысль: верность своему народу, невозможность торга за жизнь.

Составление кластера качеств героев: смелость, верность, преданность, мужество, стойкость.

  1. Рефлексия

Ответ на вопрос

Продолжите в своих тетрадях фразу «Баллада «Вересковый мёд» заставила меня задуматься над/о……»

Формулирование и запись ответов

Выбор лексических средств выражения мысли.

Осознания важности урока для себя лично.

Обсуждение получившихся ответов

  1. Выставление оценок и запись домашнего задания

Оценивание работы на уроке (оценкой, баллами и т.д.)

Сообщение домашнего задания:

  • базовый уровень: подготовить выразительное чтение баллады;
  • продвинутый уровень: привести пример литературных произведений, поднимающих проблему выбора, верности, стойкости (автор, название, сюжет кратко);
  • по желанию: нарисовать иллюстрацию к произведению.

Запись домашнего задания

Самоконтроль

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....