Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

В основе выступления рассказ о применении технологии интегрированного обучения на уроках литературы и биологии (по рассказу Ф.Абрамова "О чём лачут лошади?", 7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_asou_24aprelya_2018.pptx235.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку Романова В.Н., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ 21 г.Сергиев Посад

Слайд 2

Рабочая программа по русскому языку для 5 – 9 классов (Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской и др.) Метапредметные результаты освоения программы: Владение разными видами чтения Способность извлекать информацию из различных источников Умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения

Слайд 3

Метапредметный подход Постижение окружающей действительности Интеграция разных учебных дисциплин

Слайд 4

Проектирование интегрированного урока на материале рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» (7 класс) литература биология Определить своеобразие темы«Человек и природа»; сформулировать нравственно-экологическую проблему; выявить роль изобразительно-выразительных средств русского языка Рассмотреть систематическое положение лошади как представителя класса Млекопитающие; познакомиться с мастями и породами лошадей, показать роль лошадей в жизни человека Обучающие цели

Слайд 5

Проектирование интегрированного урока на материале рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» (7 класс) литература биология Реализовать условия формирования целостной картины мира школьника в соотнесении с нравственными ориентирами; развивать коммуникативную компетенцию (в т.ч. речевую) Развивающие задачи

Слайд 6

Проектирование интегрированного урока на материале рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» (7 класс) литература биология Воспитывать интерес к чтению, уважение к слову, доброе отношение к миру Воспитательные цели

Слайд 7

Универсальные категории В области предмета «биология» класс непарнокопытные иппотерапия масть В области предмета «литература» изобразительные средства языка Ответы учащихся : Уменьшительно-ласкательные суффиксы в описании («лошад ок … Рыжуха была кобыл к а чистая») помогают выразить любовь, неравнодушие к этому животному. Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе, всему живому вокруг себя

Слайд 8

Основа интеграции приручение лошади (одомашнивание) «И казалось, всё пространство на лугу, под горой - сплошь одни лошадиные глаза… всё лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня …» ( человек и природа ) Лошадь в жизни человека Человек из «той же лошадиной породы»? Едины ли «божии созданья »?

Слайд 9

Источники информации Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок , лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера Мезенка XX и XXI веков значительно отличается по размеру. Современная лошадь более крупная. Телосложение красивое, гармоничное. Корпус вытянутый и широкий, идеальный для упряжки. Голова средних размеров: лоб широкий, профиль ровный, глаза глубоко посажены, небольшие ноздри, уши заостренные. Шея мускулистая, средней длины, холка невысокая. Спина ровная, грудь глубокая, хорошо развита. Круп немного спущенный, овальный. Художественный стиль (рассказ Абрамова) Научно-популярный стиль (Интернет) Возникновение образа лошади в воображении читателей (собственный, уникальный образ)

Слайд 10

В чём особенность художественного описания лошади? Ответ учащегося: «Художественное описание лошади содержит указание на авторскую позицию: слова « … некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых» содержат явное противоречие, таким образом подчёркивается сила Рыжухи. Жизнь ее рисуется как страдание, смирение».

Слайд 11

В чём особенность художественного описания лошади? Ответ учащегося: «Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные , все еще мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя - маленького, крохотного человечка » . Используя антитезу, автор усиливает впечатление о мелочности, суетности мира людей, лишённых искренности, природной естественности. Кроме того, автор стремится подчеркнуть силу той боли, которую испытывает животное, обманутое человеком, тем самым человеком, ради которого она трудилась…».

Слайд 12

Выводы учащихся « И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы ...», - говорит герой. Как вы понимаете эти слова? Ответ учащихся : Герой чувствует единство всего живого в мире, значит, не способен на жестокость. Однако в современном мире не нужны не только лошади, но и искренние, любящие природу люди. Об этом и тревожится писатель. Рассказчик чувствует свою беспомощность.

Слайд 13

Выводы учащихся Животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И очень хочется, чтобы мы там видели не холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.

Слайд 14

Возможности интегрированного урока Картина мира школьника формируется на основе объективного (научного) знания в процессе речетворческой деятельности через конструирование индивидуальных словесных формул (художественных образов). В ходе интерпретации художественного текста как составляющей интегрированного урока КМ школьника приобретает ценностные характеристики.

Слайд 15

Итоговое собеседование Умение определять тему, основную мысль текста Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) Извлекать информацию из различных источников Воспроизводить текст (пересказ, изложение) Владеть различными видами диалога и монолога Распознавать и исправлять ошибки в произношении слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Тема: «Приёмы работы при подготовке к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе»

Помощь учителю-словеснику при подготовке к Итоговому собеседованию в 9 классе...

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии

Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....

Система подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку

С 2018 года в школах проводится устное собеседование по русскому языку для учащихся 9-х классов. Оно вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навык...