Читательская конференция по повести Владимира Железникова «Чучело»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Ильясова Ольга Равильевна

Читательская  конференция по повести Владимира Железникова «Чучело»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.gotovyy.2.docx29.06 КБ
Office presentation icon chuchelo.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые гости и  участники - учащиеся 5 классов МБОУ «СШ№16» и МБОУ «СШ№17»!

Мы рады приветствовать вас на читательской конференции по повести Владимира Железникова «Чучело»!

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить произведение, которое, я уверена, заинтересовало вас, заставило задуматься над проблемами, взволновавшими не только автора повести и её героев, но и нас, живущих в 21-м веке.

Эпиграфом нашего мероприятия будут слова самого Владимира Карповича: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.» (слайд №1) Мы еще вернемся к нему в конце нашей читательской конференции.

Позвольте представить вам членов жюри нашей конференции:

________________

________________

________________

Также мы напоминаем вам условия мероприятия. Конференция будет проходить в 3 этапа. Те учащиеся (6 человек), которые наберут наибольшее количество жетонов за правильные ответы в викторине, проходят во второй этап, где им будет предложено ответить на более сложные вопросы.  После основной игры определятся 3 финалиста, которые в заключительном этапе  выступят на тему «Что такое милосердие?».

У  учащихся, которые не прошли во второй этап, будет возможность решить кроссворд по содержанию повести и получить дополнительные баллы.

Повесть «Чучело» - о вас. Владимир Карпович Железников убеждён: «В подростке живёт неустанное желание увидеть себя в этом мире, как в зеркале. И поэтому так важно написать для него книгу, такую, чтобы он взял её в руки и обжёгся. Испугался. Обрадовался. И сказал: «Это про меня».

Милена: Владимир Карпович Железников родился в 1925 году. В детстве много путешествовал, его отец был кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства. Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики. Писать он начал очень рано. В 9 лет уже вел дневник. Перед самой войной, когда ему исполнилось 15 лет, написал маленькую повесть. Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в журнал «Новый мир», его волновал вопрос «А смогу ли я вообще писать?» На этот вопрос консультант сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать». Владимир Карпович был так огорошен, что потом какое-то время не писал. Но, в конце концов, стал отличным детским писателем. Стать им ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоединиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».

Слава: Первая книга Владимира Железникова – сборник рассказов «Разноцветная история» - вышла в 1957 году. Тогда писателю было 32 года, и он, опаленный пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично. Для детей писатель написал 6 книг:

  1. «Хорошим людям – хорошее утро»
  2. «Чудак из 6 Б»
  3. «Путешествие с багажом»
  4. «Каждый мечтает о собаке»
  5. «Белые пароходы»
  6. «Чучело».

Герои книг – мальчишки и девчонки. Писатель показал сложные взаимоотношения подростков. Не всегда эти взаимоотношения построены правильно, иногда ребята могут быть страшно жестокими. (Слайд№3)

Настя: Повесть «Чучело» первоначально называлась «Всего-то несколько дней», в основу легла реальная история, произошедшая с внучкой Владимира Карповича, которая, как и Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину, и класс разом объявил ей бойкот. События, описанные в книге, переносят нас в 70-80-е годы 20 века в небольшой городок на Оке. Это было время, когда школьники носили пионерские галстуки, ходили на субботники, когда порядочность, честь и совесть были в большом почете.

Миша: В 80-е годы по сценарию повести «Чучело» был снят фильм режиссером Роланом Быковым. Фильм вызвал настоящий взрыв среди советской киноаудитории, которая разделилась на две стороны: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую «дерзость». Сюжет фильма Быкову помог выбрать случай. Жена Ролана Быкова, Елена Санаева, обратила внимание на повесть «Чучело», которой зачитывался ее сын Павел. Повесть показалась ей очень интересной, и она предложила мужу почитать ее на ночь. Утром она проснулась от того, что тот швырнул книгу в потолок, из чего она сделала вывод, что повесть ему понравилась. (Слайд №5).

Ева: На роль Лены Бессольцевой Ролан Быков отсмотрел около 17 тысяч девочек со всей страны. Кристину Орбакайте привела на пробы бабушка, и на успех она даже и не надеялась. В списке кандидатов она числилась где-то четырехсотой, кинопроба длилась всего 4 минуты. По странному совпадению о своем утверждении на роль она узнала в день своего рождения 25 мая 1982 года. На роль Димы Сомова Ролан Быков никак не мог найти актера. Увидев Митю Егорова, сына актрисы Натальи Кустинской, он показал на него и сказал: «Мне нужен этот мальчик. У него серьезное лицо и капризная губа». Так Митя стал актером. Дедушку Николая Николаевича сыграл Юрий Никулин. (Слайд №6).

Паша: Фильм снимался в Твери. На пятый день съемок Кристина сломала руку, две недели она проходила с гипсом. Алла Пугачева, почуяв неладное, приехала на съемки без предупреждения и застала свою дочь в больнице. Она пыталась уговорить ее уехать со съемочной площадки, но Кристина отказалась. По воспоминаниям съемочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. Взбунтовалась она лишь однажды, когда по сюжету Лена остригает свои косы. Ролана Быкова это поставило в тяжелое положение, в результате чего они пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы, а затем на нее надевали специальный лысый парик.

Милена: самым сложным было уследить за погодой. Буквально через несколько дней после начала съемок внезапно выпал снег, и в результате перед каждой съемкой вызывались пожарные машины, которые с помощью шлангов растапливали изморозь. Дополнительно пришлось изготовить множество бутафорских листьев, чтобы в кадре действительно стояла осень. Закончились съемки весной 1983 года. В 1986 году фильм удостоен Государственной премии СССР.

Ведущий 1: В.Железников написал много книг о детях и для детей, но одна из самых лучших – повесть “Чучело”. Сейчас я предлагаю вам посмотреть буктрейлер, созданный учениками 5-го класса 16-ой школы.  

- Книга серьезна по содержанию и при чтении требует сосредоточенного внимания. Давайте проверим, насколько вы готовы к обсуждению проблематики повести, к разговору о ее героях.

I этап:

С этой целью приглашаю вас к участию в литературной викторине по тексту повести.

 

1. На берегу какой реки стоял старый русский город, в котором произошли описываемые  в повести «Чучело» события?

2. Как звали дедушку Лены Бессольцевой?

3. Сколько лет не был в родном городке Николай Николаевич?

4. Что сравнивает автор с седым вороном, попавшим в стаю канареек или снегирей?

5. Почему дом Бессольцевых был своеобразным ориентиром для запоздалых путников, возвращавшихся в темноте домой?

6. Кем был отец Николая Николаевича и кем был прапрадед?

7. Что занимало главное место в доме Бессольцевых?

8. Какая из картин в доме Бессольцевых висела на самом видном месте?

9. В детстве Коле не разрешалось забираться в кресло с ногами. Как называл кресло отец Коли?

10. Почему дети дразнили Николая Николаевича «заплаточником»?

11. Как Николай Николаевич относился к своему прозвищу?

12. Чем было дорого пальто Николаю Николаевичу? Почему он не хотел с ним расставаться?

13. Сколько лет было Лене Бессольцевой ?

14. Как Николай Николаевич объяснял, почему не держит собак?

15. Что Лохматый считал в человеке главным?

16. За что Валька получил позорную кличку Живодёр.

17.  Что же такое страшное сделала Лена Бессольцева, что одноклассники оттолкнули её от себя, презрели и гоняли, как зайца?

        18. Кто из ребят не поверил, что Лена предатель?

19.  Кто на самом деле рассказал правду Маргарите и  стал по понятиям ребят предатель, и он же предал дружбу?

     20. Как  шестиклассники были наказаны за то, что сбежали с урока литературы?

21.  Когда Лена поняла, что люди не все одинаковые: то, что для одних хорошо, для других смешно или глупо?

22. Про кого Лена говорила дедушке: «…Она настоящая лиса, поёт сладким голосом, будто колыбельную, будто укачивает тебя своей лаской, а сама под дых бьёт»

23.  Чем Железная Кнопка нравилась Лене, и какая черта её характера не нравилась?

24.  Почему Лена считает себя предательницей?

25.  Что самое страшное сделали ребята  по отношению Лены Бессольцевой?

26.  Кто сказал: «Государь, честь дороже присяги; нарушив первую, человек не может существовать, тогда как без второй он может обойтись ещё».

27.  Когда и кому  из посторонних сказала Лена, что чужую вину взяла на себя? 

28.  Что подарил Николай Николаевич родному городу и что школе?

        29.  Кто из одноклассников написал неровными буквами, спешащими в разные стороны « Чучело, прости  нас!»

Подведение итогов литературной викторины: определение победителей (по числу жетонов).

Морозова Н.А. и Мухаметова Ю.Б.  называют 6  финалистов, прошедших во второй этап и 6  участников, решающих кроссворд.

Ведущий 1: 6 участникам, которые также набрали наибольшее кол-во жетонов, но не прошли во второй этап,  мы предлагаем занять места за боковыми партами и решить кроссворд. Время на решение – 7 минут.

А у всех остальных участников есть возможность ответить на те вопросы, на которые не смогут дать ответы наши финалисты.

Желаем всем удачи!

II этап:

  1. Основная игра.

Проводит Морозова Н.А.

Ведущий 2. Сейчас мы приступаем ко второму этапу игры. Перед вами матрица заданий. В ней пять блоков, каждый из которых содержит по 5 вопросов. Они расположены по степени сложности. Все ячейки разного цвета, на каждой проставлено количество баллов, которые вы получаете за правильный ответ. Зеленые вопросы – легкие, а фиолетовые – сложные. Каждый участник должен будет ответить на 4 вопроса. Вы можете выбирать любой неоткрытый вопрос из любой категории. Время на обдумывание ответа – 10 секунд, после чего вопрос переходит в зал. Члены жюри будут засчитывать ваши ответы. Начинаем с участника, набравшего большее количество баллов. Желаю всем удачи, мы начинаем!

Ведущий 2. Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги 2 этапа и назвать 3 финалистов.

III этап:

Ведущий 3: Нашу конференцию мы начали с эпиграфа, слов Владимира Карповича. Эти слова в повести произнес Николай Николаевич, узнав всю историю: «Зачем зря мучить людей, зачем над ними издеваться. Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Надо быть каким? (милосердным). Что такое милосердие? На этот вопрос нам попробуют ответить наши финалисты.

(Устное выступление участников на тему «Что такое милосердие?»)

Уважаемое жюри, мы просим вас подвести итоги нашей конференции.

 И пока жюри совещается, я предлагаю вам прочитать слова на слайде. Невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, не все могут быть преданными друзьями, потому что у нас разные характеры, воспитание, потребности, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такими, какие они есть.

Как поступить, если на ваших глазах травят человека?

Кто в повести, кроме Лены, пытался противостоять «толпе»? (Васильев, не пошел на день рождения Сомова). 

Зло всегда совершается с молчаливого согласия других.

- что изменил случай сожжения чучела в характере Лены? (В ней появилась смелость, она поняла, что Димка трус, дедушке она сказала, что пришла на костер с одним человеком, а ушла с другим). 

 -Что изменил в жизни класса поступок Лены? ( Взбудоражила весь класс: Рыжий раскаивается в своей жестокости, Лохматый бросает дружить с Валькой. Железная Кнопка пытается объявить Димке бойкот).

- Лена принимает решение уехать из города, можно ли считать, что она потерпела поражение?

- Чему же учит нас эта книга?

-Не быть жестокими

- Быть внимательными к окружающим

- Самим отвечать за свои поступки.

III. Подведение итогов

Итак, уважаемое жюри, мы просим вас объявить результаты.

Слово жюри

IV. Награждение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«НАДО БЫТЬ МИЛОСЕРДНЫМ» Читательская конференция по повести Железнякова В.К. «Чучело»

Слайд 2

«Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным». В. Железников

Слайд 3

Владимир Железников

Слайд 4

Лучшие книги писателя: «Хорошим людям – доброе утро!» «Чудак из 6б» «Путешественник с багажом» «Каждый мечтает о собаке» «Белые пароходы» «Чучело»

Слайд 7

«За кадром…» Ролан Быков с женой Еленой Санаевой Ролан Быков, режиссер фильма «Чучело»

Слайд 8

Главные герои… Кристина Орбакайте Дмитрий Егоров

Слайд 9

Юрий Никулин

Слайд 12

«Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным». В.Железников.

Слайд 13

Вот несколько нравственных правил из произведений В.К. Железникова: “ В борьбе всегда надо принимать сторону слабого, если ты не уверен, кто прав. И это будет наименьшим злом”; “ Стыдно - это хорошо, это знаешь ли благородно, это значит, что такого больше не сотворишь”: “ Обдумай все возможные пути к цели, но выбирай самый бесхитростный”.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-ситуация по повести В. Железникова "Чучело".

Урок-ситуация вновь осмысляется в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности ("Модель саморазвития личности" доктора пед.наук, профессора К.Я.Вазиной). Считаю, что становление духовного м...

Открытый урок по повести В.Железникова "Чучело". ( 7 класс)

Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению.  Повесть Железникова "Чучело" была прочит...

Урок внеклассного чтения "Я не такой, как все" (по повести В. Железникова "Чучело" и феерии А. Грина "Алые паруса")

Урок внеклассного чтения по повести Железникова "Чучело" и феерии Грина "Алые паруса" поможет мапеньким читателям разобраться в сложных взаимоотнршениях личности и общества. На этом уроке мы поговорим...

«Игры мотыльков» по повести Владимира Железникова «Чучело 2, или Игры мотыльков» режиссер – постановщик Андрей Прошкин

        Через просмотр и последующее обсуждение фильма содействовать проявлению  интереса к проблемам самопознания и      ...

Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».

Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить  её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заг...

Круглый стол по книге Владимира Железникова «Чучело»

Круглый стол по книге Владимира Железникова «Чучело»...

Урок внеклассного чтения в 6-ом классе по повести Владимира Железникова «Чучело».

Урок-диспут. На чём держится мир?  Урок доброты, достоинства и человечности....