Методическая разработка урока «Преданное сердце» по повести Р.П. Ругина «Ланги»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Воробьева Лариса Павловна

     Повесть Р.П.Ругина «Ланги» раскрывает перед нами картины северной природы, рассказывает о быте охотников, показывает тесную связь природы и человека.

  Актуальность изучения литературы родного края определяется повышением интереса к своему краю, людям, творчеству земляков-современников. Знание учащимися литературы родного края способствует воспитанию любви к родной земле, уважению к творческим традициям и культуре своего народа. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ругин Роман Прокопьевич поэт, писатель, журналист

Слайд 2

Ругин Роман Прокопьевич родился 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкар- ского района в семье рыбака и охотника.

Слайд 4

Шурышкарский район расположен в юго-западной части ЯНАО, где лесотундра переходит в зону тайги. С юга на Север территорию пересекает река Сибири – Обь. Река Обь

Слайд 5

Роман Ругин автор 27 книг со стихами, прозой, фольклором. Отдельные стихи и проза переведены на финский, эстонский, французский, итальянский, венгерский, чешский, испанский и английский языки. 2 его стихотворения вошли в антологию мировой поэзии. В писательском союзе с 1983 года. Писать стал в конце 50-х годов, дебютировав сборником стихов «Живая вода" (Тюмень, 1963). Выпустил в свет книги "Погоня" (1965), "Снежные мелодии" (1976), "Метель на ладони" (1986), "Солнце над снегами" (1986), "Ранний ледостав" (1988), "В ожидании сына" (1990), сборник избранных стихотворений "Многодумная Обь" (1993).

Слайд 6

В 1958 году окончил Салехардское национальное педагогическое училище, затем был призван в ряды Советской Армии. В 1964 году поступил в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена по специальности педагогика и методика начального образования. Работал завучем, затем директором Восяховской восьмилетней школы Шурышкарского района. С 1977 года - директор окружной санаторно-лесной школы № 2 в г. Салехарде, преподаватель истории КПСС и хантыйского языка Салехардского педучилища. За педагогическую деятельность награжден Почетной" грамотой Министерства просвещения РСФСР, в 1970 году - медалью "За доблестный труд.

Слайд 7

В 90-е годы становится редактором окружного историко-культурного, научно-популярного журнала "Ямальский меридиан". Живет и работает в городе Салехарде. И сегодня Роман Прокопьевич продолжает свою трудовую деятельность, он полон творческих планов, задумок, которые нужно воплотить в жизнь.

Слайд 8

Преданное сердце. «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент - Экзюпери

Слайд 9

Ланги

Слайд 10

Д/з Напишите сочинение-рассуждение. Понял ли человек мир природы, открыл ли он тайну прекрасного?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №17»

Методическая разработка урока

«Преданное сердце»

по повести Р.П. Ругина  «Ланги»

                                                             Подготовила:

                                                             Воробьева Лариса Павловна

                                                             учитель русского языка и литературы

                                                             МБОУ «СШ № 17»

г. Новый Уренгой

2017 год

Пояснительная записка.

     Методическая разработка  урока «Преданное сердце» может быть использована на уроках  изучения творчества Р.П. Ругина  и его повести «Ланги».

     Актуальность изучения литературы родного края определяется повышением интереса к своему краю, людям, творчеству земляков-современников. Знание учащимися литературы родного края способствует воспитанию любви к родной земле, уважению к творческим традициям и культуре своего народа. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. 

     Повесть Р.П.Ругина «Ланги» раскрывает перед нами картины северной природы, рассказывает о быте охотников, показывает тесную связь природы и человека.  

     Объектом писательского внимания  становятся  преданность собаки и предательство человека по отношению к ней.  Собака в мифологии северных народов зачастую является хозяином человека, ведь по своему предназначению собака охраняет приручившего ее, спасает, чувствуя бесконечную преданность и любовь к человеку.

      Произведение  делает акцент на формирование чувства сострадания к “братьям нашим меньшим”.

       Цель урока:

познакомить учащихся с творчеством хантыйского писателя  Р.П.Ругина и его повестью «Ланги».

       Задачи:

- раскрыть важнейшие проблемы повести;

- формировать умение давать оценку поступкам героев повести;

- воспитывать любовь к родному краю и ко всему живому.

Разработка урока по литературе «Преданное сердце».

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Знакомство с краткой биографией и творчеством  Р. П. Ругина.

 Слово учителя:  Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с биографией и творчеством хантыйского писателя Р.П. Ругина, вместе попробуем раскрыть для себя мир повести Р. П. Ругина «Ланги».

Презентация 1-7 слайды

       Ругин Роман Прокопьевич родился 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкарского района в семье рыбака и охотника. Шурышкарский район расположен в юго-западной части ЯНАО, где лесотундра переходит в зону тайги. С юга на Север территорию пересекает река Сибири – Обь.

       Роман Ругин автор 27 книг со стихами, прозой, фольклором. Отдельные стихи и проза переведены на финский, эстонский, французский, итальянский, венгерский, чешский, испанский и английский языки. 2 его стихотворения вошли в антологию мировой поэзии. В писательском союзе с 1983 года. Писать стал в конце 50-х годов, дебютировав сборником стихов «Живая вода" (Тюмень, 1963). Выпустил в свет книги "Погоня" (1965), "Снежные мелодии" (1976), "Метель на ладони" (1986), "Солнце над снегами" (1986), "Ранний ледостав" (1988), "В ожидании сына" (1990), сборник избранных стихотворений "Многодумная Обь" (1993).

      В 1958 году окончил Салехардское национальное педагогическое училище, затем был призван в ряды Советской Армии. В 1964 году поступил в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена  по специальности педагогика и методика начального образования. Работал  завучем, затем директором Восяховской восьмилетней школы Шурышкарского района. С 1977 года - директор окружной санаторно-лесной школы № 2 в г. Салехарде, преподаватель истории КПСС и хантыйского языка Салехардского педучилища. За педагогическую деятельность награжден Почетной" грамотой Министерства просвещения РСФСР, в 1970 году - медалью "За доблестный труд.

      В 90-е годы становится редактором окружного историко-культурного, научно-популярного журнала "Ямальский меридиан". Живет и работает в городе Салехарде. И сегодня Роман Прокопьевич продолжает свою трудовую деятельность, он полон творческих планов, задумок, которые нужно воплотить в жизнь.

Преданное сердце.

(слайд № 8)

                                                    «Мы в ответе за тех, кого приручили».

                                                                        Антуан де Сент - Экзюпери

3. Работа  с ключевыми словами? (слайд № 9)

(Цель – подготовить учащихся к восприятию текста, пониманию темы и идеи повести; предполагается, что учащиеся прочли текст)

 Вопрос: - Как  вы понимаете выражение  преданное сердце?

 Предполагаемый ответ: Сердце, проникнутое  любовью и верностью к кому-либо.

Вопрос:   - Какие у вас  возникают ассоциации при слове собака?

 Предполагаемый ответ: Друг человека, мир животных, бескорыстная преданность, доверчивость.

 Вопрос: - Ваши  ассоциации при слове лайка?

Предполагаемый ответ: Охотничья собака, «один умный пес надежней ста помощников…», священное животное, «член семьи» у северных народов.

 Вопрос: -  Какие у вас  возникают ассоциации при слове Ланги?

 Предполагаемый ответ: Лайка, «добрая…собака», «бельчатник», нетерпеливый, умный, преданный, развиты природные инстинкты.

Ланги – это пес, вбирающий в себя весь ассоциативный ряд.

4.Определение темы и идеи повести Р.П.Ругина.

Вопрос: -  Как вы думаете, какова тема повести? Идея?

Предполагаемый ответ:  Тема – судьба собаки, идея – автор хотел показать на примере судьбы Ланги великую бескорыстную преданность сердца собаки и неспособность человека постичь это; потерю связи человека с природой.

Вопрос:  -  Как вы думаете,  что заключено в названии  повести? Тема или идея?

 Предполагаемый ответ: Тема и идея, т.к. эти понятия  тесно связаны с кличкой собаки «Ланги».

Вопрос: - Как вы понимаете слова Антуана де Сента – Экзюпери:  «Мы в ответе за тех, кого приручили?»

Предполагаемый ответ:  Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе. Приручить – значит, связать себя с другим существом нежностью, любовью, ответственностью.

  1. Работа с текстом.

Слово учителя: Вместе с Тибетом и Ланги мы отправляемся на охоту и познаем этот неизвестный, таинственный мир северной природы.

Вопрос: -  Используя текст, ответьте, каким мы видим Ланги, как ведет он себя на охоте? Как проявляется его характер?  

Предполагаемый ответ: « Сейчас Ланги, загнув хвост колечком, весело бежал рядом с хозяином. Среди осенней желтизны четко выделялась его темная, густошерстная спинка. А когда пес оборачивался, на груди мелькало белое, похожее на бабочку-капустницу, пятнышко. Стоило Тавету остановиться - останавливался и Ланги. Уши у него вставали торчком, а в черных, словно угольки, глазах загорался вопрос: в какую сторону мчаться? Кого догнать?»

      «Негромко, энергично залаяв, молодой пес короткими прыжками понесся к протоке, и не успел Тавет присвистнуть ему вдогонку, призывая к осторожности, как Ланги, ступив на тонкий ледяной припай метрах в двух от берега, провалился в холодную осеннюю воду». « Ланги был очень возбужден. Он чуть не вырвался из рук Тавета и глухо заворчал, когда тот попытался его слегка обтереть и обсушить».

Вопрос: -  Что же произошло после неудачной охоты обоих?

Предполагаемый ответ: Интересен тот факт, что в данном случае автор «наделяет» щенка «внутренней речью». Человек, « по словам» Ланги, не логичен в своих действиях. « Я ведь должен был этих турпанов взять! Должен! Я твердо это знал до сегодняшнего дня, а теперь вот – не знаю. Должен или не должен?».  Охотник не понял, почему пес загрустил, да и не пытался.

 Вопрос: -  Как вы расцениваете поведение Тавета?

Предполагаемый ответ: Тавет не слушал советов охотников, торопил события. Обескуражил своим поведением охотничью собаку, инстинктивно знавшую то, что нужно делать. Не надо было маленького щенка выпускать на охоту. Ланги выучил урок человека – не мешай хозяину доставать добычу! И добросовестно продолжал выполнять поставленную перед ним задачу на следующей охоте.

«За зиму Ланги изрядно подрос, превратился в крепкую молодую лайку. Тавет с нетерпением ждал весны, чтобы испробовать своего любимца в новой охоте…

 

– Ланги! Ищи! – скомандовал собаке Тавет. Пес не двинулся с места.

– Ланги! Кому сказано?!

Собака вскочила и – юркнула в кусты, в противоположную от озерной отмели сторону.

– Куда?! – закричал Тавет. – С ума сошел, что ли?!»

     Тавет не анализирует свой поступок, а досадует на поведение собаки, на несбывшиеся мечты о слаженной охоте вместе с Ланги. Тавет бросил друга. Это поступок  эгоистичного «хозяина» природы.  Ведь все должно ему подчиняться, всем он может управлять. Тавет вмешался в инстинкт собаки, нарушил природой ей данное поведение и бросил, обвинив во всех напастях.

Вопрос:  -   Прокомментируйте слова текста: «Ссориться с собакой ничуть не легче, чем разругаться с близким другом».

 Предполагаемый ответ: Собака и есть самый близкий и верный друг, это подтверждают многие примеры из жизни и литературы. Например, Белый Бим Черное ухо из одноименной повести Г.Н.Троепольского, лайка Бойе  из книги  Виктора Астафьева «Царь-рыба», лайки Ара и Алтай, спасшие своих хозяев в реальной жизни. Ссора  с собакой  - это потеря тепла шершавого языка, отдающего любовь; преданных и доверчивых глаз.

 Вопрос:-  Что происходит с Таветом на следующий день? Ответьте на вопрос, используя текст.

 Предполагаемый ответ: «Тавет просто места себе не находил… И зачем он только вчера поддался своему раздражению, уехал, бросив собаку? Да, Ланги вел себя скверно, но разве не он сам, Тавет, в том виноват? Грубо кричал, швырял палкой. А тогда, прошлой осенью? Ведь он просто не понял Ланги, помешал ему исполнить свой охотничий долг и тем самым посеял в нем смятение». К человеку пришло раскаяние. Потеря приводит  к осознанию своей неправоты.

 Вопрос: -  Что же случилось с Ланги по вине Тавета?  Что чувствует человек? Ответьте на вопрос, используя текст.

 Предполагаемый ответ:  «…крутясь и извиваясь среди поломанных веток, пес пытался освободиться от захлопнувшего морду капкана!...  Ланги волочил по земле перебитую ногу…»

«Слезы подступили к горлу Тавета. Он обнял пса, горячо шепнул ему в ухо:

– Прости меня, песик, прости!»

     И хочется верить, что охотник искренен в своих чувствах, и испытания на дружбу на этом закончатся.

     Важно подчеркнуть, что  в данной ситуации нет «внутреннего монолога» Ланги?  Почему пес не обвиняет хозяина в своих бедах?

«Заскулив, Ланги благодарно прильнул к хозяину и лизнул ему руку».

«– Прости меня, песик, прости!

И, словно отвечая на эту просьбу хозяина, Ланги еще теснее прижался к нему». Ланги потерял и вновь обрел любовь, хозяин вернулся, спас, раскаивается. Ланги счастлив, и не нужно никаких слов и тем более упреков.

 Вопрос: - Какие еще испытания выпадают на долю наших героев? Кратко перескажите 4 главу повести, зачитывая отрывки текста.

Вывод (глава 4): Ланги  спасает Тавета: предупреждает раненого охотника о приближении медведя, добывает еду, приводит на помощь человека. Ланги оказывается очень умным, сообразительным, находчивым псом, несмотря на отсутствие навыков охотничьей собаки. И, конечно, преданным другом!

«– Как же ты меня нашел?!

– Пса своего благодари! Я к родственникам на лодке ездил. Возвращаюсь мимо Горелого, смотрю, какая-то собака на крутояре сидит и волком воет. Подошел поближе к берегу, пригляделся, смотрю – Ланги! Э-э, думаю, что-то тут не так, с Таветом, видно, беда...»

Слово учителя:  После всех перипетий, выпавших на долю человека и собаки, кажется, что ничто не сможет их уже разлучить. Но судьба складывается иначе. Тавета переводят на работу в город, а Ланги он сразу взять с собой  не может. Тавер переживает за судьбу Ланги. «“А как же Ланги? – сжалось сердце Тавета. – Для матери место в гостинице, конечно, найдется, но кто пропишет собаку?”». «Ему и в самом деле было не по себе: куда девать собаку?». Герой пытается как можно лучше пристроить Ланги, до тех пор, пока он не сможет забрать пса.

Вопрос: - Как вы оцениваете поведение Тавета?

Предполагаемый ответ:  С точки зрения логики человека – это забота о животном. Но именно, как о животном, бессловесном существе – не равном человеку. Мы не видим никаких попыток Тавета  остаться или добиться условий в городе для Ланги.  Личные  обстоятельства человека выше чувств Ланги.  Собака  не поймет сложившихся  обстоятельств, она живет сердцем, для нее самое главное быть рядом с хозяином.

        Мир людей полон условностей, он отделен от  мира животных «намордником».

«– Знаешь что? – сказала мать. – Возьмем его с собой. Как-нибудь устроимся.

– Товарищ! Возить животных на пассажирских судах без намордника запрещено. Сейчас же уберите пса. Слышите?! Мы и так опаздываем!»

Человек, таким образом,  отдаляется от  мира природы.  

Вопрос: - Сколько времени не виделись Ланги и Тавет? Почему?  Прочитаем начало 6 главы.

Предполагаемый ответ:  Более двух лет, «…дела не пускали». Даже через полтора, узнав о состоянии Ланги, для человека пресловутые «дела» оказываются важнее «живой души», «преданного сердца».

Вопрос: - Какой можно сделать вывод об отношении человека к природе?

Предполагаемый ответ:  Человек теряет свои корни, связывающие с малой родиной. Собака - лайка – священное животное уходит на второй, третий…план. Человек  не ощущает себя частью природы, он возвышается над ней, эгоистично пользуясь ее дарами.

Вопрос: - Какие последствия этого отношения мы можем наблюдать на примере Тавета и Ланги?

Предполагаемый ответ:  Тавет увидел страшную картину: «Нечто всклокоченное, облезлое, тощее лежало, растянувшись, на деревянном крылечке. Если бы не белая отметина, похожая на бабочку-капустницу, Тавет не признал бы Ланги.

Ошеломленный, он присел на корточки, погладил собаку по костлявой спине и с ужасом заметил, что в темно-серой шерсти белеют седые волоски».

      Сколько еще страшных картин должен увидеть человек, чтобы понять, что собака (природа) - это живое существо, с великой, бескорыстной и преданной душой. Страдания ее  намного сильнее человеческих, ведь она не может передать их словами, поделиться своим горем, она одинока.  И никакие обстоятельства не могут оправдать поведение «человека разумного». Не понял Тавет души Ланги, спасшего ему жизнь. И как бы  решались «дела» человека, не будь его на свете?

«– Собаку-то свою признал? – продолжал Куля, – Постарела она. Глухая стала, слепнет, вроде меня. Жаль, жаль... Хороший, говорят, был пес. Он ведь тебя однажды от верной смерти спас,  когда ты себе на Горелом прострелил ногу. Было такое?».

      В словах  деда Кули мы слышим упрек. Он один из тех, кто предан своей земле: «– Так, так... Соскучился, значит, по родным местам? – вздохнул он. – Не надо было уезжать. Я вон всю жизнь на одном месте сижу... Здесь родился, здесь и помру». Только связь с родной землей может сохранить в человеке чистоту души.

Вопрос: - Согласитесь ли вы со словами героя: «Ланги тем временем проснулся и захрустел печеньем. Но и ел он как-то вяло, без удовольствия, не выражая ни малейшей благодарности. Тавет был уже для него Никем.

“Да, – подумал он, – животное, как и человек, не прощает измены”.

Предполагаемый ответ:  На первый взгляд, так и происходит. Тавет приезжает за Ланги, видимо, уверенный в том, что навстречу выбежит прежний, добродушный пес. Но Ланги измучился от тоски  и  погибает, потеряв надежду.  Он боится верить в происходящее. Герой уже сближает  чувства собаки с миром чувств человека. Но человек вновь ошибается, сердце собаки  неспособно оттолкнуть того, кого любит. Оно остается преданным до последних минут жизни. А человек не может бросить «все» и провести последние дни с самым любящим его существом,  попытаться спасти преданное сердце. Тавет в очередной раз предает Ланги.

Вопрос: - Имел ли Тавет нравственное право окликать Ланки? К чему это привело?

Предполагаемый ответ:  «Теплоход дал гудок. Лайка дернулась и бросилась к реке.

– Ланги!!! – изо всех сил закричал Тавет. – Прощай! Прости меня! Умнейший пес! Умник! Пальцы его, вцепившиеся в поручни, побелели. Горло сдавил горький тугой комок.

     Пёс с размаху влетел в холодную воду. Белое пятнышко на его мохнатой груди в последний раз мелькнуло перед глазами Тавета».

Зов хозяина! Надежда! Любовь! Смерть!

ЧЕЛОВЕК,

будь в ответе за того, кого

ПРИРУЧИЛ!

Домашнее задание:

(слайд № 10)

Сочинение – рассуждение.

Понял ли человек мир природы, открыл ли он тайну прекрасного?

Источники:

  1. gcbs.ru Электронная библиотека.  Роман Прокопьевич Ругин. Писатели Ямала.
  2. sites.google.com. Ланги – Библиотека: охотничьи лайки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс

Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)

Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...

методическая разработка урока по теме "Преданный друг"

методическая разработка урока по теме "Преданный друг" на базе УМК Spotlight для 11 классов общеобразовательных учреждений...

Методическая разработка урока «Эмотивная лексика в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Приведенная нами система факультативных занятий предполагает следующую организационную урока:1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности2.Актуализация и пробное учебное действие3.Выявление ме...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по повести В. Крапивина "Мушкетер и Фея"

Методическая разработка урока внеклассного чтения по повести В.Крапивина "Мушкетер и Фея" представлена вместе с викториной по этой же повести. Викторина дает возможность учителю понять, как ...