гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературы
статья по литературе на тему

Телегина Анна Владимировна

данная статья расскажет о методах обучения гражданско-патриотическом воспитатнию учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия №1 Ставропольский край

                                        Петровский район г.Светлоград

                                                 учитель русского языка и литературы

                                    Телегина Анна Владимировна

Гражданско-патриотическое воспитание подростков

на уроках литературы

Воспитание гражданина, патриота и защитника своей страны, знающего историю своего государства, ведущего здоровый образ жизни, уважающего веру, религию, культуру разных народов – это главные воспитательные задачи современного образования.

За основу своей работы в должности преподавателя русского языка и литературы в школе я взяла цели, прописанные в стандарте основного общего образования по литературе, а именно: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры

Уроки литературы обладают большими потенциальными возможностями для решения поставленных целей и задач, но необходима систематическая работа в указанном направлении.

В своей работе использую технологию критического мышления, проектного обучения, игровые технологии, личностно-ориентированный подход в обучении, метод «ведения диалога с текстом», семинары, диспуты, беседы по нравственным вопросам, различные виды чтения и пересказа, инсценирование, письменный ответ на вопрос «О чем заставило поразмышлять изученное произведение?» и т.п. В 5-7 классах уместно использовать такие приемы, как сопоставление (нахождение сходств и различий),  «Задай вопрос к тексту», «Восстанови текст» и др. Это способствует не только развитию смыслового чтения и анализу исходного текста, но и формирует вдумчивое отношение к прочитанному и, соответственно, способствует развитию нравственных качеств.

Проблемный метод изучения художественной литературы приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции. При изучении повести М.Горького «Детство» предлагаю исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Анализируя эпизоды повести, учащиеся приходят к выводу, что уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств.

Перед учащимися ставится задача: спрогнозировать будущее Алеши, выяснить, сможет ли он адаптироваться в обществе, и доказать это, проанализировав черты его характера.

Учащиеся находят доказательства тому, что в характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям «новое, светлое, жизнеутверждающее начало».

На уроках литературы постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.

Проектная технология вызывает у подростков большой интерес. В этой технологии заложена возможность для фантазии учащихся и получения результата. Так проект «Картины родной природы в произведениях русских поэтов», в котором представлены презентации ребят с пейзажами родного края, сопровождающиеся русской классической музыкой, вызывают у подростков чувство восхищения и любви к своей малой родине, к своей стране. Успешность и эффективность в создании проектов зависит от добровольности участия в проекте, умения распределить время и обязанности между участниками, заинтересованности в результатах. Работая вместе с другими в группах, учащиеся приобретают опыт организаторской работы, учатся принимать решение, развивают умение делать обоснованный выбор из множества вариантов.

Подобные  технологии помогают преподавателю выявить личностные качества подростков, дают возможность для социализации личности, воспитания уважения к личности другого, его мнения, выработки системы ценностей и установок поведения личности.

В воспитании гражданственности и патриотизма у подростков на первый план выдвигается формирование бережного отношения к историческому прошлому России: возможность продолжения традиций наших дедов и прадедов, формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и умения аргументированно её доказывать.

И здесь важная роль на уроках литературы отводится работе с художественным произведением, чтению, анализу, сопоставлении, рассуждению. Дорога к сердцам подростков лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Ребята должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут им в этом книги о Великой Отечественной войне.

Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, ребята учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Таким образом, особый акцент необходимо делать на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, толерантность.

Сила литературы определяется тем, что за этой учебной дисциплиной в ОУ стоят Пушкин, Гоголь, Некрасов, Толстой… На уроках литературы изучаются художественные произведения поэтов и писателей, которые прямо или косвенно обращались к проблеме гражданского воспитания. Достаточно вспомнить произведения Н.А. Некрасова, чтобы убедиться в этой мысли. Поэт убеждает, что главная цель в жизни – быть гражданином.

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Таким образом, можно на примере лирики Н.А. Некрасова убедиться, что литература действительно имеет богатейшие возможности, которые можно успешно использовать в формировании гражданственности у подростков.

Большое место в практике учителя- словесника занимает проведение сочинений на свободные темы, это объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями. Темы для сочинений должны быть близкими воспитанникам, затрагивать их интересы и стремления, опираться на жизненный опыт ребят («Город, в котором я живу», «Моя улица», «Моя малая Родина», «Их именами названы улицы нашего города»( о героях ВОВ),»Памятники моего города» и др.) Такие детские работы воспитывают любовь к своей Родине, гордость за нее.

Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, го разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить. Мы должны успеть раньше познакомить своих воспитанников с богатством, красотой и разнообразием родного русского языка, слова, литературы. Успеть привить любовь к родной природе, родным местам. Успеть сформировать самые сокровенные качества личности - патриотизм и гражданственность.

Список использованной литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2011, 143 с.
  2. Вопросы воспитания на уроках русского языка и литературы. / Под ред. Т.З.Трапезниковой. - М.: Просвещение, 2011. - 179с.
  3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 64 с.
  4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 с.