Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ларина Марина Германовна

Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь».

Тип урока:   Урок внеклассного чтения  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isoved_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  литературы   в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)

 

Учитель русского языка  и литературы: Ларина Марина Германовна

Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь».

Тип урока:   Урок внеклассного чтения  

УМК: Учащиеся в классе-комплекте занимаются по УМК В.Я Коровиной и Т.Ф. Курдюмовой.

Цель урока: Познакомить учащихся с новеллой  Мопассана  «Исповедь»,  показать  мастерство  писателя  в создании сюжета и выборе средств  художественной выразительности.

Задачи обучения:

 1) образовательные: познакомить учащихся  с приемами  Мопассана в создании сюжета  и выборе языковых средств;

  обеспечить в ходе урока повторение следующих понятий: олицетворение, эпитет, метафора;

 2) развивающие: развивать   интерес к литературе, слову писателя; развивать творческие способности учащихся,  их речь и художественное воображение, умение слушать собеседника;

3) воспитательные: создать  условия для формирования эстетического чувства; воспитывать культуру поведения учащихся, формировать интерес к литературе.

Вызов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Ставится цель работы.

Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенное  задание.

Приём «Ассоциативный ряд»

Личностные: понимание учебной цели и задачи.

Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить

Познавательные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других, умение создавать письменные высказывания.

Осмысление

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует деятельность учащихся.

Способствует активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Осуществляет контакт с новой информацией.

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом.

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы

Отслеживают  процесс знакомства с новой информацией.

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного

Выделение  художественных  средств языка с помощью подчеркивания.

Поиск ответов на поставленные вопрос.

Чтение текста с остановками.

Прием  «Корзина идей».

Прогнозирование текста по ключевым словам.

Личностные: установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей;.

умение вносить коррективы к ходе работы;

умение прогнозировать результат;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

смысловое чтение;

синтез — составление целого из частей;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;  принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует рефлексивную деятельность учащихся;

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями;

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля.

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Обмениваются мнениями;

 

Отвечают на вопросы;

Систематизируют новую информацию;

Высказывают оценочные суждения;

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи;

Ставят новые цели.

Синквейн;

Диамант;

Возвращение к ключевым словам;

Ответы на вопросы;

Прогнозирование;

Сочинение-миниатюра

Личностные: 

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

 нравственно - этическая ориентация;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

синтез — составление целого из частей;

выбор оснований и критериев для сравнения;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока:

1.Стадия вызова.

Прием  «Ассоциативный ряд»  

Запишите, пожалуйста, слово исповедь. Ваш ассоциативный ряд, связанный с этим словом. Запишите его.

Обмен впечатлениями.

Слушая своих  товарищей, вы можете дописывать те слова, которые сочтете  «своими».

Примерная работа:

Исповедь-признание своих грехов, последний поступок, последний честный поступок. Скрывать ничего нельзя. Да и зачем? Это твои последние слова в этом мире. Последние честные слова близким людям и Богу.

Сегодня вашему вниманию я предлагаю новеллу «Исповедь» Ги де Мопассана, известного французского писателя (1850-1893)

-Вам знаком этот художник слова?

Цель нашего урока: познакомиться с произведением Мопассана «Исповедь».

-Мы будем читать его новеллу по частям, « с остановками»,  побываем в мастерской художника слова, будем наблюдать за изобразительно-выразительными средствами писателя, разгадывать авторский замысел. Нам предстоит сегодня узнать: к каким писателям относится Мопассан - к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать читателя, удивить его неожиданным поворотом сюжета.

2.Стадия осмысления.

Чтение 1 предложения.

Маргарита де Терель умирала.

-Какое настроение создаёт писатель первым предложение рассказа?

Не будет ли меняться наше настроение дальше?

Чтение 1 части рассказа. Текст раздается детям.

....Ей было пятьдесят шесть лет, но на вид не менее семидесяти пяти. Она задыхалась, лицо ее, белое, как простыня, судорожно дергалось, все тело мучительно дрожало, а глаза дико блуждали, словно ей чудилось что-то страшное.

Её сестра Сюзанна, старше ее на шесть лет, рыдала, стоя на коленях около кровати. На маленьком, покрытом салфеткой столике у ложа умирающей, стояли две зажженные свечи, так как должен был прийти для соборования и причастия.

В спальне был зловещий беспорядок безвозвратно прощания, как во всякой комнате, где лежит умирающий. На столах и полках - пузырьки из-под лекарств, во всех углах - полотенца, отброшенные второпях ногой или половой щеткой. Стулья и кресла,  расставленные как попало, словно разбежались от испуга во все стороны. Смерть притаилась где-то здесь и выжидала.

-Изменилось ли наше настроение? Какие детали (слова, образы) не меняют нашего печального, грустного настроения? Подчеркните их карандашом.

Учащиеся обращают внимание на портрет умирающей, интерьер. Называют олицетворения: лицо дёргалось, тело дрожало, глаза блуждали, кресла...разбежались от испуга во все стороны), сравнение лица с белой простынёй),) метафору(зловещий беспорядок безвозвратного прощания) и заключи-тельное предложение (Смерть притаилась где-то здесь и выжидала)

-С какой целью употребляет писатель эту языковые средства?

Все языковые средства, выбранные автором, готовят нас к трагическому финалу.

Чтение 2 части рассказа(1 предложения)

История двух сестёр была трогательна. Её рассказывали по всей округе, и не раз она вызывала у слушателей слёзы.

-Интересно, какова же история двух сестёр? Её с интересом рассказывают друг другу. Эта история вызывает слёзы. Предлагаю пофантазировать.

Приём «Корзина идей»

Ваши прогнозы поместим в «Корзину идей». Потом определим: кто из нас  в своей воображаемой истории был ближе к автору?

Читаем 2 часть.

Старшая, Сюзанна, когда-то любила одного молодого человекам он тоже любил ее. Они были обручены, день свадьбы был уже назначен, но вдруг Анри де Сампьер скоропостижно скончался.

Девушка была в ужасном отчаянии и поклялась никогда не выходить замуж. Она сдержала слово. Надев вдовье платье, она так и не сняла его.

И вот однажды утром ее сестра, ее младшая сестра Маргарита, которой было только 12 лет, бросилась к ней в объятья и сказала:

-Сестрица, я не хочу, чтобы ты была несчастной. Не хочу, чтобы проплакала всю жизнь. Никогда, никогда, никогда я не покину тебя! Я тоже никогда не выйду замуж. Я останусь с тобой навсегда, навсегда, навсегда.

Сюзанна, растроганная этой детской преданностью, поцеловала сестру, но не поверила ей.

Однако младшая тоже сдержала слово и, несмотря на увещеванье родителей, несмотря на мольбы старшей, так и не вышла замуж. Она была хороша собой, но она всем отказывала, она не покинула сестры.

-Кто из нас  был ближе к автору в своих прогнозах?

-Как вы расцениваете поступок младшей сестры? Как относится к поступку сестры старшая Сюзанна?

Отмечаем авторские слова: растроганная детской преданностью.

Продолжим чтение новеллы.

Чтение 3 части.

Они прожили вместе всю жизнь, никогда не расставаясь. Но младшая Маргарита всегда казалась печальной, удрученной, более суровой, чем старшая сестра, словно великая жертва, надломила ее силы. Она быстрее состарилась, поседела в тридцать лет и часто хворала, как будто ее снедал какой-то тайный недуг.

Теперь она умирала первой.

Уже сутки она не говорила ни слова. Только на рассвете она сказала:

-Пошлите за священником, пора.

Аббат Симон подошел, взял ее за руку, поцеловал в лоб и ласково сказал:

-Господь простит вас, дитя мое. Будьте мужественны; час настал, говорите.

Умирающая  пробормотала.

-Сестрица, садись и слушай...

-Мы у постели умирающей Маргариты. Она мучается, снедаемая тайным недугом. Скоро мы узнаем её тайну.

И вновь предлагаю: прогнозируем,  угадываем сюжетный поворот.

Приём «Прогноз по цепочке ключевых слов»

Вам в помощь  предлагаю цепочку «ключевых слов».  На них держится исповедь умирающей, ее тайна, которую она решается открыть лишь в последние минуты своей жизни.

Красота, горе, ревность, бешенство, ненависть, болезнь.

Работы ребят зачитываются.

-Кто из нас угадал замысел автора?

Чтение 4 части.

 Сюзанна, вздрогнув, посмотрела на сестру. Маргарита продолжала:

-Выслушай меня, и ты все поймешь. Мне было тогда двенадцать лет, ты помнишь, не правда ли? Я была избалована, делала все, что вздумается!.. Ты помнишь, как меня баловали?.. Слушай же...Когда он в первый раз приехал к нам, на нем были лакированные сапоги, сошел с лошади у крыльца, извинился за свой костюм и сказал, что приехал сообщить папе какую-то новость. Ты помнишь все это, да?.. Молчи...Слушай...Увидев его, я так была поражена его красотой, что остолбенела и простояла в уголке гостиной  все время, пока он разговаривал с папой. Дети - совсем особенные, ужасные существа... О, как я мечтала о нем!

 Потом стали говорить, что он женится на тебе... О, сестрица, какое это было для меня горе...какое горе, какое горе!

Я ревновала, о, как я ревновала!.. Приближался день твоей свадьбы. Я совершенно обезумела. Я говорила себе:

-Он не женится на Сюзанне, нет, я не хочу этого.. Я никого не полюблю в жизни так сильно, как его...

Но однажды вечером, за десять дней до свадьбы, ты гуляла с ним перед замком при свете луны... и там... под елью... под большой елью... он обхватил тебя обеими руками и поцеловал долгим-долгим поцелуем... Ты помнишь это, не правда ли? Это был, вероятно, ваш первый поцелуй... Да... Ты была такая бледная, когда вернулась в гостиную!

Я видела вас, я была в саду, в кустарнике. Я пришла в бешенство. Я убила бы вас, если бы могла!

И вдруг он стал мне глубоко ненавистен.

Тогда, знаешь, что я сделала?.. Слушай... Я видела, как наш садовник приготовлял колобки, чтобы травить бродячих собак. Он камнем разбивал бутылку в порошок и толченое стекло клал в мясной шарик.

Я взяла у мамы аптекарский пузырек, раскрошила его молотком и спрятала в пирожные ..он съел три штуки...и я тоже съела одно...Шесть остальных я бросила в пруд... Два лебедя умерли через три дня... Помнишь? Только я одна не умерла... Но осталась больной навсегда.

-Вся жизнь, вся моя жизнь... какая это была мука! Я сказала себе: «Я больше не покину сестру и перед смертью все скажу ей».

Я умираю... прости же меня! Прости… Я не могу умереть без этого.

Она умолкла...

-Кто смог предугадать замысел автора?

Завершаем чтение рассказа, кроме последнего предложения.

Сюзанна закрыла лицо руками и не шевелилась. Она думала о нем, о том, кого могла бы любить так долго! Какую хорошую жизнь могли бы они прожить. Она снова видела его, видела в исчезнувшем прошлому далёком, навсегда угаснувшем прошлом. А этот поцелуй, его единственный поцелуй , она сохранила его в душе. И после него - ничего, ничего за всю жизнь!..

Вдруг священник выпрямился и громко крикнул дрожащим голосом:

-Мадмуазель Сюзанна, ваша сестра умирает! Тогда Сюзанна ...

-Договорите последнее предложение рассказа.

Дочитываем текст.

Тогда Сюзанна отвела руки от залитого слезами лица, бросилась к сестре и шепнула:

-Прощаю тебя, детка, прощаю...

3.Стадия рефлексии.

-Ожидали вы такой финал? Объясните ваше мнение.

-Сопоставьте ваши прогнозы с сюжетом Мопассана. Ваши мнение по поводу совпадения(несовпадения)новеллы?

-Понравилась ли вам новелла? Чем?

Предлагаем учащимся познакомиться c новеллой Мопассана «Ожерелье».

Последнее задание (по выбору):

1.Сочинение-миниатюра на темы: «Две сестры», «Что я думаю о Маргарите де Терель», «Дети -  совсем  особенные, ужасные существа...»

 2.Синквейны (Маргарита, Сюзанна)

З. Диамант  (Маргарита - Сюзанна).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) – это не только технология, это международный проект, поддержанный Международной читательской организацией «IRA» и институтом ...

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.

Описание системы работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской областиАлексеевой Натальи Владимировны...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...