Главные вкладки

    План-конспект индивидуального урока чтения и развития речи в 8 классе(для учащихся с ОВЗ) .Тема урока: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Целью данной работы является: совершенствование навыка осознанного, выразительного чтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_chteniyu_v_8klasse_dlya_detey_s_ovz.docx20.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект индивидуального урока чтения и развития речи в 8 классе(для учащихся с ОВЗ)

    Тема урока: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Цель урока: Совершенствование навыка осознанного, выразительного чтения.

    Задачи урока:

    Обучающие:

    -учить анализировать и выразительно читать данное произведение;

    -формировать навык работы над образными средствами языка.

    Коррекционно-развивающие:

    -развивать память учащихся, внимание, мышление, воображение, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;

    -развивать связную устную речь учащихся;

    -развивать эмоциональную сферу учащихся;

    -формировать монологическую и диалогическую речь учащихся;

    -активизировать и пополнять словарный запас учащихся.

    Воспитывающие:

    -прививать интерес к творчеству С.А. Есенина;

    -пробуждать интерес к предмету;

    -воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    -Начинаем наш урок. Мне хочется, чтобы он получился интересным, увлекательным, красивым. В этом поможешь мне ты. Поэтому, настройся на работу.

    II. Подготовка к восприятию темы.

    -Сегодня, мы отправимся в мир поэзии.

    -Что такое поэзия?

    ( стихи, произведения написанные стихами)

    -Прочитай предложения:

    Поэзия весеннего утра.

    Поэзия золотой осени.

    Поэзия родной природы.

    -Заменим слово поэзия словом красота.

    -Обратимся за более точным определением слова «поэзия» к словарю С.И. Ожегова.

    (зачитываю значение слова)

    В этом словаре собрано и объяснено более 70 тысяч слов. В мире поэзии эти слова встают в определенный строй, и мы слышим прекрасные поэтические творения.

    III. Речевая разминка.

    -Проведем речевую разминку.

    -Читаем:

    Шум, блеск, всплеск, гам.

    Гром, треск, плеск, срам.

    - Похожи эти слова на стихотворение?

    -Почему? (произносятся складно)

    -Совершенно верно. Это один из признаков стихотворения, называемый рифмой.

    -Все ли слова мы произносим при чтении стихотворений одинаково? (одни - тише, другие – громче)

    -Правильно. Это называется интонацией.

    -Прочитаем эти слова еще раз, выделяя голосом первое слово. Попытаемся прочитать с чувством радости.

    -Хорошо!

    -Теперь прочитаем с интонацией удивления, спрашиваем, выделяя голосом четвертое слово, соблюдаем паузы.

    -Что мы сейчас повторили?

    (правила выразительного чтения)

    -Перечисли их.

    (- читать не торопясь,

    -выделять голосом отдельные слова

    -останавливаться на знаках препинания).

    IV. Сообщение цели и темы урока.

    1.Вводная беседа.

    -Сегодня мы начинаем изучать жизнь и творчество замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

    Есенин - нежное имя,

    Соловьиный звон.

    Кудрями золотыми

    Звенел веселый клен.

    Из солнечного ливня

    Весеннее лицо

    Овеял ветер нивный

    Цветочною пыльцой.

    -Поэт прожил на земле до обидного мало - всего три десятилетия. Он писал, что его творения отзовутся и останутся в людских сердцах. На уроках, посвященных его творчеству, мы постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

    2.Рассказ учителя

    Сергей Есенин - исконно русский, глубоко национальный поэт. «Какой русский и какой чистый поэт», - говорил о нем Максим Горький. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности.

    Чарующую синеву глаз у бездонных озер и голубых небес; Мягкие кудри - у крон родных берез; золото волос - у российских нив:

    «Эти волосы взял я у ржи,

    Если хочешь на палец вяжи-

    Я нисколько не чувствую боли…»

    А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу:

    Душа моя - поле безбрежное…»

    Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называют певцом русской природы.

    V. Изучение нового материала.

    Работа над стихотворением.

    1.Вводная беседа.

    -Сегодня ты познакомишься с одним из стихотворений Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…», в котором поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. И эпиграфом к уроку возьмем слова. В. Ходасевича об этом произведении:

    «Это…яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»

    2.Чтение стихотворения учителем.

    - Это стихотворение относится к такому жанру, как пейзажная лирика.

    Лирика - выражение чувств поэта.

    (Читаю стихотворение наизусть)

    Что ты увидел, что услышал, что представил, слушая стихотворение?

    -Какое время года описано? Почему?

    3.Словарная работа.

    -Я бы хотела выяснить, как ты понимаешь значение следующих слов?

    • Журавли - большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
    • Равнина - ровная, без холмов земная поверхность
    • юность-возраст, между детством и зрелостью

    (На экране демонстрируется толкование слов после высказываний ученика)

    4.Чтение стихотворения учащимся «про себя».

    -Сейчас прочитай стихотворение «про себя».

    (учащийся читает вполголоса)

    -Я за тобой наблюдала и видела, что тебе было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет понять его и выразительно прочитать вслух.

    -Послушай еще раз это стихотворение в исполнении профессионального чтеца. Внимательно слушай и следи за его интонацией (звучит запись стихотворения).

    Физкультминутка.

    5.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

    -Понравилось тебе исполнение актера?

    -Сегодня, мы будем учиться читать с выражением это стихотворение. Для этого нам нужно поставить логическое ударение в тексте и проанализировать стихотворение.

    Работа по карточке.

    -Я буду читать по одному четверостишию, голосом выделяя слова и паузы.

    -Ты должен подчеркнуть эти слова и расставить паузы.

    ( читаю по четыре строки, ученик работает по карточке. Затем проверяю, задавая вопросы:

    -Какие слова подчеркнул?

    - Где расставил паузы?)

    (После проделанной работы ученик читает стихотворение по четыре строки)

    -Как ты думаешь, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

    (тоска, одиночество, сожаление)

    -Каким настроением оно проникнуто? (грустью)

    -В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом? Зачитай эти строки.

    - А с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)

    -Зачитай эти строки.

    -Кем чувствует себя поэт?

    (осенней рощей)

    -Да, поэт и роща - двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты. Этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал «себя» деревом, травой, рощей. Это как бы «олицетворение наоборот».

    -Ты уже говорил, что это стихотворение грустное, печальное.

    -А о чем печалится поэт?

    (о прошедшей юности, об ушедшем лете)

    - Несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?

    ( прекрасное, пронизано любовью к родной земле).

    Выразительное чтение.

    -Теперь, я думаю, тебе не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.

    -Вспомним еще раз правила выразительного чтения.

    -Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.

    Хоровое чтение.

    -Молодец!

    -Я даю тебе минуту на тренировочное чтение.

    -Прочитай стихотворение….

    -Очень хорошо!

    VI. Закрепление знаний учащегося.

    - Что тебе напоминает это стихотворение? (песню)

    -«К стихам расположили песни», - отмечал Есенин в автобиографических набросках. И многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» не могло

    не стать песней. Композитор Г. Пономаренко переложил его на музыку и получился прекрасный романс. Я предлагаю тебе его послушать

    (звучит романс; на экране демонстрируются картины золотой осени)

    -Понравилось тебе это произведение?

    -Какие чувства оно вызывает?

    (волнение, любовь к природе)

    -Да. Оно волнует, завораживает, озаряет каким – то таинственным, тихим светом.

    VII. Домашнее задание.

    -Домашнее задание будет немного необычное. Обычно, если мы учим стихи наизусть, нам это задание предлагает учебник. А сегодня такого задания в учебнике нет. Но мне бы хотелось, чтобы это произведение осталось в твоей памяти.

    VIII. Подведение итогов урока.

    Оценивание.

    - Что на твой взгляд, отличает поэзию Есенина?

    (любовь к Родине, к природе, к родным местам)

    -В стихах Есенина мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Поэта можно понять только по хорошим настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь его голос.

    Наш урок подошел к концу. Но на этом уроке мы не закончили изучать творчество С. А. Есенина. В этом разделе учебника только два произведения поэта, но я думаю, что ты еще не раз в течение своей жизни встретишься со стихами Есенина.

    Поэтому, мне хочется тебе пожелать: читай, люби, наслаждайся поэзией Сергея Есенина.

    -Ты сегодня показал хорошие знания по данной теме.

    -За активную работу, выразительное чтение я ставлю тебе за урок оценку 5.

    -Тебе понравился урок?

    -Что нового ты узнал?

    -Что было наиболее увлекательным?

    -Значит, наш урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

    На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

    Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

    Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»...

    Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

    Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...

    Урок чтения и развития речи с элементами интегрирования в 5 классе. Тема: «У могилы Неизвестного Солдата» Ю. Коринец.

    Цель: познакомить учащихся со стихотворением Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата»,  выявить и углубить знания учащихся о войне, о победе.Задачи: обучающие: способствовать развит...

    Самоанализ к уроку чтения и развития речи с элементами интегрирования в 5 классе. Тема: «У могилы Неизвестного Солдата» Ю. Коринец.

    Перед детьми с ограниченными возможностями здоровья встаёт проблема социально-психологической адаптации, как в обществе, так и в школе. В решении этой задачи определяющую роль играет сформированность ...

    Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

    Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...