Конспект урока по литературе в 11 классе. Тема: Путешествуя по рассказам А.П. Чехова.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Дмитриева Татьяна Евгеньевна

Конспект урока по литературе в 11 классе.

 

Тема: Путешествуя по рассказам А.П. Чехова.

Цель:

-Организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний.

-Формирование умения анализировать тексты в жанре рассказа, выделяя основные          проблемы.

-Знать литературные понятия, уметь объяснить их.

- Развивать умение создавать свой текст.

                                               Ход урока.

Сообщение цели урока учащимся:

- Сегодня нам предстоит путешествие по рассказам А.П.Чехова (слайд №1).

Чехов был мастером короткого рассказа. Ведь именно ему принадлежит крылатое выражение: «Краткость – сестра таланта». Сегодня мы обобщим знания о рассказах А.П.Чехова, о его героях и основных проблемах чеховского творчества (слайд №2).

Учащаяся читает стихотворение Е. Евстигнеева  «Над книгой Чехова» (слайд №3).

- Прежде, чем говорить о героях чеховских рассказов, вспомним несколько понятий из теории литературы.

- Что такое рассказ?

Рассказ – малый прозаический жанр, в котором повествуется эпизод из жизни героя.

Как отличить рассказ от других жанров?

Признаки рассказа:

- повествовательность

- небольшой объем

- небольшое количество героев

- описание одного события, эпизода (слайд №4).

Чем отличается юмористический рассказ?

Отличия юмористического рассказа:

- смешной случай/ событие/ситуация

- «Говорящий» заголовок

- «Говорящие» фамилии

- «Говорящие» художественные детали

- лаконизм повествования (слайд №5).

Лаконизм – точность и практичность речи.

Как вы понимаете понятие «Говорящие» фамилии?

«Говорящие» фамилии – это фамилии, являющиеся частью характеристики персонажа, подчеркивающие наиболее яркую черту характера персонажа.

Приведите примеры говорящих фамилий, придуманных Чеховым. (Пришибеев, Очумелов, Червяков)

- А теперь поговорим о рассказах Чехова: как в его рассказах описана жизнь, какие в этой жизни рисуются персонажи, какие ставятся проблемы перед читателями.

Сам А.П.Чехов говорил о цели своих произведений: «Цель моя – сразу убить двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы». (из письма Чехова к Плещееву).

Сейчас вы заполните таблицу, где перечислены прочитанные вами рассказы Чехова, а вам следует определить, какая проблема ставится в каждом из них (слайд № 6).

Названия рассказов А.П.Чехова

Проблемы

 

«Тоска»

«Ванька»

Одиночество, тоска; равнодушное и грубое отношение окружающих.

 

«Хамелеон»

 

Грубость, хамство

 

«Унтер Пришибеев»

 

Агрессивность

 

«Толстый и тонкий»

«Смерть чиновника»

Чинопочитание, человеческое ничтожество

 

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Духовная убогость, пошлость, ложное понимание счастья.

 

«Ионыч»

 

Духовная деградация человека, разрушающее влияние денег.

 

«Анна на шее»

«Попрыгунья»

Душевная пустота, эгоизм, праздная жизнь, истинные и ложные ценности в жизни.

 

«Хирургия»

Невежество

«Невеста»

Духовная ограниченность

«Палата № 6»

Равнодушие и пассивность,  бессмысленность и бездуховность, пошлость.

Физминутка:  Закрыть глаза и представить героев того рассказа, о котором будете рассказывать

Учащиеся называют рассказ, выделяя проблему, и объясняют, как решается эта проблема в данном рассказе.

Пояснения учителя (дополнения) к рассказам учащихся:

«Тоска»:    Одиноко он стоит, задумался глубоко

                   И тихонько плачет он в пустыне.                  (Лермонтов «Утес»)

- Из какого стихотворения строчки? О чем оно? (об одиночестве)

Чехов всю жизнь ощущал свое одиночество. Недаром он носил перстень, на котором было выгравировано: «одинокому везде пустыня».

«Человек в футляре»: Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания человека, показать трагическое противоречие мечты и жизни. Его герой задыхается в футляре своего бесцельного, бессмысленного существования. Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось и сколько еще будет!

«Крыжовник»: Люди, не занятые полезной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей, создают иллюзии цели, расходуют энергию, молодость на ее выполнение. Проблема современна.  Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в современном человеке наглость, бездушие.  Чехов: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа».

«Ионыч»: «Деньги, как водка, делают человека чудаком», любовь к сытости и покою «захватывают» человека чрезвычайно быстро. Так Дмитрий Старцев превращается в Ионыча. Нельзя предавать светлые идеалы молодости. Чехов призывает: «Берегите в себе человека!» Вспоминаются и слова Гоголя: «…и до какой мерзости, гадости… может дойти человек».

«Палата №6»: Н.С.Лесков: «В палате №6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду палата №6. Это Россия». Как вы понимаете эти слова?

В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни с ее гнетом пошлости и обывательщины.

Теперь попытаемся выделить особенности рассказов А.П. Чехова:

- простое  и незатейливое название

- шарж

- выразительность детали

- сценичность диалога

- динамичность действия

- минимум описаний и пояснений

-говорящие фамилии

- неожиданная концовка (слайд №7).

Путешествуя по рассказам А.П. Чехова, мы о многом вспомнили, поговорили о смешном и о серьезном. А теперь подумайте, какую тему для сочинения вы выберите.

Темы сочинений: (слайд №8)

  1. Кто такие «футлярные» люди?
  2. Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?
  3. Тема одиночества в рассказах А.П. Чехова.
  4. Смешное и серьезное в рассказах А.П.Чехова.
  5. Актуальность рассказов А.П. Чехова.

Урок хочется закончить словами Чехова: «Если бы каждый человек сделал на земле все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!»

Выставление оценок.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-uroka.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект урока по литературе в 11 классе.

Тема: Путешествуя по рассказам А.П. Чехова.

Цель:

-Организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний.

-Формирование умения анализировать тексты в жанре рассказа, выделяя основные         проблемы.

-Знать литературные понятия, уметь объяснить их.

- Развивать умение создавать свой текст.

                                        Ход урока.

Сообщение цели урока учащимся:

- Сегодня нам предстоит путешествие по рассказам А.П.Чехова (слайд №1).

Чехов был мастером короткого рассказа. Ведь именно ему принадлежит крылатое выражение: «Краткость – сестра таланта». Сегодня мы обобщим знания о рассказах А.П.Чехова, о его героях и основных проблемах чеховского творчества (слайд №2).

Учащаяся читает стихотворение Е. Евстигнеева  «Над книгой Чехова» (слайд №3).

- Прежде, чем говорить о героях чеховских рассказов, вспомним несколько понятий из теории литературы.

- Что такое рассказ?

Рассказ – малый прозаический жанр, в котором повествуется эпизод из жизни героя.

Как отличить рассказ от других жанров?

Признаки рассказа:

- повествовательность

- небольшой объем

- небольшое количество героев

- описание одного события, эпизода (слайд №4).

Чем отличается юмористический рассказ?

Отличия юмористического рассказа:

- смешной случай/ событие/ситуация

- «Говорящий» заголовок

- «Говорящие» фамилии

- «Говорящие» художественные детали

- лаконизм повествования (слайд №5).

Лаконизм – точность и практичность речи.

Как вы понимаете понятие «Говорящие» фамилии?

«Говорящие» фамилии – это фамилии, являющиеся частью характеристики персонажа, подчеркивающие наиболее яркую черту характера персонажа.

Приведите примеры говорящих фамилий, придуманных Чеховым. (Пришибеев, Очумелов, Червяков)

- А теперь поговорим о рассказах Чехова: как в его рассказах описана жизнь, какие в этой жизни рисуются персонажи, какие ставятся проблемы перед читателями.

Сам А.П.Чехов говорил о цели своих произведений: «Цель моя – сразу убить двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы». (из письма Чехова к Плещееву).

Сейчас вы заполните таблицу, где перечислены прочитанные вами рассказы Чехова, а вам следует определить, какая проблема ставится в каждом из них (слайд № 6).

Названия рассказов А.П.Чехова

Проблемы

«Тоска»

«Ванька»

Одиночество, тоска; равнодушное и грубое отношение окружающих.

«Хамелеон»

Грубость, хамство

«Унтер Пришибеев»

Агрессивность

«Толстый и тонкий»

«Смерть чиновника»

Чинопочитание, человеческое ничтожество

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Духовная убогость, пошлость, ложное понимание счастья.

«Ионыч»

Духовная деградация человека, разрушающее влияние денег.

«Анна на шее»

«Попрыгунья»

Душевная пустота, эгоизм, праздная жизнь, истинные и ложные ценности в жизни.

«Хирургия»

Невежество

«Невеста»

Духовная ограниченность

«Палата № 6»

Равнодушие и пассивность,  бессмысленность и бездуховность, пошлость.

Физминутка:  Закрыть глаза и представить героев того рассказа, о котором будете рассказывать

Учащиеся называют рассказ, выделяя проблему, и объясняют, как решается эта проблема в данном рассказе.

Пояснения учителя (дополнения) к рассказам учащихся:

«Тоска»:         Одиноко он стоит, задумался глубоко

                И тихонько плачет он в пустыне.                (Лермонтов «Утес»)

- Из какого стихотворения строчки? О чем оно? (об одиночестве)

Чехов всю жизнь ощущал свое одиночество. Недаром он носил перстень, на котором было выгравировано: «одинокому везде пустыня».

«Человек в футляре»: Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания человека, показать трагическое противоречие мечты и жизни. Его герой задыхается в футляре своего бесцельного, бессмысленного существования. Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось и сколько еще будет!

«Крыжовник»: Люди, не занятые полезной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей, создают иллюзии цели, расходуют энергию, молодость на ее выполнение. Проблема современна.  Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в современном человеке наглость, бездушие.  Чехов: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа».

«Ионыч»: «Деньги, как водка, делают человека чудаком», любовь к сытости и покою «захватывают» человека чрезвычайно быстро. Так Дмитрий Старцев превращается в Ионыча. Нельзя предавать светлые идеалы молодости. Чехов призывает: «Берегите в себе человека!» Вспоминаются и слова Гоголя: «…и до какой мерзости, гадости… может дойти человек».

«Палата №6»: Н.С.Лесков: «В палате №6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду палата №6. Это Россия». Как вы понимаете эти слова?

В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни с ее гнетом пошлости и обывательщины.

Теперь попытаемся выделить особенности рассказов А.П. Чехова:

- простое  и незатейливое название

- шарж

- выразительность детали

- сценичность диалога

- динамичность действия

- минимум описаний и пояснений

-говорящие фамилии

- неожиданная концовка (слайд №7).

Путешествуя по рассказам А.П. Чехова, мы о многом вспомнили, поговорили о смешном и о серьезном. А теперь подумайте, какую тему для сочинения вы выберите.

Темы сочинений: (слайд №8)

  1. Кто такие «футлярные» люди?
  2. Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?
  3. Тема одиночества в рассказах А.П. Чехова.
  4. Смешное и серьезное в рассказах А.П.Чехова.
  5. Актуальность рассказов А.П. Чехова.

Урок хочется закончить словами Чехова: «Если бы каждый человек сделал на земле все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!»

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

План - конспект урока чтения в 6 классе.Тема урока:"К.Г. Паустовский "Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе".

Формировать умение анализировать художественное произведение. Показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой.Воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предо...

Конспект урока по литературе "Не остужайте свои сердца..." (по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" 8 класс

Данный конспект урока поможет пробудить в детях чувства и желания пристально взглянуть на себя со стороны и задуматься над вопросом "Настоящая доброта... Какая она?"...

План - конспект урока чтения в 6 классе. Тема: "М.М. Зощенко. Рассказ «Ёлка»".

Помочь детям найти и осознать главную мысль рассказа и выразить своё отношение к прочитанному.Продолжить формирование умения пересказывать текст кратко, учить творческому пересказу....

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему "Рассказ А.П. Чехова "Хамелеон"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Задачи: Образовательные: продолжить знакомство с биографией писателя; раскрыть понятие «хамелеонство»; продолжить обучать анализу художественного текс...

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...