Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людмила»
план-конспект урока по литературе на тему
Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людмила»
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А.С.Пушкин
Цели урока:
Познавательные: самостоятельно ставить учебные цели, выбирать необходимые для познавательной деятельности приемов работы с учебником; формировать логические УУД (уметь выделять существенную информацию из текста), общеучебные УУД (осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме); ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.
Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве владения учебным действием формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Личностные: формирование интереса к изучаемому материалу, осознанного отношения к учебному предмету.
Ход урока
- Вступительное слово учителя. Объявление темы, цели и задачи урока. (Слайд 1)
Обратите внимание на эпиграф. А.С.Пушкин восхищается народными сказками, их поэтичностью. Каждая, по мнению поэта, достойна стать литературным произведением – поэмой. Сегодня мы поговорим о прологе (вступлении, введении) к поэме «Руслан и Людмила», в котором в волшебном месте, называемом Лукоморьем, встретились образы различных русских народных сказок, и попытаемся разобраться, что же такое – «собирательный образ сказок».
История создания поэмы «Руслан и Людмила».
Пушкину было двадцать лет, когда он закончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал её в Царскосельском лицее и закончил уже по окончании его, в Петербурге.
Поэма успех имела необыкновенный. Знаменитый поэт того времени В.А.Жуковский ( слайд 2), которого Пушкин считал своим учителем в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
Народные сказки и былины нашли свое отражение в поэме: добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, меч-кладенец, воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от сна.
Только через восемь лет, переиздавая в 1828 году свою поэму, Пушкин присоединил к ней пролог (вступление), где подчеркнул её сказочную сторону.
- Просмотр видеофрагмента «У лукоморья».
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент – мультфильм «У Лукоморья». Послушайте чтение пролога, последите за логической интонацией чтеца. Обратите внимание на те образы-видения, которыми «полны лес и дол».
- Обсуждение просмотренного видеофрагмента:
- Какие образы-видения вы увидели? – персонажи поэмы «Руслан и Людмила»
- На какое логическое ударение, выделение смысловых частей следует обратить внимание при чтении «Пролога»? – Концовка: «И я там был, и мед я пил; / У моря видел дуб зелёный; / Под ним сидел, / и кот учёный свои мне сказки говорил./ Одну я помню: / сказку эту поведаю теперь я свету…/»
- Сравнение прозаического и стихотворного текстов начала «Пролога».
Вспомните, кто рассказывал сказки маленькому Саше долгими зимними вечерами в Михайловском? – Няня Арина Родионовна. (Слайд 3)
«Мастерица ведь была.
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Поговорки, прибаутки,» - писал поэт об Арине Родионовне.
Начало «Пролога» (Слайд 4) воспроизводит записанную сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идет – песни поёт».
- Что же отличает стихотворный текст от прозаического? – Поэтическое оформление: ритм и рифма.
Ритм – повторение каких-либо элементов через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов) (работа с учебником или записями в тетради).
Рифма – созвучные окончания стихотворных строк (примеры из текста).
- Создание галереи сказочных образов, нашедших своё отражение в «Прологе». (Слайд 5)
Ученики с рисунками-иллюстрациями к «Прологу» строятся согласно содержанию отрывка. Экскурсовод – ученик, готовивший чтение отрывка наизусть, читает «Пролог», художники делают шаг вперёд и показывают иллюстрации.
- Из каких сказок собрались в «Прологе» сказочные персонажи? (Ученики называют русские народные сказки).
- Понятно ли вам теперь выражение «собирательный образ сказки», взятое темой сегодняшнего урока?
- Анализ текста.
По тону и содержанию «Пролог» примыкает к пушкинским сказкам. Давайте обратимся к тексту и найдём в нём сказочные элементы – признаки сказки.
(зачин, повторы, звери разговаривают, сказочные персонажи, концовка, лексика – устаревшие слова)
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Как вы поняли выражение «собирательный образ сказок»?
- Что сегодня вам показалось интересным?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Домашнее задание: задания 1,2 (стр. 60) в рабочей тетради с печатной основой. Пользуясь материалом урока, выполните следующие задания:
- Перечислите персонажей русских народных сказок, действующих в отрывке.
- Запишите сказки, в которых действуют эти персонажи.
- Сюрприз. Просмотр отрывка из мультфильма «Иван Царевич и Серый волк» (Иван Царевич и Кот ученый).
Отрывок, с которым мы сегодня работали, известен каждому жителю нашей страны. В произведении Пушкина собрались герои русских народных сказок, а, в свою очередь, современные мультипликаторы используют пушкинских персонажей. Вот так происходит связь времён.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_sobiratelnyy_obraz_skazok.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людмила»
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А.С.Пушкин
Цели урока:
Познавательные: самостоятельно ставить учебные цели, выбирать необходимые для познавательной деятельности приемов работы с учебником; формировать логические УУД (уметь выделять существенную информацию из текста), общеучебные УУД (осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме); ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.
Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве владения учебным действием формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Личностные: формирование интереса к изучаемому материалу, осознанного отношения к учебному предмету.
Ход урока
- Вступительное слово учителя. Объявление темы, цели и задачи урока. (Слайд 1)
Обратите внимание на эпиграф. А.С.Пушкин восхищается народными сказками, их поэтичностью. Каждая, по мнению поэта, достойна стать литературным произведением – поэмой. Сегодня мы поговорим о прологе (вступлении, введении) к поэме «Руслан и Людмила», в котором в волшебном месте, называемом Лукоморьем, встретились образы различных русских народных сказок, и попытаемся разобраться, что же такое – «собирательный образ сказок».
История создания поэмы «Руслан и Людмила».
Пушкину было двадцать лет, когда он закончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал её в Царскосельском лицее и закончил уже по окончании его, в Петербурге.
Поэма успех имела необыкновенный. Знаменитый поэт того времени В.А.Жуковский ( слайд 2), которого Пушкин считал своим учителем в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
Народные сказки и былины нашли свое отражение в поэме: добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, меч-кладенец, воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от сна.
Только через восемь лет, переиздавая в 1828 году свою поэму, Пушкин присоединил к ней пролог (вступление), где подчеркнул её сказочную сторону.
- Просмотр видеофрагмента «У лукоморья».
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент – мультфильм «У Лукоморья». Послушайте чтение пролога, последите за логической интонацией чтеца. Обратите внимание на те образы-видения, которыми «полны лес и дол».
- Обсуждение просмотренного видеофрагмента:
- Какие образы-видения вы увидели? – персонажи поэмы «Руслан и Людмила»
- На какое логическое ударение, выделение смысловых частей следует обратить внимание при чтении «Пролога»? – Концовка: «И я там был, и мед я пил; / У моря видел дуб зелёный; / Под ним сидел, / и кот учёный свои мне сказки говорил./ Одну я помню: / сказку эту поведаю теперь я свету…/»
- Сравнение прозаического и стихотворного текстов начала «Пролога».
Вспомните, кто рассказывал сказки маленькому Саше долгими зимними вечерами в Михайловском? – Няня Арина Родионовна. (Слайд 3)
«Мастерица ведь была.
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Поговорки, прибаутки,» - писал поэт об Арине Родионовне.
Начало «Пролога» (Слайд 4) воспроизводит записанную сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идет – песни поёт».
- Что же отличает стихотворный текст от прозаического? – Поэтическое оформление: ритм и рифма.
Ритм – повторение каких-либо элементов через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов) (работа с учебником или записями в тетради).
Рифма – созвучные окончания стихотворных строк (примеры из текста).
- Создание галереи сказочных образов, нашедших своё отражение в «Прологе». (Слайд 5)
Ученики с рисунками-иллюстрациями к «Прологу» строятся согласно содержанию отрывка. Экскурсовод – ученик, готовивший чтение отрывка наизусть, читает «Пролог», художники делают шаг вперёд и показывают иллюстрации.
- Из каких сказок собрались в «Прологе» сказочные персонажи? (Ученики называют русские народные сказки).
- Понятно ли вам теперь выражение «собирательный образ сказки», взятое темой сегодняшнего урока?
- Анализ текста.
По тону и содержанию «Пролог» примыкает к пушкинским сказкам. Давайте обратимся к тексту и найдём в нём сказочные элементы – признаки сказки.
(зачин, повторы, звери разговаривают, сказочные персонажи, концовка, лексика – устаревшие слова)
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Как вы поняли выражение «собирательный образ сказок»?
- Что сегодня вам показалось интересным?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Домашнее задание: задания 1,2 (стр. 60) в рабочей тетради с печатной основой. Пользуясь материалом урока, выполните следующие задания:
- Перечислите персонажей русских народных сказок, действующих в отрывке.
- Запишите сказки, в которых действуют эти персонажи.
- Сюрприз. Просмотр отрывка из мультфильма «Иван Царевич и Серый волк» (Иван Царевич и Кот ученый).
Отрывок, с которым мы сегодня работали, известен каждому жителю нашей страны. В произведении Пушкина собрались герои русских народных сказок, а, в свою очередь, современные мультипликаторы используют пушкинских персонажей. Вот так происходит связь времён.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."
На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".
Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...
План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."
План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...
Технологичсекая карта урока по литературе в 5 классе Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе...
Урок литературы в 5 классе «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».
Цель данного урока - познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.Особенность данного урока заключается в том, что в классе занима...
А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» КАК СОБИРАТЕЛЬНАЯ КАРТИНА НАРОДНЫХ СКАЗОК
Цели деятельности учителя: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; пр...
А. С. ПУШКИН. ПРОЛОГ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» как собирательная картина народных сказок
Пролог к поэме "Руслан и Людмила"...