Главные вкладки

    Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людми­ла»
    план-конспект урока по литературе на тему

    Рыжова Светлана Станиславовна

    Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людми­ла»

    «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

     А.С.Пушкин

    Цели  урока:

    Познавательные: самостоятельно ставить учебные цели, выбирать  необходимые  для познавательной деятельности приемов работы с учебником; формировать логические УУД (уметь выделять существенную информацию из текста), общеучебные УУД (осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме); ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.

    Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве владения учебным действием формулировать собственное мнение и позицию.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

    Личностные: формирование интереса к изучаемому материалу,  осознанного  отношения к учебному предмету.

     

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя. Объявление темы, цели и задачи урока. (Слайд 1)

           Обратите внимание на эпиграф.  А.С.Пушкин восхищается народными сказками, их поэтичностью. Каждая, по мнению поэта, достойна стать литературным произведением – поэмой. Сегодня мы поговорим о прологе (вступлении, введении) к поэме «Руслан и Людмила», в котором в волшебном месте, называемом Лукоморьем, встретились образы различных русских народных сказок, и попытаемся разобраться, что же такое – «собирательный образ сказок».

          История создания поэмы «Руслан и Людмила».

     Пушкину было двадцать лет, когда он закончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал её в Царскосельском лицее и закончил  уже по окончании его, в Петербурге.

           Поэма успех имела необыкновенный. Знаменитый поэт того времени В.А.Жуковский ( слайд 2), которого Пушкин считал своим учителем в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

            Народные сказки и былины нашли свое отражение в поэме: добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова  великана, меч-кладенец,  воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от сна.

            Только через восемь лет, переиздавая в 1828 году свою поэму, Пушкин присоединил к ней пролог (вступление), где подчеркнул её сказочную сторону.

     

    1. Просмотр видеофрагмента «У лукоморья».

           Сейчас мы посмотрим видеофрагмент – мультфильм «У Лукоморья». Послушайте чтение пролога, последите за логической интонацией чтеца. Обратите внимание на те образы-видения, которыми «полны лес и дол».

     

    1. Обсуждение просмотренного видеофрагмента:

    - Какие образы-видения вы увидели? – персонажи поэмы «Руслан и Людмила»

    - На какое логическое ударение, выделение смысловых частей следует обратить внимание при чтении «Пролога»? – Концовка: «И я там был, и мед я пил; / У моря видел дуб зелёный; / Под ним сидел, / и кот учёный свои мне сказки говорил./ Одну я помню: / сказку эту поведаю теперь я свету…/»

     

    1. Сравнение прозаического и стихотворного текстов начала «Пролога».

           Вспомните, кто рассказывал сказки маленькому Саше долгими зимними вечерами в Михайловском? – Няня Арина Родионовна. (Слайд 3)

     «Мастерица ведь была.

    И откуда что брала.

    А куды разумны шутки,

    Поговорки, прибаутки,» - писал поэт об Арине Родионовне.

           Начало «Пролога» (Слайд 4) воспроизводит записанную сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идет – песни поёт».

     

    - Что же отличает стихотворный текст от прозаического? – Поэтическое оформление: ритм и рифма.

    Ритм – повторение каких-либо элементов через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов) (работа с учебником или записями в тетради).

    Рифма – созвучные окончания стихотворных строк (примеры из текста).

     

    1. Создание галереи сказочных образов, нашедших своё отражение в «Прологе». (Слайд 5)

    Ученики с рисунками-иллюстрациями к «Прологу» строятся согласно содержанию отрывка. Экскурсовод – ученик, готовивший чтение отрывка наизусть, читает «Пролог», художники делают шаг вперёд и показывают иллюстрации.

    - Из каких сказок собрались в «Прологе» сказочные персонажи? (Ученики называют русские народные сказки).

    - Понятно ли вам теперь выражение «собирательный образ сказки», взятое темой сегодняшнего урока?

     

    1. Анализ текста.

    По тону и содержанию «Пролог» примыкает к пушкинским сказкам. Давайте обратимся к тексту и найдём в нём сказочные элементы – признаки сказки.

    (зачин, повторы, звери разговаривают, сказочные персонажи, концовка, лексика – устаревшие слова)

     

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    - Как вы поняли выражение «собирательный образ сказок»?

    - Что сегодня вам показалось интересным?

    - Что нового вы сегодня узнали?

     

    1. Домашнее задание: задания 1,2 (стр. 60) в рабочей тетради с печатной основой. Пользуясь материалом урока, выполните следующие задания:
    1. Перечислите персонажей русских народных сказок, действующих в отрывке.
    2. Запишите сказки, в которых действуют эти персонажи.

     

    1. Сюрприз. Просмотр отрывка из мультфильма «Иван Царевич и Серый волк» (Иван Царевич и Кот ученый).

          Отрывок, с которым мы сегодня работали, известен каждому жителю нашей страны. В произведении Пушкина собрались герои русских народных сказок, а, в свою очередь, современные мультипликаторы используют пушкинских персонажей. Вот так происходит связь времён.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literatury_sobiratelnyy_obraz_skazok.docx18.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Собирательный образ сказок в прологе к поэме «Руслан и Людмила»

    «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

     А.С.Пушкин

    Цели  урока:

    Познавательные: самостоятельно ставить учебные цели, выбирать  необходимые  для познавательной деятельности приемов работы с учебником; формировать логические УУД (уметь выделять существенную информацию из текста), общеучебные УУД (осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме); ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.

    Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве владения учебным действием формулировать собственное мнение и позицию.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

    Личностные: формирование интереса к изучаемому материалу,  осознанного  отношения к учебному предмету.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя. Объявление темы, цели и задачи урока. (Слайд 1)

           Обратите внимание на эпиграф.  А.С.Пушкин восхищается народными сказками, их поэтичностью. Каждая, по мнению поэта, достойна стать литературным произведением – поэмой. Сегодня мы поговорим о прологе (вступлении, введении) к поэме «Руслан и Людмила», в котором в волшебном месте, называемом Лукоморьем, встретились образы различных русских народных сказок, и попытаемся разобраться, что же такое – «собирательный образ сказок».

          История создания поэмы «Руслан и Людмила».

     Пушкину было двадцать лет, когда он закончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал её в Царскосельском лицее и закончил  уже по окончании его, в Петербурге.

           Поэма успех имела необыкновенный. Знаменитый поэт того времени В.А.Жуковский ( слайд 2), которого Пушкин считал своим учителем в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

            Народные сказки и былины нашли свое отражение в поэме: добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова  великана, меч-кладенец,  воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от сна.

            Только через восемь лет, переиздавая в 1828 году свою поэму, Пушкин присоединил к ней пролог (вступление), где подчеркнул её сказочную сторону.

    1. Просмотр видеофрагмента «У лукоморья».

           Сейчас мы посмотрим видеофрагмент – мультфильм «У Лукоморья». Послушайте чтение пролога, последите за логической интонацией чтеца. Обратите внимание на те образы-видения, которыми «полны лес и дол».

    1. Обсуждение просмотренного видеофрагмента:

    - Какие образы-видения вы увидели? – персонажи поэмы «Руслан и Людмила»

    - На какое логическое ударение, выделение смысловых частей следует обратить внимание при чтении «Пролога»? – Концовка: «И я там был, и мед я пил; / У моря видел дуб зелёный; / Под ним сидел, / и кот учёный свои мне сказки говорил./ Одну я помню: / сказку эту поведаю теперь я свету…/»

    1. Сравнение прозаического и стихотворного текстов начала «Пролога».

           Вспомните, кто рассказывал сказки маленькому Саше долгими зимними вечерами в Михайловском? – Няня Арина Родионовна. (Слайд 3)

     «Мастерица ведь была.

    И откуда что брала.

    А куды разумны шутки,

    Поговорки, прибаутки,» - писал поэт об Арине Родионовне.

           Начало «Пролога» (Слайд 4) воспроизводит записанную сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идет – песни поёт».

    - Что же отличает стихотворный текст от прозаического? – Поэтическое оформление: ритм и рифма.

    Ритм – повторение каких-либо элементов через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов) (работа с учебником или записями в тетради).

    Рифма – созвучные окончания стихотворных строк (примеры из текста).

    1. Создание галереи сказочных образов, нашедших своё отражение в «Прологе». (Слайд 5)

    Ученики с рисунками-иллюстрациями к «Прологу» строятся согласно содержанию отрывка. Экскурсовод – ученик, готовивший чтение отрывка наизусть, читает «Пролог», художники делают шаг вперёд и показывают иллюстрации.

    - Из каких сказок собрались в «Прологе» сказочные персонажи? (Ученики называют русские народные сказки).

    - Понятно ли вам теперь выражение «собирательный образ сказки», взятое темой сегодняшнего урока?

    1. Анализ текста.

    По тону и содержанию «Пролог» примыкает к пушкинским сказкам. Давайте обратимся к тексту и найдём в нём сказочные элементы – признаки сказки.

    (зачин, повторы, звери разговаривают, сказочные персонажи, концовка, лексика – устаревшие слова)

    1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    - Как вы поняли выражение «собирательный образ сказок»?

    - Что сегодня вам показалось интересным?

    - Что нового вы сегодня узнали?

    1. Домашнее задание: задания 1,2 (стр. 60) в рабочей тетради с печатной основой. Пользуясь материалом урока, выполните следующие задания:
    1. Перечислите персонажей русских народных сказок, действующих в отрывке.
    2. Запишите сказки, в которых действуют эти персонажи.

    1. Сюрприз. Просмотр отрывка из мультфильма «Иван Царевич и Серый волк» (Иван Царевич и Кот ученый).

          Отрывок, с которым мы сегодня работали, известен каждому жителю нашей страны. В произведении Пушкина собрались герои русских народных сказок, а, в свою очередь, современные мультипликаторы используют пушкинских персонажей. Вот так происходит связь времён.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."

    На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....

    Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А.С. Пушкин. Детство поэта. «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина русских народных сказок".

    Презентация рассказывает о детстве А.Пушкина, о людях, повлиявших на развитие его интереса к русскому языку и народному творчеству, позволяет организовать беседу по вступлению к поэме "Руслан и Людмил...

    План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

    План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Урок литературы в 5 классе «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».

    Цель данного урока - познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.Особенность данного урока заключается в том, что в классе занима...