Главные вкладки

    Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
    план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

    Журавлева Оксана Сергеевна

    Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы

    в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_detstvo_opalennoe_voynoy.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Глуховская школа-интернат № 2»

    Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы

    в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

    Подготовила:

    учитель русского языка и литературы

    Журавлева О. С.

    г. Ногинск

    2015 г.

    Цели:

    - расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;

    - заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;

    - воспитания уважения к защитникам Родины;

    - развивать патриотические чувства.

    Оборудование: медиапроектор, песни о войне, надпись на занавесе “Детство, опаленное войной”.

    1. Постепенно затихая, звучит марш «Прощание славянки».

    Учитель: 

    - Каждый раз при звуках этого марша мне становится не по себе. Каждый раз сжимается сердце, а к глазам подступают слезы…

    - Я родилась в мирное время, выросла в стране, которая не знает ужасов войны почти семьдесят лет. Но в эти моменты просыпается в моей душе  страх потери. Я знаю: это говорит во мне память поколений, память моих бабушек, провожавших в далеком сорок первом своих  сыновей на кровавую, смертельную битву. И еще я знаю, что эта память останется  со мною на всю жизнь, перейдет к моим детям, внукам и правнукам, которые, повзрослев, обязательно поймут и почувствуют то, что чувствую и понимаю сейчас я.

    Ученик:

    - Почти 70 лет прошло с начала войны, но до сих пор сердце словно острым ножом пронзают воспоминания очевидцев, фильмы и художественные произведения на тему войны…

      Об этом нельзя забыть. Об этом надо помнить. Ведь и сегодня на земле звучат выстрелы, падают бомбы, гибнут мирные люди. Матери теряют детей, дети становятся сиротами…

       Война - жесточе нету слова…

       Сегодняшняя наша встреча – напоминание об этом.

    Ученик:

    -Давайте мысленно перенесемся в прошлое нашей страны. 1941 год. Мирное воскресное утро 22 июня. Спят города и села, на выпускных вечерах гуляет молодежь.

    Довоенный вальс. Звук военной тревоги. Голос Левитана.

    Танцующие замирают, смотрят на радио.

    Ученик:

    Казалось, было холодно цветам,

    И от росы они слегка поблекли.

    Зарю, что шла по травам и кустам,

    Обшарили немецкие бинокли.

    Такою все дышало тишиной,

    Что вся земля еще спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войной

    Всего каких-то пять минут осталось!

    Учитель:

    - Ранним утром 22 июня 1941 года все изменилось навсегда. Началась Великая Отечественная война. Самолеты стали сбрасывать бомбы на спящие города и села.

      Тысячи мальчиков и девочек с родителями, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы.

    Ученик:

    - А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу.   Тяжелый грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены.

    «Война!» - крикнул кто-то.

       И пошли на смертный бой с врагами нашей Родины ее орлы – сыны.

     3. Звучит «Священная война».

    Ученик:

    Сорок первый! Июнь.

    Год и месяц борьбы всенародной.

    Даже пылью времен

    Затянуть эту дату нельзя.

    Поднималась страна

    И на фронт уходила поротно

    Кумачовые звезды

    На полотнах знамен унося.

    Ученик:

    - Грозный сорок первый… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил их светлые мечты.

    Ученик:

    Б. Окуджава «До свидания, мальчики!»

    Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

    Стали тихими наши дворы,

    Наши мальчики головы подняли -

    Повзрослели они до поры,

    На пороге едва помаячили

    И ушли, за солдатом - солдат...

    До свидания, мальчики!

    Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

    Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

    Не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите,

    И все-таки постарайтесь вернуться назад.

    Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

    Вместо свадеб - разлуки и дым,

    Наши девочки платьица белые

    Раздарили сестренкам своим.

    Сапоги - ну куда от них денешься?

    Да зеленые крылья погон...

    Вы наплюйте на сплетников, девочки.

    Мы сведем с ними счеты потом.

    Пусть болтают, что верить вам не во что,

    что идете войной наугад...

    До свидания, девочки!

    Девочки, постарайтесь вернуться назад.

    Ученик:

    - Впереди четыре года войны, 1418 дней страшной, жестокой войны. Она унесет миллионы людских жизней. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе. Тяжелые испытания принесла война детям. Горькую чашу пришлось испить им в годы войны. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали жизнь за Победу. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом с взрослыми. Дети войны… Они рано и быстро взрослели…

       Не детская это тяжесть – война, а они хлебнули ее полной мерой.

       Об этом наш сегодняшний рассказ – Час мужества, Час памяти, Час напоминания.

    Ученик:

    - Первый удар на себя приняла Брестская крепость. На взятие крепости Гитлер отвел 2-3 дня. Однако фашисты встретили отпор защитников.

    - Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! О мужестве защитников Брестской крепости говорят надписи на ее стенах, написанные кровью: «Умрем, но не сдадимся! Прощай, Родина!»

    Ученик:

    - Около месяца затратили фашисты на взятие Брестской крепости. Настолько мужественно сражался малочисленный гарнизон Брестской крепости, что даже сами немцы были поражены подвигом ее героев. И когда последний, истощенный без воды и еды солдат вышел наверх, немецкий офицер отдал ему честь.

    - Но силы были неравны. Оборона крепости пала, дорога была открыта, и гитлеровцы продолжали наступление вглубь, к Москве – «сердцу» нашей Родины.

       Но прежде чем пойти на Москву, гитлеровская армия решила захватить не менее значимый город для нашего государства, второй после Москвы, город Ленинград.

     На фоне симфонии Шостаковича:

    Ученик:

    - Для ленинградцев Гитлер уготовил чудовищную расправу. Медленную смерть города.

       Были перекрыты все дороги, по которым можно было подвозить горючее, боеприпасы, продовольствие.

    Ученик:

       - Сотни тысяч людей гибли от голода, но помощи ждать было неоткуда, т. к. все дороги к Ленинграду были заняты фашистами.

       Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все тяготы в условиях блокады. Давайте послушаем воспоминания детей-ленинградцев о войне и представим, как тяжело им было в годы блокады.

    Ученик:

    -   Мы ели …воду… Придет время обеда, мама ставит на стол кастрюлю горячей воды. И мы ее разливаем по мискам. Вечер. Ужин. На столе кастрюля горячей воды. Белой горячей воды, зимой и закрасить нечем. Даже травы нет.

       От голода брат съел угол печки. Грыз, грыз каждый день, когда заметили, в печке была ямка. Мама ездила на рынок и меняла последние вещи на картошку, на кукурузу. Сварит тогда каши, разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: можно облизать? Облизывали по очереди. А после нас еще кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что еще и ей оставалось в кастрюле. После нас там ни одной капельки. Даже запаха еды уже нет. Запах вылизан.

       Все время ждали наших…

    Ученик:

    - Кончились у нас дрова. Топить печку было нечем. И я по дворам потихонечку собирала щепки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, это было очень страшно, так как кругом были крысы – как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку (веревочку я всегда носила с собой) и тащишь по снегу.

    Ученик:

    - Маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева.

    Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Имя Тани и ее дневник известны на весь мир.

       Этот дневник нельзя читать без боли и содрогания: «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов утра, 1941 года, а бабушка умерла 25 января 1942 г…

       Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой, совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву «С»: Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.

    Ученик:

    - Дети и подростки Ленинграда дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи, ухаживали за ранеными и больными, помогали инвалидам и пенсионерам, семьям фронтовиков. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

    В блокадных днях

    Мы так и не узнали:

    Меж юностью и детством

    Где черта?...

    Нам в сорок третьем

    Выдали медали

    И только в сорок пятом –

    Паспорта.

    Ученик:

    - Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода.

    Девчонка руки протянула

    И головой – на край стола…

    Сначала думали – уснула,

    А оказалось – умерла.

    Ее из школы на носилках

    Домой ребята понесли.

    В ресницах у подруг слезинки

    То исчезали, то росли.

    Никто не обронил ни слова.

    Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

    Учитель выдавил, что снова

    Занятья – после похорон.

    Ученик:

    - В блокадном Ленинграде оставалось более 2, 5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. «Ленинградские дети», - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.

    О. Бергольц «Ленинградская поэма»

    …Ленинград ожег мне душу

    Своими бедными детьми.

    Я в Ленинграде, правда, не был,

    Но знаю – говорят бойцы:

    Там дети плачут, просят хлеба,

    А хлеба нет… А мы отцы…

    И я, как волка караулю

     Фашиста – сутками в снегу

    И от моей свирепой пули

    Пощады не было врагу.

    Палач детей, я здесь, я слышу.

    На, получай еще заряд

    За ленинградских ребятишек.

    Ученик:

    - Предлагаю почтить минутой молчания всех тех, кто погиб и выжил во время блокады, за их стойкость, мужество и героизм (звук метронома).

    Ученик:

    - Судьбы детей военной поры похожи. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.  

    Вот что вспоминает Инна Старовойтова о войне:

    «Мама поцеловала нас и ушла. Мы  остались в шалаше вчетвером. Я - самая большая, семи лет. Наша мама разведчица, ее послали на задание, а нам надо ее ждать.

      Вдруг крики: «Немцы! Немцы!». Все стали выбегать из шалашей, звать детей, убегать дальше в лес. А куда мы побежим одни, без мамы? Притаились мы, спрятались. Заглянул немец и сказал по-русски:

     - Все, кто есть – выходите!

    Подошел другой немец, тот был в черном. Что-то они переговорили, этот черный показал нам рукой, куда надо идти. Там стояли женщины с детьми, которые не успели убежать. Черный немец навел на нас пулемет, и мне стало страшно, я поняла, что он будет сейчас делать. Я не успела даже закричать и обнять маленьких… проснулась я от маминого плача. Да, мне казалось, что я спала. Приподнялась, вижу: мама копает ямку и плачет. Она стояла спиной ко мне, а у меня не было сил ее позвать, сил хватало, только чтобы смотреть на нее. Мама разогнулась передохнуть, повернула ко мне голову и как закричит: «Инночка!» Она кинулась ко мне, схватила на руки. В одной руке меня держит, другой остальных ощупывает: вдруг кто еще живой? Нет, они были холодные. Когда меня подлечили, мы с мамой насчитали у меня девять пулевых ран. Я училась считать: в одном плечике две пули и в другом – две пули. Это будет четыре. В одной ножке две пули и в другой – две. Это будет уже восемь. И на шейке ранка. Это будет уже девять...

    Учитель:

          М. Джалиль «Варварство».

         Они с детьми погнали матерей

         И яму рыть заставили, а сами

         Они стояли, кучка дикарей,

         И хриплыми смеялись голосами.

         У края бездны выстроили в ряд

         Бессильных женщин, худеньких ребят.

         Пришел хмельной майор и медными глазами

         Окинул обреченных... Мутный дождь

         Гудел в листве соседних рощ

         И на полях, одетых мглою,

         И тучи опустились над землею,

         Друг друга с бешенством гоня...

         Нет, этого я не забуду дня,

         Я не забуду никогда, вовеки!

         Я видел: плакали, как дети, реки,

         И в ярости рыдала мать-земля.

         Своими видел я глазами,

         Как солнце скорбное, омытое слезами,

         Сквозь тучу вышло на поля,

         В последний раз детей поцеловало,

         В последний раз...

         Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

         Он обезумел. Гневно бушевала

         Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

         Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

         Он падал, издавая вздох тяжелый.

         Детей внезапно охватил испуг,--

         Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

         И выстрела раздался резкий звук,

         Прервав проклятье,

         Что вырвалось у женщины одной.

         Ребенок, мальчуган больной,

         Головку спрятал в складках платья

         Еще не старой женщины. Она

         Смотрела, ужаса полна.

         Как не лишиться ей рассудка!

         Все понял, понял все малютка.

         -- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

         Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

         Дитя, что ей всего дороже,

         Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

         Прижала к сердцу, против дула прямо...

         -- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

         Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

         И хочет вырваться из рук ребенок,

         И страшен плач, и голос тонок,

         И в сердце он вонзается, как нож.

         -- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

         вольно.

         Закрой глаза, но голову не прячь,

         Чтобы тебя живым не закопал палач.

         Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

         И он закрыл глаза. И заалела кровь,

         По шее лентой красной извиваясь.

         Две жизни наземь падают, сливаясь,

         Две жизни и одна любовь!

     Ученик:

    - Нелегко досталась нам победа. Война нанесла тяжелые раны советским людям. Фашисты расстреливали, закапывали людей живьем, разрушали и сжигали сотни городов и населенных пунктов.

     - В марте 1943 года в белорусской деревеньке Хатынь было сожжено более 100 человек, среди которых 75 – детей.

    Учитель:

    Дж. Алтаузен. «Девочка играла возле дома»
    Выбежала девочка из дома,
    Маленькая, в мамином платке,
    Старенькие валенки знакомо
    Весело блестели вдалеке.
    Топала по тропке возле дома,
    Щечки на морозе расцвели…
    Вдруг, хрустя по снегу незнакомо,
    Злые люди к дому подошли.
    Разбросали карточки по дому,
    Снимки, что в альбомах берегли,
    И потом зажженную солому
    Равнодушно к двери поднесли…
    Черным дымом крыша вся покрылась,
    Вспыхнул клен, что рос невдалеке.
    Губки задрожали, покатилась
    Крохотная слезка по щеке.
    Кулачонки маленькие сжала,
    — Сердце быстро прыгало в груди,
    К рыжему фашисту подбежала
    И сказала звонко: - Уходи!
    Волосенки ветром растрепало,
    Слезы стыли возле самых век.
    Треснул выстрел — девочка упала
    Личиком курносым прямо в снег.

    Ученик:

    - Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба – история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возвратилось.

    Ученик:

     - Практически все мужчины ушли на фронт. Но для фронта нужны были вооружение, еда, одежда. И  у станков встали женщины и подростки. Часто дети не доставали до станков, и тогда им подставляли ящики под ноги. Подростки работали много часов наравне со взрослыми, и часто спали рядом со станками.

    Ученик:

    Л. Щасная. «Детство»

    Мы были серыми, как соль,

    А соль – на золото ценилась.

    В людских глазах застыла боль.

    Земля дрожала и дымилась.

    Просили, плача: «Мама, хлеба!»

    А мама плакала в ответ

    И смерть обрушивалась с неба,

    Раскалывая белый свет.

    Да, мало было света, хлеба,

    Игрушек, праздников, конфет.

    Мы рано выучили это

    Безжалостное слово – «Нет!»

    Так жили мы, не зная сами,

    Чем обделила нас война.

    И материнскими глазами

    В глаза смотрела нам страна

    Мы были бережно хранимой

    Ее надеждой в горький час –

    И свет, и соль земли родимой,

    И золотой ее запас.

     Ученик:                       

    - Дети 40-х годов никогда не забудут своего военного детства. К сожалению, такие страшные воспоминания не сотрутся из памяти никогда.

    Тот не забудет никогда,

    Хоть был он очень мал,

    Как дорога была вода,

    И не всегда была еда,

    И как отец его тогда

    За счастье воевал!

    На фоне «Шумел сурово брянский лес»

    Ученик:

    - Фашисты заняли нашу территорию, часть жителей ушла в партизаны.

     Партизанская война шла на всей оккупированной территории. Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные мальчишки и девчонки. Даже самые юные подпольщики предпочитали смерть предательству.

      Сколько испытаний выдержали они!

      Сколько их было…пионеров-героев…Они сражались повсюду. Давайте назовем их имена.

    На фоне «Аве Мария»

    Ученик:

    - Дети войны – понятие неоднородное. Многих ребят немцы увезли  в Германию и поместили в концлагерях. На них ставили опыты преступники-врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, сжигали в печах. Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки небольших размеров.

    Ученик:

    - Вспоминает Аня Павлова. Ей было 9 лет, когда началась война.

    «Собаки рвали детей… а немцы хохотали. Сядут фашисты над ребенком, которого разорвали собаки, и ждут, когда сердце у него остановится… А мы потом снегом присыпем…вот ему и могилка до весны…»

    Ученик:

    - Фашизм – это когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребенок не умирал. Детей гнали из концлагеря в концлагерь (слайды).

    Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые. Голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену.

    Вдумайтесь в эти цифры:

    каждый день теряли 9168 детей,

    каждый час – 382 ребенка,

    каждую минуту – 6 детей,

    каждые 10 секунд – 1 ребенок.

    Ученик:

    - Скорбь об этих детях велика, хотя даже она забываема.

    Война прошла по детским судьбам грозно,

    Всем было трудно, трудно для страны,

    Но детство изувечено серьезно:

    Страдали тяжко дети от войны…

    - Если бы человечество захотело почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то пришлось бы замолчать на 25 лет.

    Ученик:

    «На фотографии в газете»

    На фотографии в газете

    нечетко изображены

    бойцы, еще почти что дети,

    герои мировой войны.

    Они снимались перед боем -

    в обнимку, четверо у рва.

    И было небо голубое,

    была зеленая трава.

    Никто не знает их фамилий,

    о них ни песен нет, ни книг.

    Здесь чей-то сын и чей-то милый

    и чей-то первый ученик.

    Они легли на поле боя,-

    жить начинавшие едва.

    И было небо голубое,

    была зеленая трава.

    Забыть тот горький год неблизкий

    мы никогда бы не смогли.

    По всей России обелиски,

    как души, рвутся из земли.

    ...Они прикрыли жизнь собою,-

    жить начинавшие едва,

    чтоб было небо голубое,

    была зеленая трава.

    Ученик:

    Р. Рождественский. «Реквием»

    Разве погибнуть

    Ты нам завещала,

    Родина?

    Жизнь

    Обещала,

    Любовь

    Обещала,

    Родина.

    Разве для смерти

    Рождаются дети,

    Родина?

    Разве хотела ты

    Нашей

    Смерти,

    Родина?

    Пламя

    Ударило в небо!-

    Ты помнишь,

    Родина?

    Тихо сказала:

    «Вставайте

    На помощь…»

    Родина!

    Славы

    Никто у тебя не выпрашивал,

    Родина!

    Просто был выбор у каждого…

    Я или Родина!

    Ученик:

    - С ужасом фашизма боролась вся страна. Победа пришла!  Долгожданная, со слезами на глазах. Наши деды мечтали о счастливом будущем для своих детей, и эти мечты сбылись. Мы живем в красивом городе, в теплых домах, учимся в красивой современной школе. Мы улыбаемся и не голодаем благодаря солдатам Великой Отечественной войны, благодаря детям войны.

    Детям, пережившим ту войну,

    Поклониться нужно до земли!

    В поле, в оккупации, в плену,

    Продержались, выжили, смогли!

    В этот день и горестный, и светлый,

    Поклониться от души должны

    Мы живым и недожившим детям

    Той большой и праведной войны!

    Учитель:

    - Помните: во время Великой Отечественной войны погибло 13 миллионов детей. Самое лучшее, что есть на земле – это дети.

    Учитель:

    - Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что в них трудно даже поверить, но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.

    Ученик:

    Рисуют мальчики войну.

    Рисуют мальчики войну,
    Рисуют танки и “Катюши”.
    Висят во всю длину листа
    Снаряды жёлтые, как груши.
    Рисуют мальчики бои,
    Что им, по счастью, не знакомы.
    И берегут они свои
    Огнём кричащие альбомы.
    Да будет светлой жизнь детей,
    Как светел мир в глазах открытых!
    О, не разрушь и не убей –
    В земле достаточно убитых!

    Благодарю свою страну
    И тех, кто пал в последнем шаге,
    За то, что мальчики войну
    Узнали только на бумаге.

    Ученик:

    -Земли Российской преданные дети,

    Бессмертными вы стали на планете

    Навстречу солнцу чистыми руками

    Победы нашей вознесли вы знамя.

    По-разному зовутся дети –

    Нас очень много на планете!

    Есть Насти, Вовы и Алены,

    Детей повсюду миллионы!

    По-разному зовутся дети,

    Для нас все лучшее на свете.

    Песня «Детство»

    Ученик:

    - Нужны нам яркие игрушки!

    И Буратино и Петрушки!

    Нужны нам книжки, песни, пляски

    И увлекательные сказки!

    Мультфильмы, игры и конфеты

    И в цирк бесплатные билеты!

    Хотим мы вырасти врачами,

    Художниками, скрипачами.

    Хотим под мирным небом жить

    И радоваться, и дружить!

    Хотим, чтоб всюду на планете,

    Войны совсем не знали дети!

    Звучит песня «Солнечный круг»

    Список используемой литературы:

    1) «Куда летишь, журавлик?: Докум. повесть/ И.В.Валько;.-М.: Молодая гвардия, 1978 г. 
    2) «Великая Отечественная война: в фотографиях и кинодокументах» – М. : Планета, 1980 г.
    3) «Великая Отечественная война, 1941 – 1945» : словарь– справочник. – М. : Политиздат, 1985 г.
    4) «Дети военной поры»/ Сост. Э.Максимова.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988. 
    5) «История войн», М., «Аванта-плюс»,2007 г.
    6) «Опалённое детство»/ Н.Д.Луговой.-М.: Молодая гвардия, 1984 
    7) «Когда протрубили тревогу...»: Докум. повести/ В.Н.Морозов; Ил. А.Волков.-Минск: Мастацкая лит., 1973.-339с.: ил. 
    8) «О подвигах, о доблести, о славе..».: Сб. рассказов и очерков/ Сост. Г.Н.Яновский; Предисл. Г.Берегового.-М.: Дет.лит., 1985 г.
    9) «Дети войны»/ А. Сухова.-М.: Звонница-МГ, 2004 г.

    https://www.youtube.com/watch?v=ckXVbH2YlMM

    https://www.youtube.com/watch?v=ZAtRykr2vkg

    https://www.youtube.com/watch?v=10nb18DQCFU

    https://www.youtube.com/watch?v=R9U6aKZ5t5g

    https://www.youtube.com/watch?v=BCoQAzX6qAE

    https://www.youtube.com/watch?v=_UYAzZC-NMo


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий Музыкально-поэтической композиции к «Салют Победа!», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

    Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов, помним о цене Великой Победы!...

    Сценарий музыкальной гражданско-патриотической постановки "Симфония Мужества", посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

    Участники: учащиеся 8-11 классов принимают участие в постановке, которая демонстрируется учащимся 5-7 классов, педагогический коллектив,ветераны ВОВ.Место проведения: Актовый залДевиз постановки: «С п...

    Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

    1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

    Социально-патриотический проект «Память войны стучит нам в сердца», посвященный 73-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

    Прошло 73 года, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история. Всё дальше вглубь истории уходят с...

    Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

    Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

    Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

    Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...