Главные вкладки

    Статья по литературе по теме:
    Методический прием "Цитата дня"

    Парфёнцева Елена Анатольевна

    Одной из важнейших задач языкового и литературного образования является формирование речевой культуры учащихся. Для ее реализации и формирования умений и навыков владения русским языком во всех видах речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо) можно использовать различные инновационные приемы. Одним из таких приемов является рубрика «Цитата дня», успешно применяемая педагогом в процессе преподавания русского языка и литературы. 

    Парфёнцева Е.А. Методический прием «Цитата дня» / Е.А. Парфёнцева // Русский язык и литература. - 2018. - № 7 (226). - с. 32-34. - ISSN 1993-209X

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tsitata_dnya_statya.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Авторский прием «Цитата дня»

    Парфёнцева Е.А. Методический прием «Цитата дня» / Е.А. Парфёнцева // Русский язык и литература. - 2018. - № 7 (226). - с. 32-34. - ISSN 1993-209X

    Одной из важнейших задач языкового и литературного образования является формирование речевой культуры учащихся. Для ее реализации и формирования умений и навыков владения русским языком во всех видах речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо) можно использовать различные инновационные приемы. Одним из таких приемов является рубрика «Цитата дня», успешно применяемая педагогом в процессе преподавания русского языка и литературы в Филиале БНТУ «СГГХК». Суть его в том, что на каждое занятие учащиеся по очереди (можно использовать список в журнале) самостоятельно выбирают цитату, которую и озвучивают в начале урока. Называют автора, предоставляют некоторые сведения о нем, объясняют, почему выбрали именно эту фразу. Цитата может быть на любую тему, самых различных авторов.

    В начале года на первом занятии педагог рассказывает учащимся, что это за рубрика, как они будут с ней работать, что требуется от них. Предлагает использовать возможность проявить себя, поучаствовать в своего рода конкурсе на лучшую цитату, так как в конце семестра при подведении итогов победителя ожидает награда.         Первую цитату выбирает преподаватель. Называет автора, спрашивает, знают ли ребята, кто он. Спрашивает, как они сами понимают это высказывание. На занятиях по языку можно попросить выделить главную мысль, рассмотреть лексику, грамматику или синтаксис фразы. На занятиях по литературе можно обсудить смысловое наполнение, способ передачи главной мысли, приемы выразительности, связь с  изучаемым произведением.

    В зависимости от темы занятия можно расставлять акценты по-разному. Здесь есть возможность затронуть самые различные этические, моральные, философские, социальные и психологические аспекты. Обратить внимание учащихся на какие-то важные моменты, вызвать интерес, заставить задуматься. Или же, по крайней мере, просто ознакомиться с жемчужинами мысли мировой сокровищницы мудрости.

    Для педагога это способ поддерживать себя в «тонусе», совершенствовать свое языковое чутье, так как до начала занятия ему неизвестно, что именно прозвучит в аудитории в данной рубрике.

    Для учащихся поиск и выбор цитаты становится еще одной возможностью для самообразования. Они пытаются выбрать какую-либо фразу, определиться с тем, что хотят и готовы озвучить при всех. Ведь обсуждение может затронуть самые разные проблемы и темы.

    При работе с цитатой актуализируются знания из различных областей языка, литературы, истории, географии, философии и других дисциплин. Для педагога открывается неограниченная возможность связать предложенную фразу с тем, что хотелось бы ему услышать, в ненавязчивой форме донести разнообразную информацию до учащихся.

    Хотелось бы отметить, что это эффективный прием для развития речи учащихся, умения грамотно сформулировать основную мысль, кратко выразить свое мнение.

    У современных учащихся существует сложность с выражением своих мыслей. У них не хватает словарного запаса, умения ясно изложить и четко аргументировать свою точку зрения. В начале года они пытаются помогать себе жестами, выражаются или многословно или отрывисто и бессвязно.

    Постепенно ребята учатся выражаться лаконично и по существу. Их формулировки становятся все более корректными. Случается, что кто-нибудь даже пытается предугадать возможные вопросы преподавателя. Торопятся озвучить все, что увидели в предложении: синонимы, антонимы, метафоры, синтаксический параллелизм, парцелляцию, какие части речи преобладают, какие орфограммы бросаются в глаза и т.п.

    Приведем как пример работу с учащимися первых курсов колледжа. Первой цитатой, выбранной педагогом, была китайская пословица: «Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами». При обсуждении заострялось внимание ребят на том, что процесс обучения действие не одностороннее, что куда важнее, когда все участники этого процесса настроены на активное получение знаний.

    Из опыта использования приема следует отметить, что первые цитаты учащихся всегда выбираются по принципу опорных слов: учеба, учитель, знания, образование, труд и т.п. Потом группа настраивается на более доверительное отношение, и постепенно темы становятся разнообразными. Иногда даже интригующими. Выбор авторов тоже становится все более неформальным: от академически известных личностей постепенно следует переход к тем, кто вызывает интерес у современной молодежи.

    Приведем пример цитат, выбранных учащимися первого курса в течение первого семестра учебного года:

    «Учитесь у всех, не подражайте никому» (Максим Горький).

    «Каков человек, такова его речь» (Сократ).

    «Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении» (Конфуций).

    «Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра» (Отто фон Бисмарк).

    «Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей» (Максим Горький).

    «Умение легко перейти от шутки к серьезному и от серьезного к шутке требует большего таланта, чем обыкновенно думают» (Фрэнсис Бэкон).

    «Кто не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать» (китайская пословица).

    «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (Марк Твен).

    «Необъяснимая штука – душа. Никто не знает, где находится, но все знают, как болит» (А.П. Чехов).

    «Когда человеку лежать на одном боку неудобно, он переворачивается на другой, а когда ему жить неудобно – он только жалуется. А ты сделай усилие – перевернись» (Максим Горький).

    «Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал» (Конфуций).

    «Чем старше и мудрее человек, тем меньше ему хочется выяснять отношения. Хочется просто встать, пожелать всего хорошего и уйти» (Джордж Бернард Шоу).

            Можно проследить, как постепенно начинает обогащаться тематика выбранных фраз. Постепенно уходит страх выбрать «неправильную» цитату. Ребята начинают предлагать то, что интересно им самим. Иногда даже провокационные и спорные высказывания. Для внимательного педагога это тоже знаки, которые открывают ему души учеников, позволяют внимательнее отнестись к тем, кому особенно необходимо одобрение.

            В своей работе педагог использует группу, созданную в социальной сети «Вконтакте». После каждого занятия всегда обновляется рубрика «Конкурс цитат», где без указания фамилий учащихся приводятся все названные ими цитаты.

            В конце первого семестра подводятся итоги. Конечно, это всегда субъективно, так как не существует обязательных критериев. При выборе победителя обращается внимание на глубину фразы, оригинальность, смелость. Если возникают трудности, можно обратиться к третьей стороне (например, методисту, заведующему отделением, другому филологу). На втором году обучения, когда группа уже уверенно чувствует себя в общении с преподавателем, можно предложить проголосовать самим учащимся. Рекомендуется перед этим выбрать 2-3 финалистов.

    Второй семестр всегда богаче, изобретательнее и смелее в выборе цитат. Здесь уже включается азарт не только победить в конкурсе, но оказаться интереснее, оригинальнее других.

    «Жизнь — это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми» (Фолкнер Уильям).

    «Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям» (Жан Поль).

    «Ни разу не упасть — не самая большая заслуга в жизни. Главное каждый раз подниматься» (Нельсон Мандела).

    «Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение» (Марина Цветаева).

    «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьдесят способов сказать «нет» и только один способ их написать» (Бернард Шоу).

    «Скажите людям, что есть невидимый человек на небе, который создал вселенную, и большинство поверит. Скажите им, что краска не высохла, и они воткнут в нее палец, чтобы убедиться в этом» (Джордж Карлин).

    «Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают» (Карел Чапек).

    «Лучше молчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения» (Марк Твен).

    Среди авторов обучающимися были названы современные актеры, музыканты, режиссеры.

    Хочется отметить, что прием «Цитата дня» можно использовать в процессе изучения различных учебных дисциплин. Он позволяет ненавязчиво, регулярно и эффективно работать над формированием различных языковых и речевых навыков учащихся в условиях колледжа, когда программа учебных дисциплин и сроки их изучения не позволяют надолго задерживаться на изучении какой-либо темы. Также этот прием повышает интерес к изучению предмета, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает формировать общеучебные умения и навыки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка проведения тематического дня «12 декабря – день принятия конституции Российской Федерации».

    Такие мероприятия являются воплощением истории нашей Родины, они способствуют развитию патриотизма гражданина. Уважительное отношение  подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государ...

    Методические материалы для школьной конференции в рамках единого дня краеведения «С любовью к Отечеству», посвященного 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

    В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знам...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

    Методическая разработка игры «Что? Где? Когда?» Тема мероприятия «60 лет со дня первого полета человека в космос»

    Тип мероприятия: Внеклассное мероприятие. Игровое занятие. Разработано   на основе технологии модерации и с применением АМО Цели  мероприятия: знакомство с первооткрывателями косми...

    Методические рекомендации по проведению подвижных игр и игровых упражнений в группе продлённого дня.

    Организация оздоровительного досуга - подвижных игр на свежем воздухе с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы 8-го вида является одним из условий сохранения и укрепления зд...

    Методическая разработка дня защиты детей

    Основными задачами «Дня защиты детей» считаются:          — закрепление и совершенствование учителями и учащимися теоретических знаний и практических навык...

    Методическая разработка проведения единого методического дня по теме: "Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе"

    Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в со...


     

    Комментарии

    Морозова Елена Викторовна

    Елена Анатольевна, очень интересный методический прием! Он поможет ребятам не только открыться для своих сверстников и педагога с новой неожиданной стороны, но и мотивировать их на получение знаний. А самое главное, что такой прием не требует огромных временных и финансовых затрат от учителя.

    Парфёнцева Елена Анатольевна

    Спасибо за добрые слова!