Отражение темы Петра I в русской литературе XIX века.
презентация к уроку по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пётр I Алексе́евич , прозванный Вели́кий (30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.
« Стансы» Александр Пушкин В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни. Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца Пред ним отличен Долгорукой. Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.
«Арап Петра Великого» А. С. Пушкин
«Друзьям» (1828 ) Александр Пушкин Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю: Я смело чувства выражаю, Языком сердца говорю. Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил Войной, надеждами, трудами. О нет, хоть юность в нем кипит, Но не жесток в нем дух державный: Тому, кого карает явно, Он втайне милости творит. Текла в изгнаньe жизнь моя, Влачил я с милыми разлуку, Но он мне царственную руку Простер - и с вами снова я. Во мне почтил он вдохновенье, Освободил он мысль мою, И я ль, в сердечном умиленье, Ему хвалы не воспою? Я льстец! Нет, братья, льстец лукав: Он горе на царя накличет, Он из его державных прав Одну лишь милость ограничит. Он скажет: презирай народ, Глуши природы голос нежный, Он скажет: просвещенья плод - Разврат и некий дух мятежный! Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу.
«Полтава» А. С. Пушкин
«Медный всадник» А. С. Пушкин
«Пир Петра Великого» (1835) А. С. Пушкин Над Невою резво вьются Флаги пестрые судов; Звучно с лодок раздаются Песни дружные гребцов; В царском доме пир веселый; Речь гостей хмельна, шумна; И Нева пальбой тяжелой далеко потрясена. Что пирует царь великий В Петербурге-городке ? Отчего пальба и клики И эскадра на реке? Озарен ли честью новой Русский штык иль русский флаг? Побежден ли швед суровый? Мира ль просит грозный враг? Иль в отъятый край у шведа Прибыл Брантов утлый бот, И пошел навстречу деда Всей семьей наш юный флот, И воинственные внуки Стали в строй пред стариком, И раздался в честь науки Песен хор и пушек гром? Годовщину ли Полтавы Торжествует государь, День, как жизнь своей державы Спас от Карла русский царь? Родила ль Екатерина? Именинница ль она, Чудотворца-исполина Чернобровая жена? Нет! Он с подданным мирится; Виноватому вину Отпуская веселится; Кружку пенит с ним одну; И в чело его целует, Светел сердцем и лицом; И прощенье торжествует, Как победу над врагом. Оттого-то шум и клики В Петербурге - городке , И пальба и гром музыки И эскадра на реке; Оттого-то в час веселый Чаша царская полна И Нева пальбой тяжелой Далеко потрясена .
« Последний Новик или Завоевание Лифляндии при Петре I» И. И. Лажечников
«Два Ивана, два Степаныча , два Костылькова » Н. В. Кукольник
Образ Петра I в малоизвестных поэтических произведениях XIX века.
«Разговор в Кремле» (1854) Каролина Павлова Во времена веселий шумных Версальских золотых палат Был полон Кремль стенаньем чумных Ревел в нем бунт и бил набат. Но, нашу Русь не покидая, В те дни Всевышнего покров Спасал дитя для славы края И от чумы, и от стрельцов. И юный царь дивил на троне Не блеском ваши все дворы: Покуда в вашем Вавилоне Шли боюмерзкие пиры,- Неутомимо и упрямо Работал он за свой народ И в бедной мастерской Сардама Сколачивал свой первый бот. И в ваши пронеслись владенья Удары молотка его, И будут помнить поколенья, Царя-гиганта мастерство. Уж восстают молвы глухие Кичливых западных держав, Уж ненавистна им Россия, И близок, может, час расправ! Для прежних подданных татарских Настанет день, придет пора, Когда из уст услышим царских Мы зов пустынника Петра!
«Город» (1845) Аполлон Григорьев Да , я люблю его, громадный, гордый град, Но не за то, за что другие; Не здания его, не пышный блеск палат И не граниты вековые Я в нем люблю, о нет! Скорбящею душой Я прозираю в нем иное - Его страдание под ледяной корой, Его страдание больное. Пусть почву шаткую он заковал в гранит И защитил ее от моря, И пусть сурово он в самом себе таит Волненье радости и горя, И пусть его река к стопам его несет И роскоши, и неги дани,- На них отпечатлен тяжелый след забот, Людского пота и страданий. И пусть горят светло огни его палат, Пусть слышны в них веселья звуки,- Обман, один обман! Они не заглушат Безумно страшных стонов муки! Страдание одно привык я подмечать, В окне ль с богатою гардиной, Иль в темном уголку,- везде его печать! Страданье - уровень единый! И в те часы, когда на город гордый мой Ложится ночь без тьмы и тени, Когда прозрачно все, мелькает предо мной Рой отвратительных видений... Пусть ночь ясна, как день, пусть тихо все вокруг, Пусть все прозрачно и спокойно,- В покое том затих на время злой недуг, И то - прозрачность язвы гнойной.
«История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» А. К. Толстой Царь Петр любил порядок, Почти как царь Иван, И так же был не сладок, Порой бывал и пьян. Он молвил: «Мне вас жалко, Вы сгинете вконец; Но у меня есть палка, И я вам всем отец! Не далее как к Святкам Я вам порядок дам!» И тотчас за порядком Уехал в Амстердам. Вернувшийся оттуда, Он гладко нас обрил, А к Святкам, так что чудо, В голландцев нарядил. Но это, впрочем, в шутку, Петра я не виню: Больному дать желудку Полезно ревеню. Хотя силен уж очень Был, может быть, прием, А все ж довольно прочен Порядок стал при нем .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "маленького человека" в русской литературе XIX века
Тема «маленького человека» – одна из традиционных тем в русской литературе двух последних веков....
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Практическая работа по теме : " Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)
Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить уче...

Тема исторической памяти в русской литературе ХХ века
В статье рассказывается, как тема исторической памяти раскрывается в русской литературе ХХ века....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....
