Главные вкладки

    Урок литературы в 5 классе по учебнику под ред. Коровиной В.Я.
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Рожко Наталья Викторовна

    Данный урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" ориентирован на обучающихся 5 класса.Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл m.yu_.lermontov.docx18.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 5 классе по учебнику под ред. Коровиной В.Я.

    Тема. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ.

    Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

    Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

    Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

    Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

    Оборудование: учебники, тетради, портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Вступительное слово учителя о событиях 1812 г.

    1. Выступление обучающихся с сообщениями о Бородинском сражении.

     Примерное содержание ответов.

    Отечественная война 1812 г. — одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом (Наполеон I — 1769—1821 гг.), уроженцем Корсики.

    Это был решительный, строгий военачальник, вел победоносные захватнические войны. В результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)

    Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.

    Русская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.

    Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов — 30 тысяч человек, у русских — 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием «Бородинское». Оно было проиграно.

    Москва была оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покоренной столицы, которые так и не были ему вручены.

    Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.

    III. Беседа о жизни и творчестве поэта с последующим чтением статьи в учебнике (с. 150 учебника В.Я. Коровиной).

    Двадцатипятилетней годовщине Бородинской битвы посвятил свое стихотворение Михаил Юрьевич Лермонтов — самый загадочный поэт ХIХ столетия, гений русской литературы, талантливый художник, скульптор, шахматист, спортсмен, математик, способный музыкант.

    Жизнь этого человека коротка и трагична, вместе с тем полна интересными событиями, творческими успехами. Богатое литературное наследие писателя благодарный читатель — народ — сохранил до наших дней.

    Вопросы для закрепления материала статьи учебника о писателе учитель подготовит самостоятельно.

    IV. Словарная работа.

    Объяснение терминов: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны — дано в сносках учебника.

    Недаром — не без причины, не случайно.

    Нынешнее племя — современники.

    Доля — судьба.

    Досадно — жаль, обидно.

    Ворчали Старики — выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).

    Чужие изорвать мундиры — уничтожить врага в штыковой атаке.

    Ушка на макушке — повышенное внимание.

    Ликовать — выражать восторг.

    Лихость — удаль.

    Поведать — рассказать.

    Постоять головою — отдать жизнь в бою.

    Поле грозной сечи — поле боя.

    V. Чтение стихотворения учителем (учебник, с. 151-154).

    Ответы на вопросы и выполнение заданий 1-7 в учебнике «Размышление о прочитанном», с. 155.

    VI. Беседа по произведению.

    Вопросы и задания:

    1. Подумайте, почему поэт назвал свое произведение «Бородино».

    2. Сформулируйте главную мысль стихотворения. (Безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев — вот главная мысль произведения.)

    3. Кто начинает диалог о событиях 1812 г.?

    4. Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?

    5. Почему рассказывать должен именно бывалый, старый солдат?

    6. Опишите картины, поразившие вас.

    7. Чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?

    8. Почувствовали вы пафос (приподнятость) стихотворения? В чем?

    В первой строфе стихотворения читатель становится невольным свидетелем душевной беседы молодого солдата и ветерана Бородинского сражения. Со второй строфы диалог переходит в монолог-рассказ старого воина.

    Рассказывая, он мысленно переносится в прошлое, заново переживает давно минувшие события; его вновь охватывают чувства, пережитые много лет назад: стыд и досада за отступление, неумолимое желание дать отпор врагу, не позволить захватчикам топтать родную землю, отомстить за гибель товарищей.

    Д. Е. Максимов сказал о героях произведения: «Рассказчик в стихотворении «Бородино» — старый солдат и дядя и вместе с тем русский народ, а мысль народа заключает в себе неизмеримо больше того, что заключено в мыслях каждого из его рядовых представителей». Отсюда вывод: в этом произведении воедино слиты голос самого поэта, голос ветерана, голос народа.

    VII. Чтение стихотворения учащимися.

    Учитель подсказывает учащимся нужную интонацию при чтении текста.

    VIII.Домашнее задание:

    Выучить отрывок из стихотворения наизусть ; подготовить рассказ о М. Ю. Лермонтове.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику В.Я.Коровиной.

    Рабочая программа по литературе в 5 классе разработана по учебнику В.Я.Коровиной. В ней содержится  пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по литературе для 5 класса ( по учебнику-хрестоматии под ред. В.Я. Коровиной)

    Данная рабочая программа по литературе для V класса составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта  общего образования и Программы по литературе для 5 – 11 классов ...

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

    Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения и Программы общеобразовательных учре...

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

    Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от ...

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

    Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

    Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной

    Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения и Программы общеобразовательных учре...

    Рабочая программа по литературе для 8 класса (по учебнику под ред. Коровиной В.Я.)

    Рабочая программа по литературе для 8 класса (по учебнику под ред. Коровиной В.Я.)...