Урок внеклассного чтения "Навеки 19-летние".
материал по литературе (10 класс) на тему

 

Урок на тему «Навеки — девятнадцатилетние» —  урок  о бессмертии поколений, сражавшихся у Сухиничей, Ржева, Сталинграда, в Афганистане, Чечне. Ее целесообразно рассмотреть на уроках внеклассного чтения в старших классах,   включая в обзор современную  литературу о войне.Чтение повести требует от юного читателя большого внимания и напряжения. Поэтому работу в классе предваряют задания-вопросы,  поисковая работа об участниках войн.  Они должны вызвать возникновение ассоциаций, актуализировать жизненный и эстетический опыт учащихся, обеспечить их познавательную активность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naveki_19-letnie.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Навеки – девятнадцатилетние

(по повести Г.Бакланова «Навеки-девятнадцатилетние» и

 очерку  С.Алексиевич «Цинковые мальчики)

Урок  литературы в 11 классе

Учитель русского языка и литературы

 МОБУ "Медведевская средняя общеобразовательная школа № 2"

Четкарева Нина Владимировна

Цель:

  • знакомство с произведениями разных жанров о войне;

Задачи:

  • совершенствовать умение анализировать прочитанный текст;
  • вызвать у детей размышление о прочитанном, переживания, душевный отклик;
  • воспитать чувство долга перед Родиной.

Теория литературы: очерк, повесть.

Оборудование: письмо участника войны, документы, фотографии, вещи времён Великой Отечественной войны, плакаты, фрагмент из кинофильма «Афганец -1», презентация.

Методические приёмы: анализ текста, просмотр фрагмента фильма, беседа, прослушивание докладов-сообщений

Ход урока

Эпиграф:

                                                             Как это было! Как совпало –

                                                              Война, беда, мечта и юность!

                                                      И это всё в меня запало

                                                                     И лишь потом ко мне вернулось.

Д.Самойлов.

I. Просмотр фрагмента из кинофильма «Афганец-1».

II. Чтение стихотворения Д.Самойлова «Сороковые, роковые…»

III. Учитель:

        Бессмертен подвиг советского народа в Великой отечественной войне против фашистских захватчиков. Тяжёлой и кровопролитной была эта война. Много было жертв. Прошло 73 года с тех пор. Но не ослабился интерес общества к этому историческому событию. Ведь каждого из нас коснулась война, которая называется Великая Отечественная.

IV. Беседа с учащимися.

- Как отразилась война в судьбах твоих близких и родных?

(Учащийся рассказывает о своём дедушке).

        День Победы. Этот праздник мы отмечаем каждый год. Но этот год особенный. Потому что прошёл 73 года, как закончилась война между фашистской Германией и СССР. Эта война длилась четыре долгих года. Сколько солдат погибло, защищая свою Родину.

        Нет семьи, которая не потеряла бы в этой страшной войне мужа, сына, брата. И наша семья Петровых не стала исключением. Она потеряла сына, брата Петрова Андрея Евсеевича. Он погиб 22 сентября 1944 года. Освобождая Ригу.

        Помню, как каждый год 9 мая, в день Победы,  моя тётя Анна доставала три солдатских письма брата Андрея, читала и плакала. Вспоминала, как провожали всей деревней молодых парней на войну, как рыдали матери, получая похоронки. На всю жизнь запомнились слова прадедушки Евсея: «Погубил Гитлер Андрюшу. Нет ему, извергу, прощения». А прабабушка Александра, оплакивая сына, рассказала историю:

- Однажды пришёл к нам родственник дядя Дмитрий и увидел тяжело больного ребёнка. Стал молить Бога, чтобы выздоровел мальчик и стал пригодным к службе в армии. Да, прав был Дмитрий: суждено было моему сыну Андрею стать солдатом.

        Когда-то случайно брошенная фраза стала роковой. Навечно остался мой дядя Андрей девятнадцатилетним солдатом, защитником своей Родины-России.

        Похоронен рядовой Петров Андрей Евсеевич в Латвии, в Рижском уезде, в пятистах метрах севернее хутора Бельский.

        Размышляя о судьбе своего дяди, прихожу к мысли: оборвалась жизнь дяди в далёком сорок четвёртом году, оборвалась вместе с ней и жизнь будущих его детей, внуков, правнуков. А не будь этой войны, какой светлой и интересной могла бы быть жизнь всех погибших солдат.

        Учитель:

        Как трудно далась нам эта Победа. Но мы, нынешнее поколение, забыли, какою ценою советские солдаты добились этого, забыли о подвигах наших близких и родных. Сейчас на рынке торгуют орденами и медалями. Знаки воинской доблести превратились в предметы нумизматики.

        

Давайте вспомним военные сорок первый – сорок пятый годы.

V. Учащийся (выступает с докладом о жизни и деятельности Георгия Бакланова)

            Учитель:

        Г.Я.Бакланов – писатель-фронтовик, ушедший на войну со школьной скамьи. На войне он прошёл путь от рядового до офицера. Это дало ему возможность познать труд простого солдата на фронте, каждый час которого можно считать подвигом.

        Основная тема творчества Георгия Бакланова – фронтовое прошлое. В центре повести – рядовой солдат – герой военных будней.

        В 1979 году вышла его повесть «Навеки-девятнадцатилетние».

VI. Беседа по содержанию повести «Навеки-девятнадцатилетние»

  • Кратко пересказать содержание одного из понравившегося, впечатляющего эпизода из повести.
  • Какие два события выбрал автор из фронтовой жизни?
  • Как вели себя бойцы во время боя?
  • Кто такой Паравян? Опишите его.
  • Можно ли сказать, что он – герой, а поступок его – подвиг?
  • Как вы думаете, силы были равны?
  • Как изменились ситуации во время боя?
  • Как сложилась военная жизнь лейтенанта Третьякова?
  • Сколько было ему лет? Дожил он до двадцати лет?
  • Можно ли его назвать героем?
  • Сколько было лет всем бойцам?
  • Почему они остаются навеки девятнадцатилетними?

Ученик: «Навеки-девятнадцатилетние» - повесть о тех, кто пошёл воевать прямо со школьной скамьи, кто в ранней молодости познал все тяготы войны.

Учитель: Так уж случилось, что именно восемнадцати-девятнадцатилетние парни навеки успокоились в многочисленных братских могилах, разбросанных по Европе, в засыпанных взрывами воронках, обрушенных траншеями.

        Известно из статистики, что их, рождённых в 1922 – 1925 годах, вернулось с войны лишь трое на сотню

Прослушивание  песни из репертуара ансамбля «Голубые береты»

«Война не прогулка»

Что война не прогулка, я и в книгах читал,

Я смотрел про него кинофильмы.

Но вот только теперь, когда старше я стал,

Разобрал я, где сказки, где были.

          Припев:

        Эх, боль, нам по пути с тобой,

        Кто здесь служил, тот многое узнал.

        Пыль, зной, свист пуль над головой,

        Проверил тут себя, проверил я судьбой.

Я так же, как и все, пот со лба вытирал,

И считал, что подъём бесконечен.

Я здесь многое видел, я здесь многое узнал,

И с удачей под пулями вечен.

        Припев:

Я помню Гельменд, Гульбарум и Гунар,

Путь штрихами на картах отмечен.

Время в краски сотрём, но Панджар и Локер

Будет в памяти жить нашей вечно.

        Припев:

VII. Учитель (под мелодию ансамбля «Голубые береты»).

        Шёл 1983 год.  Был очередной выпуск  Марисолинской  средней школы. На этом вечере состоялась встреча двух поколений: выпускников 1943 года и выпускников 1983 года. Как много говорилось о школе, о товарищах, кто окончил в 1943 году, кто не мог уже больше встретиться со своими товарищами-одноклассниками, ибо после окончания Марисолинской средней школы в 1943 году они ушли на фронт. Ветераны, вспоминая  свой выпускной, пожелали молодёжи голубого, мирного неба над головой. Но некоторым из них по чьей-то воле пришлось повторить судьбу выпускников 1943 года, своего классного руководителя  Охотникова  Фёдора Михайловича.  Многие из них  года стали участниками войны в Афганистане.

  • Кого из ваших родных коснулась эта война?

Ученики рассказывают  о своих  близких, служивших в Афганистане.

1 ученик:

        Паймеров Юрий Васильевич родился в 1966 году в деревне Йошкар-Памаш. Учился с четвёртого класса в Марисолинской средней школе. Занимался спортом. После школы поступил учиться на шофёра. Получив права, приехал в деревню и стал работать в совхозе. Вскоре его призвали в армию. Служить приходилось в Демократической Республике Афганистан.

Водил машину с горючим. Служба эта была опасна, потому что машину обстреливали. Служил полтора года. Служба в Афганистане сказалась на его здоровье. После армии начал работать методистом по спорту в совхозе. Сейчас он живёт и работает в городе Йошкар-Ола.

2 ученик.

«Прошло уже 25 лет, как вернулся из армии», - вспоминает о своей службе в Афганистане Виталий Шабдаров.  Родился он в деревне Йошкар-Памаш. Учился в Марисолинской средней школе.  Любил рисовать, был активным членом этнографического кружка.  В 1983 году он окончил школу и поступил учиться в Йошкар-Олинское ПТУ на шофёра. А потом подошёл и срок службы. Сначала три месяца он служил в Закавказском военном округе, потом его отправили в Афганистан. Вместе с ним служили ребята из Марийской республики. Они всегда друг другу помогали. Вот самый страшный случай, которого никогда не забудет Виталий6 колонне было приказано через грорд Шиндант. Через кандагар пройти до границы Пакистана. Молодые люди были неопытные, только что вышедшие из училища. Они прошли все преграды и дошли до назначенного места. Оставив на границе солдат и боеприпасы, колонна двинулась в назначенное место – в Шиндант. Но их заметили душманы. Душманы думали, что колонна не сможет подняться на гору. Везде взрывались снаряды, но никто из шоферов не был ранен. Они все сели в одну машину. Виталий остановил машину. Чтобы посадить своего товарища. Но в это время около них взорвалась граната, но, к счастью, не случилось беды. Никогда не забудет и то, как на его руках умер его товарищ.

Кончился срок службы в армии, и Виталий вернулся в свою деревню. Сейчас он живёт в Йошкар-Оле.  

3 ученик читает письмо воина-интернационалиста под мелодию ансамбля «Голубые береты»:

- Здравствуйте из ДРА!

Дорогие мои сёстры!

Пишет вам ваш брат. Я  служу в Афганистане. Не переживайте за меня. Я не хотел вас расстраивать, поэтому письма писал из «Польши, только родителям не говорите, пожалейте мать.  Я служу тут уже полгода. У меня всё хорошо. Служба идёт нормально, на здоровье не жалуюсь.

А как вы поживаете? Как там мои друзья? Чем занимаются? Привет передайте им.

На этом кончаю писать. Пишите. За меня не волнуйтесь. У меня всё хорошо.

Ваш брат Леонид. 1987г.

VIII. «Цинковые мальчики» С. Алексиевич

Учитель:

Очень глубоко рассматривает судьбу наших близких и родных, судьбу наших братьев и ваших отцов, которых называли  воинами –интернационалистами, Светлана Алексиевич.

Книга Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» рассказывает о   войне советских войск в Афганистане, которая длилась 10 лет.

    В этой книге собраны рассказы офицеров и солдат, воевавших на этой  войне, вдов и матерей погибших. Мы узнаем о том,   какая это была война.

    Один из героев этой книги говорит в конце: «Тем, кто там был, не захочется второй раз воевать. Это, действительно, так.  Мой брат, служивший в Афганистане, вернулся домой.  Мы его просто не узнавали. Ушёл в армию  весёлый, жизнерадостный, очень довольный тем, что его призвали на срочную службу, ведь он готовил себя к этой суровой армейской жизни с детства: занимался спортом, тайком от родителей прыгал на парашюте. А после службы от этого юноши-весельчака ничего не осталось, весь замкнулся в себе, исчезла улыбка с лица. После армии он служил в ОМОНе. Но вторая война, Чеченская, была для него решающей. Побывав там полгода, он бросил службу в ОМОНе, не хотел больше воевать.      

Ученица:

         "Цинковые мальчики" -это  документальное произведение,    очень жестокое.    Читала со слезами на глазах.   В книге описаны события, которые меня шокируют. 18-летние мальчики, вчерашние школьники, неопытные, юные, были брошены на  войну. Зачем? Для чего? Кому нужна была эта война?  

Учитель:  

  Эти 18-летние юноши были воспитаны на идеалах.  Для них участники Великой Отечественной войны были героями. Они воспитывались на примерах подвигов Александра Матросова, Алексея Маресьева, поэтому считали защиту Родины своим долгом.

         

Ученик:

Душа этих людей изранена.  А душевная рана неизлечима. Отслужили, вернулись домой. Нужна была им реабилитация, надо было лечить их души, понять их. Но они стали ненужными никому, стали просто-напросто политической ошибкой.  А ведь они выполняли приказ, присягали Родине.

Учитель: 

Афганская война длилась около 10 лет.  На этой войне с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года погибло

13833 военнослужащих.

Среди них

1979 офицеров и генералов,

572 сотрудника госбезопасности,

28 сотрудников МВД,

190 военных советников.

На этой войне стали инвалидами

6669 человек.

Из них

1479 человек – инвалиды первой группы.

Ученик читает стихотворение Дмитрия Ушакова

«В военкомате»

Военком молчал тягуче долго,

И она пугалась глаз его:

- Сын погиб при исполненье долга,

Воинского долга своего.

Понимаю, горше этой вести

Быть не может. Но крепитесь, мать…

- Как же это? И в каком же месте?

Мне хотя б могилку повидать…

Военком глаза печально сузил,

С хрипотцою тяжело сказал6

- Только вам…

Ну, словом, не в Союзе.

Не в России он…-

И замолчал.

Ну куда оборотиться плачу?

И в каких неведомых краях

Он остался – твой сыночек, мальчик,

Светлая кровиночка твоя?

До какой чужбины докатиться

Крику, что глушила ты в себе?

И за что? Да как могло случиться,

Почему так выпало судьбе?

Что сказать? Ни мне, ни военкому

Не дано такого объяснить –

Почему уходит сын из дому,

Чтобы где-то голову сложить.

Почему так рано отгорели

Юные и хрупкие сердца?..

Почему солдатские шинели

Шьются для мальчишек без конца?

VIII. Учитель.

        90-е годы. И в эти годы льют свинцовые дожди, взрываются мины, снаряды. Глубоко несчастны люди, живущие в Чечне. Кругом слёзы, кровь, насилие, жестокость, стоны, крики. И снова главными героями стали восемнадцати-девятнадцатилетние парни. Сколько погибло молодых парней, сколько пропало без вести! Сколько пролито материнских слёз. Об этом могут сказать только сами матери.

Чтение воспоминаний матери или инсценировка

(женщина в чёрном со свечкой в руках)

        «Бог только знает, как я ждала тебя, сынок. Каждый день ходила в церковь, ставила свечки, молилась, чтобы Бог тебя хранил, чтобы ты вернулся живым. Я учила быть тебя добрым, уважающим людей. Не умел, да и не мог ты обидеть кого-либо.

А теперь… Вместо свадьбы я устраиваю поминки, вместо того, чтобы нянчить внуков, ставлю свечки.

О Господи! В чём я провинилась? Почему ты отнял моего сына?

Не верю я, что тебя нет в живых, сынок.

Я жду твоего возвращения, жду».

Учитель:

        Эти парни навсегда останутся девятнадцатилетними. В расцвете сил, когда они только начинали жить, когда надо было только радоваться жизни, они ушли из ЖИЗНИ.  Ушли, защищая Родину, выполняя свой воинский долг, выполняя приказы и интернациональный долг.

Минута молчания

IX.  Домашняя работа:

  • написать письмо солдату.

XI.  Оценивание.

XII. Рефлексия.

 Главным для меня на уроке было то, …

  1. Теперь я буду знать, что …
  2. Меня огорчило то, что …

Литература:  

  • Г.Я. Бакланов «Навеки  девятнадцатилетние»  
  • Дмитрий  Ушаков стихотворение "В военкомате"
  • С. Алексиевич «Цинковые мальчики»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Малые летние Олимпийские игры"

Мероприятие для летнего детского образовательно-оздоровительного лагеря...

Внеклассное мероприятие "День летних именинников"

Воспитание чувства коллективизма, умение вести себя на празднике, создание условия для творческого самовыражения детей в процессе физической активности....

конспект урока +презентация "Экскурсия в летний лес"

урок закрепления правила деления десятичной дроби на натуральное число, повторение других правил, игровой урок...

Список для внеклассной работы в летний период 5 класс

Список материалов для повторения на лето (область литература и русский язык)...

Список для внеклассной работы в летний период 8 класс

Материал к повторению на летний период по литературе и русскому языку...

Конспект внеклассного мероприятия. Тема: «Летняя экскурсия в рощу: «Уголок леса».»

Работа о расширении представлений о природе ближайшего окружения....