Методическая разработка урока по литературе "Н.А.Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moj_urok.docx | 987.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная область. Литература.
Возраст обучающихся. 11-12 лет.
Тема. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».
Тип урока: урок «открытия» нового знания».
Цель деятельности учителя – создать условия для положительного восприятия и анализа лирического произведения, для развития эмпатии, творческого осознания текста.
Задачи:
обучающие:
- сформировать мнение о Н.А. Некрасове как о поэте и человеке;
- формировать умения и навыки анализа стихотворного текста.
- научить оперировать понятиями: риторический вопрос, антитеза, ирония, сравнение, эпитет, олицетворение;
развивающие:
- развивать в детях наблюдательность, творческое воображение.
- развивать умение чётко излагать и объяснять свои мысли, делать выводы;
воспитательные:
- воспитать гражданственность, патриотизм; активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта; воспитывать уважение к людям труда.
Планируемые образовательные результаты:
предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): уметь озаглавливать части текста, улавливать основную мысль и проблему отрывка, отвечать грамотно на вопросы;
метапредметные: развивать навыки аналитического, стратегиального чтения, анализа фрагмента поэтического текста; обучать приёмам рассуждения, сопоставления; развивать творческие способности детей, устную речь;
коммуникативные: развивать умение работать в паре, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами;
личностные: осознание гордости за созидательный труд; уважительное отношение к человеку труда, гордость за него; воспитывать в учащихся уважение к одноклассникам, дружелюбие, терпимость;
регулятивные: развитие эмпатии, самоанализа, самовыражения. планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;
познавательные: осознают познавательную задачу.
Вид. Урок смешанного типа.
Технологии: продуктивного чтения, критического мышления, здоровьесберегающие, дифференцированного обучения, проблемного обучения, развивающая, игровая.
Используемые приёмы: чтение с остановками, словарная работа, беседа по вопросам, работа с эпиграфом, слово учителя, словесное рисование.
Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, учебник литературы, тетрадь по литературе, иллюстрационный и раздаточный материал.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я – Бровко Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы. Сегодня урок литературы мы проведём с вами вместе. Надеюсь, наше занятие будет для вас полезным и пройдёт в атмосфере творческого сотрудничества. А начать урок я бы хотела словами известного русского поэта:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
II. Мотивация к учебной деятельности.
1. Беседа по вопросам.
- О чём говорится в этих строках? (О любви к родине и сопереживании, о гражданине.)
- Как вы думаете, ребята, кому могут принадлежать эти строки? (Неравнодушному человеку.)
- А мог ли этот поэт написать произведения, которым соответствуют данные иллюстрации? (Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос».)
- Вы правы, конечно, мог, и имя этого писателя Николай Алексеевич Некрасов. Именно ему будет посвящён наш урок. А название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в загадке:
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка,
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет.
Ответ: Железная дорога
Чудо лесенка лежит,
Паровоз по ней бежит.
Ответ: Железная дорога
(отсылка к первой загадке)
2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
- Правильно, ребята! Так какая же тема нашего урока? «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»».
- Сформулируйте, пожалуйста, вопросы к теме нашего урока, используя вопросительные слова кто, почему, о чём, когда и др. (Кто такой Некрасов? Кто такой гражданин? Почему Некрасов поэт и гражданин? О чём его стихотворение «Железная дорога»? Когда оно написано? И т.п.)
- Откройте рабочие тетради и запишите дату и тему урока.
3. Работа с эпиграфом.
Обратите внимание на эпиграф. Эти строки взяты из известного стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин».
- Вспомните, что такое эпиграф. (Краткое изречение, которое автор даёт перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль).
Сегодня мы продолжим знакомство с биографией Н.А. Некрасова, этого замечательного человека, окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином. Верю, у вас всё получится. Пусть напутствием вам будут слова самого поэта: «Воля и труд человека / Дивные дивы творят…»
- С этих слов начинается статья о поэте Н.А. Некрасове в вашем учебнике (они же относятся и к жизни самого поэта).
III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
1. Работа с учебником. Чтение статьи В.И. Коровина о Н.А. Некрасове (с.215-217) с поиском ответов на предложенные вопросы (работа в парах).
- Где учился Некрасов? Когда у него появился интерес к литературе?
- С какими трудностями была связана жизнь Некрасова в Петербурге?
- Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?
- Когда Некрасов ощутил своё признание - быть поэтом?
- Почему многие стихи Некрасова стали народными песнями?
2. Беседа.
- Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку.
Гражданин - человек, который
- любит…
- проявляет…
- осознаёт…
- интересуется…
- гордится…
- протестует…
- Правильно. Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод: гражданин - это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа. Сам Некрасов говорил: «Гражданин – это Отечества достойный сын».
- А можно ли самого Н.А. Некрасова назвать гражданином?
(Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика, ремесленника, строителя, солдата, - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда.)
3. Слово учителя. «Железная дорога».
- Мы познакомились с новыми страницами биографии Н.А. Некрасова, а сейчас обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога»: окунёмся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приёмы, помогающие поэту нарисовать образ Родины и картину подневольного труда крестьян. Работа с 1 и 2 частью стихотворения.
Беседа.
- Какой вам представляется железная дорога?
- Задумывались ли вы о том, кто и когда строил эту дорогу?
4. История написания.
В основу своего произведения поэт опирался на факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.
Легенды, связанные с дорогой
• Существовала легенда о том, что император лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к карте линейку и провёл линию. Возле Мсты карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить.
• В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.
Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.
Всё это припомнилось Н.А. Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.
- Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)
- Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение «Железная дорога».
ФИЗМИНУТКА
5. Работа с эпиграфом с.218.
- Что же предваряет текст стихотворения? С чего вообще начинается данное стихотворение? (Эпиграф)
- В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)
- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)
- На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)
- В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой. Н.А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда. Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ.
Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.
6. Словарная работа.
В стихотворении Некрасов использует устаревшую и диалектную лексику.
Ядрёный - перен. Отличный в каком-н. отношении: сильный, здоровый и крепкий.
Коч – мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое
Десятник – Лицо низшего технического персонала, старший над группой рабочих (преимущественно на строительных работах)
Колтун – болезнь волос, которые сваливаются в неразделимые космы, войлок.
Заступ – устаревший синоним для копательной лопаты.
Скопище – толпа, сборище; скопление.
Подрядчик – лицо или учреждение, обязавшееся по договору, подряду выполнить определённую работу.
Лабаз – сарай, навес, балаган, амбар; пелевня, половня, сарай для мелкого корма; навес в лесу.
Недоимка – не уплаченная в срок часть налога или других государственных, общественных выплат.
7. Работа с текстом стихотворения.
- Какое значение имеет описание осени в начале стихотворения? (Прекрасная картина родной природы, в которой «всё хорошо под сиянием лунным» и которая так мила автору, противостоит тем безобразиям, которые описываются дальше.)
- Что согнало тысячи людей на строительство железной дороги между Москвой и Петербургом? Приведите цитату.
- В каких условиях работали рабочие? Почему многие из них погибали?
- Какую песню поют мужики-призраки, о чём они напоминали едущим в поезде?
- Чем заканчивается вторая часть стихотворения? (Некрасов не ограничивается нарисованной картиной, он раскрывает своё отношение к народу, к его труду, к результатам этого труда.)
Обращаясь к умному Ване, олицетворяющему новое, молодое поколение, он призывает уважать труд мужика:
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Из высокой оценки труда народа, из уважения к его труду и понимания созидательной мощи вытекает и глубокий оптимизм поэта, верящего, что русский народ вынесет всё и добьётся освобождения.
Прочитаем конец второй главы.
- Что возразил генерал, когда Ваня сказал, что строителями дороги являются мужики?
- Что он говорит о людях? (По мнению генерала, представителя господствующего класса, оторванного от трудовой жизни, народ – «Варвары! Дикое скопище пьяниц!..», способен только разрушать.)
- Какие «светлые» картины показывает поэт в последней, заключительной части? В чём их иронический смысл?
- Поняли ли рабочие, что их обманули? (Не умея активно протестовать против обсчётов и обмана, рабочие лишь крепко затылки почесали, да и махнули рукой.)
- Каков идейный смысл стихотворения «Железная дорога»? (Это и утверждение созидательной мощи народного труда, и отрицание несправедливых слов генерала о русском народе, и уверенность Некрасова в светлом будущем родного народа.)
Приём антитезы помогает автору подчеркнуть неестественность положения народа, страдающего от угнетения и рабства.
8. Подведение итогов урока.
- Что вы сегодня нового узнали на уроке?
- Чему вы научились?
- Какой жизненный урок вы извлекли из знакомства с биографией Н.А. Некрасова и его произведением «Железная дорога»?
9. Организация домашнего задания.
1) Для всех: Выучить наизусть первую главу «Славная осень!» или 3 последних четверостишия второй части (по выбору). Перечитать стихотворение для дальнейшей работы с текстом на следующем уроке.
2) Индивидуальное творческое задание: составить кроссворд по фактам биографии Н.А. Некрасова.
10. Оценивание. Самооценка
- Спасибо, ребята, за урок, за вашу активность и любознательность, за ваши добрые сердца, которые не позволили оставить без внимания трудности одноклассников, за взаимопомощь и поддержку.
11. Рефлексия
- Понравился ли вам наш урок?
- Было ли интересно?
- Довольны ли вы своей работой?
- Что вас особенно затронуло?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока английского языка в 6 классе "Безопасность на дорогах"
Обобщающий урок, направленный на закрепление лексического и грамматического материала по теме Road Safety (Безопасность на дорогах)....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")
Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро". На уроке предполагается учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"
Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулироват...
Методическая разработка урока английского языкав 6 классе"Безопасность на дорогах"
Конспект урока английского языка в 6 классеУчитель: Беспалова Людмила МатвеевнаУчебный предмет: английский языкКласс: 6Авторы УМК: В.Эванс, Дж.Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина, « Английский в фокус...
Методическая разработка урока 6 класс "Безопасность на дорогах".
Закрепить лексический и грамматический материал по теме Road Safety (Безопасность на дорогах)...
Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.
Разработку урока подготовили учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Береговой Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна - призёр...
- Мне нравится (1)