Методическая разработка урока по литературе "Н.А.Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Бровко Екатерина Владимировна
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moj_urok.docx987.58 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область. Литература.

Возраст обучающихся. 11-12 лет.

Тема. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».

Тип урока: урок «открытия» нового знания».

Цель деятельности учителя – создать условия для положительного восприятия и анализа лирического произведения, для развития эмпатии, творческого осознания текста.

Задачи:

обучающие:

- сформировать мнение о Н.А. Некрасове как о поэте и человеке;

- формировать умения и навыки анализа стихотворного текста.

- научить оперировать понятиями: риторический вопрос, антитеза, ирония, сравнение, эпитет, олицетворение;

развивающие:

- развивать в детях наблюдательность, творческое воображение.

- развивать умение чётко излагать и объяснять свои мысли, делать выводы;

воспитательные:

- воспитать гражданственность, патриотизм;  активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта; воспитывать  уважение к людям труда.

Планируемые образовательные результаты:

предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): уметь озаглавливать части текста, улавливать основную мысль и проблему отрывка, отвечать грамотно на вопросы;

метапредметные: развивать навыки аналитического, стратегиального чтения, анализа фрагмента поэтического текста; обучать приёмам рассуждения, сопоставления; развивать творческие способности детей, устную речь;

коммуникативные: развивать умение работать в паре, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами;

личностные: осознание гордости за созидательный труд; уважительное отношение к человеку труда, гордость за него; воспитывать в учащихся уважение к одноклассникам, дружелюбие, терпимость;

регулятивные: развитие эмпатии, самоанализа, самовыражения. планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;

познавательные: осознают познавательную задачу. 

Вид. Урок смешанного типа.

Технологии: продуктивного чтения, критического мышления, здоровьесберегающие, дифференцированного обучения, проблемного обучения, развивающая, игровая.

Используемые приёмы: чтение с остановками, словарная работа, беседа по вопросам, работа с эпиграфом, слово учителя, словесное рисование.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, учебник литературы, тетрадь по литературе, иллюстрационный и раздаточный материал.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я – Бровко Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы. Сегодня урок литературы мы проведём с вами вместе. Надеюсь, наше занятие будет для вас полезным и пройдёт в атмосфере творческого сотрудничества. А начать урок я бы хотела словами известного русского поэта:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой.

II. Мотивация к учебной деятельности.

1. Беседа по вопросам.

- О чём говорится в этих строках? (О любви к родине и сопереживании, о гражданине.)

- Как вы думаете, ребята, кому могут принадлежать эти строки? (Неравнодушному человеку.)

- А мог ли этот поэт написать произведения, которым соответствуют данные иллюстрации? (Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос».)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0240/0007b6e7-4d4256ab/hello_html_m7b368dd5.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1491654527/95446072/16784466.jpg

D:\Со старого\Школа\ПАПКИ ПО МЕСЯЦАМ\ДЕКАБРЬ 2018\IMG_0788.jpg

- Вы правы, конечно, мог, и имя этого писателя Николай Алексеевич Некрасов. Именно ему будет посвящён наш урок. А название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, спряталось в загадке:

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь — сороконожка,

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет.

Ответ: Железная дорога

        

Чудо лесенка лежит, 

Паровоз по ней бежит. 

Ответ: Железная  дорога

(отсылка к первой загадке)

2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

- Правильно, ребята! Так какая же тема нашего урока?  «Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»».  

- Сформулируйте, пожалуйста, вопросы к теме нашего урока, используя вопросительные слова кто, почему, о чём, когда и др. (Кто такой Некрасов? Кто такой гражданин? Почему Некрасов поэт и гражданин? О чём его стихотворение «Железная дорога»? Когда оно написано? И т.п.) 

- Откройте рабочие тетради и запишите дату и тему урока.

3. Работа с эпиграфом.

Обратите внимание на эпиграф. Эти строки  взяты из известного стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин».

- Вспомните, что такое эпиграф. (Краткое изречение, которое автор даёт перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль).

Сегодня мы продолжим знакомство с биографией Н.А. Некрасова, этого замечательного человека, окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином. Верю, у вас всё получится. Пусть напутствием вам будут слова самого поэта: «Воля и труд человека / Дивные дивы творят…»

- С этих слов начинается статья о поэте Н.А. Некрасове в вашем учебнике (они же относятся и к жизни самого поэта).

III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

1. Работа с учебником. Чтение статьи В.И. Коровина о Н.А. Некрасове (с.215-217) с поиском ответов на предложенные вопросы (работа в парах).

- Где учился Некрасов? Когда у него появился интерес к литературе?

- С какими трудностями была связана жизнь Некрасова в Петербурге?

- Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?

- Когда Некрасов ощутил своё признание - быть поэтом?

- Почему многие стихи Некрасова стали народными песнями?

2. Беседа.

- Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку.

Гражданин - человек, который

- любит…

- проявляет…

- осознаёт…

- интересуется…

- гордится…

- протестует…

- Правильно. Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод: гражданин - это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа. Сам Некрасов говорил: «Гражданин – это Отечества достойный сын».

-  А можно ли самого Н.А. Некрасова назвать гражданином?

(Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика, ремесленника, строителя, солдата, - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда.)

3. Слово учителя. «Железная дорога».

- Мы познакомились с новыми страницами биографии Н.А. Некрасова, а сейчас  обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога»: окунёмся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приёмы, помогающие поэту нарисовать образ Родины и картину подневольного труда крестьян. Работа с 1 и 2 частью стихотворения.

 Беседа.

 - Какой вам представляется железная дорога?

 - Задумывались ли вы о том, кто и когда строил эту дорогу?

4. История написания.

В основу своего произведения поэт опирался на факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.

Легенды, связанные с дорогой

•        Существовала легенда о том, что император лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к карте линейку и провёл линию. Возле Мсты карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить.

•        В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.

Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти  не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.

Всё это припомнилось Н.А. Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

 - Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)

- Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение «Железная дорога».

ФИЗМИНУТКА

5. Работа с эпиграфом с.218.

- Что же предваряет текст стихотворения? С чего вообще начинается данное стихотворение? (Эпиграф)

- В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)

- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)

- На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)

- В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой. Н.А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда. Истинным строителем железной дороги явился многострадальный  народ.

 

Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.

6. Словарная работа. 

В стихотворении Некрасов использует устаревшую и диалектную лексику.

Ядрёный - перен. Отличный в каком-н. отношении: сильный, здоровый и крепкий.

Коч – мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое

Десятник – Лицо низшего технического персонала, старший над группой рабочих (преимущественно на строительных работах)

Колтун – болезнь волос, которые сваливаются в неразделимые космы, войлок.

Заступ – устаревший синоним для копательной лопаты.

Скопище – толпа, сборище; скопление.

Подрядчик – лицо или учреждение, обязавшееся по договору, подряду выполнить определённую работу.

Лабаз – сарай, навес, балаган, амбар; пелевня, половня, сарай для мелкого корма; навес в лесу.

Недоимка – не уплаченная в срок часть налога или других государственных, общественных выплат.

7. Работа с текстом стихотворения.

- Какое значение имеет описание осени в начале стихотворения? (Прекрасная картина родной природы, в которой «всё хорошо под сиянием лунным» и которая так мила автору, противостоит тем безобразиям, которые описываются дальше.)

- Что согнало тысячи людей на строительство железной дороги между Москвой и Петербургом? Приведите цитату.

- В каких условиях работали рабочие? Почему многие из них погибали?

- Какую песню поют мужики-призраки, о чём они напоминали едущим в поезде?

- Чем заканчивается вторая часть стихотворения? (Некрасов не ограничивается нарисованной картиной, он раскрывает своё отношение к народу, к его труду, к результатам этого труда.)

Обращаясь к умному Ване, олицетворяющему новое, молодое поколение, он призывает уважать труд мужика:

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Из высокой оценки труда народа, из уважения к его труду и понимания созидательной мощи вытекает и глубокий оптимизм поэта, верящего, что русский народ вынесет всё и добьётся освобождения.

Прочитаем конец второй главы.

- Что возразил генерал, когда Ваня сказал, что строителями дороги являются мужики?

- Что он говорит о людях? (По мнению генерала, представителя господствующего класса, оторванного от трудовой жизни, народ – «Варвары! Дикое скопище пьяниц!..», способен только разрушать.)

- Какие «светлые» картины показывает поэт в последней, заключительной части? В чём их иронический смысл?

- Поняли ли рабочие, что их обманули? (Не умея активно протестовать против обсчётов и обмана, рабочие лишь крепко затылки почесали, да и махнули рукой.)

- Каков идейный смысл стихотворения «Железная дорога»? (Это и утверждение созидательной мощи народного труда, и отрицание несправедливых слов генерала о русском народе, и уверенность Некрасова в светлом будущем родного народа.)

Приём антитезы помогает автору подчеркнуть неестественность положения народа, страдающего от угнетения и рабства.

 8. Подведение итогов урока.

 - Что вы сегодня нового узнали на уроке?

 - Чему вы научились?

 - Какой жизненный урок вы извлекли из знакомства с биографией Н.А. Некрасова и его произведением «Железная дорога»?

9. Организация домашнего задания. 

1) Для всех: Выучить наизусть первую главу «Славная осень!» или 3 последних четверостишия второй части (по выбору). Перечитать стихотворение для дальнейшей работы с текстом на следующем уроке.

2) Индивидуальное творческое задание: составить кроссворд по фактам биографии Н.А. Некрасова.        

10. Оценивание. Самооценка

- Спасибо, ребята, за урок, за вашу активность и любознательность, за ваши добрые сердца, которые не позволили оставить без внимания трудности одноклассников, за взаимопомощь и поддержку.

11. Рефлексия

- Понравился ли вам наш  урок?

- Было ли интересно?

- Довольны ли вы своей работой?

- Что вас особенно затронуло?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе "Безопасность на дорогах"

Обобщающий урок, направленный на закрепление лексического и грамматического материала по теме Road Safety (Безопасность на дорогах)....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".  На уроке предполагается  учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"

Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулироват...

Методическая разработка урока английского языкав 6 классе"Безопасность на дорогах"

Конспект урока английского языка в 6 классеУчитель: Беспалова Людмила МатвеевнаУчебный предмет: английский языкКласс: 6Авторы УМК: В.Эванс, Дж.Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина, « Английский в фокус...

Методическая разработка урока 6 класс "Безопасность на дорогах".

Закрепить лексический и грамматический материал по теме Road Safety (Безопасность на дорогах)...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.

Разработку урока подготовили   учителя русского языка и литературы   ГБОУ СОШ пос. Береговой   Зимина Елена Николаевна,   Самаркина Вера Павловна -  призёр...