Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Цель:

создать условия для:

1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.

2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения и биографическими источниками.

3.Введения  понятий из теории литературы: феерия, романтика, романтический герой.

 

1.Развития умения давать оценку героям и их поступкам, обобщать, делать выводы, аргументировать свой ответ.

2. Развития коммуникативных навыков при работе в группе.

3. Развития навыков анализа художественного текста,  развития монологической речи.

 

  1. Воспитания  ответственности за свои поступки.
  2. Вызова эмоциональных чувств от восприятия художественного слова, музыки, к/ф.
  3. Рождения вывода, что любой человек способен на высокие чувства и поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:       «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты

                   над реальностью  жизни в повести «Алые паруса»

Цель:

создать условия для:

1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.

2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения и биографическими источниками.

3.Введения  понятий из теории литературы: феерия, романтика, романтический герой.

1.Развития умения давать оценку героям и их поступкам, обобщать, делать выводы, аргументировать свой ответ.

2. Развития коммуникативных навыков при работе в группе.

3. Развития навыков анализа художественного текста,  развития монологической речи.

  1. Воспитания  ответственности за свои поступки.
  2. Вызова эмоциональных чувств от восприятия художественного слова, музыки, к/ф.
  3. Рождения вывода, что любой человек способен на высокие чувства и поступки.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Мотивация.

Содержание урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свои эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто хорошее настроение. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.
2. Вступительное слово учителя.
- Тема урока - А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью. (Записать в тетрадь). 

II. Запись числа и темы урока в тетрадь.

         - Откройте ваши тетради, запишите число и тему урока: «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни».

 III. Постановка цели и задач урока.

          - Как вы думаете, что мы должны узнать, выяснить, чему будем учиться сегодня на уроке?

(узнать о жизни писателя, о повести «Алые паруса», ее героях; учиться анализировать текст, правильно выражать свои мысли)

1.
- Наш сегодняшний урок внеклассного чтения, посвященный писателю-фантасту, романисту – Александру Грину, мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова.
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный,
С прославленных бригов бегут по заре 
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отсвет морей в январе,
С великою злобой, с могучей любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
- Из этих строк мы видим, что с одной стороны перед нами люди с обманной улыбкой, с великой злобой; а с другой – люди с могучей любовью, с бунтующей кровью, с вечной мечтой о добре. Такими разными предстают перед нами и герои гриновских произведений.
- Сегодня на уроке мы обратимся к одному из произведений Александра Грина «Алые паруса». Но сначала – автор. Кто же он – Александр Грин, создавший эту замечательную повесть?

2. Слово учителя.
- Сегодня и мы попробуем пройти через человеческие страсти и любовь, совершив с героями феерической повести «Алые паруса» путешествие к берегам Ли´сса и Капе´рна, где живёт мечта о счастье в душе маленькой прелестной девочки с музыкальным именем Ассоль, узнать тайну алых парусов, поразмыслить о великой силе любви. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». (Записать в тетрадь) К этим словам мы вернёмся в конце урока. 
- Для Александра Грина очень важно сделать человека счастливым, как сделал Грей Ассоль.


 . Замысел возник в 1916 г. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка.

 «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, беря корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия…»Он окончил эту повесть в декабре 1920 года. Рукопись он пронёс по дорогам гражданской войны в вещевом мешке вместе со сменой белья. «Живая мечта», - говорил о ней Грин. А вышла она в свет в 1923 году. Посвятил  эту книгу Грин своей жене, Нине Николаевне, которую боготворил до конца своих дней.

 Грин назвал своё произведение феерией. А что такое феерия?


- Феерия – это волшебное сказочное зрелище. (Запись в тетрадь) В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку. Как вы думаете, можно ли это произведение можно отнести к жанру сказки? (Ответ: Это неверно, для сказки в повести слишком много реальных событий. Но всё-таки кое-что нам напоминает о сказке в повести)


- Феерия начинается с описания детства Ассоль.

 Каким оно было? (Ответ: Рано умерла мать. Воспитание занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери диковинные фантастические истории об игрушках, о жизни людей)
- Почему умерла мама Ассоль? Найдите это место в тексте и зачитайте. (1 глава: «месяца три назад… - принесёт ливень»)

- Что же случилось дальше? (Ответ: Мама всё же пошла в город, простудилась и вскоре умерла.)

- В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане? (Ответ: учащиеся высказывают свою точку зрения)
- Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни и чуда. Откуда в ней это? (Ответ:

Повлияли рассказы отца, а главное, встреча Ассоль с Эглем, которую нам сейчас представят…)

6. Работа по теме урока.
- Какую сказку подарил Эгль Ассоль? О чём она? (Ответ…)
- Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Ответ: Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.)
- Повлияло ли мнение жителей на мечту, которой жила Ассоль? (Ответ: Конечно же нет, она продолжала ждать своего принца.)
- Вернёмся к разговору Ассоль и Эгля.
- Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, надеется, продолжает жить мечтой. Как вы считаете, кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? (Ответ: Грей.)
- Случилось как в сказке – шёл и нашёл свою принцессу. Когда пересекаются судьбы героев, в каком они возрасте? (Ответ: Ассоль 17 лет, Грей – 24 года) (Зачитать: 3 глава «Он тихо… - …Арнольда Беклина»)
- Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Ответ: Сильное впечатление, волнение. Те чувства, которые часто приводят к любви с первого взгляда.)
- Что он делает? (Ответ: Он оставляет кольцо на пальце девушки)
- А что означало кольцо для девушки? (Ответ: Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)
- Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Ответ: Решает заменить все паруса на алый цвет. Он побывал в трёх лавках, никак не мог найти нужный цвет. И вот он его увидел)
- Найдите в тексте и прочитайте описание именно того алого цвета, который искал Грей. (Зачитать: 5 глава. «этот совершенно… - …духовного отражения»)
- Да, алый цвет – цвет любви и цвет мечты. Плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное. 
- Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Ответ: Нет, не случайно, в их характерах очень много общего (записать в тетради): 
-любят всё живое,
-близки к природе,
-добры и бескорыстны,
-трудолюбивы,
-верят в мечту.)
7. Релакс . Закройте глаза и представьте главных героев, какие они?

  1. 8. Работа по теме урока (продолжение). 
    - Вера в мечту и соединила их под алыми парусами. Посмотрим как произошла их встреча.
    (Фрагмент из фильма)
    9. Беседа по фрагменту из фильма.
    - Мы с вами посмотрели фрагмент художественного фильма по мотивам повести Александра Грина «Алые паруса», поставленного Александром Птушко. 
    - Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне? (Ответ: Все всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег)
    - Герои встречаются. Грей говорит девушке: «Вот я пришёл, Узнала ли ты меня?» Вспомните, что отвечает Ассоль? (Если не помните, найдите ответ в тексте, зачитайте её ответ: «Совершенно такой.»)
    - Что же увидел в глазах любимой Грей? Зачитайте. («В них было всё лучшее человека.»)
    - А теперь оставим влюблённых и счастливых Ассоль и Грея одних. Закроем последнюю страничку и ответим на вопрос: Можно ли быть спокойными за героев? (Ответ: Да, они обязательно будут счастливы, потому что они открыты для любви, добра, прощения. Они умеют бороться за своё счастье, то есть делать чудо своими руками.) (Если остается время, записать это.)
    10. Работа с эпиграфом.
    - Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их. 
    Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.
    К. Паустовский.
    - Согласны ли вы с этими словами? (Ответ детей.)
    - Творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной. 
    - Заканчивая наш урок, я хочу предложить вам представить себя на несколько минут волшебниками превратить эти белые паруса в алые. Ведь мы сегодня уже убедились, что любую мечту можно своими руками превратить в реальность. Для этого нужно будет ответить на несколько вопросов.
    11. Викторина.
    (На доске на ватмане нарисован парусник с белыми парусами. За каждый правильный ответ ученик выходит к доске и наклеивает паруса из красной бумаги.)
    1. Настоящая фамилия Александра Грина. (Гриневский)
    2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет»)
    3. Как звали мать Ассоль. (Мери) 
    4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)
    5. «Это случилось в библиотеке…  Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину. Картина изображала…» Что? (Корабль)

6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так напуго Ассоль? (Она увидела кольцо на пальце)
7. Как называется местечко, где жила Ассоль? (Каперна)
- Вот и наш парусник стал алым, пусть плывёт он туда, где его ждут, неся людям радость. Пусть и к вам однажды приплывёт корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И это обязательно будет, если только вы постараетесь сами.  

 Понравился ли вам сегодня урок? Что особенно запомнилось?
Домашнее задание: Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое счастье?» СЛАЙД 
На доске записываю слово «СЧАСТЬЕ – ЭТО», а ребята по одному выходят к доске и пишут по одному слову к определению. 

X.Итог урока.

 - А не показалось ли вам, ребята, что алые паруса вошли в жизнь не только Ассоль, но и всех нас, кто прочитал эту книгу?

     Такова сила искусства. Мы сопереживали героине, нам было больно за нее. Не случайно в повести так много страниц не о мечте, не о счастье, а совсем о другом – о злобности, зависти, жестокости, об одиночестве главных героев. Благодаря этим испытаниям острее чувствуется радость, потому что она заслуженная.

   

- В чем смысл названия повести? Символом чего являются алые паруса?

(символом мечты и любви, исполнения желания)

- Каким секретом владел и поделился с командой Грэй? Какую нехитрую истину понял Грэй,    

  встретив свою любовь?

 (Он в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка,  

  веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

- Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?

- Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?

- Так возможно ли, чтобы романтическая мечта одержала верх над реальностью жизни?

(да, только нужно очень сильно верить и иметь доброе сердце)

XI.Выставление оценок.

Слайд № 17

XIII.Домашнее задание.

- Ответьте письменно: «Повесть «Алые паруса» научила меня…»

XIV.Рефлексия.

- Что было для вас сегодня неожиданным?

- Что вас сегодня обрадовало? Огорчило?

- Продолжите фразу: «Сегодня я понял (а), что…»

- Поднимите руки те, кому урок понравился, кто считает, что он был нужным, интересным

- Напишите на листке-парусе, лежащем на вашем столе, о чем вы мечтаете и прикрепите его к  

нашему кораблю.

        Вот и   белый   парус стал алым. И теперь этот корабль мечты с вашими алыми парусами    

отправляется  в  будущее.Пусть плывёт он туда, где его ждут, неся людям радость. Пусть и к

вам однажды  приплывёт корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И

это будет, если только вы постараетесь сами.

XV.Заключение

- В завершение давайте исполним песню «Алые паруса»

(исполнение под гитару) Слайд№ 18

Спасибо за урок! Слайд №19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы по теме:"Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».

Уро по теме "Слово о писателе. А. П. Чехов "Хамелеон" разработан для обучающихся 7 класса....

Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....

Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...

Урок по литературе в 7 классе "Предсказания писателей-фантастов"

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Предсказания писателей-фантастов"...