УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "БОРОДИНО" (открытый урок по литературе в 5 классе, по уч. программе Коровиной В.Я.)
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Ирина Михайловна Буренкова

В материлае предствелны разработки к открытому  уроку  по  литературе в рамках  семинара "Современный урок:  методы и технологии": конспект урока,  презентация,  буклет для  мини-проекта,  видеофайл для работы на уроке.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого  урока

Урок – экскурсия

М.Ю. Лермонтов  «Бородино»

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;
  • закрепить знания и представления учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка;
  • развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать;
  • воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны.

Форма урока: заочная экскурсия в музей.

Тип урока:  урок изучения  нового автора и произведения.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентация к уроку, иллюстрации С. В. ,  репродукции картин Герасимова « М. И. Кутузов под Бородином», А. Ф. Тубо «Бородинская битва» и др.;  видеоролик  «Бородино»

УМК:  учебник «Литература. 5 класс» под редакцией В. Я. Коровиной, поурочные разработки по литературе для 5 класса. Авторы: О.Б. Беломестных, М. С. Корнеева,

И. В. Золотарева.

Ход  урока:

1. Организационный  момент.

Приветственное слово учителя.

Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок литературы. И сегодня нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир настоящей поэзии. Наш  урок необычный,  у нас присутствуют гости,  но  и мы с вами, ребята, сегодня  тоже  отправимся в гости,  совершим  виртуальную экскурсию  в музей. Кроме того,  мы с вами попробуем себя в роли  настоящих  литературоведов и музейных работников.  У вас на партах лежит программа посещения музея,  но  она к сожалению  недоработана,  мы  с вами  дополним ее,  доработаем.

 Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Хотите узнать, в какой музей мы отправимся с вами? Тогда  отгадайте о  каком поэте это  стихотворение?

Он  жил в 19 веке,

Поэзией имя прославил  свое

И одиночество  человека

Так было  знакомо  сердцу его

О парусе он  рассказал нам историю,  

Что  в  ясной лазури белеет один

О трех  пальмах,  о  тучке и старом утесе,

Что  плачет задумавшись среди  вершин.

 - О ком это  стихотворение? (Михаил  Юрьевич Лермонтов)

- Верно,  ребята,  мы с вами посетим музей Михаила Юрьевича  Лермонтова.

Как вы думаете,  что мы будем делать  на уроке:

Ответы детей:

- узнаем новое о  поэте

- узнаем о его  творчестве

- почитаем

-  Совершенно  верно,  ребята.

2.  Слово  о  поэте

Итак,  отправляемся в музей, представим,  что  мы входим в первый зал музея.  Это  зал  самого  поэта.   Нас встречает экскурсовод,  который расскажет о биографии поэта.  

Зал  Лермонтова (подготовленное  сообщение  о биографии поэта) на доске висят  фотографии по  биографии Лермонтова.

Ребята,  возьмите ваш буклет и заполните недостающую  информацию  о поэте. При работе вы можете опираться на  статью  учебника (стр.  150).

(заполняют  буклет)

Молодцы,  ребята,  давайте продолжим наш экскурсию.  

Обратите,  пожалуйста, внимание:  несмотря на короткую  жизнь поэт создал  около 30 поэм,  шесть  драм,  и более 400 стихотворений.  С одним из  них  мы сегодня познакомимся.  Что такое стихотворение?  (ответы учеников:  

Но,  давайте и мы с вами попробуем себя в роли  поэтов,  проведем литературную  гимнастику,  посочиняем стихи,  а заодно  и узнаем, о чем идет речь в одном из стихотворений Лермонтова.

Закроем глаза

Представим себе

Что это  стихотворение

О страшной ……. (войне)

Оно  об  одном  очень  страшном сражении

Возьмем себя в руки

И прочь …….(поражение)

Мы встали

И мира создав территорию

Продолжим урок обратимся к ……  (истории)

3.  Историческая справка о  Бородинском сражении.

Итак,  мы попадаем во  второй  зал  нашего  музея.  

Посмотрите внимательно  на  Зал войны 1812  года.  

Нас  встречает эксперт,  он расскажет нам о  событиях  1812 г.

Зал  войны  1812 г.  (подготовленное сообщение о  войне)

Спасибо,  (имя ученика)!  

Итак,  ребята,  мы сегодня познакомимся со стихотворением Лермонтова  «Бородино»,  которое он  написал  на  25 годовщину  победы  в Бородинской  битве.

4.  Словарная работа

 - Сражение  было  более 200  лет тому назад, в  нем много  незнакомых  слов,  посмотрите внимательно  на  экран. Вам знакомы эти  слова? (Учитель произносит несколько  слов:  лафет,  редут,  бивак и др.).

-  Мы сейчас с вами  узнаем,  что  обозначают эти  слова. У вас на столах  лежит  конверт,  достаньте оттуда определения.  Вам нужно  внимательно  прочесть  определение,  сопоставить  его  с картинками,  так вы узнаете значение  этих  слов.   Вклейте определение в таблицу (ученики выполняют работу). У кого,  что  получилось? Кто  первый?

-ответы ребят.

- Молодцы,  ребята!

5. Прослушивание аудиозаписи  и просмотр  ролика «Бородино»

6.  Работа с текстом (беседа и исследовательская работа  по  группам)

           - Какие чувства у вас после услышанного  и увиденного?

 - Каков  сюжет  стихотворения?  О чем оно?

-В чем особенность  построения  стихотворения?  От чьего  имени идет повествование? (диалог  молодого  солдата – новобранца и старого солдата)

 - Кто  участвует в  разговоре?

 -  Кто  рассказчик?  Где он  находился в  момент  сражения? С чего начинает свой  ответ старый солдат? С каким чувством он  это  делает?  

( он  с гордостью  говорит о славных  людях-богатырях,  участниках  Бородинского  сражения и сравнивает их  с  «нынешним племенем») .

- А какой  вопрос волнует молодого  солдата?  (его  волнуют  события  Бородинского  сражения,  но  вместе с тем он  не  понимает,  почему была сдана  Москва)

Молодой  солдат думает,  что сожжение Москвы и сдача ее французам была поражением? (ответ:  нет, это  подтверждается  словами «ведь недаром»,  « ведь  были  схватки боевые...»

         - Обратимся ко второй  строфе стихотворения, где начинается ответ старого  солдата молодому. Что  делает старый  солдат?  (погружается в  воспоминания….).  Это  заметно  даже по  интонации,  речь  становится замедленной,    плавной.

А  важные детали  этих  воспоминаний мы сейчас отыщем в тексте (работа  с текстом стихотворения). У вас в учебниках  вместо  закладок я положила  вопросы,  вы сейчас в парах  будете искать  в  тексте ответы на  эти  вопросы, если  нужно  докажите с помощью  строк из  стихотворения свой ответ.

Подгрупповая работа  с вопросами в конвертах № 2.

Найдите в тексте стихотворения строки,   в которых  описывается настроение русской  армии во  время отступления и накануне  боя.

Мы долго  молча отступали,

Досадно  было,  боя  ждали,

Ворчали старики….(огорчение,  волнение,  досада)

 И вот  нашли  большое  поле:

Есть  разгуляться  где на воле!

Построили  редут.

У наших  ушки на макушке!... (радость,  воодушевление)

Забил  заряд я  в пушку туго

И думал:  угощу я друга!

Постой-ка брат,  мусью!

Уж  мы пойдем ломить  стеною,

Уж  постоим мы головою,  

За Родину свою! (решительность, вообдушевление).

Вопрос  группе 2.

Как вели  себя русские воины  в  ночь  перед  боем? Что  делали французы?

И слышно  было  до  рассвета как ликовал  француз.

Но  тих был наш  бивак открытый,  

Кто  кивер  чистил весь избитый….

О чем говорит  такое поведение?

Вопрос 3.  

Как передана ожесточенность  боя?

Вопрос 4 .

Выделите в  стихотворении строфы,  характеризующие героизм,  мужество и патриотизм русских  людей.  

Вопрос  5.  Как описывается сам бой?  Описание дано  солдатом или  самим автором?  Докажите это.  Свой  ответ подтверждайте строками  из  текста.

Вопрос 6.  

Как поэт подчеркивает русское единодушие и стойкость в момент  народного  бедствия и во время сражения?  

Вопрос  7. Чему учит  молодого  солдата и нас рассказ  старого  воина?  

Вопрос 8.  Какова главная мысль,  идея этого  стихотворения.

Поговорим о композиции стихотворения:

Что  является завязкой?  

Каките строки являются кульминационными?

Как Лермонтов закончил  стихотворение?

Подведение итогов урока.

Что  вам  было  наиболее интересным  на  сегодняшнем уроке?  Что  нового  вы узнали,  чему научились?  (ответы детей)

Каким  чувством проникнуто  это стихотворение?

Патриотизм.

Верно,  это  преданность и любовь  к своей Родине.

Стихотворение «Бородино»  Лермонтова  -  это  урок и завет  наших  предков  любить  и  дорожить  своей  Родиной.

Стихотворение хранит  память  наших  предков,  и является своеобразным памятником их  мужества и героизма.

Показ слайда из  настоящего  музея «Бородино»

- Ребята,  я  желаю  вам побывать  в настоящем музее,  почувствовать  дух  того времени,  проникнуться атмосферой  тех  лет.  

Спасибо  за урок,  вы все хорошо  работали.

Выставление оценок.

Д/З :  оформить  титульный лист программы посещения музея.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

14 декабря открытый урок литературы Музей Михаила Юрьевича Лермонтова

Слайд 2

ЗАЛ №1. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Слайд 3

Зал № 2. Отечественная война 1812 года

Слайд 4

Бородино. Решающее сражение.

Слайд 5

ЗАЛ № 3.

Слайд 8

СТИХОТВОРЕНИЕ «БОРОДИНО» - памятник патриотизму русского народа.

Слайд 9

Бородинский музей

Слайд 11

Домашнее задание: Оформить программу посещения музея (титульный лист, портрет поэта, эпизод войны 1812 года) Рекомендации: Сделать иллюстрацию Использовать библиотечный фонд, а также ресурсы сети Интернет


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-заочная экскурсия "My Country. Russia".

В данном уроке  используется материал о достпримечательностях России....

Заочная экскурсия как одна из форм нетрадиционных уроков.

Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя.Воссоздаваемая в классе обстановка той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор, п...

Путешествие по святым местам Кубани. Урок - заочная экскурсия.

Нам повезло родиться и жить в России. В нашей стране  много Святых мест, но про многие мы даже не подозреваем....

Урок-заочная экскурсия по Лондону для 3 класса.

Данный материал может быть использован при проведении недели английского языка в школе. Этот урок дает возможность детям побывать в Лондоне, не выходя из класса, используя ресурсы кабинета....

Урок - заочная экскурсия по теме " Имя существительное" (5класс)

Урок знакомит с уголками родного посёлка Фруктовая...

Музейный урок – заочная экскурсия «Оставила следы свои война…»

Приосколье — маленькая частица нашей великой Родины. История небольшого лесостепного края, уходящая своими истоками в седую глубину прошлого, переплетается с судьбой России. Старооскольская земл...