Урок литературного чтения "Зимний вечер"
план-конспект урока по литературе по теме

Дмитриева Вероника Андреевна

Урок литературного чтения в 3 классе

 

Тема «Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер»

 

Цели: познакомить учащихся со стихотворением Пушкина «Зимний вечер» и научить выразительно читать стихотворение.

 

Задачи: учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией настроение; формировать умение видеть и понимать предназначение средств художественной выразительности; учить наблюдать, сравнивать и анализировать; учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать речь учащихся, воображение.

 

Оборудование: учебники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnoe_chtenie_28_oktyabrya.docx13.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 3а классе

Тема «Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер»

Цели: познакомить учащихся со стихотворением Пушкина «Зимний вечер» и научить выразительно читать стихотворение.

Задачи: учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией настроение; формировать умение видеть и понимать предназначение средств художественной выразительности; учить наблюдать, сравнивать и анализировать; учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать речь учащихся, воображение.

Оборудование: учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Повернитесь, поздоровайтесь с нашими гостями! Садитесь. Проверьте готовность к урока: у всех в левом углу парты пенал, посередине подставка, на подставке учебник. Сядьте ровно, спины прямы, обе ноги на полу. Начинаем.

II. Проверка домашнего задания

— Ребята, чьё творчество мы изучали на прошлом уроке? (мы изучали творчество поэта Александра Сергеевича Пушкина)

С каким стихотворением вы познакомились на прошлом уроке? Дай, пожалуйста, полный ответ (мы познакомились со стихотворением «Зимнее утро»)

И какое было домашнее задание? (подготовить выразительное чтение стихотворения)

Кто готов, кто хочет? (ученик читает стихотворение)

Как вы думаете, получилось прочитать выразительно? Передал верные интонации в голосе? Передал настроение? Учитывал паузы, знаки препинания? (выслушать ответы детей)

Кто ещё хочет прочитать? (спросить 4-5 учеников).

III. Постановка целей урока

Сегодня мы будем продолжать знакомство с поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Откройте стр. 90 учебника, это правая страница.

Как называется стихотворение? («Зимний вечер»)

Как вы думаете, о чём это стихотворение? (о зиме, о вечере)

Как вы думаете, чем оно отличается от предыдущего стихотворения? В чём сходство этих стихотворений? Дай, пожалуйста, развёрнутый ответ (я считаю, что эти два стихотворения похожи тем, что оба про зиму, а различаются временем суток, предыдущее стихотворение было о зимнем утре, а это — о зимнем вечере)

   

IX. Работа по новой теме

— Сейчас я прочитаю стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер», а вы следите по учебникам.

(учитель читает стихотворение)

Вам понравилось стихотворение? (выслушать ответы)

О чём оно? (о зимнем вечере, о зиме, о буре)

V. Анализ стихотворения

1. Работа с незнакомыми словами

 — Ребята, какие слова вам были непонятны? (выслушать ответы, объяснить значение)

Буря — сильный, разрушительный ветер. Какие мы знаем синонимы? Перечислите. (вьюга, пурга, метель, ураган)

Мгла — темнота.

Вихрь — порывистое, круговое движение ветра.

Веретено — приспособление для прядения, изготовления пряжи (нити).

Кроет — покрывает.

Ветхая лачужка — небольшая старенькая избушка.

Обветшалая кровля — старая, разрушающаяся крыша.

Слова ветхая и обветшалая — это какие слова? (Однокоренные слова)

Правильно, помним правило о чередовании звуков. Почему автор использовал эти слова? Мог он написать «ветхая лачужка», «ветхая кровля»? Как ты думаешь? Докажи, дай полный, развёрнутый ответ (я считаю, что автор мог использовать два раза слово «ветхий», но тогда стихотворение бы звучало по-другому, не так поэтично)

Для чего он использует однокоренные слова? Для разнообразия, для создания атмосферы.

2. Работа над содержанием стихотворения

— Какое настроение вызывает стихотворение? (грустное, печальное)

Почему автору грустно, печально? Докажите, найдите в тексте (потому что на улице плохая погода, автор вспоминает свою ушедшую молодость)

— Давайте с вами разберём стихотворение.

Первый ученик, прочитай две первые строчки стихотворения («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...»)

Какую картину рисует автор? Что вам представляется? Можете рассмотреть иллюстрацию в учебнике на стр. 90-91. С места не выкрикиваем, поднимаем руку. Дай, пожалуйста, полный ответ (мне представляет сильный ветер, буря, на улице темно) Как ты понимаешь слово «мглою», «мгла»? (выслушать ответ)

Второй ученик, прочитай две следующие строчки («то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»)

С чем сравнивает бурю автор? Дай полный ответ (автор сравнивает бурю со зверем, с ребёнком) Почему? (в завывании ветра ему слышатся звериный вой, детский плач)

Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера)

Третий ученик, прочитай следующее четверостишие (ученик читает)

А здесь с чем сравнивает? (с запоздалым путником) То есть автор опять сравнивает бурю с человеком, для того, чтобы лучше передать картину зимнего вечера.

Ребята, сейчас я опять прочитаю этот отрывок, а вы внимательно послушайте, может быть кто-то заметит, что здесь повторяется? (учитель читает стихотворение от «Буря мглою» до «в окошко постучит»)

Кто заметил? (выслушать ответы)

В стихотворении часто повторяются звуки. Какие? ([р] [з] [ж] [ш] [ч])

Это совпадение? Или автор намеренно выбрал такие слова? Как вы думаете? (выслушать ответы детей)

Ребята, автор рисует бурю и вой ветра с помощью слов с повторяющимися звуками. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порывы и завывание, похожие на рёв зверя. Найдите слова со звуком [р] (буря, кроет, вихри, крутя, зверь, кровля)

Теперь найдите слова со звуками [з] [ж] [ш] [ч] (снежные, зверь, завоет, заплачет, обветшалой, зашумит, запоздалый, окошко, постучит)

Хорошо. А как вы думаете, как автор постарался передать вой ветра? Как можно передать вой? Давайте повоем. Что это? Что это за звук? (выслушать ответы, задавать наводящие вопросы, если затрудняются)

Правильно, это гласный звук. С помощью каких гласных звуков автор передаёт завывание бури? ([а] [о] [у])

Найдите слова (буря, мглою, небо, кроет, она, завоет)

Правильно! Так для чего автор использовал повторение определённых звуков? (автор использовал повторение звуков для того, чтобы передать звук бури, вой ветра, чтобы нарисовать картину)

Как вы думаете, почему автор описывает ненастную погоду в начале стихотворения? Для чего? (выслушать ответы)

Может ли автор использовать описание плохой погоды для передачи своего печального настроения? (да, может) Вы согласны с тем, что пейзаж не только передаёт, но и усиливает чувства автора? (выслушать ответы)

Четвёртый ученик, прочитай следующее восьмистишие (ученик читает)

К кому обращается автор? Как вы думаете, Пушкин писал это стихотворение от своего имени? (да, от своего)

Кто эта старушка, вспоминайте, об этом нам Коля читал на уроке «знакомство с Пушкиным». К кому обращается автор? (автор обращается к няне)

Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)

Вспоминайте, что мы знаем про Арину Родионовну... Что она обучала Пушкина русскому языку! А ещё няня рассказывала ему русские народные сказки, именно в них он черпал вдохновение для своих сказок, которые мы будем изучать позже.

Найдите в тексте, как он обращается к няне? (моя старушка, мой друг, добрая подружка)

Что это означает? Как он относится к няне? Дай полный ответ (я думаю, что Пушкин относится к няне с любовью, нежностью, умилением)

Ребята, как мы знаем из биографии Пушкина, он был в ссылке за свои вольные стихи, то есть стихи, высмеивающие власть, царя. А что такое ссылка? (выслушать ответы) Ссылка — это когда автора высылают из родного города, а где жил Пушкин? (Пушкин жил в Санкт-Петербурге)

Правильно, то есть автора высылают, ссылают из родного города далеко-далеко, например, в Сибирь, где его никто не знает, далеко от семьи и друзей. Стихотворение «Зимний вечер» Пушкин написал в ссылке, где с ним была только кто? (В ссылке с ним была его няня, Арина Родионовна)

Теперь нам стало понятно, почему у автора печальное настроение? Почему, дай полный ответ (автору грустно, потому что его сослали далеко от своей семьи, от Санкт-Петербурга)

Пятый ученик, прочитай следующие два четверостишия (ученик читает)

«Добрая подружка бедной юности моей»  как вы это понимаете? (автор одинокий, в ссылке, вдали от всех и только сказки и песни няни Арины Родионовны скрашивают ему его дни)

О чём просит автор няню? (автор просит няню о том, чтобы она спела ему русские народные песни, сказки)

Шестой ученик, прочитай последние два четверостишия. (ученик читает)

Как ты думаешь, почему автор повторяет строки? Дай полный, развёрнутый ответ (я думаю, автор это делает для того, чтобы усилить эмоции, напомнить читателю о буре)

Автор опять возвращается к буре, напоминает читателю о своём печальном настроении, но какой фразой заканчивается стихотворение? («сердцу станет веселей»)

На что надеется автор? Как вы думаете? (автор надеется, что в хорошей компании, рядом с няней, его печальное настроение сменится весёлым, радостным)

На какой ноте заканчивается стихотворение — печальной или радостной? Как ты думаешь, дай полный ответ (выслушать ответы детей)

VI. Физминутка

Давайте теперь немного отдохнём. Вставайте, кто помнит, повторяйте слова за мной:

Мы с друзьями в лес пойдем,                                 шагаем на месте;

В лес пойдем, в лес пойдем

Грибы, ягоды найдем, мы найдем             наклоны туловища к правой –

                                                                           левой ногам

мы найдем.                                                  

По-кри-чим в лесу: «Ау»!                             руки рупором ко рту;

Эхо там жи-вет в бо-ру.                                  правую руку на пояс, левую к

                                                                 уху, наклон туловища влево и вправо

VII. Подготовка к выразительному чтению

Итак, с каким настроением будем читать стихотворение? (с грустным, печальным)

В каком темпе будем читать? Быстро или медленно? (будем читать медленно, размеренно)

Посмотрите, на какие две части можно разделить это стихотворение? (1 часть — описание бури, 2 часть — обращение к няне)

Как будем читать каждую часть, с каким настроением? (в первой части постараемся передать бурю, а во второй части будем обращаться к няне, так же как и автор — с любовью, с нежностью)

В первой части стихотворения что мы будем выделять голосом, какие слова? (мы будем выделять голосом описание бури, сравнение её с живыми существами)

А во второй части что нужно выделить голосом? Про кого вторая часть? (вторая часть — это обращение к няне, значит будем выделять голосом обращения) Какие это обращения? (мой друг, моя старушка, добрая подружка)

Какие знаки препинания нужно учитывать? (запятые)

Что означает запятая в стихотворение, что мы должны сделать? (мы должны сделать небольшую паузу)

Ещё какие знаки препинания? (точки)

Что означает точка? (точка тоже пауза, но чуть длиннее, чем после запятой)

Ещё какие знаки? (точка с запятой, обозначает небольшую паузу; вопросительный знак)

Если в конце предложения стоит вопросительный знак, то что с голосом происходит? (он поднимается, интонация стремится вверх; привести пример из текста)

Теперь две минуты читаем внимательно, про себя, готовимся к выразительному чтению.

VIII. Выразительное чтение

Кто готов сели ровненько, спины прямые, обе ноги на полу. С места не выкрикиваем, все успеют прочитать.

Начинаем читать выразительно, голос окрашиваем эмоциями, соблюдаем знаки препинания и ударения. Читаем по четверостишию.

Читаем по цепочки, начиная с Пети. (ученики читают стихотворение)

Как вы думаете, получилось выразительно прочитать? У кого получилось лучше всего? Какие ошибки были? (выслушать ответы)

Молодцы, правильно себя оценили.

IX. Подведение итогов

— Чьё творчество мы изучали на уроке? (Александра Сергеевича Пушкина)

С каким стихотворением мы познакомились? (мы познакомились со стихотворением «Зимний вечер»)

О чём это стихотворение? (о зимнем вечере, о буре, об настроении автора, о няне)

Кому оно посвящено? Полный ответ, пожалуйста (стихотворение посвящено няне)

Настроение меняется на протяжении стихотворения? Какое оно? (нет, настроение не меняется на протяжении стихотворения, остаётся грустным, печальным, но последняя строчка даёт надежду на то, что настроение автора станет веселее, радостнее)

Давайте сравним два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Что у них общего? В чём они различаются? Подумай, дай полный ответ. (стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер» похожи тем, что оба про зиму. Разница в том, что в стихотворениях разное время суток, разное настроение)

Какое настроение в стихотворении «Зимнее утро»? (сначала радостное, а потом спокойное, умиротворённое)

Различаются настроения в этих стихотворениях? (да, различаются)

Итак, кто автор этих стихотворений? (Александр Сергеевич Пушкин)

Что нового вы узнали на уроке? (о ссылке Пушкина, о его отношениях с няней)

Что вам понравилось на уроке?

Получилось ли сегодня выразительно читать?

X. Домашнее задание

— Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Пушкина «Зимний вечер». Учебник, стр. 90-91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальный вечер "День независимости России"

Литературно – музыкальный вечер,  посвящен самому дорогому – любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле....

Литературно -музыкальный вечер для старшеклассников " Пушкинский бал"

Очень интересное мероприятие для учащихся 8-11 классов. В течение всего вечера звучат произведения А.С.Пушкина, классическая музыка. Ребята исполняют бальные танцы. горят свечи. Старшеклассники одеты ...

Литературно-музыкальный вечер "Я воскресну и спою"

Данное мероприятие проводилось с учениками 11 класса. Посвящён этот литературно-музыкальный вечер памяти поэта, музыканта. певца Игоря Талькова....

Литературно-музыкальный вечер "Лицейское братство"

Данное мероприятие было создано для учащихся 9 -11 классов. Посвящено лицейским товарищам А.С. Пушкина....

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Урок. Литературный вечер "Песни на стихи В.Высоцкого"

Литературный вечер, посвященный творчеству Владимира Семеновича Высоцкого 7 класс...