Презентация "Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы"
презентация к уроку по литературе (5, 11 класс)

Примерова Любовь Федоровна
Из Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа: В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, учащихся необходимо вовлекать в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать и понимать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности". Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных образовательных технологий, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogicheskie_masterskie.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы Автор: Примерова Л.Ф., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 6 г. Кушва

Слайд 2

Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, учащихся необходимо вовлекать «…в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать и понимать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»

Слайд 3

Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных образовательных технологий, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач

Слайд 4

Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы Мастерские бывают - творческого письма (или просто письма) - построения знаний - построения отношений - ценностных ориентаций - проектные и т.д.

Слайд 5

Алгоритм мастерской построения знаний: 1 этап – индуктор : мотивирует дальнейшую деятельность; задание всегда опирается на личный опыт учащихся; 2 этап – создание (в группе или индивидуально) творческого продукта ; состоит из - деконструкции и - реконструкции, т.е. разберём текст на детали, а затем используем их как строительный материал;

Слайд 6

Алгоритм мастерской построения знаний: 3 этап – социализация , т.е. предъявление созданного продукта всем участникам; 4 этап – обращение к новой информации , её обработка (словарные статьи, фрагменты чьих-то высказываний); 5 этап – исправление или обновление созданного учеником (индивидуальная или групповая работа); 6 этап – итоговая социализация 7 этап – рефлексия

Слайд 7

Законы мастерской : - равенство всех участников - право каждого на ошибку - безоценочная деятельность - предоставление свободы в рамках правил - элемент неопределённости в заданиях - диалог - организация и перестройка реального пространства - ограничение деятельности мастера-руководителя

Слайд 8

Почему мастерские оказались нужны современному словеснику? 1. Интерес к литературе возникает у тех, кто становится участником мастерской 2. Работа со словом оказывается делом первостепенным. Важны записи в тетрадях своих и чужих слов – это обучение работе с информацией, база для последующего творчества 3. Здесь – решение проблемы самостоятельного и спонтанного письма учащихся, в том числе на экзаменах по разным предметам (подготовка к сочинению)

Слайд 9

Почему мастерские оказались нужны современному словеснику? 4. Это путь к пониманию художественной литературы 5. Здесь – овладение учащимися основами анализа художественного произведения. Мастерская обучает интерпретации, самоанализу и самоконтролю 6. Это основа развития коммуникативной компетентности

Слайд 10

Из опыта работы … Урок – мастерская построения знаний и творческого письма по рассказу В.М.Шукшина «Критики». Образ «странного» героя. (6 класс, 1-ый урок) Ход мастерской 1. Ответьте письменно на вопрос: каково лексическое значение слова «критик» (или: кто такой критик?) При желании можно воспользоваться словарём.

Слайд 11

Записи: человек, который - кого-то или что-то обсуждает - что-то комментирует - разбирает что-нибудь с целью вынести оценку - осуждает что-либо - обсуждает что-нибудь - выявляет недостатки, подвергает разбору, оценке что-либо, кого-либо

Слайд 12

2. Работа с текстом по рядам в парах 1-й ряд : Пересмотрите фрагмент рассказа с его начала до стр. 130 «… и навлёк на его голову беду». Выпишите слова и словосочетания, в которых содержится ответ на вопрос: «В чём взгляды на кино Петьки и деда совпадали? Были ли разногласия?» Записи : «любили кино», «любили спорить», «не переваривали телевизор» разногласия: дед – «так не бывает», «путал», «забывал части фильма», «сравнивал людей», «чуял фальшь», «сами ржут, а тут сидишь хоть бы хны» Петька – «люди другие», «нельзя же сравнивать»

Слайд 13

2. Работа с текстом по рядам в парах 2-й ряд : Пересмотрите фрагмент рассказа со стр. 130 «Дело было так»… до слов на стр. 133 «Любопытный старик,- согласился городской человек». Выпишите слова и словосочетания, в которых содержится ответ на вопрос: «Что не устраивало деда в телевизионном фильме?» Записи: «так не бывает», «а мне важно», «хреновина», «меня не надуют», «мельтешня», «надувательство», «он не плотник»

Слайд 14

2. Работа с текстом по рядам в парах 3-й ряд : Пересмотрите фрагмент рассказа со стр. 133 «Все опять…» до слов на стр. 135 «…приговаривал отец Петьки». Выпишите слова и словосочетания, которые помогают увидеть, как нарастает агрессивность деда. Записи: «помолчал», «заговорил», «заводился», «грузно опустился на лавку», «вскинул голову», «взял сапог», «размахнулся», «запустил сапогом в телевизор», «кричал»

Слайд 15

Рефлексия. Продолжите предложение: а) Я оправдываю поведение деда, так как… б) Я не оправдываю поведение деда, так как… Записи: а) Я оправдываю поведение деда, потому что ему было очень обидно за слова отца и гостей в доме. Они говорили: «Он ничего не понимает!» Дед много чего видел за свою жизнь. Много чего пережил… (Полина) б) Я оправдываю поведение деда, так как он понял, что его начинают унижать, и хотел избежать этого, но переборщил. (Артём)

Слайд 16

Рефлексия. Продолжите предложение: д) Я оправдываю поведение деда, потому что никто не воспринимал его мнение и его самого всерьёз. (Лиза) е) Я не оправдываю поведение деда, потому что, если про него забыли, надо что ли кидать сапог в телевизор и вести себя агрессивно? (Анюта) ё) Я не оправдываю поведение деда, потому что у всех разные интересы, кто-то любит смотреть телевизор, а кто-то нет. Возможно, если бы дед не употребил в таком большом количестве алкоголь, то он бы не стал кричать на гостей и бросать в телевизор сапог. (Маша)

Слайд 17

Рефлексия. Продолжите предложение: ж) Я не оправдываю поведение деда, потому что, когда к тебе приезжают гости, так себя вести нельзя. Да, он стар и глуховат, про него в тот момент, может, забыли, но он мог поговорить с Петькой, а начал злиться. И ещё он разбил телевизор – в те времена, возможно, редкую вещь. (Сёма)

Слайд 18

Итак , технология педагогических мастерских позволяет провести занятия содержательно и оригинально в соответствии с требованиями образовательных стандартов, побуждает учеников к учебно-исследовательской деятельности, развивает творчество, самостоятельное мышление, коммуникативные навыки при изучении школьной программы

Слайд 19

1. Ерёмина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. М., «Просвещение», 2013 2. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? СПб: ГУМП, 2002 3. Секачёва В.Е. Тематические тесты: от текста к смыслу. Учебное пособие под ред. Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2013 4. Толковый словарь русского языка в 4 т. под ред. Ушакова Д.Н., ОГИЗ, 2005 Источники

Слайд 20

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Использование инновационных технологий на уроках литературы с целью повышения читательского интереса и учебной мотивации

В век современных технологий и бешеного темпа жизни привить детям любовь к неспешному, вдумчивому, осмысленному чтению кажется практически невыполнимой задачей. С трудом представляю своих восьмиклассн...

Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе текста

В данной статье раскрываются проблемы преподавания литературы в современной школе и пути их преодоления. Дается анализ педагогических технологий, способствующих развитию познавательной активности учащ...

Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы

Задача мастера - предложить материал, который поможет соотнести ощущение красивого с его осмыслением, а также выйти на понятие прекрасного, связать – сначала на уровне подсознания – эстетические, этич...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время во всех сферах жизни происходят изменения, которые затрагивают и образовательную среду. В связи с этим на первый план выносится поиск ответов на вопрос "как учить результа...

Использование инновационных технологий на уроках литературы

    Урок – социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен социально-психологическими потребностями, уровнем развития, нравственными и моральными ценностями обществ...