Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

 Мамонова Любовь Геннадьевна

Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г.  Распутина «Уроки французского»

(обучение анализу художественного произведения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока литературы: Урок доброты по рассказу В.Г.  Распутина «Уроки французского»

(обучение анализу художественного произведения)

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые способы деятельности

1.Организационный момент

Скажите мне, пожалуйста, что вы должны были подготовить к сегодняшнему  уроку?

Д/З Должны были прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Уметь отвечать на вопросы

2.Работа с эпиграфом

Значит для того, чтобы проанализировать художественное произведение, мы должны  его прочитать, знать содержание.

«Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».  К. Паустовский.

-Что значит уметь читать?

- Какую роль играет книга в жизни человека?

Ответы детей самые разные: надо знать буквы, правильно произносить слова при чтении, соблюдать знаки препинания, надо читать вдумчиво, внимательно. Можно представить себя на месте героев.

Книга воспитывает, учит быть добрым милосердным, честным, развивает духовность

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Умеют слушать ответы других учеников

3. Работа с толковым словарём

- От какого слова образовано слово «духовность»?

- Найдите в словарях значение слова «душа»

 Слово «духовность» произошло от слова «душа».

Работа с толковым словарём Д.Н. Ушакова. Нашли два значения:

Душа – это то, что остаётся после смерти человека. Душа – это духовная, нравственная сущность человека

Владеют навыками работы со словарями

4. Рассуждение на тему добра и зла

К уроку вы должны были прочитать рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Это один из самых крупнейших писателей, который проповедует вечные ценности, на которых держится мир. В течение всей своей жизни человек развивается духовно. А мы с вами сказали, что книги развивают духовность. Именно в книгах мы находим ответы на волнующие нас вопросы.

- С какими произведениями мы знакомы с вами с раннего детства?

- Сейчас мы с вами попытаемся порассуждать на тему Добра и Зла

Конечно это сказки, в которых Добро побеждает Зло

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

5.Составляем таблицу

Давайте подумаем и скажем: какие общечеловеческие ценности непреходящи? ( То есть вечны)

-Что мы с вами можем отнести к добру? Злу?

 Вместе составляем таблицу (сначала правый столбик, потом самостоятельно,  подбирая антонимы – левый). Конечно, этот список можно продолжить

       Добро                       Зло

       Любовь                    Ненависть

       Дружба                    Вражда

       Верность                 Предательство                        

       Правда                    Ложь                          

       Милосердие           Равнодушие                                      

                               

                               

                             

                           

Самостоятельно подбирают антонимы

6.Эвристическая беседа

- Что такое любовь? Какой она бывает?

- Может ли человек, который любит совершать злые поступки?

- Любовь – это созидательная сила или разрушительная?

- Что такое настоящая дружба?

- Можно ли простить предательство?

- Что такое «ложь во спасение»?

Опираясь на свой жизненный опыт, ученики дают самые разные ответы. Любовь бывает разная: любовь к маме, любовь к Родине, любовь животным, романтическая любовь.

 Если человек любит, он счастлив. А счастливый человек плохо поступать не будет.

 А если один человек перестал любить, а другой продолжает любить, тогда другому плохо и больно. Значит, любовь может принести страдание. Рассуждая на тему дружбы и предательства, дети снова дают различные ответы, приводя примеры  из собственной жизни. Одни говорят, другу можно простить всё. Другие: если человек предал один раз, значит, предаст ещё. Такому человеку верить нельзя.

 Одни говорят, что всегда надо говорить правду или хотя бы стремиться к этому. Другие: нельзя, например, говорить правду человеку, который смертельно болен. Тут мнения разделились снова: а если этот человек должен успеть попросить прощение или доделать важное дело

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Обладают навыками построения логической цепи рассуждений

7.Анализ произведения

8.Пересказ эпизода «На утро после драки» и чтение по ролям отрывка: как Лидия Михайловна выясняет, что случилось с героем?

9.Рефлексия

Творческая работа

- К какому выводу мы приходим?

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в рассказе «Уроки французского».

- Как вы думаете, почему рассказ написан от первого лица?

- О каком времени идёт речь?

- Что вы знаете о войне?

- Как начинается самостоятельная жизнь нашего героя?

- Скажите, он обвиняет кого-нибудь в воровстве?

- Почему он не говорит об это матери?

-

 Что заставило мальчика играть на деньги?

- Что произошло на пустыре?

- Как можно охарактеризовать героев в этой ситуации?

- Как об этом стало известно учительнице?

- Какие нравственные принципы проявляют герои?

- А теперь я хочу, чтобы мы с вами ответили на вопрос:

- Какое значение имеет слово «урок» в названии рассказа?

- Какие слова мы можем дописать в нашу таблицу?

- И последнее творческое задание: я хочу, чтобы вы составили и записали синквейны на тему: учительница, учитель.

- Повесть Распутина воспевает вечные ценности доброты и человеколюбия. И я вам желаю, чтобы на вашем пути встретились такие учителя, о которых вы будете помнить всю жизнь

- Мы приходим к выводу, что всё это философские понятия, у каждого человека своя точка зрения. Но абсолютно точно, что то, что написано в первом столбике помогает нам жить, а что в правом – мешает. В каждом человеке борется «доброе» и «злое» начало. И от нас с вами зависит, какой путь мы выберем.

Это автобиографическое произведение, т.е. автор излагает историю своей собственной жизни.

Это были первые голодные годы после войны.

Это война с фашистами, которые хотели завоевать весь мир. На территории СССР длилась четыре года – с 1941-1945. Советский союз понёс самые страшные потери.

- Остался без отца и герой рассказа -простой деревенский мальчик. Мать одна воспитывает троих детей. Это очень трудно, потому что в стране царит голод. Мать решает, что «хуже уже не будет», что у него была тяга к

знаниям.

Ему было только 11 лет, но война заставила мальчика рано повзрослеть. Он понимал, как матери трудно отправлять еду. Поэтому он очень старался учиться. Обидно было, что кто – то ворует у него небогатые запасы.

- Он догадывается, но не может об этом сказать вслух

 Ему жаль измотанную тяжёлой жизнью тётю Надю и её таких же полуголодных, как и он сам, детей.

-Опять же потому, что он знает, что мать расстроится. Ведь она последнее отрывает от себя и от других детей.

- Вечное недоедание и голодные обмороки.

- Все ребята боялись Вадика и Птаху которые был взрослее и физически сильнее остальных. Они почти открыто мошенничали в игре. Но маленький человек не намерен терпеть обман и обиды. Он смело заявляет об этом, даже тогда, когда его жестоко бьют.

- Дети пересказывают эпизод «На утро после драки».

Мальчик не боится наказания, он боится позора, ему стыдно перед матерью. Он не хочет, чтобы его выгнали из школы, но не признаётся, откуда у него синяк. Рассказать всё, значит, подставить под удар всех. Это невозможно. Он выигрывает только на кружку молока.

 Лидия Михайловна, поняв всё это, пытается помочь мальчику. Но видя, как он трудно принимает помощь, решает с ним играть. Во время игры она поддаётся ученику. Его это задевает. Лидия Михайловна достойно ведёт себя в разговоре с директором, который, не разобравшись в ситуации, обвиняет учителя.

Ученик: любовь к матери, милосердие к тёте Наде и её детям, честность, смелость, гордость.

Лидия Михайловна проявляет смелость, чувство собственного достоинства. Её поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость.

Два значения: учебный час, посвящённый школьному предмету; второе значение нравственное. Уроки доброты и милосердия, которые мальчик запомнит на всю жизнь.

Смелость-трусость, гордость-смирение, душевная щедрость – чёрствость, справедливость – неправильность.

1.Учительница

2. Добрая, мудрая, честная, смелая, чистая, светлая, неравнодушная.

3. Учит, любит, развивает, понимает, воспитывает.

4. Урок на всю жизнь.

5. Доброта, чистота, свет, восторг.

1.Ученик.

2. Благодарный, честный, смелый, надёжный, добрый.

3.Боится, страдает, учится, любит, переживает, побеждает.

4. Маленький настоящий человек.

5. Урок. Человек.

Обладают навыками самостоятельно делать выводы

Извлекают необходимую информацию из рассказа.

Формулируют ответы на вопросы. Высказывают и аргументируют своё мнение

Адекватно воспринимают на слух текст

Умеют пересказывать эпизоды, выделяя самое важное.

Умеют обобщать материал

Владеют навыками творческой работы


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рецензия на урок литературы в 8 классе. Уроки доброты в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)

Учителем были созданы условия для формирования знаний на творческом уроке. Данный урок продемонстрировал результат планомерной работы. Учитель успешно реализует разные виды работы: чтение и пересказ эпизода, эвристическую беседу, составление таблицы с антонимами, составление синквейнов на заданную тему. Это обеспечивает постоянную смену видов деятельности учащихся, соблюдаются здоровьесберегающие  технологии.

Большинство учащихся владеет литературной терминологией. На протяжении всего урока прослеживается обратная связь. Каждый ученик является активным участником урока ( на парте перед каждым учеником рабочие листы, где они выполняют задания учителя), отстаивает свою точку зрения на основе своих доказательств.

На уроке творческая атмосфера, царит сотрудничество и взаимопонимание. Нужно отметить высокую эмоциональность урока, грамотно поставленную последовательную работу. Урок имеет большое воспитательное значение.

   

Заместитель директора по УМР                                       Т.В. Молоканова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...

Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»

Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...

Тема урока: «Уроки доброты» по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского».

На уроке рассматриваются нравственные вопросы: доброты, понимания, отзывчивости на примере образа учительницы мы должны понимать детей, когда они находятся в трудной ситуации, помогать им....

Конспект урока по литературе на тему:" Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина " Уроки французского"

Разработка урока по литературе на тему: " Уроки доброты в расскказе В.Г.Распутинв " Уроки французского"...

"Уроки французского " - уроки доброты. по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского"

Раскрыть нравственные законы, духовные ценности, по которым живут герои рассказа....