"Формирование положительной мотивации на уроках литературы как средство повышения качества образования".
статья по литературе

Белоусова Ольга Анатольевна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_polozhitelnoy_motivatsii.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                                  Белоусова О.А., учитель русского языка и литературы.

Формирование положительной мотивации на уроках литературы как средство повышения качества образования.

      Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к литературе. Очень снизился уровень чтения. Соперниками книги стали компьютер, Интернет, телевизор, и книга проиграла. Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен!

     Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

      Еще В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».

      Иногда мы, педагоги, делаем ошибку, утверждая, что школьник приходит в школу учиться. Мы ошибаемся, он приходит в школу общаться, а мы ему в этом общении отказываем.

     Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда  на уроке они смогут   проявить свою индивидуальность,  свободно высказаться, удовлетворить свою потребность в общении.

       Общение-это такой тип взаимодействия, в результате которого происходят качественные изменения личности. Эти изменения могут быть как положительными, так и отрицательными. Одно общение творит человека, а другое разрушает. Общение предполагает, чтобы каждый его участник давал высоту в разрешении вопроса, развивал мысль другого. Для этого нужен коллектив, в котором каждый имеет право на собственную точку зрения. Если в процессе общения кто-то и выскажет неверное мнение, то он не должен порицаться, так как неверная точка зрения одного может явиться толчком к появлению необычных поворотов в обсуждении. Каждое «Я» имеет ценность.

    Толчком к разговору может послужить вопрос. Поэтому мы должны учиться искусству вопроса.

     Словесник Е.Н. Ильин говорил, что он всегда тщательно прорабатывал вопросы, которые адресовал классу, чтобы получить бесценные реакции ребят. Он писал: « Разный вопрос - это и разный ученик, и разная мера раскрытия ученика на уроке, и разная степень приближённости учителя к себе самому. Поставить вопрос и вызвать вопрос у ребят - две грани одного и того же искусства…

      Вопросы! Вопросы! Моя любовь и страсть… В них слышится голос учителя и ученика. Их атакующая мысль разрушает любую инертность, бросив ей вызов».

     Помните, как Печорин возвращается с дуэли, когда убил Грушницкого? Конечно, самочувствие его скверное.             Вот что пишет Лермонтов о нём: «…Уж солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, измученный на измученной лошади.

     Лакей сказал мне, что заходил Вернер, и подал мне две записки: одну от него, другую… от Веры.

     Я распечатал первую…»

     И тут, например, Е.Н. Ильин задаёт вопрос: «Почему Печорин взял первой (заметьте!) записку Вернера, а не записку Веры?»

    Казалось бы, чего проще – какую записку взять Печорину?  Но в этой ситуации ученикам приходится задуматься, мобилизовать психологическую проницательность, ещё раз пережить кусочек судьбы героя и только тогда дать ответы-версии, из которых вместе выберут самый подходящий вариант.

    Или такой вопрос: «Почему Раскольников, ещё не вскрыв письма матери, исступлённо целует его?» (Может быть, оно его остановит?)

    Для учеников очень важно поговорить о герое, в  этом разговоре они раскроют себя.

    Учебное общение предполагает версию, поэтому вопросы должны быть не однозначными, а ёмкими. Таких вопросов надо требовать и от учеников в процессе общения: задаёт вопросы тот, кто мыслит. Они дают счастливую возможность - думать.

    Всякий вопрос должен быть проблемным.

Работая над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», учащимся  можно задать такой вопрос: « Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?»

     Методом проблемного анализа изучается роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин герой своего времени?» Каждая часть романа рассматривается как отдельная проблемная ситуация, созданная своим проблемным вопросом. Такой анализ произведения предложен в «Пособии для учителя» под редакцией Маранцмана, причем тема каждого урока – проблема по изучаемой главе, анализ которой необходимо провести.

1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?

2 урок. «О чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу - Печорин или Максим Максимыч?

3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?

6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа?

7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?

    Обсуждая вопрос, ученик всегда делает духовный рывок, особенно когда стоит перед проблемой выбора.

     Пытаясь организовать общение, необходимо не забывать о главном- создании ситуации успеха не уроке. Например, перед изучением рассказа «О любви» А.П. Чехова, известного учащимся 8 класса как автора юмористических рассказов, можно задать вопрос: «Что такое, по-вашему, любовь? Приведите примеры из жизни или литературы». Восьмиклассники очень эмоционально реагируют на заданный вопрос, искренне и с энтузиазмом отвечают. На первом этапе надо принимать всё, что скажет ученик, пусть даже и коряво. В общении важно выбрать интонацию, то есть тот темп речи, в котором обязательно должно участвовать сердце учителя. Если нет участия, домашности – общения не получится.

Далее учитель предлагает: «А вот как написал об этом чувстве А.П. Чехов в рассказе. Прочитаем его и сравним свои размышления». В дальнейшей работе никто из класса не остается равнодушным. 

     В общении должен быть прирост знаний, поэтому урок от урока учитель наращивает требования. Наращивая требования, общение приобретает дидактическую значимость – ученики начинают учиться друг у друга манере держаться, высказываться, пользоваться жестами, интонацией, органично всё это делая своим. Происходит творческое присвоение.

     Урок общения только тогда получатся, когда ученик возьмёт из урока что-то для себя. Такие уроки носят порою психотерапевтический характер: ученик может успокоиться, отказаться от неправильного решения или поведения, принять какие-то нормы поведения, жизни, а какие-то отвергнуть. Очень важно этическую тему решать опосредованно, то есть не касаясь личностей, находящихся в классе. Опосредованное влияние будет тогда результативно, когда ребёнок сам откорректирует себя и выработает собственную правильную позицию.  

     Обеспечение мотивации учения и преподавания – важное условие повышения качества образования. Многое зависит от методики  и организации учебного процесса. Интересное и грамотное преподавание предмета, стимулирование учения вызывают у школьников постоянное желание овладевать знаниями.

Использованная литература

  1.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М., "Просвещение", 1991.

2.Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988.

3.Ильницкая И.А. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. "Новое в психологии и педагогике", №1. - 1985 г.

4. Иванихин В.В. Искусство урока.- Росстани-на-Каме,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Презентация "Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования "

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

«Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования»

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

Ситуация успеха на уроках математики как средство повышения качества образования.

Ситуация успеха на уроках математики как средство повышения качества образования....

Доклад на тему "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования"

Доклад на тему "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования"...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»

Выступление на педагогическом совете на тему:«Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»...