Главные вкладки

    План-конспект урока родной литературы (русской) в 9 классе по теме "А.А. Фет. Рассказ "Кактус".
    план-конспект урока по литературе (9 класс)

    Османова Ирина Николаевна

    План-конспект урока родной литературы (русской) в 9 классе по теме "А.А. Фет. Рассказ "Кактус".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-konspekt_uroka.docx44.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока родной литературы (русской) в 9 классе

    А. А. ФЕТ. РАССКАЗ «КАКТУС».

    Цели урока:

    Обучающие:

    1. Рассмотреть особенности произведения А.А. Фета.
    2. Научить выявлять средства выразительности речи и их роль в лирическом произведении.

    Развивающие:

    1. Развивать умения и навыки монологической устной речи, выразительной речи.
    2. Развивать умение анализировать прозаический текст.
    3. Развивать навыки защиты проекта.

    Воспитывающие:

    1. Воспитывать интерес к русской литературе, любовь к слову.
    2. Способствовать развитию вежливости, тактичности, доброжелательности, ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группе.

    Задачи:

    • рассмотреть прозаическое произведение как средство выражения чувств человека через восприятие красоты;
    • развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
    • способствовать обогащению словарного запаса.

    УУД

    Личностные:

    формировать мотивацию к учебной деятельности; гордость за культурное наследие страны; любовь к природе, интерес к русской литературе.

    Коммуникативные:

    формировать умение слушать собеседника; владеть выразительной речью; формулировать собственное мнение; точно и конкретно выражать свои мысли.


    Познавательные:

    формировать умение находить нужную информацию; давать определение понятиям; умение делать выводы; выполнять анализ прозаического произведения.

    Регулятивные:

    формирование рефлексивной самооценки своей деятельности на уроке; планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами.

    Планируемый результат

    Предметные умения:

    1. Знать основные этапы творчества А.А. Фета.

    2. Знать план анализа прозаического произведения.

    3.Уметь находить изобразительно-выразительные средства.

    4. Анализировать приёмы, связанные с созданием образа красоты в произведении.

    Метапредметные умения:

    1. Анализировать собственную работу.

    2. Делать и обосновывать выводы на основе проведенного анализа.

    3. Умение строить рассуждение.

    4. Уметь выразительно читать.

    Межпредметные связи:

    Литература и искусство.
    Литература и русский язык.

    Тип урока: комбинированный.

    Формы работы: индивидуальная, в парах.

    Ресурсы: прозаический текст А.А. Фета, творческие тетради, компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка книг по теме, репродукции портретов А. Григорьева, А. Фета, Я. Полонского, стенд «А.А. Фет», слайдовая презентация на тему «Курская Швейцария Афанасия Фета», видео «Красота», кактус.

    Методические приёмы:

    Доклады обучающихся, чтение наизусть стихотворений, выразительное чтение прозаического отрывка и его анализ, защита проекта в форме презентации.

    Опережающее задание:

    1. Прочитать рассказ А.А. Фета «Кактус», подготовить выразительное чтение отрывка.

    2. Подготовиться к защите группового проекта «Усадьба А.А. Фета в Воробьёвке».

    На выполнение работы давался 1 месяц.

     СТРУКТУРА УРОКА

    Этапы урока.

    Временная реализация

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    I. Организационный момент.

    1 мин.

    Установочная беседа.

    Слушают учителя, психологический настрой.

    II. Актуализация знаний.

    1 мин.

    Знакомство с последовательностью выступлений.

    Слушают учителя.

    III. Творческий отчёт обучающихся.

    10 мин.

    Слушает обучающихся.

    Защита проекта: показ презентации  «Курская Швейцария А. Фета».

    IV. Обобщение.

    1 мин.

    Благодарность за проделанную работу.

    Слушают учителя.

    V. Новый материал.

    1) Чтение и обсуждение эпиграфа урока.

    2 мин.

    2) Вступительное слово учителя.

     2 мин.

    3) Словарная работа.

    2 мин.

    4) Чтение рассказа А.А. Фета «Кактус».

    13 мин.

    Читает эпиграф.

     Рассказ о прозе А.А. Фета.

    Разъясняет смысл слов, трудных для понимания обучающихся.

    Слушает обучающихся.

     

    Обсуждают, высказывают предположения.

    Записывают в тетрадях число, тему, эпиграф.

    Слушают учителя.

    Слушают учителя.

    Читают рассказ вслух рассказ А. Фета «Кактус».

    VI. Закрепление.

    Анализ произведения.

    7 мин.

    Беседа по вопросам

    Работают с алгоритмом анализа прозаического произведения.

    VII. Прослушивание романса на стихи А.А. Фета «Красота».

    3 мин.

    Показывает видео.

    Смотрят видео.

    VIII. Творческая миниатюра «Подари эту розу поэту».

    1 мин.

    Слушает обучающихся.

    В благодарность за творчество «дарит» поэту розу.

    Читают наизусть стихотворение А.А. Фета «Если радует утро тебя».

    IX. Рефлексия.

    1 мин.

    -Что нового узнали о А.А. Фете?
    -Какие фрагменты урока вам понравились и почему?
    - Оцените свою работу и класса на уроке?

    Оценивают свою работу.

    Проставляют полученные оценки в дневники. Делятся впечатлениями.

    X. Домашнее задание. Сочинение на тему «Красота» (по рассказу А.А. Фета «Кактус»).

    1 мин.

    Объяснение учителя.

    Записывают задание в дневники.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я рада вас видеть на нашем уроке и очень надеюсь, что в ваших душах пребывает доброе настроение и это утро вас радует!

    II. Актуализация знаний.

    - Наш урок мы посвящаем знакомству с жизнью и творчеством А.А. Фета Воробьёвского периода.

       В течение месяца вы принимали участие в проектной деятельности. Тема проекта была выбрана в соответствии с предпочтением исследовательской работы и основана на интересе к культуре родного края.

       Сейчас состоится защита группового проекта «Усадьба А.А. Фета в Воробьёвке». Продуктом вашей проектной деятельности стали доклады, а форму защиты проекта вы выбрали сами – презентация, которую вы назвали «Курская Швейцария Афанасия Фета».

    III. Творческий отчёт обучающихся.

    Защита проекта «Курская Швейцария А.А. Фета» (доклады). Работа с презентацией.

    СЛАЙД 4. Курская Швейцария А. А Фета

    Усадьба А.А. Фета (1820-1892) в д. Воробьёвка – единственное в России сохранившееся имение поэта, в котором он провёл лучшие годы своего творчества.

    А.А. Фет приобрёл усадьбу в 1877 г. у наследников прежнего владельца генерала П.М. Ртищева. Здесь поэт провёл последние 15 лет своей жизни, выезжая лишь на несколько зимних месяцев в московскую квартиру.    

    СЛАЙД 5. «Что за очаровательный уголок эта Воробьёвка! Настоящее жилище для поэта» (П.И. Чайковский).

    Усадьба вдохновляла многих великих людей, посещавших её. В гости к поэту в курское имение приезжали писатель Лев Толстой, философ Владимир Соловьев.

    Композитор Пётр Ильич Чайковский любил приходить сюда пешком из усадьбы своего брата, расположенной неподалёку, в Уколово. «…Что за дом, что за парк, что за уютное убежище для стареющего поэта… Что за очаровательный уголок эта Воробьёвка! Настоящее жилище для поэта», – писал он восторженно.

    А. Фет посвятил композитору стихотворение «Петру Ильичу Чайковскому», а Чайковский сочинил на стихи Фета 5 романсов.

    СЛАЙД 6. В 1880 году поэт Яков Петрович Полонский провёл здесь целое лето и написал:

    Полонский здесь не без привета

    Был встречен Фетом, и пока

    Старик гостил у старика,

    Поэт благословлял поэта

    И, поправляя каждый стих,

    Здесь молодые музы их

    Уютно провели всё лето.

    Я. П. Полонского часто можно было увидеть с мольбертом. Он оставил около десяти написанных маслом видов усадьбы. «Вот уже две недели, как я у нашего поэта Фета... – написал он поэту Майкову в конце июня. – Иногда беру в руки палитру и малюю. Теперь списываю с натуры фонтан, воздвигнутый Фетом. На днях он негодовал, что фонтан этот с починками обошёлся ему около 600 рублей, – и зачем только он его воздвиг! – так как он его никогда не видит, одышка мешает ему спускаться с горы вниз и подниматься к дому, на гору».

    СЛАЙД 7. Крестный ход в Курской губернии проходил через имение А.А. Фета в Воробьёвке.

    Философ и литературный деятель Н.Н. Страхов (частый гость Воробьёвки) писал так: «Каменный дом окружён с востока каменными же службами, а с юга и запада огромным парком на 18-ти десятинах, состоящим большею частью из вековых дубов. Место так высоко, что из парка ясно видны церкви Коренной Пустыни».

    Каждый год на один день в имение приносили из Коренной Пустыни православную святыню – список иконы Божией Матери Знамение Курская Коренная.

    СЛАЙД 8. Свою усадьбу в Воробьёвке А.А. Фет называл «наша микроскопическая Швейцария».

    Музей «Усадьба А.А. Фета» (филиал Курского областного краеведческого музея) заработал после реставрации в декабре 2016 года, а до этого времени усадьба была поочерёдно общежитием, избой- читальней с кинозалом, почтой, клубом, птичником, машинно-тракторной станцией, школой-интернатом.

       Внутри дома нет подлинных вещей, но вся обстановка очень тщательно восстановлена с помощью антиквариата и скрупулёзно точно расставлена с помощью старых фотографий.

       Усадебный парк долгое время вырубался местным население на топливо и строительство. Исчезли ценные породы деревьев. Не дожили до наших дней ни липовые аллеи, ни тополя, ни яблоневый сад. Только высокий могучий вяз, растущий между домом и флигелем, помнит прежнего хозяина.

    СЛАЙД 9. И воздухом чистым усталая грудь дышала отрадно…

    Окружает имение парк с небольшим прудом, в котором плавают лебеди. Чуть поодаль – клетки с фазанами, белками, гончими собаками и баранами редкой породы. Есть ещё лошадка и ослик Ник. У Фета тоже был ослик по кличке Некрасов. Поэт ездил на нём по усадьбе, потому что передвигаться самостоятельно ему было тяжело из-за астмы, которой он болел в последние годы.

    СЛАД 10. Подвальное помещение

    Подвал, где когда-то хранили продукты, единственное место в усадьбе, которое осталось в том самом виде, в котором его видел великий поэт. Кирпичная кладка сделана настолько качественно, что ещё долго не потребует реставрации

    СЛАЙД 11. В доме А. Фета

    На первом этаже располагались: парадные комнаты – гостиная, столовая; жилые – хозяйственный кабинет, спальня, комната жены; а также сени и коридор, деливший здание на две половины – парадную и жилую.

    В южной части второго этажа, над гостиной, располагалась бильярдная, рядом с ней рабочий кабинет поэта и ряд комнат для гостей.

    СЛАЙД 12. Библиотека

    Экспозицию второго этажа дома А. Фета открывает библиотека – тихое место для уединения и отдыха.

    Высокий книжный шкаф до потолка занят под книги. Тут же небольшой круглый столик со свечой для вечернего чтения.

    СЛАЙД 13. Рабочий кабинет

    В рабочем кабинете всё настраивает на писательский лад. Удобный широкий стол со столешницей, обитой зелёным сукном. Здесь же письменные принадлежности. А в уголке кресло для супруги Марии Петровны, которая любила сидеть рядом с мужем и заниматься рукоделием.

    СЛАЙД 14. Бильярдная

    Игра в бильярд – отдых после интеллектуальной работы в кабинете или библиотеке.

    В Россию бильярд привёз из Европы Пётр Первый. Заморская забава приобрела особую популярность среди мужчин, но женщины тоже были не прочь сыграть в пирамиду (именно с таким названием игра пришла в Россию). Вот почему в усадебных домах обязательным помещением была бильярдная.

    Из окон бильярдной открывается вид на реку Тускарь, холмистый парк и бескрайние луга.

    СЛАЙД 15. Комната для гостей

    Гостевые комнаты – это не только спальня с платяным шкафом, небольшой этажеркой с книгами и изящной ширмой.  

    СЛАЙД 16. Гостевая комната

    Это ещё и комната для бесед и чаепития с уютным круглым столом в окружении удобных стульев в парадных чехлах, зеркалом в полный рост и секретером, увенчанным старинными часами.

    СЛАЙД 17. Хозяйственный кабинет

    На первом этаже помещения поделены на хозяйственную, жилую и парадные части. В хозяйственном кабинете вся обстановка подчёркивает статус помещика-владельца. Рабочий стол, массивный кухонный шкаф, самовар. В стене прорублено специальное окно, через которое подавали пищу, чтобы не отвлекать хозяина от финансовых дел. На незамысловатой вешалке белоснежный летний картуз и молочного цвета лёгкий сюртук. Такое впечатление, что хозяин вышел на минуточку и сейчас вернётся.

    СЛАЙД 18. Комнаты жены

    В жилой части находятся покои супруги поэта Марии Петровны Боткиной, родной сестры знаменитого врача Сергея Петровича Боткина. Обстановка комнаты располагает к раздумью и созерцанию. Рядом, с высокой кроватью ночной столик, трюмо с зеркалом, небольшой комод и туалетная комната. Здесь фарфоровый комплект из умывальных принадлежностей и ночной вазы.

    СЛАЙД 19. Большая гостиная

    Парадная часть представлена столовой, малой и большой гостиными, расположенными на одной оси, и представляющими собой единое пространство, разгороженное специальными дверьми. Жилое пространство могло трансформироваться под определённые случаи. При необходимости принять гостей, зеркальные двери-стены, высотой до потолка, можно было раздвигать. И тогда столовая, большая и малая гостиные превращались в одну большую залу. Украшением большой гостиной был чёрный рояль, на котором когда-то играл П.И. Чайковский.

     СЛАЙД 20. Малая гостиная

    При необходимости уединения от веселившихся гостей, двери задвигались (устройство движущего механизма напоминает современное, применяемое в шкафах-купе), и дополнительно закрывались второй частью – зеркальными распашными дверьми-стенами. Таким образом, получалась небольшая уютная комната, полностью отгороженная от залы.

    СЛАЙД 21. Столовая

    В столовой чувствуется размеренный ход неспешной барской жизни: в час дня – завтрак, в шестом часу – обед, вечерний чай с яблочной пастилой – кулинарной гордостью Марьи Петровны. Здесь сервирован стол, будто хлебосольные хозяева ждут гостей. На окне – горшок с кактусом. Именно эту обстановку описал А.А. Фет в рассказе «Кактус».

    СЛАЙД 22. «Муза пробудилась от долголетнего сна и стала навещать меня как на заре моей юности» (А. Фет).

    Воробьёвский период был самым плодотворным в жизни поэта.

    С 1883 по 1891гг. А.А. Фет написал более трёхсот стихотворений. Они вошли в сборники «Вечерние огни» и признаны вершинами фетовской поэзии, "фетовской вселенной красоты", по выражению Д.Д. Благого.

    В Воробьёвке созданы мемуары, рассказы, автобиографическое сочинение «Мои воспоминания», переведены Гёте, Шопенгауэр и ряд произведений античных поэтов, за переводы которых А.А. Фет был награждён Пушкинской премией в 1884 г.

    СЛАЙД 23. «Ещё люблю, ещё томлюсь перед всемирной красотою…»

    Осенью 1892 года А.А. Фет уезжает из Воробьёвки в Москву на зиму, как оказалось, навсегда.

    В письме А.А. Фета от 3 октября 1892 года Я.П. Полонскому читаем: «…спросил Льва Толстого о здоровье, и тот с милым остроумием отвечал: "Вот всё старость не проходит". Тяну досадную эту элегию по той причине, что дерзнул за полверсты проехать по приезде в Москву к Толстым на извозчике и затем целую ночь протомился от такой одышки, насморка и кашля, что считал это началом конца».

    21 ноября 1892 года дышать А.А. Фету стало нечем, и он скончался от своей застарелой "грудной болезни", осложнённой бронхитом, не дожив двух дней до 72 лет.

    А.А. Фет похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клеймёнове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

    СЛАЙД 24. Источники

    Фет А.А. Воспоминания/ А.А. Фет – М.: Дет. лит., 1988.

    Фет А.А. Собрание сочинений и писем в 20-ти тт. – Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003.

    Фет А.А. Стихотворения, А.А. Фет; предисл., сост. коммент. Н. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ, 2008.  

    http://kursk-museum.ru//affiates/usadba-a-a-feta/

    http://www.r-vek.ru/usadba_feta.html

    https:fotki.yandex.ru/next/users/vik6169/        

    http://www.liveinternet.ru/

    СЛАЙД 25.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    IV. Обобщение.

    - Подводя итог вашей творческой работе, хочу напомнить её цель и задачи, которые стояли перед вами в начале проектной деятельности.

    Включаю презентацию «Проект «Усадьба А.А. Фета в Воробьёвке» и читаю 2-й слайд.

    - С поставленными задачами вы справились. Цель достигнута. Вы молодцы.

    СЛАЙД 2.

    Тема проекта -Усадьба А.А. Фета.

    Тема выбрана в соответствии с предпочтением исследовательской работы и основана на интересе к культуре своего родного края. Она актуальна, значима и перспективна.

    Цель -  Расширение и углубление предметных знаний путём самостоятельного приобретения недостающих данных из разных источников.

     Задачи:

    1. Собрать сведения о Воробьёвской усадьбе и её значении для творчества А.А. Фета.

    2. Посетить музей «Усадьба А.А. Фета».

    3. Собрать иллюстративный материал (фотографии).

    4. Подготовить описание музея-усадьбы А.А. Фета.

    5. Создать компьютерную презентацию с описанием музея «Усадьба А.А. Фета».

    Планируемый продукт - компьютерная презентация «Курская Швейцария Афанасия Фета».

    - С поставленными задачами вы справились. Цель достигнута. Вы молодцы.

    V. Новый материал.

    1. Чтение и обсуждение эпиграфа.

    Целый мир от красоты,

    От велика и до мала,

    И напрасно ищешь ты

    Отыскать ее начало.

    Что такое день иль век

    Перед тем, что бесконечно?

    Хоть не вечен человек,

    То, что вечно, — человечно.

                                          А. Фет (1874).

                                                         

    - Это стихотворение А.А. Фета будет эпиграфом нашего урока.

    - Как вы думаете, что хотел донести поэт до читателя своим стихотворением?

    - Так о чём же тогда пойдёт речь на нашем уроке?

    - Действительно, мы будем говорить о красоте, которую А.А. Фет запечатлел в своём творчестве.

    - Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф, который будет эпиграфом и вашего домашнего сочинения по рассказу А.А. Фета «Кактус».

    Работа в тетрадях.

    2. Вступительное слово учителя.

    - А.А. Фета современники называли «певцом соловья и розы» и поэтом «чистого искусства», для которого цель поэзии заключалась в создании образа красоты.

       Следует при этом отметить, что А.А. Фет выступал не только как поэт, но и как прозаик.

       Прозаическое наследие А.А. Фета состоит из двух неравных частей. Меньшую его часть составляют жанры, традиционно относимые к художественным (это рассказы и повести), а большую часть – традиционно публицистические жанры (это очерки, письма, воспоминания).

       В своих воспоминаниях, датированных 1890-м годом А.А. Фет пишет:

    (Читаю):

    - «В мае 1853 года, поехав к И.С. Тургеневу в Спасское, я прочитал ему – за неимением новых стихов – свою небольшую комедию. Когда я закончил, Тургенев дружелюбно посмотрел мне в глаза и сказал: «Не пишите ничего драматического. В вас этой жилки нет». Сколько раз после того мне приходилось вспоминать это верное замечание Тургенева, и ныне, положа руку на сердце, я готов прибавить: ни драматической, ни эпической».

    - Это написано А.А. Фетом в конце жизни; но если его драматургический опыт не имел продолжения, то в прозе, напротив, Фет был к этому времени автором семи художественных произведений. И пусть сам создатель ценил их невысоко – для нас они представляют несомненный интерес: и как своеобразное явление художественной прозы, и как материал для понимания личности поэта, его биографии, его мировоззрения.

       Сегодня мы познакомимся с художественной прозой А.А. Фета, рассказом «Кактус».

    3. Словарная работа.

    - Прежде, чем мы приступим к чтению, проведём работу со словами, для понимания смысла которых необходимо разъяснение.

    Благоговея богомольно… – строфа из стихотворения Пушкина «Красавица» (1832).

    Не кончив молитвы… - строфа из стихотворения Лермонтова «Есть речи значенье…» (1840).

    Туника –  лёгкое женское платье прямого покроя.

    Апофеоз - это вершина / венец всех предшествующих событий.

    Кропило - пушистая кисть, применяется в церковном обряде для окропления водой.

    Фиал - здесь: чаша.

    Грот острова Капри -  морская пещера.

    Диапазон – интервал между самыми низкими и самыми высокими звуками.

    Ровно 25 лет тому назад - в 1856 году.

    ...со старым товарищем и однокашником Аполлоном Григорьевым. - Фет и Аполлон Григорьев вместе учились в Московском университете (поступили в 1838 г.), и с 1839 г. Фет в течение нескольких лет был квартирантом в доме родителей Григорьева.

    Фильд Джон (1782 - 1837) - английский пианист, долгое время живший в России.

    Примадонна -  певица, которая исполняет первые партии в труппе.

    Грузины - район Грузинских улиц в Москве.

    Иван Васильев - в 50-х гг. XIX в. руководитель московского цыганского хора.

    Идилия - гармония, чувство абсолютного счастья.

    Под сурдинкой - тихо, приглушённо, не привлекая к себе внимания. 

    4. Чтение вслух обучающимися рассказа А.А. Фета «Кактус».

    VI. Закрепление.

    Анализ прозы по алгоритму.

    1. Творческая история, место в художественной системе писателя.

    - Рассказ «Кактус» был написан А.А. Фетом в 1881 году. До смерти писателя оставалось 10 лет. Как и другие рассказы, написанные в последнее десятилетие, «Кактус» включает в себя элементы автобиографии.

       Известно, что в конце июля 1880 года в Воробьёвской усадьбе А.А. Фета было много гостей. Среди прочих гостил его друг, писатель и художник, Яков Петрович Полонский со своим семейством. Отмечали именины жены А.А. Фета Марии Петровны. После отъезда гостей Полонские задержались у Фета, и в это время произошло одно незначительное, на первый взгляд, событие, которое нашло отражение в творчестве обоих писателей. Дело в том, что в усадьбе Фета рос редкий сорт белого кактуса, который цвёл один раз в году.

       После розы кактус был, пожалуй, одним из любимых цветов Фета. В одном из стихотворений он писал:

    Знать цветы, которых нет заветней,

    Распустились в неге самовольной?

    Знать и кактус побелел столетний,

    И банан, и лотос богомольный?

    Так случилось, что кактус зацвёл во время пребывания в Воробьёвке Полонского. Зная, что цветение белого кактуса продолжается всего несколько часов, желая его продлить, кто-то предложил срезать цветок и поставить его в стакан с водой.

       Увидев необычного вида цветок, полыхающий неистовым белым пламенем, яков Петрович поспешил запечатлеть его в рисунке. Но что там рисунок! Все любовались живым чудом природы. Однако к утру кактус завял и только наброски Полонского напоминали о его нездешней красоте.

       Фета же это экзотическое растение вдохновило на прозу.

       Биографичен эпизод и про цыганку Стешу. В 1856 году Фет, служа в гвардии, отпросился в годовой отпуск и проживал в Москве, поддерживая тесную связь с другом студенческой молодости Аполлоном Григорьевым.

       Прототипом «молодой гостьи» стала Ольга Ивановна Щукина, племянница Марии Петровны Фет.

       Прототипом Иванова стал управляющий фетовским имением Воробьёвка обрусевшим швейцарец Александр Иванович Иост. (Теперь стало понятно, почему Фет называл своё имение Швейцарией).

       Автобиографический материал позволил Фету обозначить свои эстетические позиции и вступить в полемику с современными философскими теориями.

    2. Род литературы (эпос – чередование сюжетных линий).

    3. Жанр (рассказ – небольшой размер, в центре – 1 событие, характеры действующих лиц даны в сформированном виде).

    4. Тема (о чём?) – вечная (о красоте);

    объекты изображения– цветущий кактус, пение цыганки.

       Впервые в художественной прозе Фета предметом изображения автора стало ВПЕЧАТЛЕНИЕ, производимое искусством на человека (как исполнительское мастерство влюблённой цыганки действует на слушателя и на саму исполнительницу).

    5. Идея (для чего?) Доказать значимость красоты для человека.

       Несмотря на то что красота хрупка и мимолетна, она вечна. Чувство красоты – прирождённое качество человека. Автор предлагает всем, кто ищет правды, обращаться к художникам, обобщая под этим понятием людей искусства. От искусства нет материальной пользы, оно призвано запечатлеть прекрасное, тем самым побуждая человека увидеть красоту и приобщая его к духовности.

    6. Проблематика (какие есть в тексте ответы на вечные и злободневные вопросы?) – философская.

    Вечные – значимость красоты: «красота вечна», «чувство красоты – врождённое качество человека».

    Злободневный – ответ философским теориям 19 века, отвергающим значение искусства: «Кто ищет истины, ищите её у художников»; влияние чувств на музыку: «Если бы не любила, разве она смогла бы петь ТАК?»

    Пафос рассказа романтический.

    Конфликт: личность и среда, локальный (разрешимый).

    7. Композиция – кольцевая.

    Красота распустившегося цветка кактуса напоминает рассказчику историю с песней цыганки, и темой разговора становится сила искусства, умеющая пробуждать любовь.

       Изначально сюжет закручивается вокруг кактуса, цветущего лишь раз в году. Фет, воспевающий любовь и природу, помогает читателю разглядеть красоту только что распустившегося, но уже начинающего увядать цветка, который, несмотря на свою незначительность, и есть одно из проявлений прекрасного, творимого природой.

       В компании, наблюдающей цветение белого кактуса, находится молодая гостья Софья Петровна, одна из приверженцев философских идей, представляющая «циничное общество», не способное замечать красоту.

    8. Композиционные приёмы:

    1) рассказ в рассказе»;

    2) антитеза:

    а) Софья Петровна, не замечающая красоту цветка, противопоставлена, приятелю автора Иванову, восторгающемуся цветением кактуса;

    б) Софья Петровна, не видящая связи между понятиями любви и музыки, противопоставлена автору, уверенному в том, что без сильных чувств невозможно исполнить ни одно произведение: «Если бы она не любила, разве смогла бы она спеть «ТАК»?

    3) монтаж (расположение двух образов рядом для рождения третьего смысла) – образы увядшего цветка кактуса и спугнутой возгласами автора и прекратившей пение цыганки Стеши заставляют задуматься о быстротечности красоты.

    9. Пространственно-временная организация художественного мира:

    Первый рассказ – 1881 год, Воробьёвка.

    Второй рассказ – 1856 год, Москва.

    10. От лица кого ведётся повествование? (Автор – рассказчик).

    11. Сюжет.

    За ужином в гостиной собралась компания, чтобы понаблюдать цветение белого кактуса. А. Фет помогает нам разглядеть красоту его цветения. Цветок кактуса, несмотря на свою незначительность, есть одно из проявлений прекрасного, творимого природой.

       Кактус – лишь вступление, помогающее использовать подлинную историю, произошедшую с писателем, в качестве ГЛАВНОЙ ТЕМЫ РАССКАЗА. История про исполнительское мастерство цыганки является ответом «философам» -современникам писателя, которые не способны были понять ценности красоты.

       Между приятелем автора Ивановым и молодой девушкой по имени Софья Петровна зашёл разговор о любви. Иванов считал, что «любовь – это самый непроизвольный, а потому самый искренний и обширный диапазон жизненных сил». Девушка же не видела связи между высоким чувством и музыкальным термином «диапазон» и оспаривала влияние любви на искусство, в данном случае – на музыку, т.к. «диапазон» - термин музыкальный.

       Софья Петровна, начитавшись философских книжек, разделяет вещи, не способные существовать отдельно друг от друга, например, любовь и музыку, что, по мнению автора, неправильно. Он считает, что без сильных чувств невозможно исполнить ни одного настоящего произведения. Автор вмешивается в разговор и рассказывает, как в молодости воочию увидел влияние любви на музыку, на исполнительское мастерство.

       Стеша, примадонна цыганского хора, была страстно, но безответно влюблена в гусара. В обычной жизни она вела себя робко (убегает при возгласах «браво»), но, когда она начинала петь, наружу выплёскивалась такая сильная страсть, тоска и безысходность от невозможности быть рядом с любимым, что доводила её до слёз. В песне Стеши было «столько неги, столько грусти, столько красоты!» - замечает рассказчик. Во время пения она раскрывала свою душу и давала выход бушевавшим внутри чувствам. Отдавшись порыву, девушка забывала о слушателях, и из глаз её текли слёзы.

       Этот порыв, по мнению автора, был ведущим в исполнительском мастерстве цыганки. («Если бы она не была влюблена, смогла бы она спеть «ТАК»?).

       Концовка рассказа возвращает нас в гостиную к ещё цветущему кактусу. Все присутствующие знают, что цветение скоро закончится. Иванов срезает цветок и ставит в стакан с водой в надежде продлить цветение. Но наутро все увидели «бездушный труп вчерашнего красавца кактуса», что вновь наводит на мысль о хрупкости и мимолётности красоты. Но автор уже предупредил читателя о том, что «красота вечна», что «чувство её – прирождённое качество человека».

    Система образов (автор-рассказчик – хозяин, гости – Иванов, Софья Петровна; Аполлон Григорьев, цыганка Стеша, руководитель хора Иван Васильев).

    12. Система изобразительных средств.

    1) Тропы:

     метафора – скрытое сравнение лепестки – «белоснежная туника», «на трепетных крыльях звуков несутся живые идеи», цветок кактуса – «волшебная пещера для фей», «лучистая звезда», «храм любви», «корчить дикую птицу»;

    метонимия – переименование предмета на основе близости (люди в хоре – хор);

    оксюморон – сочетание противоречащих друг другу понятий– «тоска дышит таким счастием» «бездушный труп вчерашнего красавца кактуса»;

    олицетворение – «оживление» неживого предмета– «цыганские песни врывались», «луна разрослась», «слёзы градом побежали»;

    сравнение – уподобление предмета по сходству - «словно вторя дрожанию колокольчика», «словно сотканной руками фей для своей царицы». «словно вынуждая нас участвовать в своём безмолвном торжестве», песни врывались «капризными вздохами», словно кованная из золота», «как испуганная птичка упорхнула»;

    эпитет – образное определение в переносном значении – «безмолвное торжество», «томительная жажда», «беззаветная преданность», беспредельная ласка», тоскующие напевы», «зовущие звуки».

     2) Фигуры речи:

     восклицание  (чтобы точнее создать образ Иванова, восторгающегося красотой) - «Боже!», «Эта волшебная пещера создана для них!», «Ведь это храм любви!»;

    просторечные слова - (чтобы точнее создать образ Аполлона Григорьева) – «Я часто таскаюсь в хор», «как они там путаются», «дело не выгорает», «девочка врезалась»;

    реминисценция – напоминание в тексте о другом художественном произведении, воспроизведение фразы – «Поэт говорит: «Благоговея богомольно перед святыней красоты», «Другой высказывает то же словами: «Не кончив молитвы, на звук тот отвечу».

    13. Литературное направление (романтизм).

    - Я бы добавила, что это смесь романтизма (восторженность), реализма (автобиографичность) и импрессионизма (попытка изобразить сиюминутное впечатление, производимого на человека красотой цветущего кактуса, исполнительским мастерством цыганки Стеши).

    14. Отношение критиков к произведению.

    - Художественная проза Фета прошла почти незамеченной у современников. Критика отнеслась к ней негативно. Поэт Алексей Жемчужников на смерть А.А. Фета в 1892 году написал стихотворение «Памяти Шеншина-Фета», в котором есть строки, отражающие оценку современниками творческого наследия писателя:

    Он пел, как в сумраке ночей

    Поёт влюблённый соловей.

    Он гимны пел родной природе;

    Он изливал всю душу ей

    В строках рифмованных мелодий.

    Он в мире грёзы и мечты,

    Любя игру лучей и тени,

    Подметил беглые черты

    Неуловимых ощущений

    Невоплотимой красоты…

    И пусть он в старческие лета

    Менял капризно имена

    То публициста, то поэта, -

    Искупят прозу Шеншина

    Стихи пленительные Фета.

    15. Выводы.

    - Сделаем выводы в конце нашего анализа. Начнём с того, что выскажем своё отношение к рассказу «Кактус». Понравился ли он вам и чем?

    - А.А. Фет и в прозе остаётся верен себе. В рассказе «Кактус» он продолжает развивать основные темы своего творчества – природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты.

    VII. Прослушивание романса на стихи А. Фета «Красота».

    VIII.  Творческая миниатюра «Подари эту розу поэту».

    1. Чтение обучающимися наизусть стихотворения А. Фета «Если радует утро тебя».

    Если радует утро тебя,
    Если в пышную веришь примету,—
    Хоть на время, на миг полюбя,
    Подари эту розу поэту.

    Хоть полюбишь кого, хоть снесёшь
    Не одну ты житейскую грозу,—
    Но в стихе умилённом найдёшь
    Эту вечно душистую розу.

    2. Подарок поэту.

    - Вряд ли найдётся в русской литературе ещё один поэт, который так трепетно воспевал красоту и так трогательно писал о цветах, как А.А. Фет. Роза была его любимым цветком, он называл её «владычицей сада». Давайте подарим «эту розу поэту» в знак восхищения его творчеством.

    IX. Рефлексия.

    - Что нового узнали о Фете?

    - Какие фрагменты урока вам понравились и почему?  

    - Оцените свою работу на уроке.

    Объявление и выставление оценок.

    Х. Домашнее задание.

    - Запишите домашнее задание: сочинение на тему «Красота» по рассказу А.А. Фета «Кактус».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

            План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

    Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

    Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

    Технологическая карта урока родной литературы (русской в 9 классе "А.А. Фет. Рассказ "Кактус"

    Технологическая карта урока № 7 родной литературы (русской) "А.А. Фет. Рассказ "Кактус"...

    Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская )» 7 класс

    Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 7 классас учетом:«Концепции преподавания русского языка и литературы&ra...

    Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская )» 9 класс

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели изучения учебного предмета «Родная литература (русская)»Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана для функционирующи...

    Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

    Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...