Конспект урока "Зарубки на сердце" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Шмелева Инна Витальевна

Конспект урока "Зарубки на сердце" по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarubki_na_serdtse.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗАРУБКИ НА СЕРДЦЕ»

Урок внеклассного чтения

по рассказу К.Г.Паустовского

«Телеграмма» (9 класс)

  1. Оргмомент.
  2. Ход урока.
  1. – В жизни каждого человека есть что-то такое, что он считает наиболее важным, необходимым, ценным. Для кого-то, например, - это дружба.

- Ребята, как вам кажется, какие ценности есть в нашей жизни, в жизни людей, которые нас окружают?

                        (любовь, карьера, деньги, дружба, семья, любовь…и т.д.)

- Перед вами лежат карточки, на которых написаны жизненные ценности, которые вы сейчас перечислили. Давайте попробуем разложить их в порядке их значимости для вас. Прочитайте, что у вас получилось….

                        (ребята зачитывают цепочку слов)

- Хорошо. У каждого есть право на свое мнение. На время отложим эту работу, мы вернемся к ней очень скоро.

  1. Слово учителя.

В современном мире государство особое внимание уделяет проблемам многодетных, малообеспеченных семей. Появляются новые программы по усыновлению детей-сирот. Очень много говорится о проблемах детских домов, интернатов. Почему при живых родителях такое огромное количество брошенных детей? Как больно смотреть им в глаза! Мимо таких животрепещущих тем действительно нельзя проходить мимо.

Да, о молодом поколении говорится много, но почему-то мы почти забыли о стариках. А как живется им? Как они проводят время? Что их волнует? Как существуют на свою пенсию?

Или это неважная тема?

Ведь неспроста в любой трагической ситуации, при любой катастрофе принято спасать первыми детей и стариков. Почему?

                                    (Дети – будущее страны, старики – это

                                     память, мудрость, опыт…)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с рассказом Константина Георгиевича Паустовского, который не прошел мимо данной проблемы.

  1. Слово учителя.

Когда называешь имя Константина Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Но Паустовский – это и юг, с которым связаны «Кара-Бугаз», «Черное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: «Она завладела мною навсегда… С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Телеграмма», «Во глубине России».

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Некоторые его рассказы и очерки посвящены А.Грину, Чехову, Блоку, Лермонтову, Гоголю.

Но все-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, умение остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на этом уроке.

«Зарубки на сердце» - тема нашего урока.

- Что же такое зарубки? Это слово не раз встречалось вам. Как вы его понимаете?

                               (Зарубки делали охотники на деревьях, когда отправлялись

                                в лес, в тайгу, чтобы не заблудиться и на обратном пути не

                                сбиться с дороги. Понятие «зарубки» встречалось в

                                рассказе Виктора Астафьева «Васюткино озеро».

                                Зарубка – отметка рубящим орудием на чем-нибудь.

                                Зарубка на дереве. Зарубка в памяти)

Учитель: Сам Константин Паустовский говорил, что появлению его произведений он обязан хорошей памяти и своему блокноту, в который он вносил, как в дневник, все то, что заинтересовало его, произвело на него впечатление. Этот блокнот первым узнал историю, которая легла в основу рассказа «Телеграмма», а сам писатель стал очевидцем этих событий. Но только в этом блокноте вместо заглавия стояла запись: «Зарубки на сердце». Почему? Я думаю, что скоро мы сможем ответить на этот вопрос.

  1. Беседа.

- Понравился ли вам рассказ?

- Понятно ли, о каком времени идет речь?

                                    (События, описанные в рассказе, могут происходить

                                     и в наши дни)

 -О чем этот рассказ? Какой теме посвящен?

                                    (Основная тема рассказа – взаимоотношения

                                    родителей и детей; рассказ о том, как страшна

                                    одинокая старость)

- Почему же рассказ назван «Телеграмма», если речь идет о взаимоотношениях матери и взрослой дочери?

                                   (а- в этом есть какая-то загадка; б- заглавие звучит

                                    интригующе: хочется поскорее узнать, о какой

                                    телеграмме идет речь; в- телеграмма несет обычно

                                    что-то важное: радость или беду)

Обратимся к началу рассказа (фон – аудиозапись – порывы ветра – прием «погружения»)

Читаем пейзажную зарисовку вслух.

- Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?

                                     (Она настраивает на определенный лад, создает

                                     тональность произведения)

- Какова интонация данного отрывка?

                                     (Грустная, печальная, потому что изображена

                                     поздняя осень)

Учитель: Прочитав первые строки рассказа, мы сразу ощущаем ритм этой прозы. Фразы короткие, и от них веет каким-то холодом и безысходностью. Наблюдая за пейзажем, мы видим, как происходит постепенное усиление признаков поздней осени (принцип градации), а у читателя нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.

- Как называется художественный прием (фигура речи) с последовательным нагнетанием однородных выразительных средств художественной речи? (градация)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы прочитали о маленьком подсолнечнике?

                                       (а - подсолнечник одинок на фоне серого неба,

                                        также одинока и Катерина Петровна;

                                        б – подсолнечник похож на маленькое солнышко,

                                        от которого тепло, тепло людям около Катерины)

Учитель: Обращаем внимание на философский подтекст пейзажа: в природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» на милость зимних холодов и, наконец, сон, подобный смерти. Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека.

- Обратим внимание на описание деталей интерьера. О чем оно свидетельствует? Какие цвета преобладают в пейзаже и в интерьере?

                                  (желтый, серый, черный; повсюду неясность,

                                  расплывчатость)

Делаем  вывод: Катерина Петровна живет воспоминаниями  о прошлом. А в настоящем у нее нет никакой радости, только боль одиночества и потому-то равнодушное ожидание смерти)

- Кто из ранее изученных поэтов активно в своем творчестве использует прием «цветопись»? (С.Есенин)

- Какой эпизод доказывает беззаветную любовь к дочери, тоску по ней?

                                    (1. Из-за старости Катерина Петровна не понимает,

                                    что присланные дочерью деньги не те, что она

                                    держала в руках. Ей кажется, что они пахнут ее

                                    духами. 2. Перебирает бумажки в ридикюле.

                                    Вероятно, это редкие весточки от дочери)  - Зачитать

                                    отрывок из очерка об атласной сумочке.

- Почему Катерина Петровна вышла впервые за год из дому? Перечитаем эпизод со слов «Катерина Петровна забеспокоилась…»

                                    (калитка была заколочена несколько лет, и Катерина

                                     Петровна подумала, что дочь могла не знать об этом

                                     и стучать)

- Что роднит Катерину Петровну со звездами и кленом в саду?

                                    («звезды позабытые», они одиноки, как и Катерина

                                     Петровна; клену некуда уйти отсюда, он старый, как

                                     и Катерина Петровна)

- Что поняла Катерина Петровна во время непосильной для нее прогулки?

                                      (Она убедилась в том, что очень слаба и дни ее,

                                      вероятно, сочтены, и тогда она написала письмо)

Прочитать письмо наизусть.

- Всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а что в ответ?..

                                       (дочь чувствует лишь «смутное беспокойство», ей

                                       не до матери-старушки и ее забот)

- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?

                                       (маленькая, сгорбленная, плохо видит)

Обратите внимание на портрет пожилой женщины, написанный художником А.Костовским? Как могла бы она быть похожа на нашу героиню!

- Как вы думаете, у Насти были серьезные причины, чтобы не поехать к матери? Как Катерина Петровна оправдывает Настю?

                                       (она знала, «что Насте не до нее, старухи. У них,

                                       молодых, свои дела, свои непонятные интересы,

                                       свое счастье. Лучше не мешать»)

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

                                       (с уважением, добротой, заботятся о ней,

                                        оказывают посильную помощь)

- А почувствовали ли вы отношение автора к героине? В чем это выражается?

                                       (через пейзаж, описание внешности, интерьер,

                                       описание внутреннего состояния)

_________________________________________________________________

Обратимся к образу Насти.

- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?

                                     («Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и

                                     большие холодныеиглаза». Сольвейг – это героиня

                                     пьесы Ибсена «Пер Гюнт». Она является образцом

                                     верности, преданности, доброты. На эту пьесу

                                     Эдвардом Григом была написана одноименная

                                     сюита. Сольвейг в переводе означает «Солнечный

                                     путь». Но авторское определение «холодные»

                                     контрастно этому имени. Солнце не может быть

                                     холодным.)

- Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

                                     (настойчивость, решительность, упорство в

                                     достижении цели, горячую заинтересованность,

                                     внимание к судьбе художника)

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна?

                                    (не последнюю роль здесь сыграло обстоятельство,

                                    что Тимофеев был действительно очень талантлив.

                                     Настя поняла это. Он и сам со временем пробился

                                     бы, поэтому она и стала так усердно заниматься

                                     устройством его выставки, возможно, предвидя те

                                     слова благодарности ей за чуткость и внимание к

                                     людям. Выставка предоставляла возможность самой

                                     Насте выдвинуться, стать значимой, прославиться)

- Как оценили деятельность Насти художники?

                                     (хвалят, благодарят за помощь – зачитать отрывок)

- А как бы вы оценили ее отношение к матери?

- А каково авторское отношение к Насте?

                                      (прямых оценок нет, но обращает внимание эпитет

                                       «холодные глаза». Глаза – зеркало человеческой

                                       души. У человека с холодными глазами, пожалуй,

                                       такое же холодное сердце)

- Зачитаем отрывок, из которого узнаем, как Манюшка отнесла письмо на почту: «Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, – что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.

  Настя работала секретарем в Союзе художников.» Неспроста Паустовский сразу после словосочетания «жестяная пустота» помещает имя «Настя». 

И вот курьерша Даша передала Насте телеграмму. Само слово «телеграмма» должно было взволновать ее (да и после такого письма!)

- Как же Настя принимает ее?

                                        (Спокойно, она так далека от матери, что не сразу

                                        поняла, о какой Кате идет речь. Паустовский

                                        подчеркивает ее недоброту, фальшь, когда сразу

                                        после ее мыслей: «Какая Катя? Какой Тихон?

                                               Должно быть, это не мне»)

- Почему Настя не рассказала правду старому художнику?

                                              (Ей было стыдно признаваться, что в то время,

                                               когда она наслаждается похвалой, у нее

                                               умирает мать)

- «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась». Почему?

                                               (неприятное известие пришло невовремя, это

                                               нарушило ее планы)

Учитель: Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным по сути. Сольвейг у Ибсена в «Пер Гюнте» могла «взглядом светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе», отличалась добротой, нравственной добротой, верностью. Настя праздник устраивать умеет, но глаза у нее холодные. Значит, и душа у нее черствая, холодная. Выставка представила возможность самой Насте выдвинуться, стать значимой, прославиться.

- Кто же раскрыл подлинное лицо Насти? (Гоголь-сатирик)

Перечитаем этот эпизод.

- Так звучит в рассказе тема воздействия настоящего искусства на человека. Как и отец Катерины Петровны, молодой скульптор Тимофеев обладал гениальным талантом создавать правдивые образы. Кропотливая работа художника увенчалась успехом: ему удалось передать в скульптуре тончайшие оттенки облика Николая Васильевича, так что «проступила душа». Поэтому и получился «говорящий» Гоголь. Потому так велико влияние его образа на зрителей. (Заметим, что тема искусства – одна из основных в творчестве Паустовского)

- Что писатель вложил в это восклицание: «Эх, ты!»?

                                               (а – укоряет за равнодушие, фальшь; б –

                                               презирает за бессердечность, эгоизм)

Учитель: Кстати, это и подсознательная самооценка Насти. Произведение искусства, такое точное, талантливое, нефальшивое, помогло осознать все то, что она натворила. В сквере, оставшись одна и вспомнив последнее письмо матери, она вдруг прозревает и начинает понимать, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье».

                                  Зачитать отрывок со слов «Валил водянистый снег…»

- Как писателю удалось передать глубокую взволнованность Насти, с помощью каких художественных приемов?

                                   (Внутренний монолог, восклицания, риторические

                                   вопросы, лексические повторы, описание действий)

Учитель: Билетов в кассе уже не было, но слово «мама» действует как пароль, пропуск.

        Перенесемся в старый, заброшенный, опустевший дом.

- Каково состояние Катерины Петровны в последние дни жизни?

                                    (Она доживала последние дни, ждала, слабо

                                    надеялась. И эта надежда поддерживала в ней жизнь)

Учитель: И тогда сторож Тихон идет на почту и что-то пишет на телеграфном бланке корявыми буквами, а затем приносит Катерине Петровне телеграмму.

- Что это за телеграмма?

- Почему Катерина Петровна поняла, что  телеграмма не от Насти?

                                   (речь выдает пожилого человека. Грамотная Катерина

                                   Петровна понимает, что Настя не могла так написать.)

- Вернемся к заглавию рассказа – «Телеграмма». Так о какой же телеграмме идет речь: о первой или второй, отправленной Тихоном Катерине Петровне?

                                   (Вторая телеграмма – урок доброты, чуткости

                                   простого человека, стремление облегчить последние

                                   минуты жизни несчастной женщины)

Учитель: Поняв, что дочка опять осталась глуха, Катерина Петровна перестает ждать и умирает. Смерть и похороны Катерины Петровны – развязка произведения. Автор сочувствует героине, преклоняется перед ее деликатностью, интеллигентностью, добротой и сдержанностью. Единственная слезинка перед смертью подтверждает ее терпеливость. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Екатерины Петровны. Что означает это имя – Екатерина. «Екатерина» - (греч.) чистая, непорочная.

- Обратим внимание на пейзаж. Почему он изменился? (Зачитать)

                                       (Со смертью Катерины Петровны исчезла

                                       напряженность, связанная с томительным

                                       ожиданием приезда Насти. Смерть – это избавление

                                       от страданий)

- Какие слова Тихона, сказанные Манюшке, мы могли бы сделать эпиграфом урока?

                                        «За добро плати добром, не будь пустельгой».

- Что означает слово – «пустельга»?

                                        (Пустельга – 1.Хищная птица из семейства

                                        соколиных. 2.Легкомысленный, пустой человек

                                        (разг.неодобр.)

- Почему они сказаны именно Манюшке?

                                        (Это напутствие пожилого человека девочке, ведь

                                        она тоже дочь)

Учитель: В словах Тихона мы слышим не только напутствие Манюшке, это обращение Паустовского ко всему молодому поколению, обращение ко всем читателям.

        Посмотрите за окно. Сейчас стоит глубокая осень, морозно (слякотно, уныло, серо). Наверное, именно такая погода стояла в Заборье, когда умирала одинокая и несчастная Катерина Петровна. А быть может, и сейчас, в каком-то скучном, забытом месте умирает такая же одинокая старушка, которая нуждается в чьем-то тепле и заботе. И я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше.

- Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

                Любили тебя без особых причин

                За то, что ты – внук,

                За то, что ты – сын,

                За то, что малыш,

                За то, что растешь,

                За то, что на папу и маму похож.

                И эта любовь до конца твоих дней

                Останется тайной опорой твоей.

Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего дедушки. Тогда связь времен и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с «мемориальным» домом после ее смерти.

- Но безнадежно ли больна Настя? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?

                                      (Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее

                                      искреннее раскаяние и исправление. Не случайно

                                      значение имени «Настя» – (греч.) воскрешающая)

Воскресить – значит восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое.

- А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

                                      (Она остро почувствовала вину дочери и

                                      попыталась заменить Настю, проводив Катерину

                                      Петровну в последний путь)

- Какая черта есть у нее и отсутствует у Насти?

                                      (душевность, добросердечие)

- Кого из героев рассказа мы можем назвать сердечным, душевным?

                                      (Чувствуется симпатия и любовь автора к простым

                                       сельским жителям. Это земля «любимая» и

                                       «родная» для тех, кто здесь родился, вырос,

                                       работал)

Учитель: Да, это простые русские люди, которых так полюбил. Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут. Таковы и Манюшка, и Тихон, и Василий, и молодая учительница. Сцена похорон заканчивается предложением: «За оградой, в легком, перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля». Это земля родная не для Насти, а для этих обыкновенных русских людей, не растерявших ни терпения, ни чуткости, ни доброты…

Именно для них и родная земля, и семья – это та опора, без которой невозможно прожить жизнь.

  1. Оценки за урок
  2. Заключительная часть.

Учитель: Давайте вернемся к нашим карточкам с названиями общечеловеческих ценностей. Я прошу вас разложить их в порядке значимости для вас еще раз. Скажите, а есть ли в классе ребята, у которых карточки лежат в ином порядке, чем в начале урока? Кто назовет нам свою цепочку?...

Я надеюсь, что данный рассказ оставил зарубки не только на сердце Константина Паустовского. Возможно, события, описанные в произведении, оставили следы и в наших сердцах.

Запись на доске читает учитель:

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле (пятая заповедь Божия).

        (на фоне музыки – Альбиони – Адажио соль-минор для органа и струнных инструментов; Моцарт – Реквием ре-минор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин

Предлагаются конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин...

конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин

Предлагаются конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин...

Конспект урока по литературе. Рассказ А.П.Платонова «Юшка»

Данный урок литературы затрагиваетактуальные для нынешнего времени проблемы духовности и нравственности: о любви к ближнему, об умении сострадать, об ответственности за свои поступки....

конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....