Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Изображение родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова “Звезда полей”
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_dlya_6_klassa.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы для 6 класса
Тема урока: «Изображение родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова “Звезда полей”».
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.
Задачи:
-обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении; определять художественные приёмы и средства выразительности; видеть создание авторского замысла через «работу» средств выразительности;
-развивающая: развивать навык анализа поэтического текста; память, мышление; навыки выразительного чтения; создать условия для развития исследовательских способностей учащихся.
-воспитательная: воспитывать на примере лирики поэта чувство любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову.
Оборудование: учебник для 6 класса под ред. В.Я. Коровиной (часть 2), доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Оргмомент | Приветствует учащихся, создает настрой на урок. | Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие информации |
Знакомство с биографией писателя | Кратко рассказывает ученикам основные вехи жизни поэта (презентация) | Слушают учителя, смотрят презентацию |
Анализ стихотворения «Звезда полей» | Выразительно читает стихотворение (фон – музыка). 1 строфа (чтение учеником) 1.Как вы думаете, почему слово «родина» написано с маленькой буквы? 2. Какие чувства испытывает лирический герой в первой строфе? 3. О чём говорит фраза «мгла заледенелая»? 4.Как называется в литературоведении это образное средство, так много рассказавшее нам? 5. А что не даёт герою отчаяться? 6. А как вы думаете, для чего звезда могла остановиться? 7.Как называется художественно-изобразительное средство, когда предметы наделяются свойствами живых существ? 8. А соседство звезды и мглы заледенелой, неба и земли? 9. Звезда в небе и звезда в полынье – они противостоят друг другу? 10. Значит, это не просто звезда, а некий символ, знак. Тогда что же она символизирует? Это нам предстоит ещё узнать. 2 строфа (чтение учеником) 1.Какие чувства овладевают лирическим героем во второй строфе? 2. Обратите внимание, только эта строфа начинается с восклицательной интонации, единственной во всём стихотворении. Чем это объясняется? 3. В какие минуты вспоминается звезда полей лирическому герою? 4.Что он переживает в минуты потрясений? 5. Почему звезда тихо горит, а не сияет или блестит? 6. Какие художественно-изобразительные средства использует автор в последних двух сточках строфы? 7. Благодаря чему мы чувствуем тепло звезды, её бережное свечение, видим красоту малой родины поэта? 8. Что подчёркивает повтор слова «горит»? 3 строфа (чтение учеником) 1.Что же происходит в третьей строфе? 2. Как же автору удаётся выразить объединение героя с целой планетой? 3. Какой эпитет и как характеризует людей? 4. Какой эпитет создаёт образ луча? 5. Почему выбрано именно это слово? 4 строфа (чтение учеником) 1. И что же мы наблюдаем в последней строфе стихотворения? Где же звезда «восходит ярче и полней»? 2. Что же это за таинственная звезда, которая несёт герою счастье? | Слушают учителя. У каждого ученика лист с распечатанным стихотворением. Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы, анализируют стихотворение. 1 строфа: 1. Это не вся Россия, а место, где человек родился и вырос – малая родина поэта 2. Тревогу, холод, горечь – с одной стороны, нежную любовь к родной земле – с другой 3. На улице зима -холодно, ночь – ощущение одиночества 4. Эпитет 5. На фоне холодного зимнего ночного пейзажа ярко и тепло горит звезда, освещая путь всем людям 6. Растопить лёд в природе, в душе человека, а может, увидела воду, которая, в отличие от всего остального, живая 7. Олицетворение 8. Антитеза 9. Нет. Это одна и та же звезда, отражаясь в воде, она как бы соединяет небо и землю 2 строфа: 1. Вдали от родины, в трудные минуты, всегда, и зимой, и летом, звезда полей светила лирическому герою и оберегала его. Лирический герой признателен звезде за это 2. Герой восхищается красотой русской земли 3. В минуты потрясений 4. Он понял что-то такое, чего раньше не знал, он удивлён 5. Герой тоскует по родине, где он родился и вырос, по её тихой красоте 6. Повтор, метафору 7. Метафоры: горит под золотом осенним, горит под зимним серебром 8. Повтор слова «горит» позволяет сказать о вечном источнике света и тепла, о том, что у человека всегда будет место, где его ждут 3 строфа: 1. Оказывается, звезда горит не только для лирического героя: она не угасает для всех жителей земли и касается их своим лучом 2. Повторяющееся местоимение всех – всех без исключения 3. Тревожных: люди постоянно заняты, суетятся, перестают видеть красоту вокруг 4. Приветливый 5. Звезда горит для всех, она всем рада, несмотря на занятость и невнимание людей 4 строфа: 1. Лирический герой делает вывод, что только на его родине звезда полей светит ярче и полней. И он счастлив, пока на белом свете горит звезда его полей 2. Звезда – символ его родины, и пока она горит, он счастлив |
Творческая мастерская | Предлагает создать творческую мастерскую, в которой будет работать несколько отделов. Учащимся предлагаются роли музыкантов, дизайнеров, литераторов. | «Музыканты». Используя наречия, расскажите, как следует читать стихотворение. (Неспешно, медленно напевно, мелодично, плавно, нежно, грустно, проникновенно, торжественно.) «Дизайнеры». Используя имена существительные, определите, какие понятия символизирует слово «звезда» в стихотворении. (Свет, счастье, красота, любовь, надежда, вера, доброта.) «Литераторы». Найдите в каждой строфе стихотворения ключевое слово и нарисуйте «звезду полей», нанеся ключевые слова на лучи звезды. (Родина, красота, Земля-город, счастье, а во главе – гармония.) |
Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание | Предлагает ученикам обобщить изученный материал, просит их поделиться своими впечатлениями после анализа стихотворения. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть | Обобщают материал, изученный на уроке, делятся впечатлениями, открытиями, которые они сделали в ходе урока. Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ стихотворения Н. М. Рубцова "Звезда полей"
Разработка листа рабочей тетради...
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)
Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Тест по стихотворениям Н.М. Рубцова "Звезда полей" и "Тихая моя родина" (6 кл)
Презентация содержит 7 слайдов с вопросами + слайд с правильными ответами и критериями оценивания...
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...
Урок по литературе в 6 классе на тему "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...