Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Изображение родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова “Звезда полей”
    план-конспект урока по литературе (6 класс)

    Татьяна Игоревна Андреева

    Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_literatury_dlya_6_klassa.docx18.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы для 6 класса

    Тема урока: «Изображение родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова “Звезда полей”».

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Вид урока: комбинированный

    Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.

    Задачи:

    -обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении; определять художественные приёмы и средства выразительности; видеть создание авторского замысла через «работу» средств выразительности;

    -развивающая: развивать навык анализа поэтического текста; память, мышление; навыки выразительного чтения; создать условия для развития исследовательских способностей учащихся.

    -воспитательная: воспитывать на примере лирики поэта чувство любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову.

    Оборудование: учебник для 6 класса под ред. В.Я. Коровиной (часть 2), доска, проектор, компьютер.

    Ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Оргмомент

    Приветствует учащихся, создает настрой на урок.

    Приветствуют учителя, настраиваются на восприятие информации

    Знакомство с биографией писателя

    Кратко рассказывает ученикам основные вехи жизни поэта (презентация)

    Слушают учителя, смотрят презентацию

    Анализ стихотворения «Звезда полей»

    Выразительно читает стихотворение (фон – музыка).

    1 строфа (чтение учеником)

    1.Как вы думаете, почему слово «родина» написано с маленькой буквы?

    2. Какие чувства испытывает лирический герой в первой строфе?

    3. О чём говорит фраза «мгла заледенелая»?

    4.Как называется в литературоведении это образное средство, так много рассказавшее нам?

    5. А что не даёт герою отчаяться?

    6. А как вы думаете, для чего звезда могла остановиться?

    7.Как называется художественно-изобразительное средство, когда предметы наделяются свойствами живых существ?

    8. А соседство звезды и мглы заледенелой, неба и земли?

    9. Звезда в небе и звезда в полынье – они противостоят друг другу?

    10. Значит, это не просто звезда, а некий символ, знак. Тогда что же она символизирует? Это нам предстоит ещё узнать.

    2 строфа (чтение учеником)

    1.Какие чувства овладевают лирическим героем во второй строфе?

    2. Обратите внимание, только эта строфа начинается с восклицательной интонации, единственной во всём стихотворении. Чем это объясняется?

    3. В какие минуты вспоминается звезда полей лирическому герою?

    4.Что он переживает в минуты потрясений?

    5. Почему звезда тихо горит, а не сияет или блестит?

    6. Какие художественно-изобразительные средства использует автор в последних двух сточках строфы?

    7. Благодаря чему мы чувствуем тепло звезды, её бережное свечение, видим красоту малой родины поэта?

    8. Что подчёркивает повтор слова «горит»?

    3 строфа (чтение учеником)

    1.Что же происходит в третьей строфе?

    2. Как же автору удаётся выразить объединение героя с целой планетой?

    3. Какой эпитет и как характеризует людей?

    4. Какой эпитет создаёт образ луча?

    5. Почему выбрано именно это слово?

    4 строфа (чтение учеником)

    1. И что же мы наблюдаем в последней строфе стихотворения? Где же звезда «восходит ярче и полней»?

    2. Что же это за таинственная звезда, которая несёт герою счастье?

    Слушают учителя.

    У каждого ученика лист с распечатанным стихотворением.

    Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы, анализируют стихотворение.

    1 строфа:

    1. Это не вся Россия, а место, где человек родился и вырос – малая родина поэта

    2. Тревогу, холод, горечь – с одной стороны, нежную любовь к родной земле – с другой

    3. На улице зима -холодно, ночь – ощущение одиночества

    4. Эпитет

    5. На фоне холодного зимнего ночного пейзажа ярко и тепло горит звезда, освещая путь всем людям

    6. Растопить лёд в природе, в душе человека, а может, увидела воду, которая, в отличие от всего остального, живая

    7. Олицетворение

    8. Антитеза

    9. Нет. Это одна и та же звезда, отражаясь в воде, она как бы соединяет небо и землю

    2 строфа:

    1. Вдали от родины, в трудные минуты, всегда, и зимой, и летом, звезда полей светила лирическому герою и оберегала его. Лирический герой признателен звезде за это

    2. Герой восхищается красотой русской земли

    3. В минуты потрясений

    4. Он понял что-то такое, чего раньше не знал, он удивлён

    5. Герой тоскует по родине, где он родился и вырос, по её тихой красоте

    6. Повтор, метафору

    7. Метафоры: горит под золотом осенним, горит под зимним серебром

    8. Повтор слова «горит» позволяет сказать о вечном источнике света и тепла, о том, что у человека всегда будет место, где его ждут

    3 строфа:

    1. Оказывается, звезда горит не только для лирического героя: она не угасает для всех жителей земли и касается их своим лучом

    2. Повторяющееся местоимение всех – всех без исключения

    3. Тревожных: люди постоянно заняты, суетятся, перестают видеть красоту вокруг

    4. Приветливый

    5. Звезда горит для всех, она всем рада, несмотря на занятость и невнимание людей

    4 строфа:

    1. Лирический герой делает вывод, что только на его родине звезда полей светит ярче и полней. И он счастлив, пока на белом свете горит звезда его полей

    2. Звезда – символ его родины, и пока она горит, он счастлив

    Творческая мастерская

    Предлагает создать творческую мастерскую, в которой будет работать несколько отделов. Учащимся предлагаются роли музыкантов, дизайнеров, литераторов.

    «Музыканты». Используя наречия, расскажите, как следует читать стихотворение. (Неспешно, медленно напевно, мелодично, плавно, нежно, грустно, проникновенно, торжественно.)

     «Дизайнеры». Используя имена существительные, определите, какие понятия символизирует слово «звезда» в стихотворении. (Свет, счастье, красота, любовь, надежда, вера, доброта.)

     «Литераторы». Найдите в каждой строфе стихотворения ключевое слово и нарисуйте «звезду полей», нанеся ключевые слова на лучи звезды. (Родина, красота, Земля-город, счастье, а во главе – гармония.)

    Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание

    Предлагает ученикам обобщить изученный материал, просит их поделиться своими впечатлениями после анализа стихотворения.

    Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть

    Обобщают материал, изученный на уроке, делятся впечатлениями, открытиями, которые они сделали в ходе урока.

    Записывают домашнее задание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ стихотворения Н. М. Рубцова "Звезда полей"

    Разработка листа рабочей тетради...

    Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

    Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

    Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

    Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

    Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

    Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

    Тест по стихотворениям Н.М. Рубцова "Звезда полей" и "Тихая моя родина" (6 кл)

    Презентация содержит 7 слайдов с вопросами + слайд с правильными ответами и критериями оценивания...

    Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»

    Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...

    Урок по литературе в 6 классе на тему "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"

    Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенно...