Воинский долг или сострадание? Урок-исследование по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах», 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс)

Меньшикова Дарья Алексеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse._leskov_chelovek_na_chasah.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Автор  проекта: Меньшикова Д.А. , Златоустовский городской округ, учитель русского языка и литературы I категории, МАОУ СОШ №18. 
2. Предмет:  литература
3. Класс: 6
4. Тема урока: Воинский долг или сострадание? Урок-исследование по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»
5. Цель урока: на примере рассказа Н.С Лескова научить анализировать текст, давать характеристику поступкам героев, выявлять авторскую позицию.
6. Задачи урока: провести анализ идейно-тематического уровня, выделяя ключевые языковые единицы и выявляя их признаки и назначение, сформировать навыки характеристики главного героя, создать условия формирования аналитического мышления.
7. Планируемые образовательные результаты: 

личностные: воспитание патриотизма, усвоение гуманистических и традиционных  ценностей, воспитание чувства ответственности перед Родиной и перед ближним человеком, формирование уважительного отношения к человеку, освоение социальных норм; 

метапредметные: умение самостоятельно формулировать задачи познавательной деятельности, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

предметные: понимание ключевой проблемы изученного произведения, постижение связи литературного произведения с эпохой написания, выявление заложенных в произведении вневременных нравственных ценностей, выявление выразительно-изобразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи произведения, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

Оборудование:  1) портрет Н.С. Лескова, иллюстрации к рассказу «Человек на часах» художников П.Я. Павлинова, А. Константиновского 2) тексты с рассказом Н.С. Лескова «Человек на часах» 3)Распечатки высказываний Л.Н. Толстого и А.Сурнина.

Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. (Л.Н. Толстой, русский писатель)

Воинский долг заключается в покорности законам, правилам службы, в готовности исполнить принятые на себя обязанности, как бы тяжелы они ни были, и в сознании необходимости отказаться от личных интересов (и даже жизни) ради воинского долга. (А. Сурнин, автор книги «Служение России. Роль офицерства в военном воспитании»)

 8. Содержание урока:

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

  1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

У: Здравствуйте, ребята! У вас на партах листы с высказываниями Л.Н. Толстого и А. Сурнина. Прочитаем выразительно.

1 ученик: Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание. (Л.Н. Толстой, русский писатель)

2 ученик: Воинский долг заключается в покорности законам, правилам службы, в готовности исполнить принятые на себя обязанности, как бы тяжелы они ни были, и в сознании необходимости отказаться от личных интересов (и даже жизни) ради воинского долга. (А. Сурнин, автор книги «Служение России. Роль офицерства в военном воспитании»)

У: Подчеркните ключевые слова в данных высказываниях. Назовите их.

Ученики: Сострадание в первом высказывании и воинский долг – во втором.

У: Запишем ключевые слова, поставив между ними союз или.

Воинский долг или сострадание?

Именно над решением этого сложного вопроса мы сегодня и будем работать на примере героя рассказа Николая Лескова «Человек на часах». А также выясним, какую роль сыграли эти понятия в раскрытии идеи произведения.

  1. Основной (информационно-аналитический) этап

 У: Ребята, как вы думаете, почему, прочитав произведение Лескова, мне вспомнились эти высказывания?

Ученик: Главный герой часовой Постников спасает тонущего человека, оставляя воинский пост.

У: Обратите внимание, что автор охарактеризовал случай, положенный в основу рассказа, как анекдот. А что такое анекдот?

Ученик: Смешной случай.

У: Вот как толкуется слово в словаре Ожегова. (Проекция на экран) Анекдот – 1. Очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным концом. 2.Смешное происшествие.

Действительно ли в основе рассказа смешное событие?

Ученик: Нет, случай трагический. Постников, рискуя собственной жизнью и воинской честью, спасает неизвестного ему человека, к тому же получая жестокое наказание за оставление поста.

У: А как сам автор объясняет это событие? Обратимся к тексту.

Чтение учеником главы 1.

Ученик: Автор говорит, что событие ужасно для главного героического лица, а развязка оригинальна. Это составляет отчасти придворный, отчасти исторический анекдот.

У: Как вы считаете, с какой целью автор в данном фрагменте указывает на историческое время произошедшего?

Историческую справку может дать подготовленный ученик: Тридцатые года 19 столетия, о которых идет речь в произведении, эпоха царствования Николая I Палкина (как прозвали его в народе). За малейшую воинскую провинность и отступление от закона  или воинского Устава предусматривалось жестокое наказание.У людей, тем более у военных, был страх перед вышестоящим начальством и перед царем. Можно сделать вывод, что автор не случайно указывает на точное историческое время.

У: Спасибо! Но что же произошло в ночь Крещения на набережной Невы перед Зимним дворцом?  Восстановим хронологию событий. Обратимся к главе 4.

Сформируем  3 группы и рассмотрим эпизод через анализ языковых средств.

1 группа: найти эпитеты, с помощью которых автор описывает состояние героя.

2 группа: выписать глагольные выражения, характеризующие внутреннюю душевную борьбу Постникова.

3 группа: речевые обороты, которые раскрывают бедственное положение тонущего.

Ученики 1 группы: нервный, чувствительный, умный, исправный, сердце непокорное, с рассудком ясным.

Ученики 2 группы: приходил в оцепенение, оглядывается в ужасе, стал соображать, что спасти человека легко, помнит службу и присягу, не смеет покинуть будки, сердце ноет, стучит, замирает, делается беспокойно, страшно слышать, как другой человек погибает, ощущает «сомнение рассудка», не выдержал и покинул свой пост.

Ученики 3 группы: человек отчаянно молит о помощи, отдаленные крики, стоны, подать помощь утопающему никто не может, тонущий ужасно долго и упорно борется, изнеможденные стоны, призывные крики: «Спасите, спасите! Тону! Спасите, тону!»

У: Ребята, как автор характеризует состояние Постникова?

Ученик: Герой переживает душевные муки. Постников понимает, что тонущего  спасет только он, однако часовой осознает ответственность за оставление поста. В нем борются совесть и долг.

У: Что берет верх?

Ученик: Совесть.

У: А мог бы такой человек, как Постников поступить иначе? И какие черты характера свойственны Постникову?

Ученик: Для Постникова, который подчиняется велению совести, выбор становится очевиден. Ведь им руководят доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, сострадание, жертвенность, способность прийти на помощь.

У: Какую роль в судьбе Постникова играет инвалидный офицер?

Ученик: Инвалидный офицер подхватывает спасенного, везет в съезжий дом Адмиралтейской части и выдает себя за спасителя, а значит подвиг часового присваивает себе.

У: Итак, Постников после спасения тонущего сам нуждается в милосердии другого человека, от которого зависит его судьба. Кто этот человек?

Ученик: Свиньин, батальонный командир, подполковник.

У: Как характеризует Свиньина автор?

Ученик: человек не бессердечный, не имел жалостливости и мягкосердечия, отличался строгостью; если человек нарушал обязанность службы, то Свиньин был неумолим; на службе всякая вина виноватая. Разжалобить Свиньина – дело бесполезное.

У: Как Свиньин повлиял на судьбу Постникова?

Ученик: Свиньин не доносит царю, Постникова не судят, не расстреливают.

У: Можем ли мы утверждать, что Свиньин совершил добрый поступок, ведь он спас Постникова от страшного наказания?

Ученик: Нет, ведь Свиньин  заботился о своей карьере, о репутации.

У: Чем отличается добро Постникова и добро Свиньина?

Ученик: Постников бескорыстный, знает о последствиях, но жизнь чужого человека оказывается важнее его собственной. Свиньин же преследует свои цели, для него важнее не запачкать честь мундира.

У:  Как и обещал автор, у рассказа неожиданный финал. Человек на часах идет на военное преступление во имя спасения жизни, да еще и получает жестокое физическое наказание (200 розг), после чего сам попадает в лазарет.

Почему  на этом эпизоде не заканчивается история? И зачем для автора была важна сцена разговора Свиньина и владыки (духовного лица)?

Перечитаем главу 17, обращая внимание на ключевые слова в речи владыки.

Ученик: Долг службы никогда не должен быть нарушен. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе. Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас – подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг. Воистину претерпеть за свой подвиг и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком.

У: Как вы поняли слова владыки?

Ученик: Понятие долга у владыки означает служение человеку, именно человеческий долг превыше всего. Для души гораздо страшнее не помочь нуждающемуся, но остаться верным закону. За истину пострадать гораздо полезнее.

У: О ком говорит владыка? Только ли о Постникове?

Ученик: Не только. Владыка иносказательно обращается и к самому Свиньину, показывая, что он и другие высокопоставленные лица могли бы спасти часового от наказания, но не спасли. По закону страны они не наказаны, а по божьему закону не исполнили свой долг.

У: Найдите ключевое слово в речи владыки, которое лежит в основе идеи рассказа.

Ученик: Подвиг.

У: Дайте определение этому слову, подобрав синонимы.

Ученик: Мужество, человечность, бескорыстие, самопожертвование.

У: Именно духовное лицо называет поступок Постникова священным словом подвиг. А теперь обратите внимание на название рассказа. Почему именно «Человек на часах»? А не «Постников на службе», «Солдат на посту». Что для вас значит слово ЧЕЛОВЕК?

Ученик: Человек – это воплощение доброты, милосердия, сострадания.

Подвиг Человека – основа рассказа Лескова.

  1. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

 У: Перечитайте распечатки высказываний, которые у вас на партах, и задумайтесь, когда еще сострадание противоречит долгу, а может наоборот: долг - состраданию?

Напишите сочинение – рассуждение, взяв за основу художественное произведение, исторический факт или историю из жизни.

(Можно рекомендовать рассказ Л. Пантелеева «Честное слово»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"

Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....

Нравственные проблемы в рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах»

Хочу представить свою авторскую разработку урока  внеклассного чтения по очень  интересному, но отнюдь не лёгкому  для восприятия детей произведению, нуждающемуся в  дополнительных...

Открытый урок литературы «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»

Технологическая карта урока  литературы «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»...

Викторина по рассказу Н.С.Лескова "Человек на часах"

Какая стояла погода в 1839 году на Крещение?Где нес караульную службу рядовой Постников?Каково происхождение рядового Постникова?Сколько времени длилась внутренняя борьба между чувством долга и чувств...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова " Человек на часах"

Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»«Любите добро ради самого добра»Тип урока:  изучение произведения Н. С. Лескова «Человек на часа...

Урок литературы в 6 классе по рассказу Н. С. Лескова "Человек на часах"

Урок обобщения изученного по рассказу Н. С. Лескова....

Проверочная работа по рассказу Н.Лескова «Человек на часах», 6 класс

проверочная работа на знание содержания рассказа Н.Лескова "Человек на часах", 6 класс...