Разработка урока по литературе в 8 классе "Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Смирнова Елена Николаевна

Урок рассчитан на учащихся 8 класса и направлен на развитие навыков анализа прозаического произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_klass.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема памяти  в рассказе Виктора Петровича Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»

Тип урока: изучение нового материала

 Цели урока:

  1. Углубление  знания обучающихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева.
  2. Формирование навыков анализа прозаического произведения.
  3. Развитие навыков выразительного чтения и устной монологической речи, умения пользоваться текстом для подтверждения своего мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, способность эмоционально откликнуться на затронутые писателем проблемы,  словесно созданные образы.
  4. Воспитание гражданской позиции через литературное произведение, навыков самоорганизации, взаимопомощи, сотрудничества в ходе самостоятельной работы с текстом, потребности вдумчиво и внимательно читать художественное произведение.

 Оборудование урока: 

- портрет В.П.Астафьева;

- книга В.П.Астафьева «Последний поклон»;

- текст рассказа «Фотография, на которой меня нет»;

- карточки с заданием для групповой работы;

- карточки «Рефлексия»;

- фотоаппарат.

Методы и приемы: читательская практика «Мозаика», эвристическая беседа, работа в группах,  индивидуальная работа, проблемный вопрос.

Ход урока

1.Оргмомент. Создание психологического настроения на работу.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке. Только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок - это и есть наше с вами совместное творчество.

2. Этап актуализации знаний.

Слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии –  добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

                                             Как много желтых снимков на Руси

                                             В такой простой и бережной оправе!

                                             И вдруг открылся мне и поразил

                                             Сиротский смысл семейных фотографий:

                                             Огнем, враждой

                                             Земля полным - полна,

                                             И близких всех душа не позабудет…

                                                                               

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

Беседа с классом.

 - Что поэт считает важным?

 - Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

 - Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память». Я обращаю ваше внимание на слово «не позабудет».

- Значит, о чем мы будем говорить?

- Слово «память» очень важно сегодня на уроке. Главный вопрос урока: Память! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить сейчас или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной? Сколько вопросов. А где же ответы?

3.Этап мотивации. Просмотр семейных фотографий.

Слово учителя.

Обратимся к нашему опыту. На урок вы принесли  любимую старую фотографию вашей семьи.

- Расскажите, какие эпизоды  запечатлены на этих фотографиях?

- Почему они так вам дороги?

Слово учителя.

Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.

Писатель В. П. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, своем детстве, своей родной Сибири. Он писал: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не Иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо».

Эта книга называется «Последний поклон».

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет». Вы его прочитали дома.

Запись темы урока.

4.Выявление восприятия.

Беседа с классом.

- О чем этот рассказ? Что показалось необычным?

- В какое время происходит действие рассказа?

- Чем живёт русская деревня в эти годы?

- Найдите и прочитайте  основную мысль рассказа?

- Объясните смысл этой фразы.

Слово учителя.

 Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

Я обращаю ваше внимание на высказывание Г.Гейне: «Прошлое – родина души человека». (Запись на доске)

- Как вы понимаете выражение « родина души»?

- Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?

5. Определение задач урока.

- Почему эти воспоминания так важны для В. П. Астафьева?

-  О ком должны сегодня поговорить?

   (о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)

6. Работа в группах.

Задание 1 группе.

Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: «Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...»

В конце рассказа сделайте вывод: «Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...»

Задание 2 группе.

Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

4. Почему писатель говорит о чувстве вины?

5. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького «Детство»?

Начните свой рассказ со слов: «Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...»

В конце сделайте вывод: «Повесть, в которую включен рассказ, называется «Последний поклон». Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...»

Задание для 3 группы.

Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

Начните свой рассказ со слов: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...»

В конце сделайте вывод: «Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...»

Задание для 4 группы.

Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников Овсянской начальной школы? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

Начните свой рассказ со слов: «Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...»

В конце сделайте вывод: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...»

7. Выступления групп.

1) 1 группа.

2) Слово учителя. Беседа с классом.

Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек,  может быть и физической, и душевной.

- Как влияет это преодоление на человека? (Изменяет его, делает его опытнее, мудрее, взрослее).

- Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

- Чему научил этот случай героя?   (Ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)

- Запишите ключевые слова.

- Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.

3) Слово учителя.

Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья. Самым дорогим для него человеком была бабушка.  Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти… Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

4) 2 группа

5) Слово учителя.

- Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким. Не причинять боль другим, чтобы потом не каяться.

- Какие ключевые слова мы можем записать? (Мудрость, доброта, прощение)

- Душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

6) 3 группа.

7) Слово учителя.

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

- А легко ли было учителям в то время?

Важно сохранять память о таких людях. Это подвижники, они приехали в деревню в трудное для страны время, не побоялись трудностей. Они несли культуру, свет в души людей.

- Какие ключевые слова мы запишем? (Самоотверженность, уважение)

8) Слово учителя.

Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.

9) 4 группа.

 8.  Чтение  заключительной части рассказа: 

« Школьная фотография жива до сих пор…»

Беседа с классом

         - В чем особенность построения этой части рассказа?

         (Она  построена на  антитезе:  война  – мирная  жизнь,  фотография  – летопись  жизни.  Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях,  где  тётка снята  в шляпе,  дядя  – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно.  Вся  жизнь  деревни  в  этих  фотографиях,  здесь  и  погибшие  на  войне.  Смешные фотографии,  связаны с трагедией жизни. История  страны,  ее  судьба  складывается  из  историй  и  судеб  отдельных  людей.  Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи)

          - Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?  (Изображены  школьные  товарищи,  погибшие  на  войне.  Фотография  разбудила  память  о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

          -  Какие  чувства  он  испытывает,  рассматривая  фотографию?  (Фотография  воскрешает  в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места

9. Итоговая беседа.

- Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет?

- Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания, его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом - «родиной души героя».

-Вернемся к главному вопросу: помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?  Может ли жизнь без нее быть полноценной?

- А что эта память дает нам?

- Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.

- Да, это тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

Слово учителя.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. П.Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

Урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я есть» 

10. Рефлексия.

И в наших душах рассказ В. П. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления.

Сегодня на уроке я открыл…

                                  почувствовал…

                                  узнал…

                                  понял…

                                  задумался…

                                  испытал…

  Закончите предложение.

11. Оценочная деятельность.

12. Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя.

2. На выбор:

1) написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2) написать сочинение «История одной фотографии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.А.Бунина "Косцы"

Изображение природы и народного труда. Образ Родины.Цели и задачи:Обучающие: познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.Развивающие: разви...

Методическая разработка урока по литературе: «Праведница русской земли» » (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Урок  нацелен помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как  праведность,  чуткость,  совесть,  человечность,   «вслед за автором» проследить за...

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...