Урок литературы. Ранние романтические произведения Максима Горького.
учебно-методический материал по литературе

Можеванова Марина Александровна

Урок обучающий,  повторительно-обобщающий.

Цели:

Обучающие:

1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.

2. Повторить  понятие романтизма.

3.Повторить  понятие аллегории.

4.Выполнить идейно-художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль»

5.Обзорно познакомить учащихся с сюжетом рассказа «Макар Чудра»

6.Познакомить учащихся с сюжетом произведения «Песня о Соколе»

   Развивающие:

1.Развивать устную монологическую речь учащихся.

2.Развивать навыки анализа эпического произведения.

3.Развивать умение внимательно слушать сообщения одноклассников.

4.Развивать умение конспектировать основные моменты урока.

    Воспитательные:

         1.Вызвать интерес к предмету (при помощи сообщений, работы в группах)

         2.Воспитывать в учащихся ответственность за поступки, уважение к старшим, быть неравнодушными людьми по отношению к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_gorkiy.docx19.35 КБ
Microsoft Office document icon portret_gorkogo.doc34.5 КБ
Office presentation icon romantizm_prezentatsiya1.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Тема: «Ранние романтические произведения Максима Горького» - 2 урока.

Моя задача пробуждать в человеке

 гордость самим собой,

говорить ему о том, что он в жизни -

 самое дорогое, светлое,

лучшее и значительное,

 и что, кроме него,

 нет ничего

достойного внимания.

Из письма М.Горького.

Урок обучающий,  повторительно-обобщающий.

Цели:

Обучающие:

1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.

2. Повторить  понятие романтизма.

3.Повторить  понятие аллегории.

4.Выполнить идейно-художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль»

5.Обзорно познакомить учащихся с сюжетом рассказа «Макар Чудра»

6.Познакомить учащихся с сюжетом произведения «Песня о Соколе»

   Развивающие:

1.Развивать устную монологическую речь учащихся.

2.Развивать навыки анализа эпического произведения.

3.Развивать умение внимательно слушать сообщения одноклассников.

4.Развивать умение конспектировать основные моменты урока.

    Воспитательные:

         1.Вызвать интерес к предмету (при помощи сообщений, работы в группах)

         2.Воспитывать в учащихся ответственность за поступки, уважение к старшим, быть неравнодушными людьми по отношению к окружающим.

Оборудование: классная доска, проектор, экран.

Наглядные материалы: портрет М.Горького, выставка книг М.Горького: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Хан и его сын», «Немой», «Девушка и Смерть».

Оформление классной доски: дата, тема, эпиграф (на экране).

Ход урока.

Оргмомент: традиционный.

Постановка целей и задач на урок.

 - Сегодня на уроке мы будем знакомиться с ранними романтическими произведениями Максима Горького. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. К теме урока я подобрала эпиграфом слова М.Горького, обратите внимание на экран (зачитать), к этим словам мы с вами вернёмся ещё в конце урока.

Ваша задача – быть очень внимательными и активными на уроке, чтобы как можно больше узнать о героях романтических рассказов этого писателя. Но сначала давайте вспомним  материал прошлого урока, повторим основные факты из жизни и творчества М.Горького.

Сообщение Савчук Веры об основных фактах жизни и творчества М.Горького.

Мы вспомнили основные факты из жизни и творчества М.Горького, и я хочу сделать акцент на том, что романтические произведения М.Горького входят в первый период его творчества – с 1892 по 1896 годы. Т.к. это были первые его рассказы, с которых он только начинал своё творчество, поэтому их называют ранними.

Перед тем, как перейти к знакомству с данными произведениями, нам  нужно вспомнить,  что такое романтизм. 

Обратите внимание на экран и запишите понятие романтизма в тетрадь. (зачитать)

Первым романтическим рассказом М.Горького является «Макар Чудра» (1892 г), сюжет которого мы узнаем из сообщения Дудник Любы.

Ребята, вы не просто должны прослушать сообщение, а подумать и ответить на вопрос – какие черты романтизма присутствуют в этом рассказе?    

После рассказа Любы, повторить вопрос.

Черты романтизма  в данном рассказе – борьба за свободу, исключительные личности, неожиданная развязка произведения.

 Это произведение экранизировано, художественный фильм называется «Табор уходит в небо». (Можно показать эпизод из данного фильма)

Далее мы будем выполнять идейно-художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль», который вы прочитали дома. Но сначала вспомним понятие аллегории, т.к. в этом рассказе аллегория имеет значительное место. Обратите внимание на экран, запишите в тетрадь.       Зачитать.

А теперь непосредственно перейдём к анализу рассказа «Старуха Изергиль».

Надо сказать, что по жанру -  это рассказ в рассказе, т.е. в нём  присутствуют реальные факты, которые происходят здесь и сейчас, и легенды, которые рассказывает Изергиль.

Здесь происходит сращение – жизнь переходит в сказку, а сказка переходит в жизнь.

Рассказ состоит  из трёх частей, поэтому вы будете работать в трёх группах.

Первая группа анализирует первую часть рассказа, вторая группа – вторую часть, третья – третью часть. Совещаетесь в группах, опираясь на план, на это вам даётся минут 10, затем отвечаете.

ЗАЧИТАТЬ ПЛАН АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 Отметить, что пятый вопрос – общий, все группы должны над ним подумать.

1 группа – в первой части рассказа Горький показывает человека, живущего для себя. Человек вне общества никогда не приобретёт счастья. Самое страшное наказание – одиночество. Лара – «отверженный».  Записать.

2 группа – рассказ старухи о своей жизни. Воспевается любовь, бурная жизнь, она любила сильные личности. Ключевой является фраза старухи  «В жизни всегда есть место подвигу»,  которая подготавливает нас к восприятию третьей легенды.

3 группа – легенда о Данко. Показано служение людям, воспевается подвиг во имя людей.

Анализируя пятый вопрос, приходим к выводу, что автор хотел показать, что так жить, как Ларра, нельзя. Нельзя быть эгоистичным человеком, не уважать старших  и делать всё, что хочется. Показывая жизнь Изергиль, автор говорит о том, что она воспевает сильные личности, стремящиеся к подвигу, но сама она быстро забывала тех людей, которых любила, она жила бурной жизнью, семьи не нажила, получается она тоже прожила жизнь эгоистки. Только третья часть показывает нам героя, идеального человека, живущего для других, отдавшего свою жизнь ради других людей. Данко – идеал, по мнению М.Горького.

- Как вы думаете, к кому ближе Изергиль – к Данко или Ларре?

Изергиль ближе к Ларре, т.к. подвига она никакого не совершила, а жила в своё удовольствие, меняя свои привязанности и быстро забывая о них.

Итак, мы видим, что Горький показывает три жизненные позиции. В основе этого произведения лежит мысль о назначении жизни человека. Первую позицию Горький не принимает, вторую – тоже, но фразой «в жизни всегда есть место подвигу» автор подготавливает читателя к третьей жизненной позиции – поэтому он и завершает свой рассказ легендой о Данко, т.к. именно эту жизненную позицию  он воспевает – неравнодушное отношение к  людям, подвиг во имя людей, показывает идеал многих поколений, и эпиграф к сегодняшнему уроку доказывает это.

А сейчас мы познакомимся ещё с одним ранним  произведением М.Горького Песня о Соколе». Я прочитаю, а вы подумайте: можно ли это произведение отнести к романтическим? Почему?

Чтение учителем  произведения «Песня о Соколе»,  ребята следят, читают на своих рабочих местах. Затем повторяется вопрос: итак, можно ли это произведение отнести к романтическим? Почему?

Это произведение романтическое – Сокол готов ради полёта погибнуть. Сокол – источник начала, которое превращает мечту в действительность. Противопоставление двух точек зрения на счастье, на смысл жизни. Столкновение возвышенного и низменного, прекрасного и уродливого. Реальный пейзаж. Проза чеканна. Рассказ в рассказе – образ мудрого Рагима расширяет повествование, даёт возможность услышать в рёве волн славу безумству храбрых.

Вывод по уроку: сегодня на уроке мы вспомнили факты из жизни и творчества М.Горького, вспомнили о таких понятиях, как романтизм и аллегория и познакомились с ранними романтическими произведениями писателя: «Макар Чудра»,  «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».

Оценки за урок:

За сообщения –

За работу в группах –

За активную работу на уроке (ответы на поставленные учителем вопросы, дополнения) –

Домашнее задание – прочитать 1-2 действие пьесы М.Горького «На дне».



Предварительный просмотр:

Портрет Горького

Максим Горький


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя задача побуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое дорогое, светлое, самое лучше и значительное, и что, кроме него, нет ничего достойного внимания. Из письма М. Горького

Слайд 2

Романтизм - это литературное направление, пришедшее в конце 18- начале 19 века из Франции. Великая французская революция 1789 года, движение декабристов в России были социальной почвой романтизма. В переводе с французского языка, романтизм – это «нечто таинственное, странное, нереальное». Как правило, в романтических произведениях воспевается яркая, исключительная личность, герой-романтик находит равное себе начало в общении со стихией, с миром природы, поэтому большую роль играет в романтических произведениях пейзаж.

Слайд 3

Аллегория – (греч. allegoria – иносказание), прием или тип образности, основой которого является иносказание: запечатление придуманной автором идеи в предметном образе.

Слайд 5

План. Сюжет (краткий пересказ) Портерная характеристика героев (можно по тексту) Охарактеризовать сцены, показывающие героев в действии. С какой целью вводится пейзаж? Композиция – почему Горький именно так расположил части?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.

Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....

"Всегда ли в жизни есть место подвигу!" (по ранним романтическим произведениям М.Горького)

Урок русского языка в 7 класса предусматривает знание учащимися ранних произведений М.Горького: "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", Легенда о Данко" ("Старуха Изергиль"). Данная форма урока - ур...

Ранние романтические рассказы М. Горького

Презентация к уроку  "Ранние романтические рассказы М.Горького"...

Презентация урока литературы в 11 классе «Романтические рассказы Максима Горького».

Методическая разработка презентации "Урок литературы ы 11 классе. Романтические рассказы Максима Горького"....

М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш».

Урок литературы М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в  рассказе «Челкаш»....