Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Салихова Айгуль Сунагатовна

Конспект по литературе для подготовки к уроку по теме "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatury_v_6_klasse_po_skazke.docx140.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по сказке-были

А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

D:\Docums\Data\Desktop\Beautiful-pink-flower_-_West_Virginia_-_ForestWander.jpg

Тема урока: А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок».

Уроки доброты Платонова.

Учитель: Салихова А.С.

ОУ: МОБУ СОШ №7, ГО Сибай, РБ

Цели урока:

  1. Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.
  2. Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художественного произведения, анализировать, делать выводы, продолжить работу над навыкам выразительного чтения.
  3. Способствовать воспитанию таких нравственных качеств, как сострадание, любовь ко всему живому и жизни, трудолюбия, воспитание читательского вкуса.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийные средства.

Методические приемы: слово учителя, чтение по ролям, работа над закреплением литературоведческих понятий,  работа с текстом, беседа по вопросам, цитирование, выразительное чтение, обобщение, выводы.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Организационный момент.

Цель: создать рабочую настроенность. Приветствие.

Здравствуйте,  ребята.

Настрой на урок

Введение в тему, целеполагание.

Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова (Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить  в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание.

Оформление записей в тетради.

Актуализация опорных знаний

В 5 классе мы читали рассказ «Никита»

-Вы помните этот рассказ?

-Что удивило Никиту в цветке?

Обсуждение

Работа над закреплением литературоведческих понятий.

Какой приём использовал А.Платонов, наделяя неодушевленные предметы человеческими качествами?

(олицетворение).

Подготовка к восприятию сказки.

Перед нами другая сказка. Сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная в1950 году незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание.

Словарная работа

Что такое «завещание»?

Что значит «неизвестный»? подберите синонимы к слову.

-Где мог появиться цветок, чтобы быть неизвестным?

(наказ на будущее)

(неведомый, незнакомый)

(Там, где никого нет)

Создание проблемной ситуации.

Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок». Мы должны понять, что хотел сказать нам писатель. Тема нашего урока: «Уроки доброты Платонова»

Выборочное чтение, беседа по тексту

Читаем 1 абзац до конца.

Читаем 2 абзац и 1 предложение 3.

-легко ли было семечку? (очень трудно).

Читаем 3,4,5 абзац. Жизнь цветка не только борьба, но и радость.

Открывают учебник стр. 33

Постановка проблемного вопроса.

Каким вы представляете себе цветок?

А вот каким его рисует автор: читаем 6 абзац.

Найдите в тексте: чем был обделен цветок? Почему он не видел себя?

С чем сравнивает его автор? как называется это средство выразительности?

(слабым, нежным, но сильным духом)

(был слепой).

(со звездой)

(метафора - образное сравнение).

Постановка проблемного вопроса.

Как вы думаете, он так  и проживет неизвестным? Для чего тогда он мерцал и благоухал?

Что заинтересовало девочку?

Почему девочка пошла на пустырь?

Как Даша увидела цветок?

Какие чувства вызывают у вас слова: один- никто- маленький ?

-Почему Даша поцеловала цветок? (пожалела, проявила чувство  сострадания).

-Для чего девочка привела ребят? Что её поразило в цветке, чем она хотела поделиться с друзьями?

Читаем 10 абзац и дальше до конца.

(быть полезным другим).

(благоухание).

(вспомнила сказку.)

Выразительное чтение по ролям.

Лексическая работа.

Что значит «удобрить»?

(сделать доброй)

Постановка проблемного вопроса.

Могла ли Даша забыть о цветке?

Читаем следующий абзац до конца.

Как земля отблагодарила ребят?

-А что же случилось с прежним цветком?

-Чем сын был не похож на отца?

(пустырь покрылся цветами) (он повторился в своем сыне)

Работа с текстом.

Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в этом

Работа над закреплением литературоведческих понятий.

Что сказочного в произведении? Как называется этот вид тропа?

(живой цветок) (олицетворение).

Рефлексия.

А что же является былью, только ли о цветке идет речь в произведении? Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. В чем заключается урок Платонова?

 Что завещал  Платонов, Какими нам надо быть?

Многие известные люди размышляли о смысле жизни. Каким афоризмом можно выразить вывод урока? (слайд 8)

«Жить- значить действовать». А. Франс.

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций

«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали

«Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.

Ребята, помогите мне оценить  вашу работу, кто на ваш взгляд хорошо работал? Оценки.

Беседа-размышление, выводы учеников.

Домашнее задание

1.Прочитайте  статью об авторе сказки стр. 30-32, 2.Нарисуйте, каким вы представляете себе цветок, дайте ему имя.

3.Как бы вы поступили, встретив такой цветок?

Запись в дневниках.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова."Неизвестный цветок".

Цель урока: обучать грамотному чтению художественного текста, воспитывать любовь к языку произведения Платонова. Слайды презентации фиксируют внимание на художественном своеобразии автора....

Урок литературы в 6 классе по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Конспект урока по технологии развития критического мышления....

Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок

Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова  построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)...

Разработка урока по литературе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

Разработка урока + рабочий лист по сказке-были "Неизвестный цветок"...

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок" + презентация к уроку....

Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»

Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок» Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» ...