Урок литературы в 5 классе. Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.
методическая разработка по литературе (5 класс)

Чивилёва Галина Фёдоровна

Знакомство с содержанием сказки "Царевна-лягушка"; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

Класс: 5

Тема урока: Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы работы: беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, кластер

Цел урока: знакомство с содержанием сказки; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы

Технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения

Межпредметные связи:  живопись

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

научиться определять мораль сказки,  использовать при сказе характерные речевые обороты

-коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;

- регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;

- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Ход урока

Сказка – ложь, да в ней намёк –

 добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

II. Актуализация знаний.  Проверка домашнего задания

– Что такое сказка?

- Какие жанры сказок вы знаете? Назовите известные вам сказки.
(
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Волшебные, бытовые, о животных.)

III. Постановка учебной задачи

—  Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».

IV.  Создание проблемной ситуации

- Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»).

- Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?

V.  «Открытие» учащимися новых знаний. Чтение сказки «Царевна-лягушка»

1). Беседа

- Как надо пересказывать или читать сказку?

(С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.)


  2). Чтение сказки «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова 

(Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут. Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.)
 

VI. Первичное закрепление

- Как вы думаете, к какому жанру относится эта сказка? 

VII. Динамическая пауза. Физкультминутка

VIII. Включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа

- Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. Запишите.

IX. Работа с репродукциями

Учитель. Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и  к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).

 - Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

 - Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?

X. Составляем кластер (работа в парах).

- Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.

(Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…)

XI. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока (выставление оценок)

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)

- Интересно ли было слушать эту сказку? Ваше впечатление от прочитанного.

- Как вы думаете, как эта сказка должна закончиться?

(Добро победит зло)

- Хотелось бы вам узнать, что будет дальше?

XII. Домашнее задание

- Перечитайте сказку.

-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.

 - Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26).

- Индивидуальное задание – иллюстрирование сказки  (по желанию).