К 195-летию русского писателя, переводчика и литературного критика Александра Васильевича ДРУЖИНИНА.
статья по литературе

Монахова Елена Тарасовна

К 195-летию русского писателя, переводчика и литературного критика Александра Васильевича ДРУЖИНИНА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Я НЕ МОГ ДУМАТЬ НИ О ЧЕМ И НЕ О КОМ, КРОМЕ ЛЕРМОНТОВА…»
К 195-летию русского писателя, переводчика и литературного критика Александра Васильевича ДРУЖИНИНА. (8/20 октября 1824)

Александр Васильевич родился г. в семье видного петербургского чиновника почтового ведомства. Отец, Василий Федорович, отличался большим трудолюбием и исключительной честностью: в трудные недели отступления из Москвы в 1812 г. он спас и сохранил денежный ящик Московского почтамта, за что был награжден большим ИМЕНИЕМ МАРИИНСКОЕ в Гдовском уезде Петербургской губернии (ныне Псковской области, именно в этом имении Александр Васильевич проводил летние месяцы в детские и отроческие годы). Трудолюбие и честность ― отличительные качества и Александра Васильевича. Будущий писатель в 1840 г поступил сразу во 2-й класс Пажеского корпуса, одного из самых привилегированных учебных заведений России, после окончания которого служил прапорщиком в лейб-гвардии Финляндском полку. Самое важное событие той поры ― дружба будущего писателя с П. А. ФЕДОТОВЫМ, тогда офицером Финляндского полка, уже известным художником. Дружинин оставил о нем ценную статью «ВОСПОМИНАНИЯ О РУССКОМ ХУДОЖНИКЕ ПАВЛЕ АНДРЕЕВИЧЕ ФЕДОТОВЕ», опубликованную в «Современнике» (1853).

От ранней поры его литературной деятельности почти ничего не сохранилось. Дошедшие до нас наброски и замыслы повестей, рассказов, очерков содержатся в папке Дневника, опубликованного в серии «Лит памятники» в 1986 году. Его повесть «ПОЛИНЬКА САКС» имела шумный успех. «… не было русского семейства, где бы и матери, и дочки не засыпали с этой повестью в руках, не старались всеми средствами собрать справки: кто такой этот симпатичный адвокат и защитник всякой увлекшейся неопытной девушки и женщины <...> ― Дружинину открыты были двери всех гостиных, салонов и будуаров... Каждая дама того времени считала за счастье увидеть Дружинина..." (Старчевский А. Александр Васильевич Дружинин // Наблюдатель. 1885. №4). Но не только женщины, мужская половина русских читателей тоже отнеслась к молодому прозаику весьма одобрительно, Некрасов писал Тургеневу в Париж 11 декабря 1847 г.: «Читайте в 12 No "Совр<еменника>" "Полиньку Сакс", автор ― небывалый прежде, а каков ― увидите». Крупнейшие литературные критики того времени (А. Д. Галахов, В.Г. Белинский…) также отозвались положительно.

Увы, большинство наших современников даже не слышало об этом маленьком шедевре русской прозы. Почти неизвестно и имя автора «Полиньки Сакс». А между тем за неполные двадцать лет активнейшей литературной деятельности (Александр Васильевич прожил всего сорок лет) он успел напечатать около трёхсот стихотворений, рассказов, очерков, фельетонов, критических статей, переводов. Причём среди последних — «Король Лир», «Ричард Третий», «Кориолан», «Король Джон», заслуженно считавшиеся лучшими переводами Шекспира на русский язык. Список литературных амплуа Дружинина довольно внушителен: он был не только чрезвычайно известным в своё время писателем, поэтом, драматургом, критиком, но и журналистом, фельетонистом, переводчиком, редактором и основателем Литературного фонда.

Однако нас ДРУЖИНИН более всего интересует как АВТОР СТАТЕЙ О ЛЕРМОНТОВЕ, как человек лично встречавшийся с Руфином Ивановичем ДОРОХОВЫМ (боевым другом Лермонтова), о чем он рассказал в 1852 году в январской книжке «Библиотеки для чтения» в «Письме иногороднего подписчика о русской журналистике» (XXV), дав эскиз психологического портрета Лермонтова:

«Во время моей последней поездки я познакомился с одним человеком, который коротко знал и любил покойного Лермонтова, странствовал и сражался вместе с ним, следил за всеми событиями его жизни и хранит о нем самое поэтическое, нежное воспоминание. Характер знаменитого нашего поэта хорошо известен, но немногие из русских читателей знают, что Лермонтов, при всей своей раздражительности и резкости, был истинно предан малому числу своих друзей, а в обращении с ними был полон женской деликатности и юношеской горячности. Оттого-то до сих пор в отдаленных краях России вы еще встретите людей, которые говорят о нем со слезами на глазах и хранят вещи, ему принадлежавшие, более чем драгоценность.

С одним из таких людей меня свела судьба на короткое время, и я провел много приятных часов, слушая подробности о жизни, делах и понятиях человека, о котором я имел во многих отношениях самое превратное понятие. <…> Преданность моего знакомца памяти Лермонтова была беспредельна. <…> Он сохранил всю молодость духа и всю гибкость воображения, долго жил на Кавказе и понимал произведения Лермонтова так, как немногие их понимают: он мог рассказать происхождение почти каждого из стихотворений, событие, подавшее к нему повод, расположение духа, с которым автор «Пророка» брался за перо...»

Встреча с Дороховым в Пятигорске в 1851 году произвела на Дружинина сильнейшее впечатление. В своем Дневнике он пишет, что воспоминание, оставшееся у него от посещения Пятигорска, связано было с «обожаемой памятью» Лермонтова… Он написал повесть «Легенда о Кислых водах» (1854), первые страницы которой остались ненапечатанными. В этом неизданном «Вступлении» Дружинин снова упоминает о свидании с другом поэта, описывая свою ночную поездку из Пятигорска в Кисловодск. На «Кислых водах» он бродит возле дома Дворянского собрания, знакомого нам по «Герою нашего времени»; здесь опять открыта «ресторация» Найтаки, у которого служит «самый смышленый из его буфетчиков», старожил Кавказского края, не раз подававший форелей «покойному Михаилу Юрьевичу». Автор охвачен особенным настроением: им владеет «только одно воспоминание, одно стремление и один порыв душевный к человеку давно умершему», никогда им не виденному:

«Я не мог думать ни о чем и ни о ком, кроме Лермонтова… <…> Образ Лермонтова, виденный мною на портрете, срисованном с усопшего и хранившемся как святыня у одного из его ближайших товарищей, возникал передо мной с ясностью почти фантастической. Я видел, ясно видел у грота, прославленного гением Лермонтова, — это загорелое и бледное лицо с отпечатком предсмертного страдания и какой-то таинственной неразгаданной мысли...»

Дружинин подчеркивает, что именно встреча с другом Лермонтова вызвала у него особенный порыв отчаяния из-за гибели поэта: «Зачем люди, его окружавшие, — думал я с ребяческим ожесточением, — не ценили и не лелеяли поэта, не сознавали его величия, не становились грудью между ним и горем, между ним и опасностью! Умереть за великого поэта не лучше ли, чем жить целое столетие?..»

В другом «Письме иногороднего подписчика» (1854) году критик утверждал, что память о Лермонтове «до того свежа на Кавказе, что сотни сведений о его жизни придут к биографу сами, по первому востребованию». В Дневнике есть запись о встрече с двоюродным дядей Лермонтова П.П. Хастатовым. Видимо, после пятигорской встречи Дружинин решил серьезно заняться подготовкой жизнеописания великого поэта. «Всякий из литераторов поставил бы себе в честь составить более или менее полную биографию Лермонтова», — писал он в анонимной рецензии на третье смирдинское издание сочинений писателя в 1852 году. Но работа Дружинина по сбору материалов для подготовки жизнеописания Лермонтова оставалась скрытой и окончательной большой работы о любимом поэте он не написал. О причинах исследователи высказывают разные предположения от идеологических до причин, заключающихся в свойствах характера Александра Васильевича… В РГАЛИ (фонд № 167) хранятся наброски, сделанные рукой Дружинина «Для памяти» (без даты), где обозначены предполагаемые статьи (для «Библиотеки для чтения» преимущественно). Среди них указано более десятка работ, в том числе и о ЛЕРМОНТОВЕ. Эта статья не была закончена, хотя дошедшая до нас рукопись, опубликованная с подробными комментариями Э. Герштейн, убеждает в том, что это была бы незаурядная работа.

Сам он отмечал: «Мы очень хорошо знаем, что для подробного жизнеописания Лермонтова еще не пришло время, — но краткий очерк жизни Лермонтова уже возможен, а по журналам нашим разбросано некоторое количество воспоминаний и заметок о Лермонтове, имеющих значение и хотя отчасти знакомящих нас с оригинальною, причудливою, загадочною личностью человека, в котором, как было сказано когда-то, Россия лишилась своего Байрона»

Есть еще одна нить, связывающая Дружинина с Лермонтовым.

Александр Васильевич был соседом Дарьи Федоровны ХАРЛАМОВОЙ (1817-1906), в Гдовском уезде Псковской губернии она владела поместьем Архангельское Сижно (в настоящее время деревня Сижно Сланцевского района Ленинградской области), которое находилось в 35 верстах от имения Дружинина ― Мариинского. Мать Дарьи Федоровны ― Прасковья Николаевна АХВЕРДОВА (урожденная АРСЕНЬЕВА) (1786-1851) была дочерью ближайшего сподвижника А.В. Суворова, генерал-майора Николая Дмитриевича Арсеньева (1754-1796) воспетого юношеским кумиром поэта – лордом Байроном в «Дон Жуане» («Командовал бесстрашной частью тою / Арсеньев – вождь, прославленный молвою»).

Николай Дмитриевич ― двоюродный брат дедушки Лермонтова ― Михаила Васильевича АРСЕНЬЕВА. А Прасковья Николаевна приходилась троюродной сестрой Марии Михайловне Лермонтовой и троюродной теткой самому поэту, она была личностью просвещённой и талантливой, вошла в историю русской литературы как воспитательница прекрасной Нины Чавчавадзе-Грибоедовой, которая считала Ахвердову своей второй матерью. Михаил Юрьевич упоминает Прасковью Николаевну в письмах к бабушке. Дочь Прасковьи Николаевны, Дарья Федоровна ХАРЛАМОВА приходилась поэту уже четвероюродной сестрой, моложе которого была всего на три года.

В настоящее время этими связями Дружинина с родственниками Лермонтова активно занимается гдовский краевед Владимир Иванович БУДЬКО. У него есть интереснейшие исследования и находки. Подробнее: Группа "А.В. ДРУЖИНИН": 
https://vk.com/club81493206

ИСТОЧНИКИ:
1. Сочинения А.В. ДРУЖИНИНА
http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/
2. А. В. Дружинин. Повести. Дневник. М.: Наука, 1986 (Серия "Литературные памятники")
3. Дружинин А. В. Из статьи "Сочинения Лермонтова" // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989.
4. Герштейн Э. Г. Судьба Лермонтова. М., 1986.
5. Владимир Будько А. В. Дружинин в Гдовском уезде //
http://www.proza.ru/2015/10/29/61
6. Арсеньевъ В.С. Родъ дворянъ Арсеньевых 1389 г.-1901 г./ Изд-нiе М.Т. Яблочкова. Тула: Типографiя Губернскаго Правленiя, 1903.
7. Николай Скатов. А. В. Дружинин - литературный критик. 1983.
8. Алдонина Н. Б. А..В. Дружинин (1824–1864): Малоизученные проблемы жизни и творчества. Самара: СГПУ, 2005.

***
«…Когда быстрая и ранняя литературная слава озарила голову кавказского изгнанника, наш поэт принял ее так, как принимают славу писатели, завоевавшие ее десятками трудовых годов и подготовленные к знаменитости. Вспомним, что Байрон… возился со своей известностью как мальчик, обходился со своими сверстниками как турецкий паша, имел сотни литературных ссор и вдобавок еще почти стыдился звания литератора. Ничего подобного не позволил себе Лермонтов даже в ту пору, когда вся грамотная Россия повторяла его имя. Для этого насмешливого и капризного офицера, еще так недавно отличавшегося на… кавалерийских маневрах под Красным Селом, мир искусства был святыней и цитаделью, куда не давалось доступа ничему недостойному. Гордо, стыдливо и благородно совершил он свой краткий путь среди деятелей русской литературы, которая, нечего скрывать, в то время представляла много искушений и много путей к дурному.

…1841 год — последний год в жизни поэта нашего — есть ИСТИННОЕ ЧУДО в своем роде… <…> И до этого года поэт был первенствующим деятелем в нашей литературе,… но потрудитесь взглянуть на список стихотворений, относящихся к последнему году жизни Лермонтова, — и вы увидите, что почти все написанное им прежде, и «Герой нашего времени», в свое время сводивший с ума читающую Россию, — все померкнет перед творчеством означенного года. <…> О внутреннем же достоинстве и говорить нечего. Много поэтов в мире погибало раньше срока, но никогда еще судьба… так безвременно не похищала существа, в ТАКОЙ СТЕПЕНИ УКРАШЕННОГО ПРИСУТСТВИЕМ ГЕНИЯ.

Он зрел с каждым новым произведением, он что-то чудное носил под своим сердцем, как мать носит ребенка, мотивы невыразимой, подавляющей скорби вырывались у его музы и смешивались с другими восторженно-сладкими звуками. …В 1841 году, за самое короткое время, Лермонтов показал нам все частные особенности поэта истинно великого. …все признаки и задатки МИРОВОГО ПОЭТА тут были — начиная с формы стиха, до сих пор недосягаемой по совершенству, до удивительного проникновения в жизнь природы… Не говорим уже о разнообразии и всесторонности последних пьес Лермонтова, о глубине мысли, о богатырских порывах к недосягаемому миру….

Последний, загадочный год в жизни Лермонтова, весь исполненный деятельности, — СОКРОВИЩЕ для внимательного ценителя, всегда имеющего наклонность заглядывать в «лабораторию гения», напряженно следить за развитием каждой великой силы в мире искусства. Тут на всяком шагу виден новый порыв в сокровеннейшие тайники творчества, — новый шаг к той НЕРАЗГАДАННОЙ ГРАНИ, которая отделяет деятелей гениальных от деятелей высокоталантливых. <…> Мы… снова дивимся песням безвременно погибшего юноши и, проклиная лиц, допустивших его погибель, — все-таки с гордостью убеждаемся, что «не бездарна та природа, не погиб еще тот край», где при стечении самых неблагоприятных случайностей, при полной неспособности общества ценить людей, его возвеличивающих, — все еще появляются личности, подобные поэту Лермонтову…»
__________________________________________
ДРУЖИНИН А. В. Из статьи «Сочинения Лермонтова»

Фотографии и видео ИМЕНИЯ МАРИИНСКОГО со страницы группы "А.В. ДРУЖИНИН".https://
vk.com/club81493206


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 120-летию Героя советского Союза Александра Васильевича Горбатова. Слайдовая презентация

Александр Васильевич Горбатов выстоял на всех крутых поворотах судьбы. Человек поразительной воли в зрелом возрасте, он еще с детства создавал себя сам: сурово и целеустремленно....

Методическая разработка "Жизнь и судьба. Колчак Александр Васильевич"

Материал рассказывает о судьбе русского потомственного адмирала Александра Васильевича Колчака в годы гражданской войны и его семье....

Презентация по истории "От рядового гусарского полка до генерала армии" (Горбатов Александр Васильевич)

Презентация о герое советского союза Горбатове Александре Васильевиче....

Специфика современной литературной критики и её влияние на литературный процесс

Специфика современной литературной критики и её влияние на литературный процесс...

Выставка-презентация "Жить жизнью народа" к 115-летию русского писателя М.А.Шолохова

 Презентация была выполнена к 115-летию со дня рождения  писателя М.А.Шолохова. Может быть использована на уроках литературы в качестве дополнительного материала и библиотечных выстав...