методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"
методическая разработка по литературе (10 класс)

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_lit_sadovaya_t.v._gbou_177.docx611.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Садовая Татьяна Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Предмет:
литература

Класс: 10 класс

Тема: «Петербургский миф» Достоевского

Тип урока: изучение нового материала

Цель:  сформулировать особенности изображения Петербурга в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Планируемые результаты
Предметные

1) выявлять авторскую позицию;

2) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения, используя сведения по теории литературы (изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

3)выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

4)иметь представление об особенностях изображения образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»;

5)сопоставлять произведения разных писателей;

6)строить устное развернутое высказывание.

Метапредметные:

1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) умение самостоятельно организовывать деятельность в группе, оценивать ее, определять сферу своих интересов. сотрудничества с партнёром.

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе

Методы, технологии:  беседа, кластеры, работа в группах, технология критического мышления

Оборудование :

  1. интерактивная доска;
  2. презентация  или файл выполненный для интерактивной доски;
  3. текст произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или распечатанные отрывки из произведения;
  4. задания для групп, сформулированные на отдельных листах (4 штуки).

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Организационный  момент (10-30 сек)

Перед уроком класс делится по группам

Учитель здоровается

Класс рассаживается по 4 группам

Ребята здороваются, садятся на свои места.

2. Сообщение темы урока (1-2 минуты)

Первый слайд презентации. Учитель предлагает прочесть цитату:

«Произведения Достоевского рассчитаны на ощущение доподлинности и поэтому переполнены «реквизитом». Этот «реквизит» составляет существенную черту поэтики произведений Достоевского. Читатель много теряет, если он не знает тех мест, где происходит действие произведений Достоевского, ибо Достоевскому важна обстановка действия, но он не столько описывает её, сколько на неё ссылается, как на «знакомую» ему самому и его читателям». (Д.С.Лихачёв)

- Что имеет в виду Лихачёв, говоря о «реквизите», которым переполнены произведения Достоевского?

Какое произведение Достоевского мы начали изучать? Что является «реквизитом» в этом произведении?

Где происходят события романа?

Итак, что мы с вами сегодня будем изучать?

Второй слайд презентации с названием темы.

-Запишите в тетради тему урока.

Делается запись на доске: «Петербург»

Учащиеся читают цитату и отвечают на вопросы учителя и дают ответы.

- Реквизит – это место действие, например, город, в котором происходят события, дома, детали интерьера.

- «Преступление и наказание», город, люди

- В Петербурге

- Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

  1. Актуалицация полученных ранее знаний и постановка цели урока. (5 минут)

-Достоевский не первый писатель, создавший образ Петербурга в своих произведениях. Назовите этих писателей. Назовите их произведения.

-Каким изображён Петербург у Пушкина?

Слайд из презентации, отрывки из поэмы «Медный всадник»:

1.Люблю тебя, Петра творенье,
  Люблю твой строгий, стройный вид,
  Невы державное теченье,
  Береговой ее гранит,
  Твоих оград узор чугунный,
  Твоих задумчивых ночей
  Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
  Когда я в комнате моей
  Пишу, читаю без лампады….

2.   Город пышный, город бедный,

      Дух неволи, стройный вид,

      Свод небес зелено-бледный,

      Скука, холод и гранит.

На доске  учитель делает запись под названием города: «Пушкин. Город пышный, город бедный»

-Каким изображён город у Гоголя?

Слайд с отрывком из повести «Невский проспект»:

«Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестию которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости. Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня!»

Вспомните, что произошло с героями этой повести?

На доске  - запись под названием города: «Гоголь. Город обманчивый, фантасмагория»

- Подумайте, а что мы сегодня должны с вами выяснить?

На доске делается запись под названием города: «Достоевский»

- В конце урока мы должны с вами записать здесь особенности Петербурга Достоевского.

Учащиеся отвечают на вопросы.

- Пушкин А.С. поэма «Медный всадник», Гоголь Н.В. «Невский проспект», «Нос», «Шинель»

- Петербург Пушкина – это красивый, пышный город с гранитными набережными, чугунными оградами, который помогает автору творить. Но в то же время, это город бедный, холодный, в котором царит «дух неволи».

- Петербург Гоголя – это город, в котором можно встретить представителей разных сословий, но он обманчивый, красивое часто становится ужасным, пошлым. Ключевые слова цитаты- могущество силы и слабости, фантасмагория.

- Нам необходимо понять, как, каким образом Достоевский описывает Петербург

4.  Работа в группах.

  1. Постановка задачи (2-3 минуты). Учитель предлагает учащимся назвать параметры, из которых складывается образ города.

- Эти параметры станут частью таблицы, которая должна быть в ваших тетрадях. (Параметры записываются в таблицу, таблица показана на доске, или отдельным слайдом презентации)

Параметр образа

Эпизод из произведения

Ключевые словосочетания

Улица, пейзаж

ч.1, гл.1, 4

Внешний вид людей, жители

ч.1, гл.1, 2, 4

Интерьеры помещений

ч.1, гл.1, 2, 3

Учитель объясняет, с какими параметрами будет работать каждая группа, называет отрывки из глав, с которыми должны работать группы: первая группа -  улица, пейзаж, помещение из ч.1, гл.1;

вторая группа – жители города из ч.1, гл.1, 2;

третья группа – помещения ч.1, гл. 2, 3;

четвертая группа – улица, жители ч.1, гл. 4.

Учитель просит учащихся ознакомиться с заданием для группы. 

- Итак, каждая группа должна ознакомиться с отрывками из глав, выписать в тетрадь в таблицу ключевые словосочетания, характеризующие образ города. Выбрать представителя группы для оглашения результатов работы группы.

2) работа в группах (10 минут).

3) выступление члена каждой группы (общее время 10 - 15 минут)

 После истечения выделенного времени учитель просит выступить представителя каждой группы, и сообщает, что   учащиеся из других групп по ходу выступления должны записать в свою тетрадь в таблицу ключевые слова напротив представленного параметра.

Учитель предоставляет слово представителям первой группы.

Учитель предоставляет слово представителям второй  группы, затем третьей и четвертой групп.

4) формулировка особенностей образа Петербурга Достоевского (5 - 6 минут).

Учитель предлагает сформулировать выводы и записать их в тетрадь. На слайде презентации выводы могут быть заранее сформулированы.

Учитель под словом «Достоевский» записывает по ходу ответов учащихся на доске особенности.

- В начале урока мы вспомнили, как изображался Петербург в произведениях Пушкина и Гоголя. Домашнее задание  будет следующим: вам надо ответить на вопрос, к чьему видению Петербурга близко понимание этого города Ф.М. Достоевского, свою позицию необходимо будет доказать.

- Улицы, дома, помещения, в которых живут люди, сами жители города.

Учащиеся формируют таблицу в тетради.

Начинается работа в группах. Учащиеся читают задание, тексты, обсуждают и записывают ответы. Выбирают того, кто должен будет выступать перед классом.

Выходит представитель первой группы, читает ключевые словосочетания.

Выходит представитель второй группы, читает ключевые словосочетания.

Выходит представитель третьей группы, читает ключевые словосочетания.

Выходит представитель четвёртой группы, читает ключевые словосочетания.

Остальные учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Возможные ответы, которые записываются в тетрадь: 

  • Город бедных людей
  • Духота, грязь, вонь
  • Враждебен человеку, теснит, давит
  • Создает атмосферу безысходности
  • Толкает на преступления

Учащиеся записывают д.з.

5. Рефлексия (5-7 минут)  

Учитель просит посмотреть на фотографии (в презентации 4 фото), на которых изображён Петербург.

- Определите, чей образ Петербурга отображает каждая фотография. Почему вы так думаете?

Далее учитель предлагает оценить свою работу на уроке, раздаёт оценочные листы.

Оцените свою работу и работу в группе, напротив каждого высказывания поставьте баллы от 1до 5, где 1 балл – очень плохо, а 5 баллов – очень хорошо.

  1. На уроке я узнал новую для меня информацию

  1. Работа в группе была интересной и полезной.

  1. На уроке я всё успел сделать

Учитель завершает урок, благодарит за работу и желает успехов.

 Учащиеся рассматривают фотографии, высказывают предположения, доказывают свою позицию.

 Петербург Пушкина

 Петербург Гоголя

 Петербург Гоголя

По второй и третьей фотографии возможны ответы, что это Петербург Пушкина, так как там есть изображения дворцов.

Петербург Достоевского

Учащиеся заполняют оценочные листы и сдают учителю, выходя из кабинета.