Открытый урок по литературе "Делайте добро, пока не стало поздно" по рассказу А.П.Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.

Открытый урок посвящен теме доброты; прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям важнее человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, но не после смерти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platonov_-_yushka.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Делайте добро, пока не стало поздно» По рассказу А.П.Платонова «Юшка»

Цели урока:

Личностные:

- раскрыть понятие «нравственный человек»;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантности;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- учить быть нравственными, добрыми, честными.

Метапредметные:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя;

- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- определение общей цели и путей её достижения.

Предметные:

- показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова;

- помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»;

- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки, любовь и уважение к человеку.

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

(Б. Пастернак)

Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить…

- Наш сегодняшний урок я бы хотела начать со стихотворения Г.Е.Осокиной «Как много в мире зла». (читаю наизусть под тихую классическую музыку)

Как много в мире зла, и как оно нас ранит,

Как трудно раны нам бывает залечить.

И мы в том зле, что сами причиняем,

Пытаемся кого-то обличить.

Эх, люди, люди, век ваш так недолог

Зачем же нам друг друга обижать?

Ведь не жестокости, - любви с пелёнок

Учила каждого ребёнка мать.

А мы взрослеем и становимся жестоки,

И больно раним, колем, обижаем –

Как будто матери уроки

С годами напрочь забываем.

Исчезло в душах наших чувство милосердия

И не хватает доброты и понимания,

Давайте же приложим все усердия

Для возрожденья соучастья и внимания.

1.Что же такое милосердие?

Сегодня я приглашаю вас к серьёзному разговору о добре и зле, нравственном и безнравственном, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам в этом рассказ Андрея Платоновича Платонова с негромким и кротким названием «Юшка» 

2. Легко ли быть нравственным человеком? (очень трудно, так как надо понимать других.)

Произведения Платонова требуют работы мысли и сердца. Мы проживём вместе с его героями совсем короткое время – один урок.  Именно проживём, чтобы постараться понять их, а может быть, и самих себя.

– Почему рассказ назван «Юшка»?

Юшка – это кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью. В народе говорят: «Ударь по носу – и юшка потечёт». Юшка – герой – это воплощение добра, утрата его губительна для людей.

3. Можем ли мы назвать главного героя (Юшку) нравственным человеком? (Да, он очень добрый, трудолюбивый, терпеливый.)

Портрет Юшки, образ жизни, речь, поступки. Беседа по образу Юшки.

- Сегодня мы поговорим о том, каким человеком был Юшка и почему ему нужно было «преодолевать силу подлости и злобы».

Портрет. Старый на вид человек. Он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Был мал ростом и худ, на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы, глаза же у него были, белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

- Да, глаза – это «зеркало души», у него глаза слезятся, значит это – слезы души.

5. Что это значит? (Что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах)

6. Что же отражается в глазах Юшки? Что вы увидели? (Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.)

- Отчего же ему больно и за что обидно?

Мы выясним это после работы над эпизодами: «Отношения Юшки к окружающим его людям и их отношение к Юшке» 

- Первый эпизод – Юшка и дети, второй – взрослые и Юшка, третий – веселый прохожий и Юшка.

7. Почему в руках у Юшки мало силы? (Он тяжело болен туберкулезом).

Юшка с утра до вечера работал в кузнице, хотя ему тяжелая работа была противопоказана. Жил на кухне, на квартире хозяина кузницы. Одевался в одну и ту же рваную одежду и обувь. Жители деревни его не любили, обижали и пугали им своих детей. Он болел чахоткой. Каждый год летом уходил из деревни на месяц, но никто не знал – куда. А потом возвращался, и все продолжалось, пока он не умер.

7. Каково отношение детей к Юшке? Осуждает ли автор Юшку за такое молчание, терпение?

Выберите из текста самые яркие примеры обращения детей с Юшкой.

(Работа с текстом (глаголы) – кричали на него, бросали камни и т.д.  Дети терзали его.)

Детей удивляло то, что Юшка не отвечает им злостью, не обижается. Дети ждут естественной реакции – зла в ответ на зло. Они хотели, чтобы он рассердился на них. Но Юшка не трогает ребят и молчит. Реакция Юшки – по законам жизни, которые находят отражение в Библии.

8. А, может быть, у детей есть пример для подражания такого жестокого отношения к Юшке? (Да, взрослые.)

9. Как взрослые относятся к Юшке? Прочитайте. Какое чувство они, взрослые, у вас вызывают?

(Они, взрослые, омерзительны. Они очень жестокие люди).

В чем же люди видели странность Юшки? Должна ли доброта считаться странностью человека?

- Сделаем выводы. 10. Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно сказать, что является основой их жизни? (Для окружающих – злоба и ненависть, для Юшки – любовь и доброта)

11. Платонов называет героя «блаженным». Что это значит? (Ответы учащихся.)

Обращение к «Словарю Ожегова»

«Блаженный (блажной) – счастливый, осенённый благодатью».

В 19 веке Жила Блаженная Ксения Петербуржская. Она была женой очень богатого человека. Когда её муж умер, Ксения продала всё его имение и деньги раздала бедным. Вскоре она тоже стала нищей. Ксения не брала милостыню у тех, кто больше неё нуждался в помощи. Ксения была сама Доброта.

12. Что объединяет Ксению и Юшку? (И Юшку, и Ксению объединяет любовь к людям, умение жертвовать собой ради других.)

Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»? – вопрос дискуссионного характера.

 (Ученики доказывают свою точку зрения, высказывают собственное мнение.)

Юшка оправдывает их.

– Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие»?

– Ребята, меня очень затронули слова Юшки: «Сердце в людях бывает слепое». Что значит, по-вашему, «слепое сердце»?

(Обобщаем ответы учащихся.)

Вы правы, что «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро. Это человек, у которого нет сострадания к людям. 

– Как вы понимаете слово «сострадание»? (Ответы учащихся.)

Обращение к «Словарю Ожегова»

«Сострадание» – это отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущ. горестному, сострадание.

Запись на доске: Со (вместе) + страдание = разделять чужую боль.

Запишите, пожалуйста, синонимы к слову сострадание.

(1 минута)

(Сочувствие, милосердие, сожаление, участие, жалость…)

Душой мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом – мыслим.

Юшка – слепец со зрячим сердцем, с другой стороны – зрячие со слепыми сердцами.

13. Были ли в городке рядом с Юшкой люди, которые заботились о нём?

(Кузнец, дочь кузнеца Даша).

14. В чём вы видите проявление заботы с их стороны?

(Кузнец давал ему работу, кров, жалованье, еду. Он ведь мог найти другого человека, более сильного, чем Юшка, но он этого не делал. Дочь кузнеца Даша всегда приводила его домой, если он, беспомощный, лежал где-нибудь на земле после встречи с злым человеком. Они жалели его).

Счастливые моменты жизни Юшки.

15. А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой).

Юшка близок к природе, он сам - источник этой природы. Он как дерево, как цветок, над которым человек может издеваться, а он останемся бессловесным, он не ответит ударом на удар.

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым.

(Выразительное чтение отрывка учителем)

Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него здесь нет необходимости скрывать свою «любовь к живым существам». Он умет любоваться природой, в отличие от людей, с которыми он общается.

16. Что еще необычного сделал Юшка в жизни? (Заботился о приемном ребенке, у него была приемная дочь, которой он отдавал все свои сбережения, для того, чтобы она могла учиться).

- Каждый ли человек может так поступить? Кто из героев оказался сильнее: Юшка или окружающие? В чем его сила? (Заботился о других, не думая о себе. И не зря: потому что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро, дочь стала лечить людей). Но добро, любовь, по мнению Платонова, не иссякают, не уходят из мира  со смертью человека. Остаются добрые дела. Приёмная дочь, сирота. Она лечит больных.

Когда-то Юшка помог ей, теперь она продолжает его дело. Её называют дочерью доброго Юшки.

– За что эта девушка должна быть благодарна Юшке?

(Обобщаем ответы учащихся.)

– Копил деньги для неё. Чай пил без сахара. Работал в кузнице. Добро прорастает и даёт свои плоды: «Так всякое добро приносит и плоды добрые».

Юшка и весёлый прохожий.

Рассмотрите кульм. эпизод- встречу Юшки с прохожим. (фильм13:15).

Юшка всегда молчал на все оскорбления, но однажды он осерчал.

Зачитаем диалог Юшки и прохожего.

(-Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…

-А чего я тебе, чем я мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.

-Да ты что? Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня, равнять с собой, юрод негодный!

-Я не равняю, а по надобности мы все равны…).

Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда.

17. Чем помешал Юшка весёлому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?

(Встреча с весёлым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный  Юшка не молчит, возражает обидчику.)

18. О чём нам говорит А. Платонов этими словами? (Каждая человеческая жизнь неповторима, любой человек ценен)

19. Прав ли Юшка, говоря: «Мы все равны»? Может ли кто-то распоряжаться чужой жизнью? (Да, все люди рождены для жизни, и они равны. И никто не вправе лишать человека жизни, потому что она дана свыше. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убей!»)

Вместе приходим к выводу, что нельзя одному человеку ставить себя выше других. И никто не вправе судить других людей. Тем более издеваться и убивать их только потому, что они кому-то не нравятся, что они не похожи на всех остальных.

Смерть Юшки.

20. Как умер Юшка? (Прохожий толкнул его, и он упал навзничь и больше не поднимался).

Презрение – это то, чем переполнено сердце людей. «Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный».

21. Кто пришел проститься с Юшкой?

(Все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним, и мучил его при жизни).

Ребята, проститься, значит, попросить прощения, простить себя?

(Суффикс –ся – возвратный, он показывает, что действие направлено на себя. Я думаю, люди пришли «проститься» – простить себя, попросить прощения у Юшки за себя).

В финале рассказа Юшка обретает и любовь, и уважение. Вспоминают, например, его имя.

22. Когда мы узнаём полное имя Юшки? От кого? (Появляется девушка-докторша, ради которой он жил). (фильм. 16:20).

Именно благодаря девушке-врачу узнают и имя человека, которого все привычно звали Юшкой. А звали его Ефим Дмитриевич. Совсем не случайно

Платонов своего героя назвал Юшка и Ефим Дмитриевич.  

 Ефим – это благочестивый, благожелательный, священный.

Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богине земледелия и плодородия. Благие зёрна, взращенные на плодотворной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

Вывод по теме: «Юшка был людям необходим!»

Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше пониманием его слова: «Я тоже всему свету нужен».

Значит - способен что-то изменить даже тихий, скромный, безответный Юшка.

23. Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?  (Людям без Юшки стало хуже. Он стал Ефимом Дмитриевичем после смерти, потому что появился человек (приёмная дочь), которая с любовью относилась к Юшке и продолжила его дело – делать добро). Хочу обратить ваше внимание на то, что Платонов исключительно точен в выборе названий произведений, имен героев.

24. Каково последнее упоминание о Юшке в рассказе?

(Докторшу называют дочерью доброго Юшки).

Вернёмся, ребята, к началу урока, где мы с вами говорили о внешности Юшки. Но, как вы теперь понимаете, важнее не внешность человека, а его внутренний мир.    

Я вам говорила, что произведения Платонова требуют работы мысли и сердца.

– Каким Юшка запомнился нам?

– Запишем в правую колонку слова, характерные для его внутреннего содержания.

Добрый
Отзывчивый
Любящий всех
Трудолюбивый
Неравнодушный
Всепрощающий  

К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Добрая докторша, которой Юшка отдал свою доброту, утоляет чужое страдание и горе.

Сегодня мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям важнее человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, но не после смерти.

25. О чем рассказ «Юшка»?

- о милосердии,

-о взаимоотношениях людей в обществе,

- о добре и зле,

-о жестокости,

- о равнодушии людей,

-о воле к жизни,

-о сочувствии и сострадании,

- о любви к людям,

- о благодарности,

-о смысле жизни,

-об уважении к людям.

Напишите, где еще встречались с данным  кругом проблем (В жизни, на страницах литературных произведений). Записать.

26. Считаете ли вы, что проблема человечности актуальна в наши дна. Если да, попробуйте доказать. (В мире много зла: идёт война на Украине, гибнут люди, не всегда человек бережно обращается с природой, обижает животных, слабых, …но всё же, я считаю, что хорошего в жизни больше).

Итог урока.

27. Какую же заповедь оставляет нам Платонов? (Нужно любить человека вовремя).

- А что значит любить? В чем проявляется любовь?

в виде ромашки

-милосердие – сострадание

-доброта – внимание

-забота – жалость

-участие – сочувствие

(Никто на земле не лишний, все имеют право на жизнь, добро побеждает зло).

28. О чем вас заставил задуматься рассказ?

- Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.

Учитесь отдавать любовь легко,

Без жалоб, без стеснений, без упрека,

Чтобы внутри все пело и цвело

И чтоб снаружи радовало око.

29. Нужны ли нам такие произведения и их герои? Рассказ написан более 60 лет назад. 

– Независимо от того, какая профессия будет у вас, главное – делать добро, помогать друг другу, не скупиться на ласковые слова: «Возлюби ближнего, как самого себя».

– Каждый из вас может вспомнить своего Юшку, человека, которого вы обижали, смеялись над ним, кричали обидные слова вслед, дразнили, а, может быть, просто не замечали рядом живущего человека, который нуждался в помощи. Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно бьётся. Живите так, чтобы рядом с вами было интересно, чтобы можно было довериться вам в трудную минуту

Закончить наш урок хочется словами: «Спешите делать добро, пока не стало поздно».

  • домашнего задания: написать сочинение-рассуждение «Какого человека я считаю красивым?» Сочинение «Что значит «слепое сердце»?

«О чем заставил меня задуматься рассказ «Юшка»?

30. Если бы он сейчас зашёл в класс, что бы вы ему сказали?...

- Я бы обрадовался, что он жив.

- Я бы ему принёс самого вкусного чаю с мёдом даже, а с не сахаром.

- Я бы пожал ему руку за то, что он жил по закону Божьему и никогда не отвечал на зло злом.

- Я бы высказал своё восхищение за то, что он, отказывая себе во всём, помог выжить и выучиться девочке-сироте.

- Я бы извинился за всех людей, которые его обижали, и пообещал бы, что мы такими не будем никогда.

Песня «Дорогою добра»

Ролик «Милосердие»

Не прячьте нежность по карманам,

И не стесняйтесь доброты,

Не бойтесь показаться странным

Средь бестолковой суеты.

С улыбкой выйдете из дома,

Вдыхая полной грудью жизнь,

Пройдите улочкой знакомой,

И постарайтесь не спешить.

В душе своей сады взрастите,

Оберегайте их от зла,

Из тех садов цветы другие

И незнакомым и друзьям…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"...

Открытый урок: «Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия».

Открытый урок в рамках предметной Недели русского языка и литературы....

Открытый урок литературы «Твори добро…» по рассказу Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога»

Технологическая карта урока литературы «Твори добро…» по рассказу  Л.С. Петрушевской «Котенок Господа   Бога»...

Открытый урок по теме Добро пожаловать в Лос Анджелес 9 класс

Добро пожаловать в Лос Анджелес 9 класс Кауфман...

Конспект урока по теме «Спешите делать добро, пока не стало поздно…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Конспект урока по теме«Спешите делать добро, пока не стало поздно…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)...