Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе
«Осень – время стихов»
Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом»
(Подготовка к ЕГЭ. Задание №17,8)
- закрепить знания учащихся об условиях обособления определений и обстоятельств;
- формировать умение учащихся находить обособленные определения и обстоятельства в тексте;
- отрабатывать и совершенствовать пунктуационные навыки;
- формировать умения систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельно выводы на основе изучаемого лингвистического материала;
- применять полученные знания в работе с заданиями № 17 и № 8 ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnokarta_integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_literatury_v_11_klasse.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе
«Осень – время стихов»
Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Казицкая Ирина Борисовна
Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом» (Подготовка к ЕГЭ. Задание №17,8) | Тип: изучение нового материала | ||
Задачи:
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные
| Метапредметные познавательные:
коммуникативные:
| Личностные
| |
Межпредметные связи: литература (стихотворения поэтов Серебряного века) | |||
Образовательные технологии: Технология проблемного (развивающего) обучения, кейс-технология , технология интегрированного обучения | |||
Ресурсы урока: учебник Н..Г.Гольцова, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной для 10-11 классов; рабочая программа,презентация | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Видеоролик - Шопен «Осенний вальс» (под музыку учитель читает) Осень – время мечтать и смотреть разноцветные сны, Запивать холода самым лучшим жасминовым чаем, Не испытывать сплин или ложное чувство вины От того, что дожди ну нисколечко не огорчают! Осень – время зонтов, что давно застоялись в углу! Время новых плащей и сапог в разноцветную клетку, Чтобы лично узнать глубину и количество луж, А не грустно вздыхать и скучать по ушедшему лету. Осень – время стихов с неизбежным наличием фраз Об унылой поре, листопаде, капризах погоды… Осень – повод подумать, почувствовать здесь и сейчас! И, конечно, любить! Вопреки всем законам природы! (Евгения Шарова)
Проводит орфографическую разминку, диктует слова.
ОсОсень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Б.Пастернак Предлагает вспомнить, когда обособляются определения, приложения и обстоятельства. Чем они бывают выражены? Как сформулировано это задание в ЕГЭ |
1. Записывают под диктовку, обозначают графически орфограмму «Чередующиеся гласные в корне». Загляденье, запрещённый, затворить, расстелить, посидеть на траве, ростовщик, соприкосновение, утварь, обмакнул в воду, дождь зарядил, выпечка, раскрошить, уравнять в правах, зализать рану, роскошный. 2. Подчеркивают одной чертой слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне». Записывают проверочные слова, расставив в них ударения и выделив корни. Сравнивают, отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал Отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
- Предлагает открыть учебники и прочитать с. 64-65. Опираясь на параграф 85, рассказать, когда обособляются согласованные определения. А несогласованные определения? В каком случае они не обособляются? |
| ||
Организация познавательной деятельности | |||
Организует самостоятельную деятельность учащихся по выполнению задания: прочитать стихи об осени поэтов Серебряного века. Найти предложения с обособленными членами( определениями и обстоятельствами), объяснить постановку знаков препинания. 1)Работа с приложением №1. (стихи проецируются на экран – презентация). 2)Работа с приложением № 2 – Задание №17 ЕГЭ. Осуществляет выборочную проверку. 3) Работа по учебнику –упр.392.
Предлагает найти ошибки в употреблении прич. и дееприч.Оборотов в предложении. Объяснить, в чем ошибка, и исправить ее. Презентация. Предлагает обобщить полученные знания. Предлагает рассмотреть домашнее задание - параграф 85, упр.389 в учебнике | Читают задание. Планируют действия. Находят предложения с обособленными членами( определениями и обстоятельствами), объясняют постановку знаков препинания, объясняют графически. Читают задание. Комментируют порядок выполнения, задают вопросы при необходимости. Выполняют работу 5 минут, двое работают у доски. Работают по учебнику –упр.392. Читают задание. (1 часть- 1 вар., 2 часть- 2 вар. письменно) Выполняют работу 8 минут, двое работают у доски. Рассматривают примеры. Учащиеся сами объясняют грамматические ошибки (Задание № 8 ЕГЭ) (презентация) Рассматривают примеры. Учащиеся находят грамматические ошибки, объясняют, в чем ошибка, и исправляют ее | ||
Подведение итогов | |||
|
| ||
Дополнительный материал: презентация к уроку, листы-приложения | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: записать в тетрадь 5 предложений на изученное правило. | |||
Дополнительные творческие задания: составить памятку по тексту правила | |||
Самоанализ | |||
Достижения | Сложности | Предложения | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анна Ахматова
Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду.
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.
И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.
Борис Пастернак
Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает её перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.
Ты завтра очнёшься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки,
Как вкопанный, будешь стоять.
Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.
Борис Пастернак
Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шёлк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Иван Бунин
Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой,
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!
Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,
И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Задание №17
1)Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты(1)
Неспешно зреющей(2) рябины.
И ослепительно стройна (3)
Поджав (4) незябнущие ноги(5)
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
(Анна Ахматова)
2)Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет (1) устало горя (2)
В трепетный сумрак (3) озябшего сада (4)
Льётся со степи волнами прохлада...
Медленно рдеет заря. (Иван Бунин)
3)Раздирая тьму (1) облака, туманы (2)
Простирая алые к Ночи руки (3)
Обнажает Вечер в порыве муки (4)
Рдяные раны. (Максимилиан Волошин)
4) Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь (1) кружась по чащам бора (2)
С него местами крышу снял (3)
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал (4) всё умертвив... (Иван Бунин)5)
Опять опадают кусты и деревья,
Бронхитное небо слезится опять,
И дачники (1) бросив сырые кочевья (2)
Бегут (3) ошалевшие (4) вспять. (Саша Чёрный)
6)Падайте, падайте, листья осенние (1)
Некогда в тёплых лучах зеленевшие (2)
Лёгкие дети весенние (3)
Сладко шумевшие (4)
В утреннем воздухе дым, —
Пахнет пожаром лесным,
Гарью осеннею. (Дмитрий Мережковский)
7)По узкой тропинке (1)
Я шел (2)упоённый (3) мечтою своей (4)
И в каждой былинке
Горело сияние чьих-то очей. (Николай Гумилёв)
8)И если время (1) ветром разметая (2)
Сгребёт их все в один ненужный ком.
Скажите так... что роща золотая (3)
Отговорила (4) милым языком. (Сергей Есенин)
9)Шумели листья (1) облетая (2)
Лес заводил осенний вой...
Каких-то (3) серых птичек стая (4)
Кружилась по ветру с листвой. (Иван Бунин)
10)Осеню себя осенью - в дальний лес уйду.
В день (1) туманный и серенький (2) подойду к пруду.
Листья, точно кораблики (3) на пруде застыв (4)
Ветерка ждут попутного, но молчат кусты. (Игорь Северянин)
Использованные материалы:
1. Видеоролики -
https://www.youtube.com/watch?v=ycEFNj1slM4
https://www.youtube.com/watch?v=ai0m7GJT4vQ
2. Материалы Сети Интернет
3. Русский язык: учебник для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...
Технологическая карта интегрированного урока (русский язык, ИЗО) "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"
Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории и культуре ...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»
Данный урок является уроком закрепления знаний о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...
Технологическая карта интегрированного урока русский язык и математики
Тема: повторение имени числительного и действия с отрицательными и положительными числами.Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычн...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и информатики в 8 классе.
Это урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме " Виды сказуемых" Данный урок разработан с использованием ЭОР, с применением приёмов сингапурской технологии, что делает урок прив...
Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"...