Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Казицкая Ирина Борисовна

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе

«Осень – время стихов»

Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом»

(Подготовка к ЕГЭ. Задание №17,8)

 

  • закрепить знания учащихся об условиях обособления определений и обстоятельств;
  • формировать умение учащихся находить обособленные определения и обстоятельства в тексте;
  • отрабатывать и совершенствовать пунктуационные навыки;
  • формировать умения систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельно выводы на основе изучаемого лингвистического материала;
  • применять полученные знания в работе с заданиями № 17 и № 8 ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе

«Осень – время стихов»

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Казицкая Ирина Борисовна 

Тема: «Обособленные члены. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом»

(Подготовка к ЕГЭ. Задание №17,8)

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • закрепить знания учащихся об условиях обособления определений и обстоятельств;
  • формировать умение учащихся находить обособленные определения и обстоятельства в тексте;
  • отрабатывать и совершенствовать пунктуационные навыки;
  • формировать умения систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельно выводы на основе изучаемого лингвистического материала;
  • применять полученные знания в работе с заданиями № 17 и № 8 ЕГЭ по русскому языку

Планируемые результаты

Предметные

  • знать, при каких условиях обособляются определения, приложения, обстоятельства;
  • уметь находить обособленные определения и обстоятельства в тексте;
  • отрабатывать и совершенствовать пунктуационные навыки;
  •  уметь систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельно выводы на основе изучаемого лингвистического материала;
  • применять полученные знания в работе с заданиями № 17 и № 8 ЕГЭ по русскому языку

Метапредметные

познавательные:

  • извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;
  • создать условия для реализации творческого потенциала ученика

коммуникативные:

  • развивать способность строить рассуждение

Личностные

  • стремиться к личностному самоопределению;
  • осознавать необходимость совершенствования культуры речи;
  • стремиться к обогащению синтаксического строя речи
  • создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности;
  • воспитать чувство ответственности и взаимоподдержки;
  • формировать интерес к поэзии Серебряного века

Межпредметные связи: литература (стихотворения поэтов Серебряного века)

Образовательные технологии: Технология проблемного (развивающего) обучения, кейс-технология , технология интегрированного обучения

Ресурсы урока: учебник Н..Г.Гольцова, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной для 10-11 классов; рабочая программа,презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  Видеоролик - Шопен «Осенний вальс» (под музыку учитель читает)

Осень – время мечтать и смотреть разноцветные сны,

Запивать холода самым лучшим жасминовым чаем,

Не испытывать сплин или ложное чувство вины

От того, что дожди ну нисколечко не огорчают!

Осень – время зонтов, что давно застоялись в углу!

Время новых плащей и сапог в разноцветную клетку,

Чтобы лично узнать глубину и количество луж,

А не грустно вздыхать и скучать по ушедшему лету.

Осень – время стихов с неизбежным наличием фраз

Об унылой поре, листопаде, капризах погоды…

Осень – повод подумать, почувствовать здесь и сейчас!

И, конечно, любить! Вопреки всем законам природы!

(Евгения Шарова)

  • Вовлекает учащихся в беседу о смысле стихотворения, целях и задачах урока.

Проводит орфографическую разминку, диктует слова.

  1. Вовлекает учащихся в беседу по теме урока. Предлагает сравнить 2 стих-я. Что их объединяет с точки зрения темы, синтаксических конструкций. Какие средства выразительности помогают авторам передать великолепные картины природы?
  2. С деревьев падал лист сухой,
    То бледно-жёлтый, то багряный,
    Печально плача над землёй
    Среди росистого тумана. Н.Гумилев.

ОсОсень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра. Б.Пастернак

Предлагает вспомнить, когда обособляются  определения, приложения и обстоятельства. Чем они бывают выражены?  Как сформулировано это задание в ЕГЭ

  • Слушают, размышляют, рассуждают

1. Записывают под диктовку, обозначают графически орфограмму «Чередующиеся гласные в корне».

Загляденье, запрещённый, затворить, расстелить, посидеть на траве, ростовщик, соприкосновение, утварь, обмакнул в воду, дождь зарядил, выпечка, раскрошить, уравнять в правах, зализать рану, роскошный.

2. Подчеркивают одной чертой слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне». Записывают проверочные слова, расставив в них ударения и выделив корни.

Сравнивают, отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал

Отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал

Мотивация познавательной деятельности

- Предлагает открыть учебники и прочитать  с. 64-65.  Опираясь на параграф 85, рассказать, когда обособляются согласованные определения.  А несогласованные определения? В каком случае они не обособляются?

  • Читают параграф, отвечают на вопросы, формулируют учебную задачу.

Организация познавательной деятельности

Организует самостоятельную деятельность учащихся по выполнению задания: прочитать стихи об осени поэтов Серебряного века. Найти предложения с обособленными членами( определениями и обстоятельствами), объяснить постановку знаков препинания.

1)Работа с приложением №1. (стихи проецируются на экран – презентация).

2)Работа с приложением № 2 – Задание №17 ЕГЭ. Осуществляет выборочную проверку.

3) Работа по учебнику –упр.392.

  • Организует групповое исследование и предлагает провести его самостоятельно или с помощью подготовленных вопросов –подсказок. (презентация ). Проводит опрос.

Предлагает найти ошибки в употреблении прич. и дееприч.Оборотов в предложении. Объяснить, в чем ошибка, и исправить ее. Презентация.

Предлагает обобщить полученные знания.

Предлагает рассмотреть домашнее задание - параграф 85, упр.389 в учебнике

Читают задание. Планируют действия. Находят предложения с обособленными членами( определениями и обстоятельствами), объясняют постановку знаков препинания, объясняют графически.

 Читают задание. Комментируют порядок выполнения, задают вопросы при необходимости. Выполняют  работу 5 минут, двое работают у доски.

Работают по учебнику –упр.392. Читают задание. (1 часть- 1 вар., 2 часть- 2 вар. письменно) Выполняют  работу 8 минут, двое работают у доски.

Рассматривают примеры. Учащиеся сами объясняют грамматические ошибки (Задание № 8 ЕГЭ) (презентация)

Рассматривают примеры. Учащиеся находят грамматические ошибки, объясняют, в чем ошибка, и исправляют ее

Подведение итогов

  • Организует работу, предлагает подготовить ответить на вопросы:
  • Какую тайну русского языка мы с вами сегодня открыли? Что нового узнали? Дополните предложения:
  • Мне понравилось на уроке…
  • Сегодня я понял…
  • Обособляются на письме…

  • Работают над сообщением и представляют полученные результаты. Подводят итоги урока.

Дополнительный материал: презентация к уроку, листы-приложения

Диагностика достижения планируемых результатов: записать в тетрадь 5 предложений на изученное правило.

Дополнительные творческие задания: составить памятку по тексту правила

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анна Ахматова

Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду.
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.

И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.
Борис Пастернак

Глухая пора листопада,
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает её перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.

Ты завтра очнёшься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки,
Как вкопанный, будешь стоять.

Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,

Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.

Борис Пастернак

Мне снилась осень в полусвете стёкол, 
Друзья и ты в их шутовской гурьбе, 
И как
с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе. 

Но время шло, и старилось, и глохло, 
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла 
Кровавыми слезами сентября. 

Но время шло и старилось. И
рыхлый
Как лед, трещал и таял кресел шёлк. 
Вдруг,
громкая, запнулась ты и стихла, 
И сон, как отзвук колокола, смолк. 

Иван Бунин

Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нём
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своём,
Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой,
В этих чащах не слышно ни звука...
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!

Поброди же в последние дни
По аллее, давно молчаливой,

И с любовью и с грустью взгляни
На знакомые нивы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Задание №17

1)Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты(1)
Неспешно зреющей(2) рябины.

И ослепительно стройна (3)
Поджав (4) незябнущие ноги(5)
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

 (Анна Ахматова)

2)Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет (1) устало горя (2)
В трепетный сумрак (3) озябшего сада (4)
Льётся со степи волнами прохлада...
Медленно рдеет заря. (Иван Бунин)

3)Раздирая тьму (1) облака, туманы (2)

Простирая алые к Ночи руки (3)

Обнажает Вечер в порыве муки (4)

Рдяные раны. (Максимилиан Волошин)

4)  Лес, точно терем без призора,

Весь потемнел и полинял,

Сентябрь (1) кружась по чащам бора (2)

С него местами крышу снял (3)

И вход сырой листвой усыпал;

А там зазимок ночью выпал

И таять стал (4) всё умертвив... (Иван Бунин)5)

Опять опадают кусты и деревья,
Бронхитное небо слезится опять,
И дачники (1) бросив сырые кочевья (2)
Бегут (3) ошалевшие (4) вспять. (Саша Чёрный)

6)Падайте, падайте, листья осенние (1)
Некогда в тёплых лучах зеленевшие (2)
Лёгкие дети весенние (3)
Сладко шумевшие (4)
В утреннем воздухе дым, — 
Пахнет пожаром лесным, 
Гарью осеннею. (Дмитрий Мережковский)

7)По узкой тропинке (1)

Я шел (2)упоённый (3) мечтою своей (4)
И в каждой былинке
Горело сияние чьих-то очей. (Николай Гумилёв)

8)И если время (1) ветром разметая (2)
Сгребёт их все в один ненужный ком.
Скажите так... что роща золотая (3)

Отговорила (4) милым языком. (Сергей Есенин)

9)Шумели листья (1) облетая (2)
Лес заводил осенний вой...
Каких-то (3) серых птичек стая (4)

Кружилась по ветру с листвой. (Иван Бунин)

10)Осеню себя осенью - в дальний лес уйду.

В день (1) туманный и серенький (2) подойду к пруду.

Листья, точно кораблики (3) на пруде застыв (4)

Ветерка ждут попутного, но молчат кусты. (Игорь Северянин)

Использованные материалы:

1. Видеоролики -

https://www.youtube.com/watch?v=ycEFNj1slM4

https://www.youtube.com/watch?v=ai0m7GJT4vQ

2. Материалы Сети Интернет

3. Русский язык: учебник для 10—11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 288 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык, ИЗО) "Подготовка к сочинению-описанию игрушки с элементами росписи"

Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории и культуре ...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»

Данный урок является уроком закрепления знаний  о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...

Технологическая карта интегрированного урока русский язык и математики

Тема: повторение имени числительного и действия с отрицательными и положительными числами.Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычн...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и информатики в 8 классе.

Это урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме " Виды сказуемых" Данный урок разработан с использованием ЭОР, с применением приёмов сингапурской технологии, что делает урок прив...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"

Технологическая карта  интегрированного урока русского языка и математики в 6 классе по теме "Имя числительное"...