Главные вкладки

    Урок литературы в 5 классе Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.
    план-конспект урока по литературе (5 класс)

    АКАЕВА ТАМАРА ВАХАЕВНА

    Формирование читательских интересов учащихся; обогащение представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 5 классе

    Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в повести.

    Методическое обоснование урока

    Вид урока: изучение нового материала.

    Тип урока: комбинированный (словесно-наглядно-практический)

    Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский. 

    Цели урока:

    1.Образовательные:

    • формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя,
    • прививать интерес к чтению,
    • объяснить особенности сюжета: два параллельно развивающихся плана, реальный и фантастический, 
    • повторить теоретические сведения (эпитет, сказка, рассказ), познакомить с новыми (легенда, предание),
    • обогащать словарный запас учащихся.
      2.Развивающие: 
    • развитие речи через монологические полные ответы,  через умение объяснять свою позицию,
    • развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей,
    • развитие умения ориентироваться в прочитанном, внимания и наблюдательности,
    • развитие универсальных учебных действий(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) при частичном анализе текста.

    3. Воспитательные: 

    • воспитание любви к предмету, к чтению,
    • воспитание уважительного отношения к одноклассникам через прослушивание монологических ответов учеников, совместную работу в парах.

    Оборудование: иллюстрации к повести «Заколдованное место», выставка книг Гоголя в детских и школьных изданиях, карточки с заданиями, компьютерная презентация.


    Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие учителя.

    2. Биография и личность писателя.

    Н.В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля)  1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, который  обладал литературными способностями и передал сыну юмор и писательский талант.

    Мать Гоголя, Марья Ивановна, - женщина добрая, нежная, суеверная. Она происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей — сын Иван (1810 — 1819), дочери Мария (1811 — 1844), Анна (1821 — 1893), Елизавета (1823 — 1864), Ольга (1825 — 1907).

    Никоша научился говорить в три года: природа как бы замедлила его развитие, чтоб затем дать выплеснуться его силам. Первые годы он находился при своих родных. Особенно любил он бабушку Татьяну Семеновну, которая жила в отдельном домике, стоящем поодаль от большого дома. Бабушка научила его рисовать, вышивать гарусом.  Она рассказывала ему о травах, которые висели у нее по стенам, о том, от чего какая трава лечит, от нее же услышал Гоголь и казацкие песни.

    Бывали дни, когда он убегал в степь и лежал там часами, глядя в небо и слушая подземные звуки,    когда ни докликаться, ни найти его было невозможно. Но бывали часы, когда нельзя его было оторвать от матери, от бабушки, от дома. В такие часы он предавался тихим домашним занятиям — рисовал, раскрашивал географические карты, помогал женщинам разматывать нитки. Он был кроток, послушен, молчалив, ласков.

         До десяти лет рядом  был брат Иван, но разница натур сказывалась в их отношениях. Оставались иные собеседники — парк, пруд, дорога и степь. За церковью, стоящей на возвышении против дома, начиналась дорога в  яворовый лес, идя которым можно было добрести до сельца Жуки, а оттуда до Диканьки.

      Быт детства Гоголя соединял прозаическое настоящее с призрачно-сказочным прошлым. Рядом была Диканька, про которую рассказывали много легенд. Когда-то там стояли густые дубовые леса — дикие леса, оттого и место назвали Диканькой. В их заросли не попадал солнечный луч, они пугали своей таинственной темнотой и глубиной.

    Дом Гоголей был весёлым, хлебосольным и весьма изобильным, несмотря на то, что семья никогда не была богата. Отец брал его с братом с собой в коляску, когда объезжал имение. А дома Николай с удовольствием рассказывал об увиденном всем домашним, и они восхищались тем, как хорошо он умеет всё подметить и описать. На кухне что-то постоянно варилось, парилось и жарилось, было тепло, уютно и привольно.

    Из всех гостей, какие приезжали в Васильевку, Никоша любил только одного. Он загорался счастьем, когда еще издали слышал бубенчики его коляски. Хлопчик тотчас выбегал на дорогу, цеплялся за коляску, помогал гостю сойти на землю, принимал шляпу, целовал руку. И, сияя от удовольствия, бежал рядом. Большой загадкой была для Василия Афанасьевича эта дружба маленького ребенка с 60-летним стариком, прославленным сочинителем Василием Васильевичем Капнистом.       Все началось с шутки…Василий Афанасьевич, отец Никоши, сказал, что, чего доброго появится трагедия, которую напишет его сынок…Капнист, засмеявшись, всплеснул руками: Где же этот милый малыш, собрат по вдохновению? В эту минуту собрат по вдохновению сидел за столом в соседней комнате. Левой рукой он нервно теребил свои волосы, в правой же руке красовалось судорожно сжатое перо.

    Василий Афанасьевич и Капнист на цыпочках подошли к Никоше. И тут старый поэт негромко проскандировал: “На чем запнулся, о поэт?”,  испуганный Никоша вскочил со стула. Капнист ласково ему сказал: “Нет, хлопче, ты не должен прятаться со своим вдохновением: ведь ты же вверял его бумаге для того, чтобы сказать людям слово. Ну-ка покажи нам свою триумфальную песню”. Никоша еще крепче прижал листок к своей груди. Василий Васильевич Капнист, усмехнувшись, промолвил:

    - Понимаю. Стало быть ты стыдишься простых смертных? Но ведь мы с тобой родные братья по музе.

    Исписанный листок слегка дрогнул в руке Никоши. И тут старый поэт понял, что коснулся нужной струны.

    - Конечно, ты не привык еще к большой аудитории. Но мы с тобой пойдем туда, где нас будет только трое: ты, я, и муза нашей поэзии…

    Капнист взял его под руку и , сияя улыбкой, удалился с ним в соседнюю комнату. Наконец двери отворились…Старый поэт молчал. И только поднимаясь в коляску, неожиданно сказал почти шепотом:

    - А ведь у хлопца, пожалуй, талант. Кажется, напрасно мы с вами шутили. Но кто бы мог подумать!

    Учитель: В мае 1821 г. Гоголь успешно поступает в гимназию в Нежине.

       1821-1828 гг. Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления в Гимназию, к одному из тамошних учителей; затем он поступил в гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 г. по июнь 1828 г.). Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Гоголь учится в Нежинской гимназии. Время отрочества  - время сложной и глубокой внутренней работы, внешне  носящей печать замкнутости и скрытности. В это время, как и все  в юности, он испытывает романтические влияния: «он загадочный,  одинокий и гонимый светом мечтатель».

       Из письма к матери в 1828 г.: «Я почитаюсь загадкой для всех; никто не разгадал меня совершенно. Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения.  В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый; в другом -  угрюмый, задумчивый, неотесанный и проч.; в третьем - болтлив  и докучлив до чрезвычайности; у иных умен - у других глуп.  И обязательное гонение света».

       Его называли «таинственный карла». Юный Гоголь мечтает о подвиге,  об исключительной миссии. В основе его мечтаний лежит желание самоутвердиться.

    Учитель:  В последних классах гимназии Гоголь завел “Книгу всякой всячины”. В эту толстую тетрадь в коричневом кожаном переплете он в алфавитном порядке заносил разнообразные полезные сведения, были здесь и словарь украинских слов с переводом на русский, описание игр и увеселений малороссиян, их обрядов, обычаев, запись песен, загадок, пословиц, названия малороссийских кушаний. Не случайно Гоголь назвал свои записи «подручной энциклопедией», ведь этот материал он активно использовал при работе над своими произведениями. Некоторыми объяснениями малорусских слов, внесенными в эту записную книгу, Гоголь пользовался, например,  при издании «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

    В 1829 г. едет в Петербург. Ему 20 лет. Столица встретила его неприветливо.

    Приехав в Петербург, он с изумлением увидел, как велик интерес в столице ко всему украинскому. В столичных журналах печатали сочинения украинских писателей, издавались сборники песен, книги по истории Украины.

    Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех все малороссийское”, -  с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

     Итак, Гоголь работал над “Вечерами…” вечером, ночью, в свободное время. Может быть, поэтому в них так вдохновенны сны. Гоголь – поэт ночи: “Ночь перед Рождеством”, “Майская ночь, или Утопленница”. На ночь падают фантастические события “Сорочинской ярмарки”, ночью совершается убийство в “Вечере накануне Ивана Купала”, месть в “Страшной мести”. По ночам морочат черти героев в “Пропавшей грамоте” и “Заколдованном месте”.

          3. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»

    Учитель:   На этом мы пока прервем свой путь по жизни Николая Гоголя и перейдем к его творчеству. В основу «Вечеров на хуторе близ Диканьки»  Гоголь положил одно из народных преданий. Кто знает, может быть и такое?

       «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».

    Беседа :

    • О чем эта легенда? (О заговоренном кладе)
    • Как вы думаете, почему люди считали, что клад охраняет нечистая сила?
    • Где еще нам встречается информация о заговоренном кладе? (Ответ: у Н.В. Гоголя «Заколдованное место»)
    • Чему же будет посвящен наш урок?

    4. Запись в тетрадях: Н.В.Гоголь «Заколдованное место»

    • В состав какой книги Н.В.Гоголя входит это произведение?(“Вечера на хуторе близ Диканьки”).
    • Что вам известно про сборник?( Сборник повестей Н.В. Гоголя, созданный в 1851 году на основе писем, которые он получал от родной сестры и матери, живших в селе Сорочинцы)
    • Как встретили его читатели? (Когда эта книга вышла в свет она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. А.С.Пушкин прочитав её, сказал: “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов». В типографии по выходе в свет «Вечеров…» Гоголю сказали, что присланные им «штучки до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву»)

    Дополнение учителя: 1.История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

            Замысел написать повести в малороссийском духе возник у писателя, вероятно, вскоре после прибытия в Петербург зимой 1829 года, когда Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…» Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках. 

               К тому же, тогдашнее петербургское общество с удовольствием почитывало украинские истории – в книжных лавках хорошо продавались и «Кочубей» Аладина, «Гайдуки» Сомова, «Казанская шапка» Кулжинского. 

             Впервые Гоголь попытался представить свету свои сочинения на малороссийские темы в феврале 1830 года. В «Отечественных записках» была опубликована его повесть на украинском языке «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Редактор журнала, однако, решил переработать произведение на свой вкус, чем только его испортил. 
            Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске в доме княжны Васильчиковой. Общество в то лето спасалось за городом от эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, Пушкин снимал дачу в Царском селе, а для Гоголя выхлопотано было место домашнего учителя для сына княжны, родившегося умственно недоразвитым. В доме было полно приживалок, и у одной из них, старушки Александры Степановны, любили собираться её подружки, чтоб вместе повязать чулки, да послушать молодого автора, читавшего отрывки из своих сочинений. Однажды в комнату заглянул племянник княжны, студент Дерптского университета В.А.Соллогуб: «Я развалился в кресле и стал его слушать; старушки опять зашевелили своими спицами. С первых слов я отделился от спинки своего кресла, очарованный и пристыженный, слушал жадно; несколько раз порывался я его остановить, сказать ему, до чего он поразил меня, но он холодно вскидывал на меня глаза и неуклонно продолжал своё чтение… И вдруг он воскликнул: «Да гопак не так танцуется!..» Приживалки же, сочтя, что чтец действительно обращается к ним, в сою очередь всполошились: «Отчего не так?» Гоголь улыбнулся и продолжил чтение монолога пьяного мужика. Признаюсь откровенно, я был поражён, уничтожен. Когда он кончил, я бросился ему на шею и заплакал». Считается, что Гоголь бывал у Пушкина, на даче Китаевой, где и ему читал отрывки из «Вечеров…» 

         А книга уже печатается в Петербурге в типографии на Большой Морской улице. Вернувшись в августе в город, молодой автор спешит наведаться туда, чтобы самому удостовериться в том, что всё идёт хорошо. Наборщики типографии, завидев его, отворачиваются и прыскают в кулак – так рассмешила их книга, отданная им в работу. 

            Наконец, в начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины. Хвалебные отзывы, «Вечера…» идут нарасхват.
            Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха, можно готовить к печати и второй том. На этот раз в своих просьбах Гоголь не ограничивается одними записями и наблюдениями: «Я помню очень хорошо, что один раз в церкве нашей мы все видели одну девушку в старинном платье. Она, верно, продаст его. Если встретите где-нибудь у мужика старинную шапку или платье, отличающееся чем-то необыкновенным, хотя бы даже оно было изорванное – приобретайте!.. Всё это складывайте в один сундук или чемодан, и при случае, когда встретиться оказия, можете переслать ко мне».    Второй том выходит в марте 1832 года. ( Из материалов к биографии Н.В.Гоголя)

                        5. Отзывы о сборнике.

    Отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»

    Поэт Евгений Баратынский, получив от 22-летнего Гоголя экземпляр повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» с автографом, написал в апреле 1832 года в Москву литератору Ивану Киреевскому: «Я очень благодарен Яновскому за подарок. Я очень бы желал с ним познакомиться. Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель, и в повести своей „Страшная месть“ он не однажды был поэтом. Нашего полку прибыло: это заключение немножко нескромно, но оно хорошо выражает моё чувство к Яновскому».

     В. Г. Белинский в своих отзывах неизменно отмечал художественность, веселость и народность "Вечеров на хуторе близ Диканьки". В "Литературных мечтаниях" он писал: "Г-н Гоголь, так мило прикинувшийся пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому неизвестны его "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!" 

    В статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" Белинский вновь возвратился к оценке "Вечеров": "Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная, как поцелуй любви". 

              6. Рассказчики в «Вечерах…». Официальных рассказчиков в «Вечерах несколько. Прежде всего следует сказать о пасичнике Рудом Паньке, мнимом авторе предисловия к книге, которую он якобы издал. «В 1831 году, задумав издать сборник повестей, Гоголь, по свидетельству его первого биографа П. А. Кулиша, чтобы возбудить в публике любопытство, придумал название книги и пасечника Рудого Панька. Кстати сказать, Рудый Панько – не просто псевдоним, – писатель был рыжеватым, а будь он простым крестьянином, звали бы его, по местному обычаю, не по отцу, а по деду – Паньком (дед Гоголя – Панас, Афанасий)»(В.А.Воропаев). Сам Рудый Панько не помещает в книгу своих историй, которых у него, как он говорит, наберется и на десять книжек, ему интереснее пересказывать чужие.  Придуманный Гоголем трудолюбивый пасечник – добродушный и гостеприимный хозяина хутора,  с удовольствием принимающий у себя в доме любителей страшных историй. Умный, бывалый человек, не лишенный юмора, с хитринкой, он умело сглаживает конфликты, возникающие между двумя другими рассказчиками – Фомой Григорьевичем и Макаром Назаровичем.

    Дьячок *** ской церкви Фома Григорьевич — любитель  рассказать фантастическую историю, хотя издатель называет эти истории «былями». Но это не единственный парадокс, связанный с рассказчиком. Он носит имя Фома, которое  в народном сознании прочно связано с определением «неверующий», однако дьячок твердо верит, что все в его рассказах – истинная  правда. Рудый Панько восхищается его умом и даром рассказчика: «Вот, например, знаете ли вы дьячка диканьской церкви, Фому Григорьевича? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать! Две из них найдете в этой книжке». Во вступлении к «Вечеру накануне Ивана Купала» Фома Григорьевич охарактеризован следующим образом: «За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. Бывало, иногда, если упросишь его рассказать что сызнова, то, смотри, что-нибудь да вкинет новое или переиначит так, что узнать нельзя». Несмотря на мягкий юмор, с которым Гоголь относится к своим героям, он наделяет Фому Григорьевича истинным творческим началом, однако, переиначивая рассказы, дьячок неизменно сохраняет в нем народное мировосприятие.

    Второй рассказчик – городской панич в гороховом  кафтане Макар Назарович, он рассказывает  «вычурно да хитро, как в печатных книжках!”В отличие от Фомы Григорьевича, он ориентируется на современную литературную традицию. Может быть, поэтому слушатели частенько не понимают  его речей.

     Кроме этих основных рассказчиков, есть и другие: Степан Иванович Курочка из Гадяча (он списал историю о Шпоньке в тетрадь пасичника), ещё один рассказчик, который такие  страшные истории  «выкапывал», что «волосы ходили по голове» ( скорее всего, ему принадлежит легенда, повествующая  о страшной мести). Есть рассказчики непосредственные, например, дед  Фомы Григорьевича, чьи были и  передает дьячок ***ской церкви.

    Сам Гоголь о другом своем произведении говорил так: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

    3. Вопросы для обсуждения:

    • Я не случайно обращаю ваше внимание на эти слова. Найдите в этом высказывании Гоголя эпитет, которым писатель характеризует своих героев.
    • Как вы понимаете значение этого слова? (Необычный, непохожий на другие, особенный)\

    7. Необычное в рассказах.

    • 1. Сорочинская ярмарка. На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка. Старухе, продававшей бублики, почудился сатана в образине свиньи, который беспрестанно наклонялся над возами, как будто искал чего.  Окно брякнуло с шумом; стекла, звеня, вылетели вон, и страшная свиная рожа выставилась, поводя очами, как будто спрашивая: "А что вы тут делаете, добрые люди?"
    • Сорочинская ярмарка – заколдованное место: черт ищет здесь свою красную свитку и является героям в виде свиньи.
    • 2. Вечер накануне Ивана Купала С сердцем, только что не хотевшим выскочить из груди, собрался он в дорогу и бережно спустился густым лесом в глубокий яр, называемый Медвежьим оврагом. Дикий бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника.  В «Вечере накануне Ивана Купала» заколдованное место – это  медвежий овраг в  лесу, с синим, вырывающимся из-под земли пламенем и освещенной серединой, как будто из хрусталя вылитой, с червонцами, дорогими каменьями и несметными сокровищами, превратившимися в настоящем мире в битые черепки, ибо любая встреча в заколдованном месте заканчивается обманом, а иногда и гибелью героя.

    • 3. Майская ночь. В  «Майской ночи»  заколдованное место находится  на берегу пруда возле леса, это ветхий деревянный дом,  заросший  мохом и дикой травой, с мрачными, всегда закрытыми ставнями. Дом волшебным образом преображается   в странном, упоительном сиянии иномирия, Левко  видит его, отраженным в водах пруда: «…  старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был  чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней глядели веселые стеклянные окна и двери. Сквозь чистые стекла мелькала позолота».

    • 4. Пропавшая грамота. Покойный дед был человек не то чтобы из трусливого десятка <…> Однако ж что-то подирало его по коже, когда вступил он в такую глухую ночь в лес. Хоть бы звездочка на небе. Темно и глухо, как в винном подвале <…> Как вот завеяло таким холодом, что дед вспомнил и про овчинный тулуп свой, и вдруг словно сто молотов застучало по лесу таким стуком, что у него зазвенело в голове. И, будто зарницею, осветило на минуту весь лес. Дед тотчас увидел дорожку, пробиравшуюся промеж мелкого кустарника. Вот и обожженное дерево, и кусты терновника! Так, все так, как было ему говорено; нет, не обманул шинкарь. Однако ж не совсем весело было продираться через колючие кусты; еще отроду не видывал он, чтобы проклятые шипы и сучья так больно царапались: почти на каждом шагу забирало его вскрикнуть.

     В «Пропавшей грамоте» дед сначала попадает в шинок, который находится в стороне от людных мест,  затем в поисках шапки он должен идти в лес и, наконец, пересекает реку, перейдя через шаткие мостки. Таким образом, дед три раза (магическое число) переходит черту, углубляясь в чуждый человеку мир,  причем последняя водная преграда напоминает  о водной переправе душ в мир мертвых, что характерно для мифологии разных народов. В заколдованном месте темно и глухо, нет  звезд ( так же, как и в «Заколдованном месте»), в лесу дед встречается со «смазливыми рожами», а  потом попадает в самое пекло, где видит ведьм и чертей с собачьими мордами.

    8. «Заколдованное место».

    • Согласны ли вы с таким определением? Кто главный герой нашего произведения? Можно ли его отнести к главному герою эпитет «странный»?
    • Можно ли сказать, что описанные события – странные?
    • А сама повесть?

    Постановка проблемы урока. В чем состоит главная особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?

    Новый материал.

    • Легко ли было читать и понимать прочитанное?
    • Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения – язык?
    • Работа в парах:

    Задание: соотнеси слово и лексическое значение

    1

    Люлька –

    арбуз

    2

    Кавун –

    место, засеянное арбузами и дынями

    3

    Хутор –

    трубка

    4

    Баштан –

    обозники, едущие в Крым за солью и рыбой

    5

    Свитка –

    соломенный шалаш

    6

    Курень –

    небольшой крестьянский посёлок на Украине

    7

    Чумаки –

    род полукафтанья

    8

    Жупан –

    специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба

    9

    Гетьман (гетман) –

    старинная верхняя одежда

    10

    Гумно –

    в старину начальник казачьего войска и правитель Украины

    Вывод: какова же главная особенность повести? (язык, в котором много украинских слов)

    2.Работа с иллюстрациями. План.

      – Повесть называется « Заколдованное место». А какое место мы называем заколдованным?

    Заколдованное место – это особое пространство, где реальный мир встречается с иномирием. Человек, вступивший в заколдованное место, получает возможность перехода из одного мира в другой.  Обычно волшебный мир находится в уединенном  месте  - на отшибе села, в овраге, в лесу.

    – Какой подзаголовок носит повесть? Как вы его понимаете?

    Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. Былички рассказывают о пережитом самим рассказчиком. По определению В.Я. Проппа, «были», или

     «былички», «бывальщины», - «это страшные рассказы, отражающие народную демонологию, но название их говорит о том, что в них верят.

    Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах  

    деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни

    скажет, то именно так и было». В подзаголовке содержится

     противоречие: с одной стороны утверждается, что все происшедшее с

     дедом, - быль, а с другой стороны, встреча деда с нечистой силой

    фантастична.

    Подзаголовок также указывает на то, что рассказчиком повести является дьячок ***ской церкви  Фома Григорьевич. Это рассказчик явный, но есть ещё и рассказчик скрытый – это дед Фомы Григорьевича, только он мог поведать  внуку о том, что с ним происходило в заколдованном месте.

     По каким приметам  узнаем, что история случилась в прошлом?  Рассказчик Фома Григорьевич был в то время ещё ребенком. В повести

     «Пропавшая грамота» речь идет о грамоте, которую гетман

    отправляет царице. Царица – это Екатерина II. Значит, действие

     происходит в конце  XVIII века.

    – Чем запомнился рассказчику дед?

         Дед Фомы Григорьевича, судя по всему,  зажиточный крестьянин. Он выращивает табак на продажу и овощи. Это человек веселый и общительный. Он прекрасный рассказчик, которого слушают затаив дыхание. Но и сам он любит послушать интересные рассказы: «А деду это все равно что голодному галушки». Дед Максим – человек честный и ответственный, недаром гетман поручает ему доставить царице важную грамоту, однако он любит прихвастнуть,  себе на уме.

     – Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло?

    Что ж вы думаете? не успел он сказать - не вытерпел старичина! захотелось, знаете, прихвастнуть пред чумаками.

     - Вишь, чертовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют! - сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками.<…>  Только что дошел, однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, - не подымаются ноги, да и только! <…> И в самом деле сзади кто-то засмеялся.

     Итак, дед любил танцевать и весьма гордился своим умением разгуляться в танце. Желание похвастаться, гордыня, тщеславие – все эти слабости  деда дали возможность нечистой силе посмеяться над ним. Вот и  пришлось ему  плясать под чужую дудку. Дед упомянул черта, то есть призвал его. А черт – тут как тут, не замедлил обморочить наивного и прижимистого  человека.

     Дед вырастил из семян, которые ему достались издалека, дыню, свернувшуюся в три погибели, словно змея. Дед называл  эту дыню турецкою.

     Как известно, в христианской символике змея олицетворяет сатану. Дед  недаром называет дыню турецкой – это тоже сыграло свою роль в том, что он  оказался во власти нечистой силы. Турки в восприятии запорожских казаков были нехристями, а в знаменитом ответе запорожских казаков турецкому султану они называют  Магомета IV  чертом: «Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь».

     – Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?

     Два раза он побывал в заколдованном месте и один раз пытался

    попасть, но у него ничего не получилось. Каждый раз дед отправляется

     на поиски заколдованного места под вечер. Во второй раз дед  

     попадает я в заколдованное место, когда, оказавшись на середине, где

     не вытанцовывалось, сильно ударил о землю заступом.

     – Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там

         происходит?

    Ему очень хочется добыть клад, хотя в глубине души он понимает, что  клад, данный  нечистой силой, счастья не принесет. В заколдованном месте  с  ним происходят различные чудеса, правда, не столько жуткие, сколько

     смешные:  то очи заплюет нечистая сила, то язык покажет.  Обстановка в этом месте таинственная и загадочная: ночь, темнота, мрак, могила  и свеча на ней.  Однако странные существа, наблюдающие за дедом, – это не чудовищные, зловещие создания: смешно пищащий птичий нос  блеющая овечья голова и медведь  не препятствуют деду, только дразнят и пугают его.

    3.Повторение теории:  определим жанр произведения.

    • На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?

    Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

    Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

    Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

    Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.

    • Работа со справочными материалами учебника.
    • Вывод учащихся и обоснование своего выбора.
    • Работа с понятиями «реальность» и «фантастика» :

    Реальность – то, что действительно существует не в воображении.

    Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное.

    4.Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, что реальное?

    Запись в тетрадях: Фантастическое и реальное в повести.

    Составление таблица и заполнение ее примерами в ходе беседы.

    5.Анализ содержания.

    • Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина, Кры,)
    • О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна )
    • От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц.   Они реальные или фантастические?    
    • А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания?
    • А одежда героев? Посмотрите нашу табличку?
    • Какие события описываются?
    • О каком месте рассказывает дьячок в этой повести?

    Составление таблицы

    Материал для сравнения

    Реальность

    Фантастика

    Место действия

    + Украина, Крым

    Время

    + весна

    Герои

    +дьячок, дед, чумаки, внуки,

    Быт и жизнь людей

    +баштан, гумно, курень

    Одежда

    + жупан, свитка

    События

    Дьячок – сельский писец

    • Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание? Почему? (Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Все события изображены реалистично и правдиво. Подробно даны описания одежды, быта и жизни людей.)
    • Почему он пишет в слякотном чужом Петербурге о событиях украинской жизни, показывает образы своих земляков? (Это выражение любви.. Это рассказ о родной Украине, она дорога ему. Тоскует вдали)
    • Подумаем, случайно ли в описание реальных событий жизни обычных людей вводит он элементы фантастики? Ведь фантастика, то есть сказочность в первую очередь привлекают внимание читателей. Литературовед Н. Л. Степанов считает, что у Гоголя «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями»
    • Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем.
    • Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»
    • Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то.

    Как же понять его замысел читателям? (Читать внимательно!)
    Сюжет и композиция повести «Заколдованное место»

    Элементы композиции

    Эпизоды. Название

    (заполняют учащиеся)

    Выбор дьячком истории для рассказа.

    Установка:

    1. Экспозиция – события, предваряющие основное действие

    Жизнь деда с внуками на баштане летом. Быт.

    2. Завязка – начало противоречия

    Дед пустился в пляс на гладком месте. Неудача…

    3. Развитие действия

    Пытается попасть на заколдованное место, чтобы найти клад.

    4. Кульминация -

    Клад найден. Нечистая сила пугает старика.

    5. Развязка -

    В котле «сор, дрязг». Нечистая сила обморочила старика.

    Вывод дьячка

    Подтверждение установки. Урок, закон, обходить который нельзя.

               

    7. Работа с текстом.

    Выразительное чтение учеником фрагмента повести “Третья ночь поиска клада” от слов «Стал копать — земля мягкая...» до слов «...тогда только перевел дух»(стр.181 - 183).

    Анализ прочитанного:

    •  Почему дед Максим решил, что в заколдованном месте есть клад?
    • Когда он отправился на поиски? (поздно вечером, на месте оказался уже ночью)
    • Как думаете, что чувствует человек в темноте, один в малознакомом месте? Как вы можете объяснить страхи деда?
    • Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?
    • Что это могло быть в действительности? Слышали ли вы когда-нибудь отзвуки собственного голоса в лесу, в большом помещении? (Эхо)
    •  Что ему чудилось (виделось и слышалось)?
    • Что он в итоге выкопал?(Котел тяжелый)
    • Каким вам видится дед? Смешно наблюдать за ним или страшно? Прочитайте примеры?
    • Какое качество подвело его? (жадность)
    • Смешно или страшно было читать этот фрагмент?
    • Над кем смеется Гоголь? Почему?
      Внутрипредметные связи: В какой русской народной сказке золото и драгоценности обращаются в ледышки?

    Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.  На первый взгляд, сказочный мир ничем не отличается от привычного: «…место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже что-то сереет; вгляделся: гумно волостного писаря». Однако волшебный мир только  притворяется знакомым.  « Но то, что это – не подлинное сходство, а обманчивая похожесть, выражается прежде всего в их пространственной несовместимости. Сказочный мир «надевает на себя»  пространство обыденного, но оно явно не по его мерке: разрывается, морщится и закручивается. « Вышел и на поле - место точь-в-точь вчерашнее: вон и голубятня торчит; но гумна не видно. "Нет, это не то место. То, стало быть, подалее; нужно, видно, поворотить к гумну!" Поворотил назад, стал идти другою дорогою - гумно видно, а голубятни нет! Опять поворотил поближе к голубятне - гумно спряталось».  Точка в пространстве волшебного мира – место, с которого видны и гумно, и голубятня, –  «разлезлось» в обыденном, превратившись в обширную площадь.  Но стоило … вернуться в фантастическое пространство, как территориальное пятно снова съежилось в точку: «Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно». (Лотман). Чем дольше дед находится в заколдованном месте, тем сильнее меняется рельеф местности: в обычном месте среди ровного поля возникают вдруг провалы, бездны и горы: « вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!»

    В заколдованном месте царит мрак, небо обложено тучами, в первую ночь вместо месяца мелькает только белое пятно, во вторую ночь мрак сгущается,  нет  звезд, месяц исчезает совсем – нет даже белого пятна.  

    Единственный   источник света –  свеча на могиле, но и она гаснет, как только дед обнаруживает камень.

    В заколдованном месте  происходят странные явления, слышатся странные звуки.

    2. Какие существа встретились деду в заколдованном месте? 

    Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий

    нос без тела. Птичий нос  забавно пищит и клюет котел. Хотя образ получился не столько страшным, сколько забавным, тем не менее, имеет отношение к демонологии: в символическом плане  некоторые  птицы являлись посредниками между миром мертвых и живых.

     Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное, символ глупости. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов  изображался с тремя головами, одна из  которых была бараньей.

    Медведь — характерный для русского фольклора образ, герой многочисленных сказок. Как представитель природного мира медведь, согласно поверьям, знается с нечистой силой, и ему приписываются близкие родственные связи с лешим. В народе говорили, что «медведь лешему родной брат». Иногда медведя самого называют «лешаком» или «лесным чертом». В некоторых местностях лешего считали хозяином медведей, как и других лесных зверей. В  христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы. Битва Давида с медведем символизирует конфликт между Христом и дьяволом. Является также символом жадности.

    Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь.  Маска, личина, ряженый. Пословицы и поговорки: Напоказ что ли ты харю свою выставляешь? По твари и харя. С эдакой харей я бы и в люди не казался! Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.

     В значении "маска" на Руси употреблялось слово "харя": например, когда Аввакум прогоняет скоморохов, он ломает их бубны и "хари". Возможно, "харя" обозначала маску, изображающую свиное рыло (от "хавря", "хавронья").

    Таким образом, фантастические существа в заколдованном месте персонифицируют недостатки и грехи деда: слабость, жадность, глупость.

    3.

    Найти средства художественной выразительности в «Заколдованном месте» и определить их роль в тексте.    

    Гиперболы

    • …под ногами круча без дна,

    • ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую…

    Сравнения

    • …нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды,
    •  дыня… словно змея.
    • народ, знаете, бывалый: пойдет рассказывать - только уши развешивай! А деду это все равно что голодному галушки.
    • ноги как деревянные стали
    • задал он такого бегуна, как будто панский иноходец.
    • как опарила! как будто свинью перед рождеством!
    • в животе, ей-богу, как будто петухи кричат
    • и захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух. 

    Эпитеты

    • проклятый камень
    • красные очи
    • мерзостная рожа
    • сатанинское наваждение
    • хитрая бестия
    • низенький дубовый лес

                                     

    Ученики анализируют, какие художественные средства использует писатель для создания фантастических картин, а какие для создания обыденного мира.

    3.Ответы на вопросы. Обобщение материала.

     –  Как еще в повести называется заколдованное место?

    Проклятое место, дьявольское место

     – Как закончилось приключение деда?

    «Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.

    .…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!

    1. Подведение итогов.

    - Какой же урок дает нам Гоголь?

    Запись под диктовку:

          «Заколдованное место» — повесть, где автор говорит с читателями о призрачности нечистым путем добытого богатства.      Гоголь разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе.

    Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем?

    1. Рефлексия.

    Чем запомнится вам сегодняшний урок?

    Закончите предложения:

     Сегодня на уроке я понял… 
    - Мне было трудно … 
    - Мне понравилось… 
    - Я доволен

    - Чью работу на уроке вы хотите похвалить?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место"

    На данном уроке пятиклассники учатся правилам ведения дискуссии. Им необходимо доказать, чего больше в повести Н.В. Гоголя "Заколдованное место", реального или фантастического. Для этого учащиеся деля...

    Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

    В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

    Урок литературы в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место" знакомит учащихся с творчеством Н.В.Гоголя,  особенностями его мира, первой его  книгой "Вечерами на хуторе близ Дикань...

    Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

    В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....

    Презентация по литературе 5 класс Н.В.Гоголь "Заколдованное место"

    Презентация по литературе 5 класс Н.В.Гоголь "Заколдованное место"...

    Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.

    Урок литературы в 5 классе  Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.Цели урока:1.Образовательные:обогатить представления о художественном мире ранней ...