Урок литературы в 5 классе "ПОЭТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РОДИНЫ И РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ С. А. ЕСЕНИНА"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Плахова Елена Сергеевна

Урок литературы в 5 классе по лирике С. А. Есенина. В зависимости от степени обученности класса может проводиться как один урок или материал можно разбить на 2 урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЭТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РОДИНЫ И РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ С. А. ЕСЕНИНА

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством великого русского поэта - С.А. Есенина; почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина; отрабатывать навыки художественного чтения и анализа поэтического произведения; развивать образное и эстетическое мышление; воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе; учить замечать красоту окружающего нас мира.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: находить информацию в текстах разных стилей, таблицах, схемах; владеть разными видами смыслового чтения (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий; сравнивать по заданным основаниям стихотворные тексты; устанавливать аналогии (с помощью учителя и самостоятельно); представлять информацию в развернутом и сжатом виде.

Регулятивные УУД: определять цель, обнаруживать и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно; планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха и неуспеха.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки; участвовать в диалоге: слушать и слышать другого; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде, вести диалог с автором текста; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; работать в паре, группе, в разных роли (лидера, исполнителя, критика), участвовать в выработке решения; предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимоуступки, уметь договариваться.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь, проектор, компьютер, рисунки детей.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство, русский язык.

         Внутрипредметные связи: УНТ.

  1. Оргмомент.

 Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

  1. Целеполагание и мотивация.

Наш урок сегодня будет посвящен очень известному русскому поэту 20 века. Какому - мы сейчас сами догадаемся?

На экране проецируются репродукции картин известных русских художников под песни на стихи С. Есенина.

 Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…

(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)

И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.

(проецируется репродукция картины В. Лебедева “Летят журавли”)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 (проецируется репродукция картины И. Грабаря “Февральская лазурь”)

Вопросы: 

  1. Вы узнали автора строк, которые сейчас прозвучали?
  2. Что объединяет С. Есенина  с авторами  картин “Золотая осень”, “Летят журавли”, “Февральская лазурь”?
  3. Давайте сделаем вывод, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.

(о Есенине, о теме Родины и родной природы в его стихах).

Записать тему урока «Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С. А. Есенина».

Сообщение цели и задач урока.

  1. Усвоение новых знаний.

Тема Родины  – это вечная тема.

Она занимала важное место в русской литературе всегда, начиная с ее истоков, с фольклора. Дома я просила вас найти и выписать в тетрадь русские пословицы на тему Родины.  (Отвечают).

Видите, как много вы нашли пословиц. Это еще раз нам подтверждает…

Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома.


Как писал сам поэт:
«Чувство Родины – основное в моем творчестве» (Запись эпиграфа).

- Ребята, как вы думаете, почему тема Родины занимает такое важное место в творчестве Есенина?

- Да, он очень любил Родину-Россию и свою малую родину. А вы знаете, где он родился, как прошло его детство?

Послушаем сообщение Плаховой Марины о жизни Есенина.

Сообщение.

Слайды: С. Есенин, рязанские просторы, родители С. Есенина.

  1. Осмысление изучаемого материала. Первичное закрепление.

А теперь обратимся к стихам С. Есенина.

Чтение стих-я «Я покинул родимый дом…» (Храменков Тимур)

Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.

-Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в России произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России

войсками стран – участников Первой мировой войны.

- Как  вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

- Вам понравилось стихотворение?

 - Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука)

Назовите главные образы стих-я. (дом, голубая Русь).

- Какой образ появляется в конце стихотворения? (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам , – посадить клен.)

  1. Организация первичного контроля.

Центральный образ - образ Руси - создается при помощи изобразительных средств. Какие мы с вами знаем?

(Отвечают и дают определения)

Работа в группах (2 мин)

  1. выписывают эпитеты (Маслова, Хашов)
  2. сравнения (Таланова, Наборнова)
  3. олицетворение (Шишкина, Башмаков)
  4. метафоры (Варнашова, Маркушин)
  5. цветовая гамма  (голубой, золотой, бело - розовый) (Прохоров, Комова, Тимур)
  6. звукопись (Плахова, Шалашов)

Проверка

Цветопись.   Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.  Голубой - любимый цвет Есенина, часто используется в стихах.

Звукопись (аллитерация, 2-3 строфы).  Обратите внимание на звукопись во 2 строфе: 3 раза – р, 1-к, зато л-ль,н. Какие это звуки? (сонорные), что мы про них знаем? (самые звонкие из звонких). Эта особенность создаёт мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем вслух, чтобы убедиться в этом.

По контрасту в 3 строфе идёт резкое усиление жёсткости с помощью –р-.

Микровывод:  с помощью каких средств создается образ Руси в этом стих-и? (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, цветопись, звукопись). Составление кластера.

Динамическая пауза

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Работа со ст-ем «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Чтение ст-я «Низкий дом с голубыми ставнями…» (Маслова Александра)

Словарная работа: ставни (устройство для прикрытия окон, картинка), выть (сноска).

- Каким годом датировано это стихотворение? (1924)

-Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?

-Что же звучит в душе поэта? Ответить на этот вопрос помогут эпитеты. Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?

-Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?

- Какую  особенность построения ст-я вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Каким литературоведческим термином мы называем построение произведения? (композиция). В этом ст-и кольцевая композиция (записать).

Кольцевая композиция - это такое построение текста, при котором начало и конец произведения перекликаются между собой или полностью совпадают.

Что этим хочет подчеркнуть поэт? (Показать свою верность идее: любви к родной земле).

Сравнение 2 стихотворений.

Мы работали с вами с 2 ст-ми Есенина. Давайте их сопоставим.

-Чем они похожи? (тема Родины, чувство любви к Родине).

-В каком ст-и ритм более быстрый, подвижный, а в каком размеренный, неторопливый?

- В каком ст-и природа изображена более сказочной, а в каком более  обычной, повседневной?  

-А чувства поэта одинаковые в этих стихах или разные?  

Выводы по теме урока:

Составление синквейна

Есенин

Талантливый, наблюдательный

Вдохновляет, волнует, завораживает

Один из самых известных поэтов

Гений

Вам понравились стихи Сергея Есенина? Они как будто нам родные. Почему?

К уроку вы рисовали родной дом  и родную природу? Посмотрим, что у вас получилось. Можно ли  соотнести есенинские строки с вашими рисунками?

Обращение к рисункам учащихся.

Закончить наш разговор о Сергее Есенине мне хочется стихотворением, которое ему посвятила современная поэтесса Татьяна Зубкова.

Чтение ст-я «Есенинское небо над Россией…»+видеоролик.

  1. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Понравились вам стихи С. Есенина?

Хотелось бы почитать еще другие стихи?

Классный проект «Родная природа в стихотворениях С. Есенина»

2 листа А4

1 лист стихотворение Сергея Есенина с названием написать или напечатать и подготовить выразительное чтение, второй лист - иллюстрация к стихотворению (распечатать из интернета или нарисовать).

  1. Рефлексия.

Давайте подведем итоги нашей работы.

Понравился ли вам урок?

Мне на уроке было интересно…

Мне было трудно…

Больше всего мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс

Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...

Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация

продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Лирика Сергея Есенина: Поэтическое изображение родины и родной природы»

Данный конспект урока может быть использован при изучении творчества главного представителя имажинизма в России С.А.Есенина. Тема родина - одна из ведущих в творчестве поэта, именно "низкий дом с голу...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»

Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...

Урок литературы (творческий проект) в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»

Развитие общекультурной компетентности учащихся; систематизация знаний, умений, навыков учащихся о творчестве поэтов 19 века (А.К. Толстого, Е.А. Баратынского, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, Я.П. Полонс...