Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (урок литературы в 5 классе)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Алена Михайловна Зорина

Цель урока:  показать, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н.А.Некрасова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literatury_5kl._nekrasov_krestyanskie_deti.zip1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

Цель урока:  показать, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н.А.Некрасова

Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада быть здесь. Меня зовут Алена Михайловна. Я работаю в гимназии № 6. Надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и творческим.

У вас на столах лежат иллюстрации. Рассмотрите их внимательно.

Скажите, какая тема их объединяет? (тема детства) 

Дома вы прочитали стихотворение «Крестьянские дети». Сегодня мы поговорим о мире детства в этом произведении. (открываю доску, на которой написана тема) Кстати, напомните имя автора (Николай Алексеевич Некрасов) Теперь вопрос сложнее, в каком году оно было написано? (1861г.) 

Кто-то из вас знает, какое событие в истории России произошло в этом году? 19 февраля (3 марта) 1861 года был провозглашен манифест об отмене крепостного права. А 14 июля 1861 года  Некрасов пишет стихотворение «Крестьянские дети». В каком произведении вы читали о нелегкой жизни крепостных людей?

Вернемся к иллюстрациям. Выберите те из них, которые могли бы проиллюстрировать стихотворение «Крестьянские дети». (Представитель каждой группы прикрепляет иллюстрацию на носку и объясняет, почему выбрали именно ее)

Сегодня нам с вами предстоит выяснить, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н.А.Некрасова. Для этого нам необходимо окунуться в атмосферу стихотворения и даже перевоплотиться в его героев. Откройте учебники. Я предлагаю записать фрагмент радиоспектакля. Загляните под парты, некоторые из вас найдут там свои роли. Проверим. Обратите внимание, что у каждого вашего персонажа есть характер, настроение. Подумайте, с какой интонацией он произносит свои слова. С чего начинается стихотворение, где происходит действие? (деревня, лес). Включаю звуки природы. Слышите, птицы поют, лес шумит…

Читаем начало стихотворения.

- Давайте спросим у ребят, которые выступали в роли радиослушателей:

  • Как герой-охотник относится к ребятам, которые за ним подглядывают, с любопытством его рассматривают? Как вы это поняли? Почему дети его разглядывают?
  • Как выглядит барин с точки зрения детей?
  • На что они обращают внимание?
  • Откуда ясно, что это крестьянские дети?
  • Что их удивляет?
  • Можно ли по речи определить характеры детей?

- Ребята, какой вы представляете жизнь крестьянских детей 19 века? 

У меня на столе под этой тканью находится предмет, который имеет непосредственное отношение к теме нашего урока. Как вы думаете, что это?

Слушаю предположения, снимаю ткань, под ней весы.

Перед нами обычные весы. Есть ли у вас предположения, как они связаны с темой урока?   Давайте с помощью наших весов измерим, чего было больше в жизни крестьянских детей: счастливых моментов и трудностей. Для этого обратимся к тексту.

У каждой группы свой отрывок стихотворения. Вы его внимательно читаете и записываете на листах, чем занимались крестьянские дети. (5 минут)

Представители каждой группы выходят. Один кладет камушки на весы, другой прикрепляет цитаты на доску.

Вопросы для группы, у которой фрагмент про «Мужичка с ноготок»:

Как автор относится к этому мальчику? Какие слова использует для описания? А что вы умели делать в 6 лет?

Давайте посмотрим на весы, на доску. Каких моментов было больше в жизни крестьянских детей, по мнению Некрасова? Почему он даже завидует им?

Я обещала, что сегодня будет творческий урок. Я предлагаю вам свои впечатления от стихотворения Некрасова представить в виде инсталляции. Инсталляция – это объемно-пространственная композиция из различных предметов, объединенных художественной идеей. По очереди к доске будут выходить представители групп. Ваша задача выбрать 1-2 предмета, которые ассоциируются с содержанием стихотворения. Хочу обратить ваше внимание на то, что вы создаете объемную композицию, на которую можно смотреть с разных сторон. И предметы мы не просто перекладываем с одного стола на другой. Их положение должно иметь значение.

Создание инсталляции.

Посмотрите внимательно на нашу композицию. Какие чувства она у вас вызывает?

(стихотворение «Крестьянские дети» - это произведение о тяжелом детстве крестьянских ребятишек, об их жизни, труде.     Но поэт изобразил своих любимцев всесторонне, многопланово, сумел показать больше хороших моментов в их жизни. Почему? Потому что он относится к ним с сердечной теплотой и любовью, беспокоится за их судьбу).

Завершая наш урок, хочу обратиться к вам, детям 21 века, словами Некрасова: Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано…

Детство – удивительная, самая прекрасная пора в жизни каждого человека. Пусть же ваше детство будет счастливым и в ваших сердцах распускаются цветы добра, отзывчивости, и эта чаша всегда перевешивает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Конспект урока литературы"Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"

Цели:·       проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;·...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Викторина по стихотворению Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" (5 класс)

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”. А сейчас проверим, кто внимательно читал это стихотворение....