Биография В.М.Шукшина. «Человеческая открытость миру как синоним незащищённости»
план-конспект урока по литературе

Еременко Виктория Михайловна

 

«Человеческая открытость миру как синоним незащищённости»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Человеческая открытость миру как синоним незащищённости»

 Эпиграф урока: «Житейские истории В. Шукшина, этот честный рассказ о повседневных испытаниях обыкновенной человеческой души, никогда не притязали на большее, чем «штрихи к портрету», но такие штрихи для нас дороже иных законченных портретов. (И.Дедков)

Человек  умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях.

Б. Паскаль

Формы организации учебной деятельности на уроке:

фронтальная работа

         словарная работа

составление характеристики героя.

.Цели урока:

Создать условия для:

формирования личностной, коммуникативной компетенции учащихся;

приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;

знакомства учащихся с рассказом  «Чудик»;

совершенствования речевой, литературной культуры школьников.

Развивать:

навыки анализа художественного текста;

умения выделять главное, строить аналогии, обобщать, доказывать.

Воспитывать:

интерес к творчеству писателя

  нравственность учащихся (совестливость, любовь к ближнему, чувство доброты);

Задачи урока:

создать естественные условия для проявления коммуникативных возможностей;

помочь учащимся организовать планомерную работу с текстом;

развивать такие качества речи, как уместность, логичность, правильность, последовательность, точность.

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, презентация о Шукшине, газета, посвященная жизни и творчеству писателя.

Этапы урока:

  1. Мотивация.
  2. Целеполагание.
  3. Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина. Рассказ об Алтае, о родине В.М.Шукшина . Сростки, чтение стихов о селе Сростки
  4. Словарная работа.
  5. Беседа по рассказу «Чудик».
  6. Сопоставление поведения героев, их чувств, состояний
  7. Заключительное слово учителя.
  8. Домашнее задание.
  9.  Рефлексия.
  10.  Выставление оценок.

.

Подготовка учителя к уроку:

  • дать индивидуальные задания и провести их предварительную проверку (выразительное чтение стихотворений учащимися);
  • подготовить к уроку презентацию и выставку книг Шукшина и о Шукшине.

Приложение (презентация).

ХОД УРОКА

1. Мотивация. Слово учителя

– Ребята, знаете ли вы что-нибудь о жизни и творчестве  В.М.Шукшине?
–  Смотрели фильмы ,снятые по его произведениям, или фильмы с участием его самого?

2. Целеполагание (портрет Шукшина, тема урока, эпиграф к уроку)

– Эпиграфом к уроку я взяла слова Б.Паскаля: «Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях». Эти слова можно без колебаний отнести к Шукшину. Он умел замечать добро даже в самом заблудшем человеке. Шукшин любил сравнивать жизнь с песней. О человеке он говорил: «Прожил, как песню пропел». И уточнял: «Пропел ее превосходно» или наоборот: «Скверно пропел». О самом Шукшине можно сказать: он не допел свою песню до конца, оборвалась она, когда захватила миллионы слушателей… Это была необычная песня, с внутренне нараставшим драматизмом.

3. Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина

– Алтай – это широкие степи, могучие горы, голубые озера и реки. На этой благодатной земле не могут не рождаться композиторы, художники, писатели, поэты. Природа этого  края способствует рождению прекрасных произведений искусства. Именно там  жил Василий Макарович Шукшин, именно Алтай он считал своей Родиной.
 «Алтай – это моя родина, где я родился и вырос. Люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя Родина… Будь счастлива»)

Памяти Шукшина (Шахрудинова А.)

Сростки. Предгорье. Июльский простор…
С Пикета Россия видна.
Стекается люд необъятной страны
Коснуться земли Шукшина.

Земли, по которой тоскою томим,
Шёл по жизни, не пряча глаза,
Великий писатель, актёр, гражданин,
Словом метким творя чудеса.

По взглядам читаю: «Помним и чтим».
Здесь воздух врачует сердца.
От доброго слова теплом навсегда
Наполнится наша душа.

Тоскуют берёзки на склонах холма,
И бьются сердца всё сильней!
Понятно, что не было у Шукшина,
Места в России милей!

Он жил, воспевая своих земляков,
Ценя жизни каждый глоток.
Сражался за Родину и до сих пор
Вернуться из боя не смог.

Звёздочкой малой ночной небосклон
Подмигнёт в прохладной тиши…
Сиротливо качнутся кусты за окном
И калина у быстрой реки…

Сростки. Предгорье. Июльский простор.
В памяти вечно храним,
С вершины поклонной горы, сквозь года,
Бронзовый смотрит  Шукшин!

Василий Макарович родился 25июля 1929 года в семье крестьянина на берегу Катуни в большом сибирском селе Сростки, что в 35 километрах от города Бийска. Здесь прошло его детство.(Шукшин  о себе)

Стихотворение о Сростках читает ученик.(Клят Д.)

Сростки

Здесь край равнины с небом синим
Грядою горною срослись,
Цепь островов, река, долина,
Лаская взор, переплелись.
Катунью быстрой, Чуйским трактом
Известны здешние места.
Горой Пикетом, сельским тактом,
Людской души в нем нагота.
Здесь, на природном перекрестке.
На стыке судеб и дорог
Стоит село с названьем Сростки,
Алтая горного порог…

Учился в школе, хулиганил, любил с горы Пикет (вы, наверное, слышали про эту гору) любоваться красотой Катуни с видом на Поповский сад.

Ученик читает стихотворение. (Гурова   А)

Гора Пикет

Гора Пикет – поклонная гора.
По воле сердца и по зову слова
Сюда народ идет без останову,
Хоть и стоит июльская жара.

Россия чтит заветные места.
И сыновей своих не проглядела, –
Пока еще душа не оскудела
И не засохла песня на устах.

И боль жива!.. О том и разговор:
Еще дружнее надо нам держаться,
Ведь он ушел за родину сражаться
И не вернулся в Сростки до сих пор...

Его слова – завет на каждый день.
Его шаги доносятся до слуха…
Гора Пикет – еще одна ступень
К вершине человеческого духа.

Слово ученика о жизни В. М. Шукшина

В 14 лет Василий Макарович уезжает в Бийск и поступает в автомобильный техникум. Потом служба в Военно-Морском флоте. ( Шукшин – моряк). После армии работа в вечерней школе учителем, а затем директором.
Но случилось так, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву поступать в литературный институт, куда его не приняли. Тогда он поступает на режиссерский факультет ВГИКа (института культуры).
Шукшин – это писатель, актер, режиссер.
 Первую роль он сыграл в фильме «Два Федора». Первое его произведение – сборник рассказов «Сельские жители». По собственному сценарию Василием Макаровичем  поставлены фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень».  
Шукшин пишет день и ночь. И снимается в кино. Торопится,  словно чувствует, что отпущено мало… Сердце остановилось внезапно, на съемках фильма «Они сражались за Родину».
Василий Макарович умер в 45 лет, сделав часть того, что хотел и мог.
Осиротели Сростки. Но осталась память. Она собирает сюда тысячи людей 25 июля, в день рождения В. М. Шукшина. 

Слово учителя.
Главные герои большинства рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Шукшин почти не дает их портретов, не рассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного не происходит. Писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать их простотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной.

 Проблемный вопрос   Почему имя главного героя мы узнаем только в конце рассказа?

Обрисовка индивидуальности героя сочетается с авторским стремлением к обобщению: его прозвище не случайно, в нем выражено своеобразие народных представлений о личности.

Шукшин любуется немудреным человеком. Мы видели, что людей раздражала его открытость и доброта, он не такой как все, поэтому отвергается обществом

.

4. Словарная работа 

Чудик …Запишите ассоциативный ряд к этому слову (насмешил, начудил,.). При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.

Чудаки украшают мир - одобрительно о чьих-либо чудачествах

5.Рассказ – «Чудик». В заголовок вынесено прозвище главного героя.
Почему его так называли? 
(С ним постоянно что-нибудь происходит, он «влипает в историю».)
Что произошло с ним в магазине перед поездкой к брату на Урал? 
(Учащиеся пересказывают эпизод).
– Почему он вернулся за деньгами? 
(Ему стыдно – вдруг не так поймут, подумают, что решил прикарманить. Ребята выясняют, что происходит это в городе, где никто его не знает, таким образом, в характере они обнаруживают стыдливость, совестливость – это одна из его основных черт).
Другая его черта раскрывается в эпизоде покупки подарков. Какая это черта? 
(Ребята находят ключевое слово во фразе: «…решил племянникам накупить подарков» – и отмечают, что эта черта – щедрость).
– Что видит Чудик из самолета и о чем думает?  Как это его характеризует 
(Учащиеся находят в тексте слова Чудика: «…упасть в облака как в вату… вот человек! Придумал же! Почему я не удивляюсь?» Это искренность чувств героя, он говорит, что думает.)
– Какая черта Чудика раскрывает в отношениях с соседом в самолете?
(Сочувствие, желание помочь).
– Как Чудик разрисовал коляску, чтобы угодить своей снохе? О чем это говорит? 
(Это человек с возвышенной, романтичной душой, любящий природу, все красивое, любящий мир, согласие. Своему брату о снохе он говорит: «… не ругайся с ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду».)

-Чего же Чудик хочет от жизни, что отстаивает?

-Разделяете ли вы точку зрения известного критика Игоря Александровича Деткова? (См. эпиграф к уроку)

Описание: Описание: C:\Users\Home\Downloads\img036_zpsb08dfa87.jpgОписание: Описание: C:\Users\Home\Downloads\img037_zps36e4b471.jpg

Вопросы по иллюстрации:

-Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

-Точен ли художник в деталях?

-Совпадает ли его видение с вашим?.


– Почему сноха невзлюбила Чудика? 
(Он простой трудяга, не руководитель из управления, странный, непонятный).
– Понимает ли она душу Чудика? 
(Не понимает, его русская простая душа для нее ничто, она «злая» – по словам Чудика). 
– За что он ратует, что отстаивает в жизни? 
(Чудик ратует на добро, за правду, взаимопомощь, за все прекрасное, в душе его живет музыка, он постоянно напевает, то есть он человек, отстаивающий народную правду).

 Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.

 Запись на доске и в тетради: Обрисовка индивидуальности героя сочетается с авторским стремлением к обобщению: его прозвище не случайно, в нем выражено своеобразие народных представлений о личности.

Шукшин любуется немудреным человеком. Мы видели, что людей раздражала его открытость и доброта, он не такой как все, поэтому отвергается обществом

.8. Вызов.

 8. Осмысление — чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания

Выводы:

 - Вот и закончился этот рассказ Шукшина. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись, читая рассказ?

- Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

- Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками» - и если помогло, то в чем? Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

 9. Поведение итогов. 

В.М.Шукшин (Бабенко П.)

Как больно сознавать, что человека нет,
Он не увидит больше белый свет.
И остается только вспоминать,
Как хорошо Шукшин мог роль сыграть.

Представил сцену Разина Степана,
В которую он вжился очень рано.
Он так реально мог её сыграть,
Что это фильм уж можно не понять
. (Песня о ШУКШИНЕ)

Любил Шукшин подняться на Пикет,
Нарвать цветов большой, большой букет
Чтоб подарить их матери своей
Обнять её с любовью у дверей.

Ведь был Василий с чистою душой,
Он рвался, как и все к себе домой.
Шукшин ведь знал, что в Сростках его ждут
И праздник по приезду заведут.

И вот уже теперь который год,
К Пикету весь честной народ идёт.
И знает лишь теперь его душа,
Проходят чтенья Васи Шукшина.

Написание эссе на тему «О чём заставило вас задуматься произведение В.М. Шукшина?»

Цель эссе — размышления в письменной форме, отражающего мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом — рефлексивная оценка изученного

Итог Песня «В память о Шукшине»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 10 класса КВЕСТ "Открытие мира"

Мероприятие имеет следующие цели и задачи:1.Повышение мотивации  школьников к  участию в детско-взрослой общности по  социальному преобразованию  поселка.2.Способствовать расширени...

Проект "Толерантность, открытость миру, эмпатия"

Коллективная работа педагога и воспитанников Синарского детского дома...

Межрегиональный фестиваль исследовательских работ "Открытие мира"

Исследовательский проект "Особенности модальных глаголов «могу» и «не могу» в английском  и русском  языке,  их сходство и различие." Автор: Юноша Вале...

Заявка на участие в Открытии мира

Указаны темы научно-исследовательских работ...

технологическая карта к дистанционному видео-уроку по чтению "Биография В.М. Шукшина"

Урок чтения разрабатывался для применения при дистанционном обучении для обучающихся 8 классов АООП-1. В технологической карте содержится ссылка на видео-урок....

Биография Василия Макаровича Шукшина.

Презентация. Биография В.М.Шукшина...