Урок чтения и развития речи на тему: "Чтение по ролям I части повести Н.В.Гоголя "Майская ночь ,или Утопленница"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Евдокименко Светлана Анатольевна

Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».

Задачи: образовательные  - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;

коррекционно – развивающие: развивать, внимание, логическое мышление,  коммуникативно-речевую деятельность, познавательную и эмоционально - волевую сферы.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувствовать красоту природы, чувство сопереживания, сострадания, чувство дружбы между народами, интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gogol.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по предмету «Чтение и развитие речи»  9 класс

 Тема урока:

«Чтение по ролям 1 части повести

Н. В. Гоголя

«Майская ночь, или Утопленница»

Составила и провела:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Евдокименко С.А.

2021-2022 учебный год

Чтение и развитие речи  9 класс

Тема урока : Чтение по ролям I части повести «Майская ночь, или Утопленница»

Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».

Задачи: образовательные  - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;

коррекционно – развивающие: развивать, внимание, логическое мышление,  коммуникативно-речевую деятельность, познавательную и эмоционально - волевую сферы.

Воспитательные : воспитывать у обучающихся чувствовать красоту природы, чувство сопереживания, сострадания, чувство дружбы между народами, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя

Ход урока.

1.Организационный момент.

Психологический настрой на урок

-Доброе утро!

Заливистый школьный звонок

Позвал вас опять на урок.

Будьте все внимательны,

И ,конечно же, старательны.

2 .Речевая разминка (скороговорка)

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход (читаем про себя, хором сначала медленно, потом быстрее, по одному)   ( 1 слайд)

3. Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним,  с биографией какого украинского писателя мы познакомились на прошлом уроке?  (2 слайд)

а). Выборочное чтение.

Найдите в тексте и прочитайте, где и когда и в какой семье родился Н.В. Гоголь?  (3 слайд)

Найдите в тексте и прочитайте, где прошли детские годы писателя?

Найдите в тексте и прочитайте, кто сыграл большую роль в воспитании писателя?

Найдите в тексте и прочитайте, в каких учебных заведениях обучался Гоголь? (4, 5 слайды)

Найдите в тексте и прочитайте, какое впечатление произвёл новичок на одноклассников?

Найдите в тексте и прочитайте, когда закончилось затворничество Гоголя?

Можно ли судить о человеке только по внешнему виду?

Чем занимается Гоголь после окончания Нежинской гимназии?

Где Гоголь занимается по вечерам после службы?

С чего начинается литературная деятельность Гоголя?  (6  слайд)

Какие повести о жизни украинского народа были написаны Гоголем?

Как называется книга, в которую вошли повести Гоголя?  (7 слайд)

13.Как вы считаете, почему Гоголь дал такое название своей книге?

б). Блиц опрос по биографии Гоголя

В каком году родился Гоголь? ( 1809 г.)

Где родился Гоголь? ( Украина)

Близ какого села прошло детство Гоголя? ( Диканька)

Кто сыграл большую роль в воспитании Гоголя? ( отец- Василий Афанасьевич)

В каком учебном заведении Гоголь обучался 2 года? ( Полтавское училище)

В какой гимназии Гоголь продолжил обучение? ( Нежинская)

Чем занимается Гоголь в Академии художеств? ( живописью)

О жизни какого народа пишет Гоголь в своих произведениях? ( украинского)

Как называется книга, в которой объединены повести Гоголя? ( «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

4.Физминутка    (8  слайд) 

Посмотрите видео, чтобы лучше понять содержание этой повести. И помогут нам украинский певец Олег Винник и репродукции Архипа Куинджи и Николая Пимоненко. Все эти произведения искусства перенесут нас на далёкую Украину.

5.Работа над темой урока, сообщение темы урока.  (9 слайд)

Сегодня на уроке мы начнём читать отрывок из повести «Майская ночь, или Утопленница»

6.Словарная работа (слайд 10)

7.Работа по теме урока.

а) Вводное слово учителя.

 А. С. Пушкин сказал: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства. А местами - какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе» А. С. Пушкину очень нравились книги Гоголя, он называл их чудом. А  Дмитрий Быков отметил : „Вечера на хуторе близ Диканьки“, хоть и написаны по-русски, хранят мелодию украинской речи. По большому счёту это главная книга украинской литературы».

Чудесные картины природы, окружающие писателя с ранних лет, научили этому чуду: обыкновенными  словами высказать увиденное.

 Вот как описывает ночь в этой повести Н. В. Гоголь:

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Земля вся в серебряном свете.  Божественная ночь!  Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов… На душе и необъятно, и чудно  Как очарованное, дремлет на возвышении село».

Отправимся же поскорее под украинский городок Полтаву, в деревеньку Диканька. И вот мы с вами в этой замечательной Диканьке. Идём по узким улочкам, проходим мимо белых хат под соломенными крышами. Вы слышите песню? Поспешим на этот голос.

а) Просмотр 1 части главы «Ганна» (слайд 11)

б)Чтение отрывка повести учителем

в) Чтение по ролям 1 части повести

8.Первичное закрепление материала.

а). Беседа по вопросам

Где происходит действие рассказа?

Как проводили вечера девушки и парубки на селе?

На каком музыкальном инструменте играл Левко?

Как Левко обращается к Ганне?

б). Викторина «ЗНАТОКИ». Слайд 12

 Обучающиеся работают с индивидуальными карточками, на которых дают объяснение украинских слов. Потом выполняем у доски.

Парубки        бусы

Бандура        руководитель казаков села

Голова        украинские юноши, парни

Монисто        украинский народный струнный инструмент

Сотник            командир казачьей сотни

в). Игра «Угадай меня» (слайды 13,14,15,16)

а) «С бандурой в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой казак, сын сельского головы. На казаке решетиловская шапка. Казак идет по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает».

(Левко)

б) «Девушка на поре семнадцатой весны, обвитая сумерками, робко оглядывалась и не выпуская деревянной ручки, переступила через порог. В полуясном мраке горели приветливо , будто звездочки, ясные очи; блистало коралловое монисто».

9.Рефлексия

Вопросы:

- В повести «Майская ночь, или Утопленница» действие происходит в украинском селе. (+)

- Левко играет на балалайке (-)

- Левко играет на бандуре (+)

- Левко влюблен в панночку. (-)

- Левко влюблен в Ганну (+)

- Отец Левко, сельский голова, разрешил Левко женится на Ганне. (-)

- Мачеха любит и балует панночку (-).

Вот и заканчивается наше путешествие. Не хочется уезжать из этой деревни.

10.Итог урока, задание на дом  (слайд 17)

ТЕСТ (Биография Н.В. Гоголя)

Гоголь Н.В. родился в …

А)  1852 году

Б)  1809 году

В)  1952 году

Дата смерти писателя

А) 1809 год

Б) 1852 год

В) 2009 год

Детские годы писателя прошли в имении родителей недалеко от села…

А) Тарханы

Б) Михайловское

В) Диканька

Николай Васильевич Гоголь родился …

А) в семье богатого дворянина

Б) в семье небогатого помещика

В) в царской семье

Кто сыграл большую роль в воспитании будущего писателя?

А) отец

Б) мать

В) нанятые воспитатели(гувернёры)

В каких учебных заведениях обучался будущий писатель?

А) Полтавском училище

Б) Нежинской гимназии

В) церковноприходской школе

Какие произведения написал Гоголь Н.В.?

А) «Ворона и Лисица»

Б) «Руслан и Людмила»

В) «Майская ночь, или Утопленница»

Г) «Барышня-крестьянка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Мастер-класс «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .

Цель: создать условия для профессионального развития педагогов и освоения опыта приемов работы по выразительности речи. Цитата: «Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для ...

Методическая разработка урока чтения и развития речи на тему "Волшебница зима". Роль образных выражений в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." с использованием разноуровневого обучения, развивающей технологии.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....