В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Еременко Виктория Михайловна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl._astafev_urok.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по рассказу

В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»  

Тема: В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Цели урока: вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать   содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

Задачи:

образовательные:

  1. раскрыть жизненные, биографические истоки творчества  В.П. Астафьева;
  2. совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
  3. вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.

развивающие: 

  1. развивать способности к переключению уровней мышления;
  2. развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;
  3. развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

воспитательные:  

  1. воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
  2. воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;
  3. способствовать нравственному становлению личности учащихся.

Оборудование урока: компьютер (презентация, медиа-проектор), книга «Последний поклон», стенд «Старые фотографии»,  карточки.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом дорогом ,что есть у человека: о родном доме, о том, как важны в жизни каждого близкие и дорогие люди, семья. О том, как важно в своей памяти сохранить самые добрые и светлые воспоминания, чтобы в суете событий не очерстветь душою.

(Песня «Дом родной)

Нас разделяют снова холода,                          
Не можем друг без друга мы согреться.                      
Но расстоянье - это не беда.
Всё потому, что родом мы из детства.
Я непременно вновь к тебе вернусь,
Услышу ранним утром птичий гомон,
И в этот миг от счастья вдруг проснусь,
И не поверю, что опять я дома.

2.Знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора,     отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями. На этом уроке мы будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя».

В.П. Астафьев-удивительный писатель и человек, пронёсший сквозь года добрую память о своей родной деревушке, о родной бабушке. Каждый год мы обращаемся к его творчеству.( Выступления уч-ся о жизни писателя)

Время неудержимо идет вперед, оставляя позади события и судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В повести писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И вместе с памятью он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература заставляет задуматься о том, что слово “память” должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Писатель только тогда писатель,  когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? На что надеялся?  Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?
Это писатель. Личность. Человек. Гражданин.

3. Узнай произведение и героев Астафьева   (Коллективная работа)

-Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении  идет речь, назвать героя и главное событие:

 1) «Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так долго искал, должна привести его к Енисею, иначе ... он обессилеет и пропадет».       («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)

       2) «Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».       («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод   набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)

-  Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать?   (Действие происходит  в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить  урок жизни).

4.Именно воспоминаниям  детства посвящена повесть «Последний поклон». Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”.

Прочитайте, пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости... И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...» 

         (        Ученик)Нам А.

         Давних лет мгновенные картинки,

как магнит, приковывают взгляд

магией старинных фотоснимков,

что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей –

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре.

5.  

- Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»?

- У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «память».

6.(Учитель)- Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. Но память позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад.  А фотография – это память, личная память. Вспомните бабушку героя рассказов из повести ( «Последний поклон»)

Чтец 1-й Власенко А.

Удивительной мастерицей была Катерина Петровна. Всякая работа в её руках спорилась. В рассказе «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьев  рассказывает об умении бабушки вставлять оконные рамы.

        Деревенское окно, заделанное на зиму – своего рода произведение искусства. По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе.

        Бабушка рамы в зиму вставляла с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками  - и всё. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько берёзовых углей, меж углей ворохом рябину – и уже без листьев.

Бабушка:

- Мох сырость засасывает. Уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.

Чтец 1-й  Асрян Л.

Много лет спустя у писателя Александра Яшина я прочёл о том же: рябина от угара – первое средство. Народные приметы не знают границ и расстояний

Учитель:Живя в маленьком ,скромном домике ,бабушка старалась облагородить его.

(Песня «Домик у дороги»)

Чтец 2-й читает стихотворение Ивана Елагина.

Мне не знакома горечь ностальгии.

Мне нравится чужая сторона.

Из всей давно оставленной России

Мне не хватает русского окна.

Оно мне вспоминается доныне,

Когда в душе становится темно –

Окно с большим крестом посередине,

Вечернее горящее окно.

7.Учитель. Вспомните, как тяжело было герою,когда он заболел и не смог сфотографироваться.

Беседа с учениками по повести «Фотография, на которой меня нет»

      1.) Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

      2) Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

      3). Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

      4). Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?

“Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.

В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”

    8  1). Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

      2). Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

      3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”

В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.

9.Инсценировка фрагмента рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Бабушка, встречая учителя:

- Милости просим! Милости просим! Сюда, пожалуйста, проходите!

Учитель:

- Здравствуйте! Я фотографию Вите принёс.

Витя, обращаясь к зрителям:

- Вот она, фотография, на столе. Сколько ребят и девчонок на фотографии! Что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, а узнать можно всех. Только меня на ней нет… И Саньки тоже… И не будет никогда…

Учитель:

- Ничего, ничего. Фотограф, может быть, ещё приедет!

Бабушка:

- А я чё ему толкую? Я то же и толкую!

Обращаясь к учителю:

- Чайку горяченького откушайте с нами! С травками заварила! Угощайтесь, чем Бог послал!

Витя, обращаясь к зрителям:

- И варенье черничное, и брусница, и сушки, и лампасейки, и пряники городские, и молоко в нарядном сливочнике. Чего тут только нет! И я очень рад, что учитель пьёт у нас чай без всяких церемоний, разговаривает с бабушкой, и всё у нас есть, и стыдиться перед гостем за угощение не приходится.

Учитель:

- Спасибо за угощение! Выздоравливай, Витя, поскорее!

Витя:

- А скоро опять фотограф приедет?

Учитель:

- Думаю, скоро. Выздоравливай и приходи в школу, а то отстанешь.

Учитель кланяется дому. Бабушка провожает его до ворот.

- Жене вашей кланяйтесь!

Затем, убирая со стола, сокрушается:

- И не поел ничего. И чаю  два стакана только выпил. Вот какой культурный человек! Вот грамота что делает! Учись, Витька, хорошенько! В учителя, может, выйдешь, либо в десятники…

Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

      2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

      3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”.

В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...”

Чтец читает фрагмент стихотворения Н. Рубцова «Русский огонёк»

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнём, враждой земля полным-полна, -

И близких всех душа не позабудет!..

- Скажи, родимый, будет ли война? –

И я сказал:

- Наверное, не будет.

- Дай Бог, дай Бог…

Ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет…-

И вдруг опять:

- Не будет, говоришь?

- Нет, - говорю, - наверное, не будет.

  1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

      2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”.

В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...”

10. Анализ последней части рассказа.

Какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки)

Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...”

- В чем особенность построения этой части рассказа?

Она построен на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно.

- Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии,  связаны с трагедией жизни.

— Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Вывод: автор утверждает, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей.  Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи. 

- Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, хочется зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”. Т.Шатская

11.Стадия рефлексии.

1.Синквейн

- А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке .На столах лежат листочки.

 Синквейн (от англ. «путь мысли»)

2.  Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д.

(Песня «Снится мне деревня…»)

12. Домашнее задание:

Просмотрите фотоальбомы своей семьи.

- Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к своим близким, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.

Составить презентацию «Фотографии рассказывают…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. Вид и структура урока: урок-мастерская. Его ц...

Конспект урока по литературе в 8 классе Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»

Конспект урока по литературе в 8 классе  Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.»   Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством В. Астафьева....

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Разработка урока по литературе в 8 классе "Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Урок рассчитан на учащихся 8 класса и направлен на развитие навыков анализа прозаического произведения....

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа.

Обучающиеся продолжают знакомиться с личной и творческой биографией Виктора Петровича Астафьева, обсуждают содержание рассказа "Фотография, на которой меня нет", выявляют проблемы рассказа, ...