Жизнь и творчество А.П.Чехова. Анализ рассказа "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Дорофеева Ольга Владимировна

Конспект открытого урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

Открытый урок по

Литературе по теме: «А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя. Анализ рассказа Хамелеон».

Урок проведен 23.01.2018 в 7- А классе.

Учитель: Дорофеева О.В.

Рассмотрено на заседании ШМО                                          

протокол №____ от «___»______2017г.                  

Руководитель ШМО_______________                          

Цели урока:

Обучающая:  обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условия для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая: -познакомить учащихся с биографией писателя и художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика,

-формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

Воспитывающая: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент. Приветствие:

Мне приятно начать урок со слов Л.Н, Толстого о другом прекрасном писателе и враче А.П.Чехове:

«Чехов несравненный художник. Художник жизни….»

(1 слайд)

П. Вступительное слово.

Вспомните изученное об А.П.Чехове и его творчестве и прокомментируйте данное высказывание Л.Н. Толстого.

Чехов был культурным и чутким представителем той лучшей части интеллигенции его эпохи, которая сознавала, что жить так, как жила Россия конца XIX в., нельзя и что нужно верить в какую-то иную жизнь, светлую и красивую. На тревожный вопрос времени: «Что же делать?»- Чехов не имел ответа. Он верил только, что земля превратится в цветущий сад, и страстно ждал этого превращения, но когда оно произойдёт и кто будет садовником, который взрастит этот сад, Чехов не знал.

Прекрасно о значении творчества Чехова сказал А. М. Горький: «Когда умрёт Чехов, умрёт один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, друг любящий, сострадающий ей во всём, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по сто рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который всё понимал».

Л.Н. Толстой восхищался творческим методом Чехова и ценил его способность создавать произведения, доступные, понятные не только интеллигенции, но и любому простому человеку.

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

(2 слайд)

Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).

?? Какие рассказы Чехова вы читали?

Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон».

(слайд 3)

Ш.Объявление темы урока. Целеполагание.

Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя. Анализ рассказа «Хамелеон»

?? как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?

Цели урока

1. Вспомнить биографию А.П. Чехова.

2. Развивать навыки анализа текста. Выявить особенности рассказа.

3. Продолжить развивать навыки монологического высказывания, выразительного чтения.

4. Воспитывать в себе любовь к слову, к русской литературе.

 (выявить особенности рассказа, смысл названия).

(слайд 4)

1У. Актуализация ранее изученного.

Антон Павлович Чехов (1860, Таганрог — 1904, Баденвейлер, Германия) — великий русский прозаик, драматург, реформатор русского театра. А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Все дети в семье Чеховых были разносторонне одаренными людьми. В детстве посещал гимназию, одновременно помогая отцу в бакалейной лавке. По окончании учебы поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1880 году впервые печатается в журнале "Стрекоза", с тех пор постоянно пишет короткие юмористические рассказы и фельетоны в печатные издания под множеством различных псевдонимов. После окончания университета становится уездным врачом, продолжая выпускать сборники рассказов. В 1887 году ставится первая пьеса Чехова "Дядя Ваня", драматические произведения писателя воспринимаются публикой неоднозначно.В 1890 году посещает остров Сахалин, где выполняет подвижническую гуманитарную миссию по классификации и описанию истории и быта каторжников на этом острове. После выхода его книги "Остров Сахалин", общественность начинает интересоваться судьбой заключенных. В конце 1890 - - начале 1900-х гг. Чехов Становится признанным литератором, чьи произведения вызывают неизменный отклик читающей публики. Скончался 15 июля 1904 года от туберкулеза, похоронен на Новодевичьем кладбище.

(слайд 5)

V. Работа с текстом. Словарная работа.

Используя словарь Ожегова, определяем, кто такие ХАМЕЛЕОН и НАДЗИРАТЕЛЬ.

Словарная работа. 

Хамелеон – пресмыкающееся теплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде.

Надзиратель - лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением законов и правил.

(слайд 6)

VI. Самостоятельная творческая работа в группах.

О чем говорят фамилии персонажей в рассказе? 1 вариант Хрюкин, 2 вариант Елдырин.

Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.

Очумелов - очуметь "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин - хрюкать (свинья)

Елдырин - ?? лодырь

Жигалов - жигало - партнер за деньги

(слайд 7)

VII. Развитие навыков и умений.

Дать определения терминов. Анализируем текст. Композиция. Художественная деталь.

Классическая композиция текста состоит:

1. Экспозиция (где и когда происходит действие Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

2. Завязка (окровавленный  палец)

3. Кульминация (собака генерала Жигалова?)

4. Развязка (Толпа смеётся над Хрюкиным.)

Внимание к деталям -  шинель, конфискованный крыжовник, окровавленный палец, глаза собаки, полные тоски, сонные физиономии в дверях...

Как Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина? -Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова)

- Какую роль играют эти детали? Найдите их О чём они говорят?

- Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?

(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

2) Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти.

В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

3)Следующая деталь? Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

(слайд 8)

VIII. Развитие навыков и умений. (Интерактивное заполнение таблицы)

Речевая характеристика героев. Соотнесите высказывание и автора. Заполняем таблицу.

Проанализируйте речь.Речь Елдырина (законника) уверенная резкая, полная критики и угроз. Речь Хрюкина менее уверенная, лебезит и ссылаясь на закон требует правосудия.

- В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе? Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь?

(неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?», использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами)

Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью(«Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.

?? Как меняется его взгляд на справедливость?

Взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»

??? Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?

При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.

(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы)

А сколько раз меняет он свой цвет? (Проблемный вопрос - шесть)

Кто же хамелеон?

(слайд 9)

IX. Закрепление материала. (Просмотр видео)

Посмотрите данный видеоматериал и определите, что высмеивается автором рассказа.

?? Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный. Сатира – буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений.

(слайд 10)

Х. Подведение итогов.

Как вы думаете, благодаря каким особенностям Чехову удалось на двух страницах  рассказа так много сказать о жизни и о людях? Каким образом Чехову  удаётся «писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно»?

Запись в тетради: Особенности рассказа Чехова «Хамелеон»

1. Короткое, простое заглавие.

2. «Говорящие фамилии»

3. Очень краткая завязка:

4. .Диалоговое построение рассказов. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.

5. Нет портретной зарисовки персонажей и описательных конструкций.

6. Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики

7. «Художественная деталь», заменяющая подробное описание.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон!, в котором он высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители города хамелеонствуют.

(слайд 11)

XI. Рефлексия.

Составьте синквейн, характеризующий героя

1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)

2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) –  глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна  к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

Домашнее задание. Проектная работа. Инсценировка рассказа Чехова Хамелеон.

На следующем уроке: ТЕСТ по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон

       1.  Художественный приём, к которому прибегает Чехов при создании рассказа:

А) «говорящие фамилии» Б) разговор «глухих» В) художественное преувеличение

  1. Для полицейского надзирателя Очумелова важнее всего:

А) справедливость Б) закон и порядок В) угодить генералу

  1. Характерная черта художественного языка Чехова – это яркая деталь, объясняющая поведение персонажей и особенности их мироощущения. В рассказе «Хамелеон» такой деталью является:

А) новая шинель Очумелова, Б) детали поведения толпы, осмеивающей Очумелова В) палец Хрюкина

  1. Чехов говорит о людях, подобных Очумелову:

А) осуждающе, гневно, Б) насмешливо, с сарказмом, В) с грустью и пониманием

  1. Смысл названия рассказа «Хамелеон» заключён:

А) во внешнем сходстве Очумелова с хамелеоном Б) в том, как раскрывается поведение Очумелова

В) в выборе Чеховым яркого, привлекающего внимание читателей заглавия

  1. Окончательное решение Очумелова, разбирающего историю с Хрюкиным, зависит от того:

А) кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина Б) какое настроение будет у полицейского надзирателя В) что говорит об этом закон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Проект предназначен для учащихся 8 класса. Цель проекта – привлечь внимание учащихся к личности и творчеству А.П.Чехова, актуализировать знания учащихся о рассказах Чехова, полученные в предыдущих кла...

Экскурсия по жизни и творчеству А.П.Чехова (Презентация)

Анто́н Па́влович Че́хов - выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач.За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных пов...

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

"Жизнь и творчество А.П. Чехова"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова "Хирургия"....

Литературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна  Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга. Задачи:Расширени...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....