Урок внеклассного чтения по литературе на тему: "Встреча с И.А. Крыловым и его баснями". 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Фахритдинова, Ихтиярия, Зякариевна

Данная методическая разработка может быть использована в 5 классе на уроках литературы после изучения творчества Ивана Андреевича Крылова с целью: 1) обощить и расширить знания по творчеству И.А.Крылова; 2) научить выражать свои мысли посредством выразительного чтения; 3) нравственно воспитывать и расширить крузор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе  

Урок внеклассного чтения  разработала  и провела  Фахритдинова  Ихтиярия  Зякариевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ Большечирклейской средней школы

Тема: Встреча с И.А. Крыловым и его баснями.

Цели: 1) Обобщить и расширить знания по басням И.А. Крылова;

2) Учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения;

3) Нравственно воспитывать и расширить кругозор.

Оформление: Портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, презентация, мультимедийный проектор.

Эпиграф к уроку:

« Люблю, где случай есть пороки пощипать».   (И.А. Крылов).

                                    Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Слово учителя о писателе, баснописце и драматурге.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как его с любовью называет народ, но басни его не устарели. Они учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. (Слайд)

И.А. Крылов родился в Москве в 1769 году. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из учреждений помощником канцеляриста. Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, человеческим бесправием. (Слайд)

        Будущий писатель не учился в школе, но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал хорошими.  Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

   Жизнь не баловала Крылова и каждый шаг к успеху доставался ему не даром.  Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

  1. Словарная работа.

Басня – это краткий стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, поучительный смысл. (Слайд)

   Крылов написал 205 басен. Он любил Родину и считал своим долгом вести борьбу с несправедливостью и пороками общества, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его главным оружием были басни - маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

  1. Чтение наизусть учащимся  басни «Стрекоза и муравей» на татарском языке. (Слайд)

- В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

    Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

     Мы послушаем и посмотрим инсценировку  басни «Квартет», в которой Крылов отрицательно относится  к царю Александру I, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров он высмеял в басне «Квартет». (Слайд)

  1. Басня  «Квартет». (учащиеся инсценируют басню, в руках инструменты, картонные скрипки, баса, альта).

- Чему учит эта басня? (Разоблачает хвастунов, самоуверенных, берущихся не за свое дело).

- Есть у Крылова басни, в которых нет вывода, но сама сцена, коротенький сюжет заставляют задуматься. (Слайд).

VI. Басня «Демьянова уха» (учащиеся инсценируют басню).

- Какие слова из этой басни часто употребляются в нашей речи? («Сыт по горло», «Катился градом пот», «Ешь или пей до дна», «Ушей ты не жалеешь»). (Слайд).

VII. Выразительное чтение басни наизусть (на выбор).

- Что высмеивает в этой басне автор?

- Каждая басня имеет своих действующих лиц – животных, которые наделены человеческими чертами характера.

 Рассмотрим иллюстрации к басням. Какие  строчки вспоминаются? (Беседа по рисункам детей).

  1.  Викторина по басням Крылова.
  1. В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник? (В Петербурге, В Летнем саду).
  2. Что означает слово «Квартет»? ( В Музыкальное произведение для 4-х инструментов).
  3. Из каких басен взяты строки?

А) Да только воз и ныне там. (Лебедь, щука, рак).

Б) Не оставь меня, кум милый!

     Дай ты мне набраться с силой

    И до вешних только дней

    Прокорми и обогрей! (Стрекоза и муравей).

В) А вы, друзья, как ни садитесь,

   Все в музыканты не годитесь.      («Квартет»).

Г) «Вот друга я люблю!» - вскричал Демьян.     (Демьянова уха).

Д) У сильного всегда бессильный виноват:

     Тому в истории мы тьму примеров слышим,

     Но мы истории не пишем.»               («Волк и ягненок»).

Е) Голубушка! Как хороша!

     Ну что за шейка, что за глазки!

     Рассказывать, так, право, сказки!               («Ворона и лиса»).

  1. Каждый герой басни олицетворяет собой определенные качества. Какие качества олицетворяют волк, ягненок, осел, лиса?

(Злость, коварство, слабость, тупость, хитрость).

  1.  Кроссворд «Басни Крылова».                                              Прочитав «крылатые выражения», написав из каких они басен, вы узнаете их автора.

Вопросы: 1) «Щуку бросили в реку»; 2) «А ларчик просто открывался»; 3) «Слона-то я и не приметил»; 4)» Как белка в колесе»; 5)» Все кажется в другом ошибкой нам»; 6) «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Ответы: 1) «Щука»; 2) «Ларчик»; 3) «Любопытный»; 4) «Белка»; 5) «Обоз»; 6) «Квартет».

Слово учителя.

Сегодня, ребята, вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актер, художник, музыкант.

- Ученик читает стихотворение М.В.Исаковского о Крылове и его баснях.

 Кто не слыхал его живого слова?

 Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и Родина его.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе  

Урок внеклассного чтения  разработала  и провела  Фахритдинова  Ихтиярия  Зякариевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ Большечирклейской средней школы

Тема: Встреча с И.А. Крыловым и его баснями.

Цели: 1) Обобщить и расширить знания по басням И.А. Крылова;

2) Учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения;

3) Нравственно воспитывать и расширить кругозор.

Оформление: Портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, презентация, мультимедийный проектор.

Эпиграф к уроку:

« Люблю, где случай есть пороки пощипать».   (И.А. Крылов).

                                    Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Слово учителя о писателе, баснописце и драматурге.

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как его с любовью называет народ, но басни его не устарели. Они учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. (Слайд)

И.А. Крылов родился в Москве в 1769 году. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из учреждений помощником канцеляриста. Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, человеческим бесправием. (Слайд)

        Будущий писатель не учился в школе, но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал хорошими.  Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

   Жизнь не баловала Крылова и каждый шаг к успеху доставался ему не даром.  Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

  1. Словарная работа.

Басня – это краткий стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, поучительный смысл. (Слайд)

   Крылов написал 205 басен. Он любил Родину и считал своим долгом вести борьбу с несправедливостью и пороками общества, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его главным оружием были басни - маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

  1. Чтение наизусть учащимся  басни «Стрекоза и муравей» на татарском языке. (Слайд)

- В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

    Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

     Мы послушаем и посмотрим инсценировку  басни «Квартет», в которой Крылов отрицательно относится  к царю Александру I, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров он высмеял в басне «Квартет». (Слайд)

  1. Басня  «Квартет». (учащиеся инсценируют басню, в руках инструменты, картонные скрипки, баса, альта).

- Чему учит эта басня? (Разоблачает хвастунов, самоуверенных, берущихся не за свое дело).

- Есть у Крылова басни, в которых нет вывода, но сама сцена, коротенький сюжет заставляют задуматься. (Слайд).

VI. Басня «Демьянова уха» (учащиеся инсценируют басню).

- Какие слова из этой басни часто употребляются в нашей речи? («Сыт по горло», «Катился градом пот», «Ешь или пей до дна», «Ушей ты не жалеешь»). (Слайд).

VII. Выразительное чтение басни наизусть (на выбор).

- Что высмеивает в этой басне автор?

- Каждая басня имеет своих действующих лиц – животных, которые наделены человеческими чертами характера.

 Рассмотрим иллюстрации к басням. Какие  строчки вспоминаются? (Беседа по рисункам детей).

  1.  Викторина по басням Крылова.
  1. В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник? (В Петербурге, В Летнем саду).
  2. Что означает слово «Квартет»? ( В Музыкальное произведение для 4-х инструментов).
  3. Из каких басен взяты строки?

А) Да только воз и ныне там. (Лебедь, щука, рак).

Б) Не оставь меня, кум милый!

     Дай ты мне набраться с силой

    И до вешних только дней

    Прокорми и обогрей! (Стрекоза и муравей).

В) А вы, друзья, как ни садитесь,

   Все в музыканты не годитесь.      («Квартет»).

Г) «Вот друга я люблю!» - вскричал Демьян.     (Демьянова уха).

Д) У сильного всегда бессильный виноват:

     Тому в истории мы тьму примеров слышим,

     Но мы истории не пишем.»               («Волк и ягненок»).

Е) Голубушка! Как хороша!

     Ну что за шейка, что за глазки!

     Рассказывать, так, право, сказки!               («Ворона и лиса»).

  1. Каждый герой басни олицетворяет собой определенные качества. Какие качества олицетворяют волк, ягненок, осел, лиса?

(Злость, коварство, слабость, тупость, хитрость).

  1.  Кроссворд «Басни Крылова».                                              Прочитав «крылатые выражения», написав из каких они басен, вы узнаете их автора.

Вопросы: 1) «Щуку бросили в реку»; 2) «А ларчик просто открывался»; 3) «Слона-то я и не приметил»; 4)» Как белка в колесе»; 5)» Все кажется в другом ошибкой нам»; 6) «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Ответы: 1) «Щука»; 2) «Ларчик»; 3) «Любопытный»; 4) «Белка»; 5) «Обоз»; 6) «Квартет».

Слово учителя.

Сегодня, ребята, вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актер, художник, музыкант.

- Ученик читает стихотворение М.В.Исаковского о Крылове и его баснях.

 Кто не слыхал его живого слова?

 Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и Родина его.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.

Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе на тему "Птица-Гогоь"

Конспект данного урока был разработан автором мини-сайта к открытому уроку по творчеству Н.В.Гоголя с целью дать учащимся дополнительную информаци. о  жизни и творческих этапах этого великого пис...

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

Урок внеклассного чтения по литературе "Мир басен И.А. Крылова"

Методическая разработка предназначена помочь учителям-словесникам, особенно начинающим, составить план урока и провести его содержательно и интересно. Предлагается разнообразный материал по совершенст...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...