Интеллектуальная игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Презентация. 9 класс.
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Харитонова Ольга Николаевна

Материал представляет собой интерактивную художественную презентацию для проведения интеллектуальной игры по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Сценарий рассчитан на участие в турнире 2 команд. Конкурсные задания отличаются большим разнообразием: поэтапное угадывание персонажей, творческие работы (воссоздание записей  воображаемого дневника Мери и Веры), различные викторины и тесты, проблемная дискуссия.  Данный турнир вполне может служить альтернативой зачетному уроку по роману Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_romanu_m._yu._lermontova_geroy_nashego_vremeni_.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальный турнир по роману М.Ю. Лермонтова «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ »

Слайд 2

« ” Герой нашего времени ” - это грустная дума о нашем времени»; это один из тех романов, В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно...» В.Г. Белинский.

Слайд 3

В состязаниях могут принять участие 2 команды . Турнир состоит из разнообразных конкурсов. Указания, касающиеся типа заданий и их оценивания, содержатся на слайдах презентации.

Слайд 4

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Слайд 5

Расположите названия повестей в таком порядке, чтобы была соблюдена хронология изображенных в них событий. Для получения ответа кликните в область «Ответ». ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ

Слайд 6

1. «Бэла». 2. «Максим Максимыч ». 3. «Тамань». 4. «Княжна Мери». 5. «Фаталист». ОТВЕТ

Слайд 7

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Слайд 8

Установите правильные соответствия между названием повести и местом действия в ней. Для получения ответа кликните по строке в правом столбце. За каждое правильно установленное соответствие – 1 балл. ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ

Слайд 9

«Бэла» «Максим Максимыч » «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» Казачья станица Крепость Приморский городишко Владикавказ Пятигорск Кисловодск Крепость Владикавказ Пятигорск Кисловодск Казачья станица Приморский городишко

Слайд 10

ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

Слайд 11

Найдите среди данных цитат деталь портрета Печорина. Каких персонажей характеризуют другие детали? Для получения ответа кликните в область с номером задания левой кнопкой «мыши». ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ № 1

Слайд 12

«…едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его… она произвела на меня неприятное впечатление». «В улыбке его было что-то детское». «… скривил рот на манер улыбки. Такой чудак!» «… печальная и холодная улыбка, вечно блуждающая на губах его…» Персонаж Улыбка № 1 № 2 № 3 № 4 Слепой мальчик Печорин Максим Максимыч Вулич

Слайд 13

Найдите среди данных цитат деталь портрета Печорина. Каких персонажей характеризуют другие детали? Для получения ответа кликните в область с номером задания. ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ № 2

Слайд 14

«Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». «Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли ». «… такие бархатные глаза – именно бархатные… ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в зрачках ». «Они не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Персонаж Глаза № 1 № 2 № 3 № 4 Бэла Вернер Княжна Мери Печорин

Слайд 15

ДИВНО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИЦА

Слайд 16

«...«Бэла», «Максим Максимыч » и «Тамань», отдельно взятые, суть в высшей степени художественные произведения. И какие типические, какие дивно художественные лица – Бэлы, Азамата , Казбича, Максима Максимыча , девушки из Тамани!» В. Г. Белинский.

Слайд 17

Назовите персонаж после ознакомления с информацией. «Стоимость» правильного ответа: тезис № 1 – 3 балла; тезис № 2 – 2 балла; тезис № 3 – 1 балл. Информация открывается последовательными щелчками по слайду. ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ № 1

Слайд 18

«поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов»; «был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу»; «изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа … ». ЭТОТ ГЕРОЙ: ОТВЕТ

Слайд 19

Авангард Леонтьев в роли Вернера (2006) ДОКТОР ВЕРНЕР

Слайд 20

«не любил метафизических прений», зато «имел глубокие сведения в поваренном искусстве»; начинал воинскую службу под командованием генерала Ермолова; имел чин штабс-капитана и по-отечески опекал Печорина. ЭТОТ ГЕРОЙ: ОТВЕТ

Слайд 21

Сергей Никоненко в роли Максима Максимыча (2006) МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Слайд 22

под бешметом всегда носил кольчугу; несмотря на то что «рожу имел самую разбойничью», «ни в какой шалости не был замечен»; был владельцем лошади, которая «славилась в целой Кабарде – и точно лучше этой лошади ничего выдумать невозможно». ЭТОТ ГЕРОЙ: ОТВЕТ

Слайд 23

Арслан Мурзабеков в роли Казбича (2006) КАЗБИЧ

Слайд 24

Назовите персонаж после ознакомления с информацией. «Стоимость» правильного ответа: тезис № 1 – 3 балла; тезис № 2 – 2 балла; тезис № 3 – 1 балл. Информация открывается последовательными щелчками по слайду. ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ № 2

Слайд 25

принадлежал к тем людям, которые «под старость… делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, - иногда и тем и другим»; имел «страсть декламировать», на все случаи жизни у него были «готовые пышные фразы»; по словам Печорина, «не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». ЭТОТ ГЕРОЙ: ОТВЕТ

Слайд 26

Юрий Колокольников в роли Грушницкого (2006) ГРУШНИЦКИЙ

Слайд 27

«вина почти не пил», «была только одна страсть, которой он не таил, - страсть к игре»; имел «вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи»; по мнению Печорина, носил «печать смерти на бледном лице». ЭТОТ ГЕРОЙ: ОТВЕТ

Слайд 28

Александр Соковиков в роли Вулича (2006) ВУЛИЧ

Слайд 29

интересовался музыкой «в медицинском отношении»; «таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован». «страстно любил охоту: бывало, его так в лес и подмывает за кабанами или за козами»; ЭТОТ ГЕРОЙ: ОТВЕТ

Слайд 30

Игорь Петренко в роли Печорина (2006) ПЕЧОРИН

Слайд 31

МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ

Слайд 32

«Каждое слово… так глубоко знаменательно, самые парадоксы так поучительны, каждое положение так интересно, так живо обрисовано! Слог повести – то блеск молнии, то удар меча, то рассыпающийся по бархату жемчуг!» В. Г. Белинский о «Княжне Мери».

Слайд 33

Вставьте ключевое слово в высказывания. Для получения ответа кликните в область «Ответ». Стоимость правильной вставки – 1 балл. ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ № 1

Слайд 34

Любовь, как огонь, без [ чего? ] гаснет. пищи ОТВЕТ

Слайд 35

Без [ кого? ] было бы на свете довольно скучно. дураков ОТВЕТ

Слайд 36

Вставьте ключевое слово в высказывания. Для получения ответа кликните в область «Ответ». Стоимость правильной вставки – 1 балл. ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ № 2

Слайд 37

Из двух друзей один всегда [ кто ? ] другого, хотя ни один из них в этом не признается. раб ОТВЕТ

Слайд 38

О [ что? ] ! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар. самолюбие ОТВЕТ

Слайд 39

ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА

Слайд 40

В.Г. Белинский о «Журнале Печорина»: «Через него самого познакомились мы со всеми изгибами его сердца, со всеми событиями его жизни…»

Слайд 41

Продолжите рассуждения героя. Для получения ответа кликните в область «Ответ». За правильное выполнение задания - 1 балл. ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ № 1

Слайд 42

Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы своей не продам . … ОТВЕТ

Слайд 43

Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно угадывал будет она меня любить или нет. … , ОТВЕТ

Слайд 44

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия . … ОТВЕТ

Слайд 45

Продолжите рассуждения героя. Для получения ответа кликните в область «Ответ». За правильное выполнение задания - 1 балл. ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ № 2

Слайд 46

Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные . … ОТВЕТ

Слайд 47

Я люблю врагов, хотя не по-христиански Они меня забавляют, волнуют мне кровь . … . ОТВЕТ

Слайд 48

Во мне два человека о дин живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его… … : ОТВЕТ

Слайд 49

ПЕЧОРИН +

Слайд 50

«… все лица, - каждое столько интересное само по себе, так полно образованное, - становятся вокруг одного лица, составляют с ним группу, которой средоточие есть это одно лицо…» В. Г. Белинский.

Слайд 51

Выберите категорию вопроса любой стоимости. Вопросы открываются путем наведения курсора на цифру и нажатия левой кнопки «мыши» . Возврат к таблице заданий осуществляется путем нажатия на . ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ

Слайд 52

Персонаж Стоимость ответа Бэла Вера Княжна Мери Ундина 1 1 1 2 2 2 3 3 3 1 2 3

Слайд 53

«Как вы думаете, Максим Максимыч ! устоит ли азиатская красавица против такой батареи?» О чём говорил Печорин? Варианты ответов: о подарках; о своих достоинствах; о вооружении. ОТВЕТ

Слайд 54

Доктор Вернер, говоря о внешности Веры, заметил: «Её лицо меня поразило своей…» Продолжите слова героя. Варианты ответов: красотой; выразительностью; гармоничностью. ОТВЕТ

Слайд 55

Печорин сказал Грушницкому: «Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтобы…» Продолжите слова героя. Варианты ответов: их все любили; их забавляли; им не надоедали. ОТВЕТ

Слайд 56

«В ней было много [чего?]… [Это] в женщинах, как в лошадях, великое дело…» Что имел в виду герой, говоря об Ундине? Варианты ответов: порода; красота; доброта. ОТВЕТ

Слайд 57

По мнению Печорина, Ундина была «далеко не красавица». Какая черта её лица «свела с ума» Печорина? «Правильный нос». С. Светличная в роли Ундины ОТВЕТ

Слайд 58

Перед смертью Бэла «начала печалиться, что она не христианка, и что на том свете душа её никогда не встретится с душой …» Продолжите мысль героини. Григория Александровича». Н. Горовенко в роли Бэлы ОТВЕТ

Слайд 59

Продолжите мысль героя о Вере: «За что она меня так любит? Тем более, что это одна женщина, которая …» меня поняла совершенно, со всеми моими… д урными страстями». Э. Болгова в роли Веры ОТВЕТ

Слайд 60

Продолжите мысль героини о Печорине: «Вы опасный человек! Я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок». …» Е. Лоза в роли Мери ОТВЕТ

Слайд 61

«Нет, она хорошо сделала, что умерла». Что имел в виду Максим Максимыч , говоря так о Бэле? «Ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович её покинул? А это бы случилось, рано или поздно…» ОТВЕТ

Слайд 62

В письме Печорину Вера написала: «… я никогда не буду любить другого…» Как героиня пояснила свою мысль? «… Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, что-то гордое и таинственное…» ОТВЕТ

Слайд 63

«Я часто себя спрашиваю: зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?» Как герой ответил на вопрос, заданный самому себе? «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге…» ОТВЕТ

Слайд 64

Наблюдая за Ундиной, покидающей Тамань, Печорин задаётся вопросом: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» Далее герой сравнивает себя с камнем. В чем суть сравнения? «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» ОТВЕТ

Слайд 65

СУДИТЕ САМИ

Слайд 66

Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец !.. И то и другое будет ложно.

Слайд 67

Выскажите свое мнение о герое в свободной форме. ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ

Слайд 68

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Слайд 69

Отвечая на вопрос, выберите нужную реалию из ряда представленных. Вопросы появляются, если кликнуть по слайду. Для получения ответа кликните в область «Ответ». ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ № 1

Слайд 70

А. Пушкин И.-В. Гёте В. Шекспир В. Скотт Дж. Байрон Стихи этого поэта цитировал Печорин: «Последняя туча рассеянной бури…» А. Грибоедов ОТВЕТ

Слайд 71

А. Пушкин И.-В. Гёте В. Шекспир В. Скотт Дж. Байрон Произведения этого автора читала в оригинале княжна Мери. А. Грибоедов ОТВЕТ

Слайд 72

А. Пушкин И.-В. Гёте В. Шекспир В. Скотт Дж. Байрон Исторический роман этого писателя Печорин читал в крепости. А. Грибоедов ОТВЕТ

Слайд 73

А. Пушкин И.-В. Гёте В. Шекспир В. Скотт Дж. Байрон Печорину показалось, что «ундина» похожа на героиню романа этого автора. А. Грибоедов ОТВЕТ

Слайд 74

Отвечая на вопрос, выберите нужную реалию из ряда представленных. Вопросы появляются, если кликнуть по слайду. Для получения ответа кликните в область «Ответ». ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ № 2

Слайд 75

А. Пушкин И.-В. Гёте А. Грибоедов В. Шекспир В. Скотт Дж. Байрон «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить её, как Александр Великий или…» ОТВЕТ

Слайд 76

А. Пушкин И.-В. Гёте В. Шекспир В. Скотт Дж. Байрон Доктора Вернера молодежь называла именем персонажа этого автора. А. Грибоедов ОТВЕТ

Слайд 77

А. Пушкин И.-В. Гёте В. Шекспир В. Скотт Дж. Байрон А. Грибоедов Этого автора цитирует Печорин: «А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников – я не из их числа». ОТВЕТ

Слайд 78

А. Пушкин И.-В. Гёте В. Шекспир В. Скотт Дж. Байрон Вернер имел такой же физический недостаток, какой был у этого литератора. А. Грибоедов ОТВЕТ

Слайд 79

Подведение итогов турнира по роману М. Ю. Лермонтова «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ »

Слайд 80

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

Слайд 81

Представьте, что Мери и Вера вели каждая свой дневник . Воссоздайте одну-две странички из дневника Мери. Например, опишите эпизод «спасения» на бале или размышления героини, последовавшие за объяснением Печорина в заключительной части повести. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 82

Представьте, что Мери и Вера вели каждая свой дневник . Воссоздайте одну-две странички из дневника Веры. Например, опишите увиденный ее глазами «роман» Печорина с Мери. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 83

Создатель сценария и презентации - учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия им. И.А. Бунина г. Воронежа Харитонова Ольга Николаевна

Слайд 84

При создании данного продукта были использованы следующие материалы: Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Предисловие В.А. Мануйлова. Комментарии В.А. Мануйлова и О.В. Миллер. – СПб.: Академический проект, 1996. – 371 с. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. С.-Петербург. 1840. Две части/ Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу (Б-ка «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). – М.: Современник, 1988.

Слайд 85

При создании данного продукта были использованы следующие материалы: Харитонова О.Н. «Герой нашего времени». Интеллектуальная игра по одноименному роману М.Ю. Лермонтова. 9 класс // Литература в школе. – 2009. - № 7. – С. 40 – 45. Харитонова О.Н. Сборник литературных игр для учащихся 5 – 9 классов. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 349 с. – (Библиотека учителя). – С. 304 – 319.

Слайд 86

Для оформления слайдов использованы кадры из художественных фильмов «Герой нашего времени» (2006, режиссер – А. Котт ) и «Герой нашего времени. Тамань» (1965, режиссер – С. Ростоцкий ) из следующих интернет-источников : 1) https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/3024/foto/ 2) https://www.kinopoisk.ru/film/160896/stills/ 3) https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1360/foto/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература.Самостоятельная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)

Самостоятельная работа по главам "Максим Максимыч" и "Бела" состоит из 4 вариантов по 4 вопроса в каждом....

Контрольная работа по литературе: "Биография М.Ю. Лермонтова и роман "Герой нашего времени" (9 класс).

Задача контрольной работы - проверить знания учащихся о биографии поэта и романе "Герой нашего времени". Контрольная работа содержит тестовые задания и задания с кратким ответом. В работе 2 ...

Модульные карточки к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 9 класс

Модульные карточки к уроку по главам романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", предназначенные для индивидуальной, парной, коллективной работы. Здесь же есть дополнительный материал, отв...

Фотоотчёт "Интеллектуальная игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский" - 6А класс.

Известно, что участие в интеллектуальных играх позволяет школьникам мобилизовать все свои знания: думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило,...

Интеллектуальная игра по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Презентация. 8 класс.

Размещённый контент представляет собой интерактивную художественную презентацию для проведения интеллектуального турнира по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Сценарий рассчитан на уча...

Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс

Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс...