"Методическая разработка дистанционного курса на основе Online- и offline-консультаций для подготовки учащихся ЕГЭ по литературе»
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс)

Аксеновская Елена Михайловна

 

"Методическая разработка дистанционного курса на основе

Online- и offline - консультаций для подготовки учащихся ЕГЭ по литературе»

Технологии Обучения»

Аннотация

 

Курс разработан в соответствии с обязательным минимумом содержания и образовательным стандартом, с учетом «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по литературе» и «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по литературе».

 

Курс «Литература. Подготовка к ЕГЭ-2013» является дистанционным курсом.

 (рис.1)

Курс представляет собой открытый (для изменений и дополнений) ресурс, содержащий:

- вопросы, соответствующие формату ЕГЭ по литературе, способствующие погружению в историко-литературную ситуацию и её анализу,

- пакет дополнительных материалов (литературоведческие и критические статьи, полезные ссылки, список литературы по проблеме);

 - задания.

Количество учебных часов – 140

2. Материально-техническое оснащение курса

 Курс создан на основе Online- и offline-консультации. - это онлайн продукт, позволяющий создавать курсы, базирующиеся в Internet.

Курс создан для поддержки учителей-филологов методическими ресурсами по подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе, а также для учащихся как открытый виртуальный образовательный ресурс.

 

 Во всех темах курса используются следующие информационные источники:

• ресурсы,

 •ссылки на Интернет-ресурсы,

 •графические файлы,

 •мультимедийные объекты,

 •аудиофайлы,

• видеофайлы.

 

Модуль «Ресурс» - позволяет загрузить в оболочку курса любой файл (текстовый, аудио, видео и т.п.), а также ссылку на электронный адрес.

 Ресурс может служить основой для проведения учебного исследования, для самостоятельного изучения материала и т.д. (рис.2)

 

 Модуль «Задание» - позволяет оценить и прокомментировать результаты работы учеников при ответе на вопросы С1-С4. Записи в задании каждого ученика доступны только учителю и этому ученику, поэтому задание удобно использовать как средство индивидуальной коммуникации «учитель-ученик», необходимой коррекции ответа, комментарии учителя. (рис. 3)

Модуль «Тест» является элементом контроля, позволяет создавать вопросы разных типов (вопросы на установление соответствия (В4), вопросы с конструируемым ответом (В1- В7). (рис. 4)

Учитель имеет возможность просмотреть подробный протокол прохождения теста учеником и получить такие сведения, как время работы с тестом, количество попыток, потребовавшихся ученику для прохождения теста и др. (рис. 4.1)

Цели и задачи Курса

Курс обеспечивает повторение и углубление учебного содержания на профильном уровне курса литературы общеобразовательной школы и приобретение устойчивых навыков в соответствии с обязательным минимумом содержания и образовательным стандартом.

Все задания, направленные на отработку вопросов С1-С4, ориентированы на закрепление понимания и умения анализировать и адекватно интерпретировать произведения, изучаемые в школе.

Задания, направленные а отработку вопросов С5, являются основными, они представлены широким кругом возможных тем, в которых ученик может выразить знание литературного произведения, понимание его проблематики и авторской позиции, личное отношение к прочитанному.

Основной целью курса является формирование следующих умений:

− умение определять тему, идею и основную проблему художественного произведения;

− умение определять конкретно–историческое и общечеловеческое значение художественного произведения;

− понимание теоретико–литературных понятий и терминов;

 − умение применять при анализе художественного произведения сведения по теории и истории литературы: средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, антитеза, гротеск, аллегория и т. д.); структурообразующие элементы художественного текста (система образов, сюжет, композиция, внесюжетные элементы) и т. д.;

− умение пользоваться необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания.

 

4. Последовательность основных разделов (тем) курса (рис. 5)

Содержание и структура курса соответствует перечень элементов содержания проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, и составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования.

Содержание основных разделов:

Теория и история литературы. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Методическая разработка дистанционного курса на основе

Online- и offline-консультаций для подготовки учащихся ЕГЭ по литературе»

Ислентьева Тамара Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ № 9 г. Тулуна

2021 г.

«Технологии Обучения»

Аннотация

Курс разработан в соответствии с обязательным минимумом содержания и образовательным стандартом, с учетом «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по литературе» и «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по литературе».

Курс «Литература. Подготовка к ЕГЭ-2013» является дистанционным курсом.

 (рис.1)

Курс представляет собой открытый (для изменений и дополнений) ресурс, содержащий:

- вопросы, соответствующие формату ЕГЭ по литературе, способствующие погружению в историко-литературную ситуацию и её анализу,

- пакет дополнительных материалов (литературоведческие и критические статьи, полезные ссылки, список литературы по проблеме);

 - задания.

Количество учебных часов – 140

2. Материально-техническое оснащение курса

 Курс создан на основе Online- и offline-консультации. - это онлайн продукт, позволяющий создавать курсы, базирующиеся в Internet.

Курс создан для поддержки учителей-филологов методическими ресурсами по подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе, а также для учащихся как открытый виртуальный образовательный ресурс.

 Во всех темах курса используются следующие информационные источники:

• ресурсы,

 •ссылки на Интернет-ресурсы,

 •графические файлы,

 •мультимедийные объекты,

 •аудиофайлы,

• видеофайлы.

Модуль «Ресурс» - позволяет загрузить в оболочку курса любой файл (текстовый, аудио, видео и т.п.), а также ссылку на электронный адрес.

 Ресурс может служить основой для проведения учебного исследования, для самостоятельного изучения материала и т.д. (рис.2)

 Модуль «Задание» - позволяет оценить и прокомментировать результаты работы учеников при ответе на вопросы С1-С4. Записи в задании каждого ученика доступны только учителю и этому ученику, поэтому задание удобно использовать как средство индивидуальной коммуникации «учитель-ученик», необходимой коррекции ответа, комментарии учителя. (рис. 3)

Модуль «Тест» является элементом контроля, позволяет создавать вопросы разных типов (вопросы на установление соответствия (В4), вопросы с конструируемым ответом (В1- В7). (рис. 4)

Учитель имеет возможность просмотреть подробный протокол прохождения теста учеником и получить такие сведения, как время работы с тестом, количество попыток, потребовавшихся ученику для прохождения теста и др. (рис. 4.1)

Цели и задачи Курса 

Курс обеспечивает повторение и углубление учебного содержания на профильном уровне курса литературы общеобразовательной школы и приобретение устойчивых навыков в соответствии с обязательным минимумом содержания и образовательным стандартом.

Все задания, направленные на отработку вопросов С1-С4, ориентированы на закрепление понимания и умения анализировать и адекватно интерпретировать произведения, изучаемые в школе.

Задания, направленные а отработку вопросов С5, являются основными, они представлены широким кругом возможных тем, в которых ученик может выразить знание литературного произведения, понимание его проблематики и авторской позиции, личное отношение к прочитанному.

Основной целью курса является формирование следующих умений:

− умение определять тему, идею и основную проблему художественного произведения;

− умение определять конкретно–историческое и общечеловеческое значение художественного произведения;

− понимание теоретико–литературных понятий и терминов;

 − умение применять при анализе художественного произведения сведения по теории и истории литературы: средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, антитеза, гротеск, аллегория и т. д.); структурообразующие элементы художественного текста (система образов, сюжет, композиция, внесюжетные элементы) и т. д.;

− умение пользоваться необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания.

4. Последовательность основных разделов (тем) курса (рис. 5)

Содержание и структура курса соответствует перечень элементов содержания проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, и составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования.

Содержание основных разделов:

  1. Теория и история литературы. (5 часов)
  2.  Древнерусская литература. (2 часа)
  3.  Литература VIII века (2 часа)
  4. Литература первой половины XIX века (22 часа)
  5. Литература второй половины XIX века (40 часов)
  6. Литература конца XIX - начала XX веков. (28 часов)
  7. Литература первой половины XX века. (25 часов)

 8. Литература второй половины XX века. (16 часов)

5. Методика преподавания на курсе.

Дистанционный Курс – это открытая и гибкая структура, позволяющая учителю формировать индивидуальные траектории для своих учеников.

Специальная виртуальная среда курса включает в себя не просто набор учебных модулей, но и позволяет расширять и добавлять различные ресурсы, а также реализовать широкий спектр дополнительных возможностей и нетрадиционным образом организовать работу учащихся.

Оболочка позволяет учителю проконтролировать активность учеников за любой период времени. Учитель может получить информацию о том, какие ресурсы посещал ученик, сколько времени затратил на выполнение тестовых заданий, выбрал ли сразу правильные ответы или действовал методом перебора и т.д. Таким образом, используя курс, учитель может составить представление о характере деятельности ученика и учитывать это при дальнейшем учебном взаимодействии с ним.

К одной из важнейших особенностей педагогической стратегии курса следует отнести повторное и нередко многократное обращение ученика к своей работе для ее исправления и учета замечаний учителя. По результатам проверки работ учитель может дать ученику дополнительное задание и/или провести с ним занятие по коррекции знаний.

Учебная среда курса обеспечивает возможность добавления/изменения материалов, что позволяет учителю своевременно проводить системную коррекцию содержательных разделов курса с учетом проводимых ежегодных изменений в КИМах. Для ученика информационная среда курса предлагает в рамках одной темы выбор способа изучения/повторения учебного материала. Например, тексты художественной литературы представлены в виде он-лайн текстов, аудиокниги, экранизации художественного произведения.

Методы и формы обучения: 

  1. Он-лайн урок в режиме реального времени, которую проводит учитель курса с использованием программ конференц-связи (Skype ,i-chat и др.), программ, ресурсов, сайтов, обеспечивающих наглядность исследуемого литературного материала (Open Meetings, TeamViewer, PiratePad).
  2. Самостоятельная работа ученика с материалами, выложенными в специальной учебной среде. На данном этапе ученик имеет возможность обратиться за консультацией к учителю (в режиме отложенного времени).
  3. Индивидуальное взаимодействие учителя и ученика по результатам проверки учителем работ учеников, включающей написание рецензии к каждой работе.
  4.  Групповое учебное взаимодействие учеников курса через форумы.
  5. Проектная деятельность (создание виртуального словаря терминов и понятий, создание сборника основных литературных цитат т.п.).

  1. Организация процесса обучения 

Предусмотрены индивидуальные занятия в режиме реального времени (чат, Интернет-телефония), направленные на коррекцию и углубление знаний, а также он-лайн уроки в отложенном режиме времени.

 Курс можно использовать в учебном процессе довольно широко, например:

  • как ̆путеводитель по базовой программе по литературе для самоподготовки;
  • как богатую систематизированную базу тренировочных упражнений закреплению навыков;
  • как ресурс, в котором дается информация о различных теоретических разделах литературы.

Таким образом, использование курса позволяет существенно расширить возможности организации учебного процесса.

Дистанционный курс расположен по адресу: здесь https://nsportal.ru/node/add/book-s 

Приложение.

Теория и история литературы

 Рис.1 (Таблица № 1)

Название темы

ЭОРы

1

Типовая задача №1 (проза)

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_1 

2

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_2 

3

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_3 

4

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_4 

5

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_5 

6

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_6 

7

Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы

Основные направления литературы

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_7 

8

Лирические произведения. Основные термины и понятия

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_10 

9

Лирические произведения. Основные термины и понятия

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_11 

10

Лирические произведения. Основные термины и понятия

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_12 

11

Лирические произведения. Основные термины и понятия

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_13 

12

Лирические произведения. Основные термины и понятия

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/zadacha_14 

Тестовые задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дистанционного курса на основе LMS Moodle для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе

Дистанционный Курс создан на основе платформы Moodle - это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet.Дистанционный Курс создан для поддержки учителей...

Авторская методическая разработка элективного курса "Основы подготовки к ГИА"

Авторская методическая разработка элективного курса. Целью которого является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации....

Методическая разработка Дистанционного курса «Каркасная игрушка, вязанная крючком» срок реализации – 3 недели, возраст 12-14 лет

Современные дети хотят сделать массу дел. Многие обучающиеся занимаются в нескольких объединениях. Но, как успеть везде?     ...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Методическая разработка тестовых заданий по теме "Окислительно-восстановительные реакции" для подготовки учащихся к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ

Тема "Окислительно-восстановительные реакции" является важной и сложной в курсе химии 8-11 классов. Поэтому в спецификации экзамена по химии, как ОГЭ, так и ЕГЭ, предусмотрены несколько вопр...

Разработка дистанционного курса в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE

Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих дистанционные курсы по дисциплинам (модулям) в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE....