Урок литературы в 7 классе по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Волкова Елена Алексеевна

Урок в 7 классе по рассказу Тургенева "Бирюк" предполагает знакомство с терминологией, героями, авторской идеей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_turgenevu_biryuk.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Тема: Средства создания художественного образа: «Бирюк»

Задача: обогащать знания учащихся о творчестве Тургенева, учить на основе фрагмента определять средства создания художественного образа, воспитывать интерес к литературному чтению..

Цели:

  1. Образовательная: закрепить знания учащихся о содержании рассказа «Бирюк», обучать умению определять авторскую мысль и оценивать происходящее, делать вывод.
  2. Развивающая: обучать умению составлять характеристику персонажа с учетом портрета, речи, поступков.
  3. Воспитательная: формировать творческий подход к заданию, воспитывать умение давать объективную оценку своей работе.

Формирование УУД:

- регулятивные (принимать и сохранять учебную цель и задачу – знать и оценивать происходящее, объективно оценивать свою работу; вносить соответствующие коррективы в  ее выполнение)

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока: проверка готовности (есть тетради, учебники, ручки – поднялись в гору)

  1. Подготовительный этап: что мы знаем о творчестве писателя? (записать в тетради тему и написать слова, относящиеся к Тургеневу и его творчеству). Затем каждый зачитывает по 1 словосочетанию/факту, и остальные оставляют лишь то, что не названо) – поднялись еще на 1 шаг.
  2. Работа с понятиями и терминами: пейзаж, портрет, речь, поступки героя, деталь.
  3. Выслушиваем по 1 человеку, готовому объяснить  любой термин
  4. Распределение заданий: найти в тексте материал к термину. Отметить его карандашом. Зачитать. Прокомментировать. - поднялись еще на 1 шаг.
  5. Делаем вывод: какие авторские средства помогают нам понять характер героя? – кто дает полный разумный ответ – поднимается на 1 шаг
  6. Подведение итогов:

- что давалось легко?

- что вызывало затруднения?

- что вы считаете самым важным при создании

Система оценивания (поднимаемся выше – в гору) – рисуется на доске

  1. Готовность к уроку – оценка 3
  2. Работа с терминами – без ошибок – 5, с ошибками – 4
  3. Работа с текстом, комментарий – 6 (5)
  4. Вывод – 7(8) поощряется активность, точность высказывания, быстрота реагирования

Д/з: дочитать рассказ «Бирюк»

Пейзаж – изображение природы, которое несет информативно-эстетическую нагрузку и создается при помощи языковых средств

Портрет - одно из средств художественной характеристики, раскрытия характера героев и авторского отношения к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений.

Деталь - значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую нагрузку

Речь героя – средство создания художественного образа, особенности речи героя художественного произведения: манера речи, словарный запас, культура речи

Поступки героя в литературе – действия, которые совершает герой и которые позволяют сделать вывод о его характере


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...